12

Hughes_2150850178_0383e286a4_oc.jpg

Дополнение к материалу «Штурмовик Beechcraft XA-38 Grizzly, США, 1944»
Цитата: «Требовалось построить двухмоторный двухместный самолет в категории “А” (Attack – штурмовик). Был выбран самолёт фирмы Beechcraft, имевший фирменное обозначение Model 28 и военное ХА-38. Конкурентом ему был штурмовик Hughes XA-37, создаваемый на основе конструкции дальних разведчиков D-2 и D-5, но так и не получивший развития.»
Р-73 был такой же загадкой, какой был в 90-х годах проект гиперзвукового самолета-разведчика «Аврора».
Даже спустя шестьдесят лет о D-2 известно совсем немного, сохранилось всего несколько фотографий и чертежей. Причем их появлению в печати препятствовала «Сумма корпорейшн» — холдинговая компания империи Хьюза.

Содержание:

XF-11, 1946

Самолет для фоторазведки Hughes XF-11 с большой дальностью полета был спроектирован и изготовлен во время Второй мировой войны. Тем не менее, опытный экземпляр XF-11 совершил свой первый полет лишь 15 апреля 1946 года. А уже 7 июля он во время испытаний потерпел катастрофу в Беверли Хиллз. Второй опытный самолет поднялся в воздух в 1947 года, но дальнейшая разработка была прервана.
Это был свободнонесущий двухместный высокоплан с килями на двух хвостовых балках, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R4360-31 мощностью по 3000 л.с.

Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11

Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11
Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11

Р-73, 1943-1944

Большинство авторов, пишущих про американские истребители периода Второй мировой войны, категорически заявляют, что истребителя с обозначением «Р-73» никогда не было. По некоторым причинам этот номер был опущен. Историк авиации Джеймс Фейэ писал, что обозначение Р-73 не присваивалось по просьбе «Фишер боди дивижн» — отделения «Дженерал моторе корпорейшн». В 1942 г Фишер предложил армии проект нового истребителя сопровождения. К тому времени следующим номером, который должен был получить новый истребитель армии, был Р-73. Но Фишер хотел получить для своего детища «хороший символический номер». Под нажимом Фишера армия согласилась присвоить его проекту обозначение Р-75, а обозначения Р-73 и Р-74 — опустить.

Однако некоторые другие источники содержат информацию, что истребитель под обозначением Р-73 все же существовал и даже испытывался. Однако из-за режима секретности даже сейчас большинство деталей проекта остается неизвестными. Р-73 был такой же загадкой, какой был в 90-х годах проект гиперзвукового самолета-разведчика «Аврора».

В июле 1938 г. Говард Хьюз на двухмоторном самолете Локхид 14-N2 совершил перелет вокруг света за 91 час 14 минут летного времени. Хьюз хотел еще улучшить этот рекорд, для чего и начал разрабатывать проект дальнего рекордного самолета. Так, под гипотетическим обозначением D-2 возник один из самых малоизвестных проектов в истории авиации. Даже спустя шестьдесят лет о нем известно совсем немного, сохранилось всего несколько фотографий и чертежей. Причем их появлению в печати препятствовала «Сумма корпорейшн» — холдинговая компания империи Хьюза.

Начало войны в Европе поставило крест на планах рекордного перелета. В результате ожидать поставки нужных для обороны двигателей и самолетного оборудования для разового полета не приходилось. Чтобы хоть как-то продолжить работу над проектом, в декабре 1939 г. Хьюз предложил расчеты и чертежи по D-2 армейскому воздушному корпусу США в надежде включить самолет в военный заказ.

Хьюз указывал, что проект представляет собой «самолет типа истребителя», хотя никакого военного назначения для D-2 с самого начала не планировалось. До мая 1940 г машина называлась «самолет по типу истребителя», но потом название изменилось на «самолет-бомбардировщик из дюрамолда». Задачи для D-2, похоже, опять сменились в мае 1941 г, когда самолет планировали использовать для сопровождения бомбардировщиков.

В июне 1942 г армейские ВВС США предположительно дали самолету в одном из официальных документов обозначение «Р-73», хотя в другом документе присутствует обозначение «ХА-37». Все это свидетельство того, что выбрать конкретное назначение для D-2 долго не могли. Действительно, D-2 не мог нести серьезной бомбовой нагрузки на внутренней подвеске и не обладал необходимой для истребителя маневренностью. Похоже, что когда самолет планировалось использовать в качестве истребителя, армия зарезервировала за ним обозначение «Р-73», а когда как бомбардировщик, то обозначение стало «ХА-37». Однако в любом случае армия не ожидала от проекта какой-либо серьезной отдачи, и эти обозначения, скорее всего, были просто для него зарезервированы, но официально не присваивались.

В начале 1942 г Хьюз потребовал от армии определиться с заказом на D-2. В ответ на это давление 16 июня 1942 г командующий армейской авиацией США Х.Арнольд приказал испытательному центру на Райт-филд приобрести самолет Хьюза для определения возможности применения его в качестве бомбардировщика. Однако через две недели Хьюз заявил, что не желает продавать D-2 армии, а собирается сам испытывать самолет. В результате приобретение D-2 армией было отложено. Узлы для D-2 строил завод Хьюза в Кульвер-сити, а сборка осуществлялась на высохшем озере Херпер в пустыне Моджейв — довольно укромном от посторонних глаз месте. Этот выбор был наглядным свидетельством шпиономании Хьюза.

Свой первый полет D-2 совершил 20 июня 1943 г. Говард Хьюз в этот день дважды поднимал самолет в воздух. Хьюз отметил большие усилия на элеронах и склонность самолета переворачиваться на спину при полном газе сразу после уборки шасси. Чтобы исправить эти недостатки было решено увеличить размах крыла, но это мало помогло. Хьюз был вынужден признать, что D-2 требует серьезных доработок, включая полное перепроектирование крыла и смену его профиля. Центроплан крыла был удлинен, что позволило вместить в него бомбоотсеки. После этих доработок самолет получил обозначение D-5.

В июне 1943 г генерал Арнольд заключил, что армия нуждается в самолете типа английского «Москито», с задачами которого мог бы справиться D-2. В результате был сделан запрос на перегонку D-2 на Боллинг-филд для проведения его инспекции. К тому времени D-2 переделывался в D-5 и был совершенно непригоден для транспортировки. Однако Хьюз выступил со встречными предложениями по выпуску D-5 в трех вариантах: двухместного невооруженного разведчика, трехместного легкого бомбардировщика и двухместного истребителя сопровождения. Но армия это предложение не приняла и в августе 1943 г. рекомендовала прекратить все работы по D-2/D-5. Из-за негативной реакции официальных кругов, Хьюз был вынужден продолжать работу на свои собственные средства. В ноябре 1944 г., когда работы по переоборудованию в D-5 все еще продолжались, самолет был уничтожен во время случайного пожара. Если верить Хьюзу, в ангар ударила молния. К тому времени проект D-2/D-5 был уже переработан в дальний скоростной разведчик — цельнометаллический XF-11. От прототипа при этом осталась только двухбалочная компоновка с центральной гондолой. Как известно, Первый прототип, с бортовым номером 44-70155, разбился 7 июля 1946 во время своего очередного полета, чуть не убив самого Хьюза. Хьюз решил совершить аварийную посадку на поле для гольфа Country Club Лос-Анджелесе. Самолет внезапно потерял высоту и врезался в три дома. Третий дом был полностью уничтожен огнем в результате аварии, и Хьюз был на грани смерти. Авария драматизируется в фильме «The Aviator» 2004 года***. Второй прототип полетел 5 апреля 1947 года, после того, как Хьюз отдохнул от полученных травм. Этот испытательный полет прошел без приключений, и самолет оказался стабильным и управляемым на высоких скоростях. Тем не менее, по сравнению с Рипаблик XF-12, не хватало стабильности и эффективности элеронов.

Модификация XP-73 XF-11
Размах крыла, м 24,20 30,89
Длина, м 18,10 19,94
Высота, м 4,69 7,09
Площадь крыла, кв.м 63,80 91,32
Масса, кг
— пустого самолета 13890 17868
— нормальная взлетная . 21546
— максимальная взлетная 19800 26451
Тип двигателя 2 ПД Pratt & Whitney R-2800-49 2 ПД Pratt & Whitney R-4360-31
Мощность, л.с. 2 х 2000 2 х 3000
Максимальная скорость, км/ч 602 724
Крейсерская скорость, км/ч 445 .
Перегоночная дальность, км . 8045
Практическая дальность, км 3800 6436
Макс. скороподъемность, м/мин . 600
Практический потолок, м 12000 12800
Экипаж, чел 2-3 1

Ссылки:

en.wikipedia.org/wiki/Hughes_XA-37 — Hughes D-2
en.wikipedia.org/wiki/Hughes_XF-11
airwar.ru/enc/fww2/p73.html
airwar.ru/enc/xplane/xf11.html
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Совершено секретно или (перед прочтением сжечь). Хьюз D-2
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Hughes XP-73
Putnam. Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920
Robert F. Dorr, David Donald. Fighters of the United States Air Force
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Hughes XF-11
Air Force Flight Test Center. Edwards Spy Planes XF-11 AFFTC
wp.scn.ru/en/ww2/s/1457/3_o/0
hsfeatures.com/features04/f11tc_1.htm
joebaugher.com/usaf_fighters/p73.html
forums.vwvortex.com
ru.wikipedia.org/wiki/Говард_Хьюз
Добавляю несколько ссылок:
www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,5974.0/all.html
www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,8221.0.html
http://www.flickr.com/search/?q=XF-11 — Фотографии XF-11 на Flickr

*** youtube.com/watch?v=KH5Q12Yb5u8&list=PL95D84DB3A1A66ED3
*** kinopoisk.ru/film/6374 — «Авиатор» Мартина Скорсезе (2004)

Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11
Изображения должны быть позднее упорядочены, подписаны и дополнены
Авиатор Говард Хьюз и его самолёт D-2, D-5, XA-37, XP-73, XF-11

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account