Если открыть справочник Джини по военно-морским флотам мира за 1938 г. то можно увидеть в списке судов РККФ авианосец , поименованный как «Сталин» относящийся к типу «Леваневский» -пусть и числившийся в постройке. Но такого корабля как знают все в советском флоте не было.
https://vk.com/id185579246?z=photo185579246_457239282%2Falbum185579246_00%2Frev
Так что же это был за корабль? Это не ошибка и не опечатка как многие утверждали.
…Первые проекты по созданию отечественного авианосца появились еще в марте 1925 года. Тогда появилась идея по переоборудованию недостроенного
линейного корабля «Фрунзе»(бывший «Полтава») в авианосец. Предполагалось, что его водоизмещение составит 22 000 тонн, скорость хода 27 узлов, размер
авиагруппы: 27 истребителей, 12 торпедоносцев, 6 самолетов-разведчиков и 5 самолетов-корректировщиков. Корабль планировалось вооружить 8 180-мм
артиллерийскими установками, 8 102-мм артиллерийскими установками, четырьмя 40-мм установками бофорс. Бронирование планировалось
сохранить. Однако до начала работ так и не дошли, не было создано даже эскизных проектов.
В соответствии с программой 1930го, дополненной утвержденной постановлением №154 от 26 июня 1936 г., строительство авианосцев для советского флота не предполагалось. И это не удивительно -ведь работа в рамках концепции «Малого флота» исключала как будто любую возможность постройки авианосцев и вообще крупных боевых кораблей. Считалось, что советский флот на тот момент должен был решать задачу обороны собственной прибрежной зоны в закрытых морях. Поэтому задачи ПВО и разведки были решаемы за счет использования береговой авиации. Свою определенную роль вероятно сыграл и политический аспект — например в статье , «К 18й годовщине Рабоче Крестьянского Красного флота», начальник политуправления Балтфлота бригадный комиссар Рогов, назвал авианосцы — «дубинкой империалистических войн» не способной угрожать советской республике и пригодной только для борьбы за колонии.
Для того чтобы предвидеть огромный потенциал авианосцев, необходимо было быть столь же дальновидным военно-морским деятелем, каковым, безусловно, являлся японский адмирал Ямамото. Да и сама советская морская авиация обладала в основном разведывательно-истребительной направленностью и слабыми ударными возможностями (ударных самолетов имелось 15% от всего парка). В дальнейшем предполагалось выдерживать данные пропорции. Поэтому обвинять руководителей ВМФ СССР 1930-х годов за недостаток внимания к авианосцам нет оснований.
Однако в результате последовавшего вскоре доклада наркома обороны Ворошилова Сталину и Молотову, было все таки решено предпринять попытку создания легкого авианосца.
Командование советского флота собиралось возложить на данные корабли задачу обеспечения ПВО основных сил и проведение разведки на Северном а в перспективе Тихоокеанском флоте. Предполагалось что авианесущий корабль значительно усилит возможности малочисленных новых флотов. Благо была возможность сделать это недорого.
Как известно -незадолго до начала Первой мировой войны на российских верфях было заложено восемь легких крейсеров типа «Светлана». Ни один из них до 1917 года не был
достроен, но в конце двадцатых годов, когда были преодолены последствия революционной разрухи, три из них были-таки ведены в строй (черноморские «Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ»), а их проекты послужили основой для создания первого советского крейсера «Сергей Лазо». И вот был оперативно создан проект переделки недостроенного крейсера «Ворошилов» («Адмирал Бутаков»)в небольшой авианосец. Корпус вполне мог вместить ангар на 22 самолета, взлет и посадка должны были осуществляться с навесной палубы, надстроенной над верхней палубой крейсера. Именно так англичане — пионеры в деле создания авианосных кораблей создали один из своих первых авианосцев – «Виндиктив». Он был в некотором роде знаком красным морякам — принимал участие в поддержке войск Юденича в 1919 г. и сел на мель на Балтике где был добит эсминцем «Автроил».
Конечно, во второй половине тридцатых годов проект «Сталин» смотрелся несколько архаично, но выбирать не приходилось: использовать почти готовый корпус старого крейсера с готовой турбинной установкой было намного дешевле, чем строить корабль заново.
Тем временем в 1937 года в США начали разрабатывать проекты линейных кораблей-авианосцев. Одним из самых любопытных оказался проект
линкора компании «Гиббс энд Кокс» проект 10581. Данный проект создал владелец компании В. Ф. Гиббс, который до этого никогда не занимался подобным. Неудивительно, что на бумаге возник очень необычный корабль, обладавший водоизмещением в 73 003 тонны, мощностью силовой установки в 34 160 л.с. и скоростью хода 34 узла. Данный корабль планировалось вооружить 8х457-мм или 12х406-мм артиллерийскими установками(!), 28х127-мм и 32х28-мм артиллерийскими установками, а также 36 колесными и 4 гидросамолетами. На корабле планировалось
установить 2 катапульты. Бронирование бортов составляло 330 мм, бронирование палубы – 197 мм. Когда этот корабль не вызвал интереса в американском военно-морском ведомстве Гиббс не долго думая предложил его Советскому Союзу. Разумеется американцам отказали, хотя покупку этого проекта изучали итальянцы для приспособления под свои нужды. Но слухи о том что «Советы решили построить корабль-монстр» просочились в прессу и стали основой будущих гипотез о загадочном авианосце из справочника.
Так или иначе, к середине 1938 года был готов предэскизный проект малого авианосца, получившего обозначение №51. Первоначальное название «Сталин» сменили на «Сигизмунд Леваневский» — в честь одного из знаменитых советских летчиков и любимца вождя: сам Иосиф Виссарионович как раз тогда на одном из совещаний в ЦК выразил недовольство слишком частым упоминанием своего имени к месту и не к месту. Данный проект в целом был попыткой приспособить желания представителей ВМФ с возможностью советской судостроительной отрасли. Водоизмещение авианосца по проекту должно было составить 8500 тонн, мощность силовой установки 36 500 л.с., скорость 25 узлов, вооружение 2 130 мм пушки, 4х76-мм зенитных артиллерийских установок, 12х37-мм новейших К-71 и 14х12,7-мм пулеметов ДШК. На авианосце должна была размещаться авиагруппа из 22 самолетов, планировалась установка 2-х катапульт, и четырех аэрофинишеров а также двух -в другом варианте четырех(по обоим оконечностям) подъемников.
Надстройки, посты ВНОС, антенны, дымовые трубы и малокалиберная зенитная артиллерия были согласно проекту вынесены на «остров» на правом (первоначально на левом) борту в центре корабля. За счет навесной полетной палубы, выходящей за размерения корпуса, длина корабля выросла на 30 метров — с носа и кормы ее должны были поддерживать особые конструкции, упирающиеся в корабельный набор и киль. Аналогов подобного в мире не имелось — и многие судовые инженеры сочли эту затею сомнительной. К крупным недостаткам проекта можно отнести также слабость крупнокалиберной зенитной артиллерии — все та же навесная палуба ограничивала ее возможности. В декабре 1938го на корпусе начались подготовительные работы — в частности демонтаж лишних котлов и лишней брони. Одновременно на Кировском заводе были изготовлены первые балки и фермы для полетной палубы а в КБ завода «Гидропресс» — создан комплект чертежей для подъемных механизмов.
Впрочем еще до окончательного утверждения проекта возникла другая острая проблема — обширный советский воздушный флот не имел ничего похожего на авианосный самолет. Старый проект штурмовика ШОН, предназначавшийся для переделанной «Полтавы» совершенно никуда не годился.
Даже рассматривался вопрос с покупкой немецких машин — таких как Аr-197, Heinkel He 51, и Heinkel He 112.
Однако ведомство Геринга — чуть позже продавшее «красной Москве» даже опытные реактивные двигатели (высокомерно считавшие себя высшей расой нацисты полагали что «унтерменши» все равно не смогут их воспроизвести) по непонятной причине отказало Наркомвнешторгу. Оттого пришлось обратится к старому врагу — Британии — с просьбой о приобретении документации и опытных образцов «суордфишей». Лондон также отказал несмотря на то что машины были уже явно устаревшие. «Только большевистских авианосцев нам в морях не хватало!» -такое общее мнение господствовало в адмиралтействе. А США как оказалось не могли представить машины подходящих ТТХ. «Мы строим самолеты для авианосцев а не для карликов!» — такой ироничный комментарий от Александра Картвели прозвучал на неофициальной встрече торгпреда Давида Розова с представителями фирм «Грумман» и «Северский» после того как были озвучены характеристики будущего корабля. Фирма «Локхид» согласилась разработать соответствующий самолет, запросив миллион долларов предоплаты и заказ не менее пятидесяти машин -хотя и с последующей передачей технологий. «Но нам не нужно столько!» -воскликнул Розов, на что менеджер ехидно ответил — мол к моменту постройки авианосца половину все равно испортите и разобьете.
Оттого начались работы по переделке в авианосные истребители И-15х. Их предполагалось снабдить складными крыльями и штатными бомбодержателями под две 100кг бомбы(максимальная загрузка).
На Черноморском флоте была собрана группа из 10 морских летчиков во главе с будущим командующим ВВС РККФ Остряковым, и начались тренировки по взлету и посадке на обычных штатных И-15 на тренажер -по сути обычный грунтовой аэродром с очерченным меловой подсыпкой контуром посадочной палубы -его разместили на Тарханкуте.
Кроме защиты от вражеской авиации (Главморштаб предполагал что противниками будут в основном уже не слишком скоростные Не-111, и в крайнем случае -все те же «суордфиши» -для чего И-15 был вполне пригоден) -предполагалась и возможность атаки вражеских судов. На все том же тарханкутском аэродроме костяк будущего «Керченского особого морского авиадивизиона» -так, с параноидальной конспирацией присущей по выражению К.Типпельскирха, советским военным , было названо авиационное подразделение авианосца — тренировался в продольном бомбометании. (Считалось что наилучшая тактика — зайти на цель с носа или кормы — целясь в середину корпуса -с тем чтобы бомбы легли вдоль верхней палубы. )
Велись работы и над ударным вооружением для авиагруппы. Был оперативно разработан проект облегченной торпеды ТАК-45(«Торпеда авиационная короткая, калибром 450 мм») -вернее сказать — создатели не стали изобретать велосипед а просто укоротили имевшуюся я 45-36Н вдвое, вставив баллон уменьшенных размеров — отчего ее дальность снизилась до полутора километров -при уменьшенном до 170 кг заряде и весе в 402 килограмма. Правда единственным самолетом способным ее поднять из тех что могли быть размещены на «Леваневском» были проектируемые гидропланы КОР-2.(Не долго думая — курировавший постройку флагман флота Октябрьский, отозванный для этого с Дальнего Востока предложил дооснастить «Леваневский» еще и торпедоносным звеном из этих гидропланов -которые еще предстояло испытать и поставить на производство)
В знаменитом НИИ № 3 под руководством лично Владимира Андреевича Артемьева — спроектировали специальный реактивный снаряд РСМ(«Морской»)-132 — с увеличенным до 8 кг зарядом взрывчатки или термитного состава и также сокращенной дальностью — порядка 1000-1100 метров и аналогичный ему РМ-200 — реактивный снаряд весом в 80кг и зарядом в 25 кг. (Несколько десятков опытных образцов, которые успели изготовить потом были применены при обороне Смоленска)
В сентябре 1939 го летчик-испытатель Марк Галлай поднял в небо первый И-15М(всего их было сделано два). На нем кроме всего прочего была предусмотрена возможность установки дополнительных РС-82 — чтобы ценой возможного сокращения боевого радиуса усилить боевые качества.
Но самолет оказался далеко не самой сложной частью проекта — как полагали изначально.
Совершенно не имелось даже подходов к катапультам. Предполагалось несколько вариантов — например с огромной лебедкой на нижней палубе и длинным тросом, и с разгонной тележкой, на которой установлены два М-25 с пропеллерами, и даже запуск самолетов с помощью пороховых ускорителей на основе все тех же РС. (Дороговизна этого варианта Октябрьского не очень смутила -по его мнению упрощение конструкции корабля окупало этот недостаток). Даже с устройством подъёмника возникли проблемы. Военные моряки в итоге послали запрос в НКВД — с просьбой найти соответствующую информацию по линии ИНО -но разведку лихорадило из за непрерывных чисток, и ничего внятного получено не было.
Вопросы будущей службы авианосца также были совершенно непроработаны — Наркомат ВМФ в этой связи пошел на беспрецедентный шаг — по линии Коминтерна были найдены и наняты в качестве консультантов четверо бывших матросов королевского британского флота — служивших на авианосцах «Глории» и «Корейджере». (Все четверо, отметим, ирландцы). Но простые не особо грамотные моряки могли посоветовать не так уж много — сохранилось разве что полуанекдотическое предложение о выдаче команде авианосца пива и ромового пунша а также идея что летчикам авиагруппы следует по английскому образцу давать сухопутные звания и подчинить ВВС. Между тем в марте 1939 го в Наркомат военно-морского флота была подана докладная записка В.П.Костенко — считавшего что проект «Леваневский» получается мертворожденным. По его словам, даже небольшое волнение сделает взлет и посадку на корабль невозможными. К тому же в условиях Крайнего Севера невысоко расположенная (заметно ниже чем у зарубежных аналогов) посадочная палуба будет непрерывно заливаться водой и обмерзать, превращаясь в ледяной каток. Наконец — в сильный шторм ее конструкции могут быть смяты и повреждены ударами волн а поддерживающие их опоры — разрушены (в пример приводилось тяжелое плавание через Бискай отряда кораблей во главе с линкором «Парижская Коммуна») Несмотря на признанный авторитет Костенко (к слову — еще в 1908 при знакомстве с проектом «Титаника» предположившим его печальную судьбу) его обвинили в перестраховке а затем и в саботаже -он даже провел три месяца под арестом. Записка его так или иначе последствий не имела-напротив — несмотря на все трудности возникла идея — заложить и второй корабль этого типа — во Владивостоке -построив его аналогично тому как построили первый чисто советский крейсер -«Сергей Лазо»: он был как известно собран из доставленных по Транссибу металлоконструкций -что обошлось бы дорого и весьма. (Затея достаточно авантюрная как все понимали изначально).
Казалось — в составе РККФ несмотря ни на что появится авианесущий корабль -но… Сперва согласно постановлению ЦК и Совнаркома — «О военном кораблестроении» от 1 октября 1939 года все работы(кроме опытно конструкторских) над кораблями крупнее эсминца были заморожены. Потом грянула война. Наконец пришли послевоенные годы с доктриной «устарелости» флота в ядерный век и необходимостью выделения средств на атомный проект. Древний многократно перекроенный корпус разобрали на металл, а вся документация и чертежи сперва попали в архивы а потом были списаны и утилизированы. Лишь из мемуаров видного советского кораблестроителя Ю.А Шиманского мы знаем подробности этого проекта и разгадку тайны авианосца «Сталин»
Из интернета параллельного мира.
Практически все описанное как в плане событий так и в плане кораблестроения имело место или было возможным. Имена конструкторов и прочих исторических личностей — подлинные. Костенко и в самом деле предсказал что «Титаник» неизбежно погибнет от хорошей пробоины, а британский авианосец и в самом деле сел на мель в Финском заливе.