Авиалайнер из конструктора. Проекты пассажирских самолетов Messerschmitt P 1200 и P 1201. Германия

11

Содержание:

Предисловие редакции: После окончания Второй Мировой войны первые работы Вилли Мессершмитта в авиастроении включали в себя разработку проектов двух- и четырехмоторного пассажирских самолетов. О данных проектах рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.

В 1951 году в рамках двух пребываний в Испании, которые в конечном итоге привели к тесному сотрудничеству с компанией Hispano Aviación S.A. (HASA), Севилья, Вилли Мессершмитт предложил испанским властям разработать собственный пассажирский самолет. Эта машина должна была быть разработана в соответствии с экономичным модульным принципом, которому в те годы профессор Мессершмитт отдавал свое предпочтение. Это означало, что можно спроектировать как можно больше узлов данного самолета, которые в любой момент можно было объединить и использовать в машине измененной или новой конструкции. В случае упомянутого выше коммерческого авиалайнера это означало, что из одних и тех же узлов должна была быть возможность изготавливать как четырехмоторный, так и двухмоторный самолет значительно меньших размеров.

пояснительная схема модульного принципа на основе общих компонентов

пояснительная схема модульного принципа на основе общих компонентов

Amerikabomber становится гражданским самолетом

Под руководством Вилли Мессершмитта группа проектировщиков из Мюнхена разработала предварительный проект четырехмоторного дальнемагистрального самолета P1200. В то же самое время это, вероятно, был первый проект компании Messerschmitt, разработанный осле окончания Второй Мировой войны (по крайней мере в архивах более ранние разработки до сих пор обнаружены не были). В проекте P 1200 безошибочно угадывается происхождение от Me 264 – опытного тяжелого дальнего бомбардировщика 1942 года, который широко известен под прозвищем Amerikabomber (американский бомбардировщик). Пассажирский самолет также должен был иметь круглое поперечное сечение, трапециевидные консоли крыла с явно выраженным удлинением, двухкилевое хвостовое оперение и трехопорное шасси с носовой опорой. Различные узлы самолета, такие как, например, внешние консоли крыла, внешние гондолы двигателей, носовая и хвостовая части фюзеляжа должны быть спроектированы таким образом, чтобы в их можно было использовать в стандартном четырехмоторном авиалайнере или в двухмоторном пассажирском самолете меньших размеров. Это сэкономило бы не только затраты на разработку, но и, конечно же, затраты на производство. Это было очень привлекательным аргументом не только в Испании того времени!

чертеж проекта четырехмоторного пассажирского самолета P 1200, датированный 23 апреля 1952 года. Связь с созданным десятью годами ранее тяжелым дальним бомбардировщиком Me 264 хорошо заметна

чертеж проекта четырехмоторного пассажирского самолета P 1200, датированный 23 апреля 1952 года. Связь с созданным десятью годами ранее тяжелым дальним бомбардировщиком Me 264 хорошо заметна

Работа над P 1200, по-видимому, началась во второй половине 1951 года, и весной следующего года проект самолета был готов к презентации. К сожалению, от этого проекта в архивах сохранилось очень мало документации. Размах крыла указывался как 38,4 метров, длина 32,1 метра и высота 7,8 метров. Салон авиалайнера должен был вмешать 50 пассажиров первого и второго классов или 92 пассажиров туристического класса. Эту элегантную форму фюзеляжа машины с интегрированным остеклением кабины экипажа можно вновь и вновь встретить в других проектах авиалайнеров компании Messerschmitt вплоть до последнего проекта – административного самолета с вертикальными взлетом и посадкой Rotorjet. К сожалению, нет никакой информации о типе силовой установки проекта P 1200 за исключением того, что это были поршневые двигатели. Таким образом мы не можем восстановить показатели летных характеристик. Однако можно смело предположить, что они были сопоставимы с самыми распространенными в то время пассажирскими самолетами, такими как, например, Lockheed Super Constellation.

P 1200 (вверху) должен вмещать от 50 до 92 пассажиров в зависимости от варианта размещения кресел (первый и второй классы или туристический класс). Салон P 1201 (внизу) должен был вмещать 30 пассажиров первого и второго классов

P 1200 (вверху) должен вмещать от 50 до 92 пассажиров в зависимости от варианта размещения кресел (первый и второй классы или туристический класс). Салон P 1201 (внизу) должен был вмещать 30 пассажиров первого и второго классов

Младший брат P 1201

P 1201 представлял собой проект двухмоторного средне- и ближнемагистрального пассажирского самолета. В соответствии с модульным принципом проект P 1201 представлял собой набор узлов проекта P 1200, но при этом имел значительно меньшие размеры. По крайней мере на бумаге переделке подвергались центральная секция фюзеляжа самолета, части лонжеронов консолей крыла и связанные с ними соединения с фюзеляжем. Всего в элегантном самолете с комфортом могли разместиться 30 пассажиров первого и второго классов. Более плотное расположение сидений, то есть т.н. туристический класс, по-видимому, для использования на P 1201 не предусматривалось. Длина фюзеляжа машины должна составлять 24,8 метров, размах крыла – 30,0 метров, высота – 7,0 метров. К сожалению, в отношении этого проекта также отсутствуют какие-либо указания на тип силовой установки и как следствие показателях летных характеристик. Известно, что, как и в случае с P 1200, этот пассажирский самолет должен был оснащаться поршневыми двигателями.

проект P 1201 был геометрически уменьшенным двухмоторным вариантом проекта четырехмоторного пассажирского самолета P 1200

проект P 1201 был геометрически уменьшенным двухмоторным вариантом проекта четырехмоторного пассажирского самолета P 1200

Универсальное применение

Компания Messerschmitt также предложила Министерству авиации Испании использовать свой модульный самолет в военных целях. При этом Вилли Мессершмитт предполагал, что сначала P 1200 можно будет использовать в качестве военно-транспортного самолета и затем переоборудовать в бомбардировщик. К сожалению, по этой конкретной теме никакой информации не сохранилось, по крайней мере в Германии.

Ни P 1200, ни P 1201 не были реализованы. Однако модульный принцип нашел свое отражение в планировании и проектировании первых двух самолетов, которые с 1952 года строились в Испании под руководством Вилли Мессершмитта. Планер учебного самолета с поршневым двигателем HA-100, который с 1952 года серийно выпускался компанией HASA, был разработал таким образом, чтобы с относительно небольшими дополнительными затратами его можно было переоборудовать в самолет с реактивным двигателем. Однако на практике это оказалось значительно сложнее, чем предполагалось.

Автор благодарит EADS Heritage OTN pа великодушное предоставление всех фотографий и оригинальных материалов.

Источники

      1. Ebert,H.J.; Kaiser,J.B.; Peters, K.: Willy Messerschmitt — Pionier der Luftfahrt und des Leichtbaues. Die deutsche Luftfahrt Band 17. Ber-nard & Graefe Verlag. ISBN 3-7637-6103-9
      2. Kaiser, J.: Messerschmitt-Chronik, unveröffentlichtes Manuskript, 1974.

источник: Wolfgang Mühlbauer «Airliner aus dem Baukasten. Projekte Messerschmitt P 1200/P 1201» «Flugzeug classic» 2006-03, Seiten 64-66

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account