Альтернативные штурмовики Су-21. СССР

5

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.

Штурмовик Су-21 является развитием истребителя-перехватчика Су-15, который в свою очередь ведет происхождение от истребителей-перехватчиков с треугольным крылом Су-9 и Су-11. Работы над Су-15 (внутреннее обозначение Т-58) начались в ОКБ П. О. Сухого в начале 1960-х годов, а в августе 1963 года комплекс перехвата Т-58-8М1, в состав которого входили радар и ракеты класса воздух-воздух, вышел на государственные испытания.

В 1966 году на новосибирском авиазаводе началось серийное производство, и 6 марта 1966 года первый предсерийный Су-15 совершил свой первый перелет из Новосибирска. После того как службами НАТО был обнаружен этот новый самолет, ему было присвоено обозначение Flagon (графин). В то время пока Су-15 находился в серийном производстве, его конструкция постоянно совершенствовалась; был разработан ряд ее улучшений, который затем был внедрен в новых производственных сериях этого перехватчика.

В 1969 году под влиянием войны во Вьетнаме и понимания, что на современном поле боя необходимы самолеты-штурмовики, ОКБ Сухого начало исследовать варианты нового самолета непосредственной поддержки. Одним из вариантов был проект самолета, являвшегося развитием истребителя-перехватчика Су-15, названный Т-58Ш (штурмовик).

В основу проекта Т-58Ш был положен фюзеляж Су-15 с использованием двух турбореактивных двигателей Р-13-300 (главный конструктор Сергей Алексеевич Гаврилов). Остальные части самолета получили серьезные изменения. Среди них были совершенно новые крыло и хвостовое оперение: вместо первоначально использовавшегося треугольного крыла на Т-58Ш должно было быть применено трапециевидное крыло с углом стреловидности передней кромки 40º. Затем в ходе дальнейших работ по проекту оно было заменено на крыло с малым углом стреловидности.

Вертикальное оперение было сохранено без изменений, а горизонтальное получило увеличенную площадь. Основные стойки шасси были усилены, носовая из одноколесной стала двухколесной и убиралась поворотом назад. Значительным изменениям подверглась носовая часть фюзеляжа. Вместо стоявшего на перехватчике крупного обтекателя РЛС новая ударная машина получила носовую часть со значительным наклоном, обеспечивавшим пилоту отличный обзор вперед-вниз. В новой носовой части размещались лазерный дальномер-целеуказатель «Фон» и антенна системы наведения ракет. Под носовой частью был размещен доплеровский прицел, а в кабине пилота оптический прицел АСП-ПФ-Б-7, работавший совместно с радиодальномером СРД-5М, и бомбардировочный прицел РБК-3. Кабина пилота была полностью бронированной, также получила защиту нижняя часть фюзеляжа в районе размещения двигателей. Протектированные топливные баки самолета емкостью 4500 кг размещались в фюзеляже и крыле.

Еще одной новинкой, примененной на Т-58Ш, стала недавно разработанная шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30А (9A-621; конструкторы Василий Петрович Грязев и Аркадий Георгиевич Шипунов). Эта превосходная шестиствольная пушка была оснащена пневматической системой перезарядки и раскрутки стволов (в американских многоствольных пушках, например M61 Vulcan, использовался электрический привод) и, стреляя 30-мм снарядами, достигала ошеломляющей скорострельности 5000 выстрелов в минуту. Перенос части топлива из фюзеляжа в имевшие большое внутреннее пространство консоли крыла позволил разместить в нижней части корпуса самолета (за передней носовой стойкой) пушку и боезапас к ней, составлявший 300 снарядов.

Об эпопее с установкой этого мощного орудия на самолет следует рассказать особо. В первое время с отладкой орудия на самолете возникло множество проблем. В результате первых испытаний в воздухе выяснилось, что ударные и частотные характеристики, полученные при стрельбе из ГШ-6-30А на земле, не соответствуют тому, что имеет место в воздухе. Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что после очереди из 25 снарядов все приборы в кабине отказали. В дальнейших испытательных полетах бывали случаи деформации и даже срыва щитков передней опоры шасси, из-за сильных вибраций буквально рассыпался патронный рукав и отказывало РЭО в закабинном отсеке.

Чтобы уменьшить влияние пушечной трассы на конструкцию, ось пушки наклонили вниз на 1º13′. Доводкой артсистемы занималось Тульское ЦКБ и группа вооружения «Зенита» с привлечением специалистов НИИ авиационных систем, ведавшего «огневыми» вопросами и проводившего на полигоне в подмосковном Фаустово контрольные отстрелы и эксперименты.

Возможности орудия и сила огня мало кого оставляли равнодушными. Даже при наземных отработках «шестистволки» при стрельбе у присутствующих возникало желание присесть и закрыть уши руками, настолько впечатляющим было ее действие. Стрельба из нее даже на слух не была похожа на обычную очередь – ощущался лишь один оглушающий раскатистый удар, за пару секунд выбрасывавший в цель стокилограммовый залп.

Летчик-испытатель В. Н. Кондауров так вспоминал свою первую стрельбу из ГШ-6-30А:

«Стоило мне, наложив центральную марку на воздушную цель, нажать гашеткой на кнопку стрельбы, как раздалось такое «ТР-Р-Р-Р-ЫК», что я невольно отдернул руку. От стрельбы самолет весь затрясся и чуть ли не остановился от сильной отдачи пушечной установки. Беспилотная мишень, только что выполнявшая впереди меня вираж, буквально разлетелась на куски. Я едва пришел в себя от неожиданности и восхищения: «Вот это калибр! Хороша зверюга! Коль попадешь – мало не будет»».

В сочетании с прицельной системой ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и хорошо видную белую майку и даже снести положенную сверху фуражку. Сделав пару заходов, он уложил в цель очередь. Определить, кто победил в споре, не удалось: очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось даже обрывков.

В дополнение к пушке на девяти узлах внешней подвески Т-58Ш должен был нести до 5500 кг сбрасываемой боевой нагрузки, которая включала в себя бомбы и ракеты с лазерным наведением, также предусматривалась подвеска тактического ядерного оружия.

В сентябре 1970 году был защищен эскизный проект и макет самолета. Проект Т-58Ш был одобрен руководством страны, и на опытном заводе ОКБ началось производство двух прототипов Т-58Ш. В 1972 года постройка прототипов была завершена, и 6 апреля состоялся первый полет первого прототипа Т-58Ш-1; 26 сентября этого же года в небо поднялся второй прототип Т-58Ш-2. После государственных приемочных испытаний, завершившихся в 1974 году, Т-58Ш стали поступать на вооружение. Поскольку с Су-15 новый самолёт имел мало общего, ему было присвоено новое обозначение – Су-21 (данное обозначение многие западные наблюдатели приписывали поздним вариантам перехватчика Су-15 с крылом, имевшим переменную стреловидность передней кромки, и оживальным обтекателем антенны РЛС).

К 1975 году новыми самолетами были оснащены четыре авиаполка, которые из истребительно-бомбардировочных были преобразованы в штурмовые. Сразу же после переобучения на новую матчасть полки были переброшены на запад в страны Варшавского договора. Два полка базировались в ГДР и еще два в Чехословакии.

Серийное производство Су-21 было развернуто на авиазаводе № 31, расположенном в столице Грузинской ССР городе Тбилиси. В период с 1975 по 1981 год штурмовики Су-21 выпускал только авиазавод № 31 (было изготовлено 182 самолета), затем к производству штурмовиков был подключен авиазавод № 99 (Улан-Удэ). В отличие от перехватчика Су-15, находившегося на вооружении только ВВС СССР, штурмовики Су-21 с самого начала предназначались для поставок союзникам по Варшавскому договору и дружественным режимам. Задачи истребителей-бомбардировщиков взяли на себя МиГ-23Б/27, окончательно вытеснив из этой ниши Су-17 [1].

Во время производства Су-21 постоянно совершенствовался. Одним из наиболее существенных изменений была программа среднесрочной модернизации, в ходе которой Су-21 получили авиационный оптико-телевизионный прицельный комплекс И-251 «Шквал». В состав комплекса «Шквал» входили:

  • дневная оптико-телевизионная система;
  • система стабилизации и наведения линии визирования;
  • телевизионная автоматическая система сопровождения целей;
  • лазерная станция дальнометрирования и подсвета;
  • лазерно-лучевой канал управления ПТУР;
  • бортовая вычислительная машина;
  • ночная оптико-телевизионная система в подвесном контейнере («Меркурий»).

Данная система, значительно расширявшая возможности Су-21, могла обнаруживать и распознавать цели в дневных и ночных условиях, автоматически сопровождать подвижные и неподвижные цели, автоматически наводить противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) нового поколения («Вихрь»), выполнять подсветку ракетам с лазерными головками самонаведения (ГСН), давать целеуказание ракетам с телевизионными ГСН и применять неуправляемое вооружение.

Штурмовик, оснащенный прицельным комплексом «Шквал», получил обозначение Су-21Д (Д – доработанный). В 1982-83 годах один Су-21 был оснащен комплексом «Шквал» и испытан, после чего на авиазаводах №№ 31 и 99 было начато производство новой модификации Су-21Д.

Штурмовики Су-21 приняли активное участие во многих войнах и конфликтах конца XX – начала XXI века на разных континентах от гор Гиндукуша, Кавказа и Анд до степей Донбасса и от пустынь Ирака и Сирии до джунглей Конго и Анголы. В ряде военных конфликтов (обе чеченские компании, пятидневная война и война на Донбассе) штурмовики Су-21 вынесли на себе основную тяжесть войны в воздухе [2].

Перед началом первой чеченской кампании штурмовики Су-21 смогли без потерь уничтожить на земле 266 чеченских самолетов. Из более чем 9000 боевых вылетов, выполненных российской авиацией с 1994 по 1996 год, на долю штурмовиков Су-21 приходится свыше 6000. В основном применялось неуправляемое вооружение (свободнопадающие бомбы и НУРСы), на долю высокоточного вооружения пришлось около 2,3% боевых вылетов.

Во время пятидневной войны штурмовики Су-21 находились на вооружении обеих сторон конфликта, но в боевых действиях приняли участие только российские машины. Потенциальная возможность применения грузинской стороной своей авиации сыграла с российскими Су-21 злую шутку. Половина потерь ВВС РФ ходе этого скоротечного конфликта приходится на машины данного типа (три штурмовика Су-21Д), причем сбиты самолеты были исключительно дружественным огнем.

Во время войны на Донбассе штурмовики Су-21 стали самым применяемым и самым поражаемым боевым самолетом украинских ВВС (в ходе конфликта было потеряно 6 самолетов данного типа). В ходе карательной операции на Донбассе летчиком украинского Су-21 был нанесен удар по зданию Луганской обладминистрации, приведший к множеству человеческих жертв и обыгранный в гыгыкающей украинской блогосфере как

«наведение ПЗРК террористов на кондиционер».

Последним на сегодняшний момент конфликтом, в котором приняли участие штурмовики Су-21 (модификация Су-21СМ), является война в Сирии.

* * *

В заключение следует немого рассказать о достоинствах и недостатках самолета. Несмотря на свое происхождение от истребителя-перехватчика, развивавшего на больших высотах скорость до 2230 км/ч, штурмовики Су-21 оказались на редкость удачными самолетами. Это был надежный хорошо забронированный ударный самолет, хорошо подходивший для выполнения задач над полем боя. В Афганистане от сухопутных войск он получил прозвища «расческа» (за большое количество пилонов для внешней нагрузки) и «грач» (за умелое нахождение и уничтожение гнезд душманов).

Штурмовики Су-21 способны нести солидную боевую нагрузку и являются очень устойчивым средством доставки оружия к цели. Начав как достаточно простой и относительно дешевый самолет для действий в дневных условиях, Су-21 за время своей эксплуатации превратился в ударный комплекс, оснащенный сложной прицельно-навигационной аппаратурой и способный применять высокоточное оружие днем и ночью и в любых погодных условиях.

Первоначально установленные на самолете ТРД Р-13-300 отличались большим расходом топлива и впоследствии были заменены на турбореактивные одноконтурные двухвальные двигатели Р-95Ш, представлявшие собой вариант двигателя Р-13-300 без форсажной камеры, с нерегулируемым соплом и изменениями во вспомогательных агрегатах. С 1988 года на штурмовики Су-21 начали устанавливать более мощные и экономичные двигатели Р-195.

Что касается вооружения, то следует сказать, что первоначально пушка ГШ-6-30A была источником постоянных неприятностей. В то время как огневая мощь пушки была подавляющей, а ее точность исключительной, отдача в 5500 кгс и связанные с ней ударные нагрузки на планер были очень мощными и их не могли погасить демпферы крепления. Чаще всего страдали электроника и оборудование, залп выбивал предохранители, разрушал фидеры и соединения, обесточивал аппаратуру и оказывался фатальным для прецизионной техники, в лучшем случае заставляя переходить на ручные режимы. Ударной волной сминало створки передней стойки, практически всегда при стрельбе разлетались посадочные фары. На этот случай пришлось ввести уточнения в «Инструкцию летчику» и специальную памятку по подготовке самолета: фары перед вылетом на стрельбу снимались и заменялись заглушками (это занимало 2,5 часа), а при ночных вылетах запрещалась посадка на неосвещенную ВПП. Саму стрельбу рекомендовалось вести не предусмотренными короткими очередями по 75 снарядов с отсечкой (не говоря уже о длинных в 225 или, без остатка, 300 снарядов), а только ограниченными по 30-40 выстрелов, делая пропуск «холостым звеном» в ленте. Полную зарядку 300 патронами осуществить было трудно из-за того, что требовалась очень тщательная, «ювелирная», укладка ленты. На это времени недоставало, и в строевой эксплуатации ввели зарядку укороченной лентой из 260 патронов.

Однако в конечном итоге, несмотря на ряд недостатков, Су-21 смогли оправдать ожидания военных и, показав огромный потенциал, стали одним из важных компонентов ВВС страны. С 1974 по 1993 год было выпущено 1870 самолетов Су-21 различных модификаций. На вооружении ВКС РФ штурмовики Су-21 должны остаться как минимум до 2025 года.

Альтернативные штурмовики Су-21. СССР

Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
схемы проекта штурмовика Т-58Ш (первый вариант с трапециевидным крылом)
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
Альтернативные штурмовики Су-21. СССР
штурмовик Су-21Д (кодовое обозначение НАТО Fluster [беспокойный] С) из состава 20-го гв. ШАП 25-й ШАД 16-й ВА, аэродром Темплин (ГДР), апрель 1985 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Су-21СМ

Назначение: штурмовик

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два турбореактивных одноконтурных двухвальных двигателя Р-195 ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»», развивавших на взлете тягу 4300 кгс

Размеры:

размах крыла 12,24 м
длина 17,57 м
высота 4,84 м
площадь крыла 31,2 м²

Вес:

пустого 11 225 кг
боевой нагрузки (нормальный) 2000 кг
боевой нагрузки (максимальный) 5500 кг
с полной нагрузкой 17 500 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость (с нормальной боевой нагрузкой) 1100 км/ч
крейсерская скорость 850 км/ч
посадочная скорость 230 км/ч
практическая дальность (с нормальной боевой нагрузкой):
а) на высоте:
• без ПТБ: 940 км
• с 2× ПТБ-800: 1250 км
• с 4× ПТБ-800: 1650 км
б) у земли:
• без ПТБ: 695 км
• с 2× ПТБ-800: 820 км
• с 4× ПТБ-800: 1050 км
перегоночная дальность 3500 км
практический потолок 12 000 м
высота боевого применения с максимальной боевой нагрузкой 9000 м
длина разбега
• на бетонной ВПП: 550 м
• на грунтовой ВПП: 600 м
длина пробега (без тормозного парашюта)
• на бетонной ВПП: 600 м
• на грунтовой ВПП: 700 м

Вооружение: 

а) стрелковое:
• шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30А с боезапасом 300 снарядов

б) бомбово-ракетное – на девяти узлах подвески (по три под консолями крыла и три под фюзеляжем):
• управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» X-23, Х-25, Х-29, Х-31А, Х-31П и Х-58
• бомбы с лазерной головкой самонаведения КАБ-500Л
• бомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500Кр, КАБ-500-ОД
• бомбы с инерциально-спутниковой системой наведения КАБ-500C
• свободнопадающие бомбы ФАБ-250, ФАБ-500,ФАБ-1000
• блоки НАР УБ-32А (С-5М), Б-8М1 (С-8), Б-13Л (С-13)
• НАР С-24, С-25
• кассетные бомбы РБК-250 АО-1
• съемные подвижные пушечные установки СППУ-22-01 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов
• съемные подвижные пушечные установки СППУ-30 с 30-мм пушками ГШ-30
• съемные подвижные пушечные установки СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30
• ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-73

в) дополнительное:
• подвесные топливные баки, контейнеры с аппаратурой РЭП


  1. здесь следует сделать небольшое замечание и сказать, что Су-21 оказался самолетом «на вырост» и помимо задач штурмовика фактически мог частично выполнять задачи относительно дешевого истребителя-бомбардировщика, став, таким образом, аналогом и заменой Су-17. Многие дружественные режимы, которым СССР поставлял сначала Су-17 и затем Су-21, использовали штурмовики в основном именно в роли истребителя-бомбардировщика. Более сложные, скоростные и дорогие истребители-бомбардировщики МиГ-23Б/27 поставлялись лишь ряду стран Варшавского договора (ГДР, ЧССР, БНР), Кубе и Сирии
  2. для ВВС РФ это объясняется ставкой на двухмоторные самолеты, а для ВВС Украины общей деградацией этого государства

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account