Авиалайнер из конструктора. Проекты пассажирских самолетов Messerschmitt P 1200 и P 1201. Германия
Содержание:
Предисловие редакции: После окончания Второй Мировой войны первые работы Вилли Мессершмитта в авиастроении включали в себя разработку проектов двух- и четырехмоторного пассажирских самолетов. О данных проектах рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
В 1951 году в рамках двух пребываний в Испании, которые в конечном итоге привели к тесному сотрудничеству с компанией Hispano Aviación S.A. (HASA), Севилья, Вилли Мессершмитт предложил испанским властям разработать собственный пассажирский самолет. Эта машина должна была быть разработана в соответствии с экономичным модульным принципом, которому в те годы профессор Мессершмитт отдавал свое предпочтение. Это означало, что можно спроектировать как можно больше узлов данного самолета, которые в любой момент можно было объединить и использовать в машине измененной или новой конструкции. В случае упомянутого выше коммерческого авиалайнера это означало, что из одних и тех же узлов должна была быть возможность изготавливать как четырехмоторный, так и двухмоторный самолет значительно меньших размеров.
Amerikabomber становится гражданским самолетом
Под руководством Вилли Мессершмитта группа проектировщиков из Мюнхена разработала предварительный проект четырехмоторного дальнемагистрального самолета P1200. В то же самое время это, вероятно, был первый проект компании Messerschmitt, разработанный осле окончания Второй Мировой войны (по крайней мере в архивах более ранние разработки до сих пор обнаружены не были). В проекте P 1200 безошибочно угадывается происхождение от Me 264 – опытного тяжелого дальнего бомбардировщика 1942 года, который широко известен под прозвищем Amerikabomber (американский бомбардировщик). Пассажирский самолет также должен был иметь круглое поперечное сечение, трапециевидные консоли крыла с явно выраженным удлинением, двухкилевое хвостовое оперение и трехопорное шасси с носовой опорой. Различные узлы самолета, такие как, например, внешние консоли крыла, внешние гондолы двигателей, носовая и хвостовая части фюзеляжа должны быть спроектированы таким образом, чтобы в их можно было использовать в стандартном четырехмоторном авиалайнере или в двухмоторном пассажирском самолете меньших размеров. Это сэкономило бы не только затраты на разработку, но и, конечно же, затраты на производство. Это было очень привлекательным аргументом не только в Испании того времени!
Работа над P 1200, по-видимому, началась во второй половине 1951 года, и весной следующего года проект самолета был готов к презентации. К сожалению, от этого проекта в архивах сохранилось очень мало документации. Размах крыла указывался как 38,4 метров, длина 32,1 метра и высота 7,8 метров. Салон авиалайнера должен был вмешать 50 пассажиров первого и второго классов или 92 пассажиров туристического класса. Эту элегантную форму фюзеляжа машины с интегрированным остеклением кабины экипажа можно вновь и вновь встретить в других проектах авиалайнеров компании Messerschmitt вплоть до последнего проекта – административного самолета с вертикальными взлетом и посадкой Rotorjet. К сожалению, нет никакой информации о типе силовой установки проекта P 1200 за исключением того, что это были поршневые двигатели. Таким образом мы не можем восстановить показатели летных характеристик. Однако можно смело предположить, что они были сопоставимы с самыми распространенными в то время пассажирскими самолетами, такими как, например, Lockheed Super Constellation.
Младший брат P 1201
P 1201 представлял собой проект двухмоторного средне- и ближнемагистрального пассажирского самолета. В соответствии с модульным принципом проект P 1201 представлял собой набор узлов проекта P 1200, но при этом имел значительно меньшие размеры. По крайней мере на бумаге переделке подвергались центральная секция фюзеляжа самолета, части лонжеронов консолей крыла и связанные с ними соединения с фюзеляжем. Всего в элегантном самолете с комфортом могли разместиться 30 пассажиров первого и второго классов. Более плотное расположение сидений, то есть т.н. туристический класс, по-видимому, для использования на P 1201 не предусматривалось. Длина фюзеляжа машины должна составлять 24,8 метров, размах крыла – 30,0 метров, высота – 7,0 метров. К сожалению, в отношении этого проекта также отсутствуют какие-либо указания на тип силовой установки и как следствие показателях летных характеристик. Известно, что, как и в случае с P 1200, этот пассажирский самолет должен был оснащаться поршневыми двигателями.
Универсальное применение
Компания Messerschmitt также предложила Министерству авиации Испании использовать свой модульный самолет в военных целях. При этом Вилли Мессершмитт предполагал, что сначала P 1200 можно будет использовать в качестве военно-транспортного самолета и затем переоборудовать в бомбардировщик. К сожалению, по этой конкретной теме никакой информации не сохранилось, по крайней мере в Германии.
Ни P 1200, ни P 1201 не были реализованы. Однако модульный принцип нашел свое отражение в планировании и проектировании первых двух самолетов, которые с 1952 года строились в Испании под руководством Вилли Мессершмитта. Планер учебного самолета с поршневым двигателем HA-100, который с 1952 года серийно выпускался компанией HASA, был разработал таким образом, чтобы с относительно небольшими дополнительными затратами его можно было переоборудовать в самолет с реактивным двигателем. Однако на практике это оказалось значительно сложнее, чем предполагалось.
Автор благодарит EADS Heritage OTN pа великодушное предоставление всех фотографий и оригинальных материалов.
Источники
- Ebert,H.J.; Kaiser,J.B.; Peters, K.: Willy Messerschmitt — Pionier der Luftfahrt und des Leichtbaues. Die deutsche Luftfahrt Band 17. Ber-nard & Graefe Verlag. ISBN 3-7637-6103-9
- Kaiser, J.: Messerschmitt-Chronik, unveröffentlichtes Manuskript, 1974.
источник: Wolfgang Mühlbauer «Airliner aus dem Baukasten. Projekte Messerschmitt P 1200/P 1201» «Flugzeug classic» 2006-03, Seiten 64-66