0

Окончательный закат украинской боевой авиации произошел 27 июля 2002 года. Трагедия в Скнилове поставила жирный крест на полетах. Тогда, во время показательного выступления, потерпел крушение самолет Су-27. В результате погибло 77 человек. Я сейчас не буду разбирать причины произошедшего и варианты того, как можно было избежать жертв. Хочу лишь сказать, что после катастрофы командование приняло решение практически полностью заморозить все полеты. Горечь заключается в том, что пилоты для поддержания квалификации должны летать практически ежедневно. Не раз в год пару часиков, а постоянно. Именно на своем самолете. Конечно, пилот Су-27 поднимет в воздух и МиГ, и какую-нибудь гражданскую Сессну. Но эффективнее всего он будет действовать именно за штурвалом своей птички. Это как за рулем автомобиля, вроде все то же самое, но много особенностей: разные габариты, радиус поворота, отклик руля, и далее по списку. Просто прокатиться – одно, а в экстремальной ситуации доскональное знание всех нюансов может очень сильно выручить. С этим разобрались. До лета 2002-ого самолеты летали значительно чаще. Недостаточно, но хоть как-то. После – перестали в принципе. Истребители законсервировали, склады с вооружением опечатали, а экипажи посадили писать бумажки.

Авиация для чайников

Военная авиация – это дело сложное. Необходимо доводить навыки пилотов, штурманов и наземный персонал до автоматизма. Секунда на размышления – слишком много, может стоить жизни. Там нет времени думать. Каждый должен знать, что он делает, принимать решения за доли секунды и быть уверенным во всем механизме громоздкого аппарата под названием ВВС. Необходимо регулярно оттачивать навыки пилотирования, поражения воздушных и наземных целей, взаимодействия с машинами в воздухе, с операторами на земле, с ПВОшниками и другими родами авиации. Только постоянные тренировки всего личного состава могут дать максимальную эффективность.

Самолеты должны летать. А когда самолеты летают, они еще и падают. Та же аналогия с автомобилями. Посмотрите статистику, сколько аварий происходит ежедневно? Авиация в этом плане значительно безопаснее. В процентном соотношении авиа-крушений всегда было гораздо меньше, чем ДТП. Но они были. Они должны быть. Это нормально. Самолеты не падают только тогда, когда не летают. И мы прекратили полеты, чтобы выправить статистику. Ни одного рухнувшего истребителя с августа 2002-ого до мая 2014-ого. Сами понимаете, почему.

Сейчас я образно обрисовал ту глобальную яму, в которой оказались ВВС Украины к началу войны. Логично было бы спросить, зачем вообще такая авиация? Дорого и не эффективно. С задачами разведки должны справится беспилотники, огневую поддержку предоставит артиллерия, небо пусть защищают зенитно-ракетные комплексы. Правильно? Нет, не правильно.

У ВВС Украины есть один плюс, который перекрывает все вышесказанное. У нас есть боевая авиация. Этого достаточно. Пусть пилотам не хватает практических навыков, пусть самолеты не летают над фронтом и не бомбят позиции врага. Но они есть. Они могут взлететь и взлетят, когда польза будет превышать риск потерять самолет. Сейчас объясню подробнее.

Российские войска запустили на территорию Украины зенитно-ракетные комплексы «Бук». Только от того, что у нас есть авиация. А «Бук» – это не танк с ракетой. Комплекс состоит из множества машин. В число входит командный центр, радиолокационные станции и собственно пусковые установки. Все эти машины могут находится на расстоянии многих километров друг от друга. Для них необходимы квалифицированные командиры, операторы, механики и техники, очень много ГСМ, запчасти для ремонта, охрана, пайки для персонала и прочие ресурсы. И все из-за того, что у нас есть авиация. А теперь прикиньте затраты на содержание вот этого всего, и скажите мне, действительно ли так уж дешево сбить самолет ракетой?

Далее у боевиков есть различные ПЗРК. Хочу отметить, что для истребительной, бомбардировочной и транспортной авиации они вообще никакой угрозы не представляют. Только на взлете и посадке. Но самолет не должен садится в опасной зоне, если охрана аэродрома не в состоянии обеспечить отсутствие врага в радиусе пяти километров. Штурмовики Су-25, которые стоят у нас на вооружении, способны выдерживать огромное количество попаданий. Тепловые ловушки, если на них не экономить, тоже очень эффективно выполняют свою работу. Множество примеров живучести этих птичек предоставили войны в Афганистане и Чечне. Представьте себе картину: по самолету выпустили ракет пятнадцать, три из них даже попали, а он преспокойно отбомбился и полетел на базу. Как себя должен чувствовать боевик Д/ЛНР? Правильно, в следующий раз он вообще бросит нафиг ту же «Стрелу» и побежит прятаться. Все равно стрелять без толку.

Авиация для чайников

Еще я заметил, что люди не правильно понимают роль тех же «Буков» и других ЗРК среднего и большого радиуса действия. Это не плотный щит от атак с воздуха. Без перехватчиков, стоящих на вооружении ПВО, все эти радиолокационные станции и пусковые установки – легкая мишень. Даже с тем, что сейчас есть на украинских аэродромах можно без крупных потерь зачистить территорию Д/ЛНР от «Буков». Немного фантазий, как могло бы быть. Пара Су-25 вылетает на штурмовку колонны гуманитарной помощи и одновременно выступает в роли приманки. Пока двадцать пятые крошат белые танки в винегрет, сверху кружит звено Су-27 с целью засечь «Бук». У нас есть самонаводящиеся ракеты, предназначенные для подавления РЛС противника. Можно еще прицепить на истребители модули РЭБ, если не всё продали. По результату должна быть уничтожена колонна и «Бук» без потерь с нашей стороны. Что я хочу сказать: в условиях отсутствия прикрытия с воздуха любой зенитно-ракетный комплекс выступает в роли жертвы, которая может дать сдачи. Не более того. Они способны устраивать засады и сбивать самолеты, но как только на них объявят охоту… Я не заявляю, что так уж просто найти и уничтожить самоходный ЗРК. У ПВОшников есть свои трюки, много трюков. Но авиация всегда побеждала. Кто контролировал небо, тот контролировал и землю. Бой за господство в воздушном пространстве происходит именно между истребителями, а ЗРК могут лишь склонить чашу весов в одну из сторон. Тут стоит вспомнить Югославию. 27 марта 1999 при помощи ЗРК С-125 был сбит F-117 «Stealth». Из события сделали много шуму и антипиара для американского истребителя, который не умел летать прямо. Но почему-то на постсоветском пространстве очень редко упоминают, сколько именно ЗРК было уничтожено авиацией НАТО. Я вам могу ответить – практически все, а их там было предостаточно. Что не уничтожила авиация, то добили сухопутные войска. Вот вам и ракетный щит. А так же превосходная, хоть и утрированная иллюстрация моих выводов.

Но сейчас мы не летаем над линией фронта и уж тем более в тыл врага. Во-первых, люди еще не поняли, что война. Каждый сбитый самолет будет аукаться огромным кипишем и воплями о зраде. А во-вторых, наверняка на российской территории близь границы уже сконцентрированы ЗРК дальнего радиуса действия вместе с истребителями, перехватчиками и авиационными комплексами радиообнаружения и наведения. А это уже как летом. Из России стреляют, а нам подавлять огневые точки с той стороны никак нельзя. Поэтому выгоднее не летать вовсе. Хотя, я думаю, в тылу пилоты нагоняют упущенное за все годы.

Еще я понял, что люди переоценивают значение беспилотников. Да, это отличные разведчики, пока их мало. Они действуют эффективно лишь потому, что всем плевать на радиоуправляемые модельки с камерами. Как только они начнут представлять реальную угрозу, поверьте, ни один БПЛА линию фронта не пересечет. Первая уязвимость – дистанционное управление. Нет сигнала – нет аппарата. Забить помехами все частоты подряд может даже обычный радиолюбитель, а россияне нагнали новых комплексов радиоэлектронной борьбы. Чтоб обойти такие препятствия нужна очень крутая электронная начинка. Цена БПЛА тут же взлетает, как доллар в России. И вот модельку уже становится жалко потерять, потому неплохо бы озаботится ее безопасностью. Жизненно важно летать выше и быстрее. Крутой движок, хороший планер, алюминий и композиты вместо фанеры и пенопласта. А значит необходимо прицепить еще и очень хорошую оптику вместо обычной вебки. Цена опять растет в геометрической прогрессии. Тут уже и «Стрелой» выгодно сбивать. Остается понизить заметность, прилепить тепловых ловушек и т. п. Вот и получается, что хороший беспилотник стоит как плохой самолет, а остальное не более чем понты. И наши БПЛА эффективны потому, что им разрешают быть таковыми.

В свете всего вышесказанного. Сам факт наличия боевой авиации уже является серьезным сдерживающим фактором и крупной финансовой дырой для противника. А ведь наши толком и не летали еще. Показали, что могут, и успокоились. Никакие ЗРК и БПЛА, не смотря на огромную пользу, не смогут заменить ВВС, даже практически разрушенные, как у нас. Но при полномасштабном вторжении РФ сдерживать натиск не получится хотя бы из-за того, что у них численное превосходство. Обогнать бывшую метрополию по количеству машин в обозримом будущем вряд ли выйдет. Значит нужно брать качеством. И начинать перекраивать ВВС необходимо уже сейчас.

Мы все прекрасно видим, как добровольцы дают про*****ся элите армии РФ. Пилоты ведь не исключение. Они такие же храбрые бойцы. Представьте, что смогут творить наши соколы на современной авиатехнике при достаточных тренировках? Не стоит экономить на армии, и уж тем более на авиации.

Клейменов Михаил

Источник — http://petrimazepa.com/greenlight/kettle.html

Александр Лапада
Подписаться
Уведомить о
guest

147 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account