Авария летающей лодки Do-X на Дунае. Начало и конец первого авиалайнера-гиганта
Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF и доработан мной. Перевод был выполнен в феврале 2021 года.
Содержание:
Предисловие редакции: Два сенсационных трансатлантических перелета, остановки в Рио-де-Жанейро и в Нью-Йорке. Все это часть истории гигантского 12-моторного гидросамолета Dornier Do X – авиалайнера-гиганта 1930-х годов. Его легендарная репутация восстановила бы гордость за ввергнутую в ничтожество немецкую авиацию – если бы не впечатляющая авария…
В январе 1933 года в Германии подул новый политический ветер. Это также касалось и престижного самолета того времени – летающей лодки Dornier Do X. В 1924 году промышленник Клаудиус Дорнье, завод которого в Фридрихсхафене (Friedrichshafen), Боденское озеро, создавал крупные цельнометаллические гидросамолеты, разработал проект скоростной тяжёлого воздушного корабля. С размахом крыла 48 метров, трехпалубным лодочным корпусом и взлетной массой 40 тонн летающая лодка Dornier Do X была настоящим «джамбо» (Jumbo – широкофюзеляжный авиалайнер-гигант) своего времени. Гидросамолеты типа Do X были изготовлены на заводе компании в Альтенрайне (Altenrhein), расположенном на швейцарском берегу Боденского озера. Первые рулежечные испытания Do X были проведены на Боденском озере, а затем 12 июля 1929 года был совершен первый полет «воздушного великана».
Вплоть до лета 1932 года эта тяжелая летающая лодка и его экипаж не сходили с передовиц немецкой и зарубежной прессы. Полет из Европы в Бразилию с пролетом вдоль западноафриканского побережья с прыжком через Южную Атлантику и полет из Рио-де-Жанейро в Нью-Йорк стали частью истории авиации и истории самой летающей лодки Dornier Do X. Однако мировой экономический кризис привел к тому, что планы Клаудиуса Дорнье по продвижению крупных летающих лодок на американском рынке закончились провалом, и гидросамолет Do X должен был лететь назад в Германию. 24 мая 1932 года летающая лодка совершила посадку на поверхность озера Мюггельзее (Müggelsee; озеро в окрестностях Берлина), где гидросамолет Do X и его экипаж приветствовали тысячи людей – граждан страны, переживавшей экономический и политический кризисы. После возвращения на родину состоялось грандиозное турне по городам Германии (Deutschlandflug) с остановками на 25 аэродромах. Во время данного перелета головы миллионов людей устремлялись в небо, когда воздушный корабль пролетал над побережьем Балтийского и Северного морей, над рейнскими городами и над швейцарским Цюрихом. Дедушки и бабушки и сегодня рассказывают свои впечатления о полете Do X.
На службе в авиакомпании Luft Hansa
Весной 1933 года под девизом «Мы снова имеем вес в мире» (Wir sind wieder wer in der Welt) планировалось повторение прошлогоднего успеха со всеми его отличительными особенностями. До сих пор гидросамолет Do X принадлежал авиакомпании Deutsche Flugschiff Gesellschaft (Немецкое сообщество воздушных кораблей), которая в свою очередь была составной частью концерна Dornier GmbH, но в апреле 1933 года по указанию Рейхскомиссара авиации Германа Геринга, начиная с 30 числа этого месяца, летающая лодка Do X передавалась авиакомпании Deutschen Luft Hansa AG (DLH). Компания DLH планировала использовать Do X в перелете по странам Европы, который должен был продолжаться в течение года. Первым этапом перелета был полет по маршруту Боденское озеро – Пассау (Passau). Затем планировался полет вдоль Дуная, и конечными точками следующих этапов были Вена и Будапешт. Во время нахождения в этих точках маршрута планировалось проводить экскурсии на борту воздушного корабля, а также выполнять круговые полеты и перевозку туристов. На борту летающей лодки Do X могли находиться 16 членов экипажа и 66 пассажиров.
Ввод летающей лодки Do X в эксплуатацию «осуществил» флюгкапитан Хорст Мерц (Horst Merz). По его словам в 1930 году он в течение пяти дней был первым летчиком этого гидросамолета и по совместительству первым командиром экипажа. После того, как летающую лодку вывели из цеха верфи Альтенрайна и совершили несколько испытательных полетов над Боденским озером группа технического надзора авиакомпании DLH на заводе компании Dornier в Манцелле приняла самолет.
Гитлер летит на Do X
В первую половину дня субботы 29 апреля 1933 года Хорст Мерц занял свое старое «новое» место за штурвалом воздушного корабля перегнал самолет с Боденского озера на озеро Штарнбергер-Зе (Starnberger See). С Мерцем на борту самолета был новый экипаж авиакомпании DLH, и сам полет был выполнен без пассажиров. Хорст Мерц так вспоминал о специфических переживаниях в этот день:
«Во второй половине дня полеты по замкнутому маршруту были отменены. В течение короткой паузы, во время которой мы пршвартовались к Ундосабаду (Undosabad), я заметил на суше большое возбуждение. Всюду раздавались возгласы и было много вскинутых в приветствии рук. Прибыл фюрер Адольф Гитлер! После краткого личного доклада и приветствия он сердечно поблагодарил рукопожатием и словами: «Ну, мы уже знакомы!». После того как я представил членов команды, мы трижды приветствовали фюрера старым боевым кличем экипажей Do-X: «Гип-гип-ура!». Затем Гитлер в качестве первого в этом году пассажира нашего воздушного корабля поднялся на борт и оставил свой отзыв в книге для почетных гостей. После взлета я спросил у фюрера: не желает ли он посетить кабину экипажа, где для него мной было освобождено место второго пилота. Фюрер согласился и примерно сорок минут сидел в кабине справа от меня за штурвалом второго пилота. За это время у меня была возможность увидеть фюрера вблизи и отметить его большую доброжелательность и понимание авиации. Фюрер внимательно наблюдал за всеми указателями и приборами, обратил внимание на шпангоуты и вибрацию двигателей и даже один раз в течение минуты сам управлял самолетом. Круг почета над Мюнхеном и Фельдхеррхалле (Feldherrnhalle) занял все его внимание. После посадки на поверхность озера Штарнбергер-Зе, мягкость которой вызвала у фюрера большое удивление, у меня выдался случай провести экскурсию и показать ему устройство нашего воздушного корабля…».
Во время пребывания на озере Штарнбергер-Зе из жителей Прина (Prien) были выбраны почетные гости для дальнейшего перелета до Пассау с промежуточной посадкой на озеро Химзе (Chiemsee). Из-за плохой погоды перелет был отложен на один день, и 9 мая в 11:15 летающая лодка Do X совершила посадку на озеро Химзе и встала на якорь в бухте Штокер (Stöcker). Через 6 часов воздушный корабль продолжил путь в Пассау, где у города Шалдинга (Schalding), расположенного выше Пассау по течению Дуная, на берегах реки прилета гидросамолета нетерпеливо ждали сотни любопытных зрителей. Летающая лодка должна была приводниться выше Пассау, но в 18:15, когда зрители переминались с ноги на ногу, с западного направления стали приближаться черные грозовые облака со вспышками и громами, обещавшие через несколько минут сильный дождь.
«У нас нет больше хвоста!»
И тут неожиданно появилась летающая лодка Do X! Подобно белой большой громовой птице (Donnervogel) гидросамолет пролетел с запада над головами зрители для того, чтобы зайти на посадку на плотинное озеро при гидроэлектростанции Кахлет города Пассау. Сделав разворот по широкой кривой, летающая лодка Do X с востока зашла на посадку против течения. Воды Дуная были почти зеркальными под энергично снижавшимся воздушным кораблем. Незадолго до начинающейся бури ни один листочек не шевелился в сгустившейся предгрозовой атмосфере. Летающая лодка под довольно острым углом коснулась водной поверхности и отскочила от него на высоту примерно один метр. Потоки воды разделились за воздушным кораблем, и когда брызги волн осели, зрители не поверили своим глазам: у летающей лодки больше не было хвостового оперения! Вернее сказать, хвостовое оперение оставалось, но оно держалось на нескольких тросах системы управления самолетом. Второй пилот Вальтер Урбан (Walter Urban) со своего правого кресла прокомментировал:
«Господин Мерц, у нас больше нет хвоста!»
Хорст Мерц сидел словно окаменевший.
«Почему я садился на слишком большой скорости ? Перед грозой я должен быстро совершить посадку»
– возникала в его голове первая мысль.
После подъема хвостового оперения самолет был отбуксирован на два километра вниз по течению Дуная в речной порт Пассау-Хайнинг (Passau-Heining). В выпуске журнала «Interavia» от 22 мая можно прочитать следующее:
«В ходе планировавшегося полета по странам Европы (Europaflug) воздушный корабль был поврежден во время жесткой посадки под Пассау. Хотя данное повреждение и было оценено как нетяжелое, вследствие недостатка оборудования в доках Пассау ремонт воздушного корабля займет два месяца. Поэтому в этом году в рамках полета по странам Европы воздушный корабль посетит только Вену, Будапешт и Швейцарию».
После завершения ремонта 5 сентября 1933 года воздушный корабль взял обратный курс на Альтехайн. Эта авария означала конец летающей лодки Do X как эксплуатируемого транспортного средства. Авиакомпания Luft Hansa немедленно отказалась от своих обязательств, и надпись «LUFT HANSA» на носовой части воздушного корабля была закрашена основным цветом.
Заседание суда по итогам происшествия
Официальные последствия происшествия на Дунае у Шалдинга последовали 17 июня 1933 года. В эту субботу в лекционном зале компании DLH, расположенном в берлинском аэропорту Темпельхоф, состоялось заседание суда по результатам происшествия. Председателем на суде был правительственный советник Шварц (Regierungsrat Schwartz), а членами состава суда были четыре опытных специалиста:
- окружной начальник Шиллер (Bezirksleiter Schiller), возглавлявший подразделение морских авиаперевозок компании DLH;
- флюгкапитан Каспар (Flugkapitän Kaspar), являвшийся в компании DLH одним из самых опытных пилотов летающих лодок Dornier WAL;
- флюгкапитан Вагнер (Flugkapitän Wagner), пилотировавший гидросамолет Do X во время летных испытаний;
- директор компании Dornier Генрих Шульте-Фролинде (Heinrich Schulte-Frohlinde), который был руководителем испытаний гидросамолета Do X и представителем компании Deutschen Flugschiff Gesellschaft.
Очевидно, что Клаудиус Дорнье и Вальтер Диле (Walter Diele), который был вторым пилотом в экипаже Do X, пролетевшим в мае 1932 года из Берлина в Нью-Йорк через Северную Атлантику, также должны были присутствовать на суде в качестве членов его состава. Однако этого не произошло: либо Дорнье и Диле сами не пожелали присутствовать на заседании, либо им помешали принять участие в заседании суда. Атмосферу во время заседания суда несколько накалило присутствие представителя правления авиакомпании DLH барона фон Габленца (Freiherr von Gablenz) и еще одного специалиста этой авиакомпании. Перед началом трехчасового совещания был продемонстрирован документальный фильм. Один кинооператор снял неудачную посадку воздушного корабля на воды реки Дунай. Отдельные эпизоды посадки неоднократно прерывались полосами.
После подробного описания хода событий аварии с точки зрения Хорста Мерца был сформулирован ряд профессиональных вопросов. Фотографии свидетельствовали, что похожая посадка с сильным подскоком воздушного корабля и сильно опущенным вниз хвостовым оперением известна со времени посадки Do X в Франкфурте-на-Майне. Представителю компании Dornierбыл задан вопрос: было ли компании известно, что во время взлета и посадки в определенных ситуациях у летающей лодки Do X возникает подсасывающее воздействие потока воздуха? Данный эффект был известен, равно как и то, что он не влиял на конструкцию летающей лодки.
«Избегание подсасывающего эффекта на воздушном корабле при спокойной воде рассматривалось исключительно как вопрос пилотирования самолета».
В ходе дискуссии и проведения аналитических оценок группа пилотов и инженеров все ближе и ближе подходила к причине аварии. Вследствие надвигающейся непогоды флюгкапитан Хорст Мерц выполнил приводнение на спокойные воды Дуная без продолжительного выдерживания машины при посадке, с увеличенной на 25 км/ч посадочной скоростью и, по всей видимости, с большим углом атаки. В свою очередь Мерц заявил, что он был ослеплен заходящим Солнцем и его отражением от гладкой поверхности воды, из-за чего он ошибся в оценке высоты полета. Однако не все шло хорошо для пилота и командира экипажа летающей лодки Do X.
Милостивый приговор
Милостивое высказывание барона фон Габленца, что причиной аварии могли быть различные обстоятельства, несколько успокоило Хорста Мерца. После совещания суд пришел к следующему решению:
«Причинами аварии воздушного корабля Dornier Do X №1, произошедшей в Пассау 9 мая 1933 года, стали высокая посадочная скорость, неблагоприятное сочетание водного режима и условий посадки самолета, а также до сих пор остававшееся неизвестным влияние подсасывающего эффекта на воздушный корабль. Влияние превышения посадочной скорости на возникновение аварии было оценено в 20%. Влияние неблагоприятных условий посадки из-за жаркой погоды и окружающих место посадки гор было оценено в 60%. Влияние подсасывающего эффекта было оценено в 20%».
Поскольку, согласно основополагающему мнению Комиссии, пилот преимущественно виноват только в том случае, если он несет ответственность за более чем 50 из 100 процентов причин, на пилота не следует возлагать большую часть ответственности за причиненный ущерб.
Путь в музей
В Хайнинге летающая лодка оставалась в течение еще нескольких недель, после чего открытым небом был проведен сложный ремонт. Поскольку в данной местности не было подходящего для ремонта воздушных кораблей специального оборудования, то рабочие были вынуждены обходится временными платформами, лесами и кранами, с помощью которых на самолет было установлено новое хвостовое оперение. Изготовленные и отремонтированные элементы конструкции хвостового оперения были соединены заклёпками. После проведения ремонта главный летчик-испытатель компании Dornier Рихард Вагнер (Richard Wagner) совершил пробные полеты на летающей лодке Do X и 5 сентября 1933 года перегнал его на Боденское озеро.
После аварии в Пассау у летающей лодки была только одна дорога – в музей. С 20 сентября 1936 года воздушный корабль стал главным экспонатом расположенного неподалеку от берлинского железнодорожного вокзала Лертер (Lehrter) Немецкого музея авиации (Deutschen Luftfahrtsammlung). В то время это был самый крупный авиационный музей в мире. «Небесный великан» точно подошел для размещения в большом выставочном зале музея. Ночью 23 ноября 1943 года помещения музея были серьезно повреждены от первого массированного налета британской авиации на Берлин, однако летающая лодка Do X избежала повреждений. Еще летом 1943 года все крупные экспонаты музея должны были быть перевезены в Восточную Померанию, но из-за ограничений военного времени летающий корабль было перевезти невозможно. Весной 1944 года во время одного из ночных налетов британской авиации на Берлин английская мина пробила кровлю зала и взорвалась в летающем лодке.
Дрова и алюминиевый лом
Деформированные и разорванные обломки – это все, что осталось от гордости музея немецкой авиации. В послевоенные годы сохранившиеся деревянные части самолета, такие как воздушные винты или мебель, были пущены на дрова. Находчивые переработчики металла использовали дюралюминиевый лом для изготовления широкого ассортимента предметов потребления, таких как, например, кухонные подносы. Сегодня некоторые из этих металлических изделий, оставшихся в наследство от воздушного корабля, можно увидеть в авиационном отделении Немецкого музея техники, Берлин, в экспозиции, посвященной летающей лодке Do X.
В конце 1960-х годов у Шалдинга для соединения разделенных Дунаем участков автобана A 3 был построен внушительный мост длиной примерно километр и шириной 35 метров. В марте 1980 года газеты сообщили, что в процессе постройки моста земснарядом с глубины 10 метров были подняты обломки хвостового оперения летающей лодки Do X, о чем однозначно свидетельствовали сохранившиеся на обломках надписи. В течение многих лет обломки хвостового оперения демонстрировались в Хайнинге в помещении (s.. Kasten S. 30) клуба моторных лодок города Пассау (Motor-Yacht-Club Passau e.V.). Один посетитель расположенного в Фридрихсхафене музея компании Dornier сообщил сотрудникам музея об увиденной им в яхт-клубе находке обломков хвостового оперения Do X. Теперь спустя 77 лет эти обломки появились на своем почетном месте в музее.
Технические характеристики Luft Hansa Do X 1933 года
Размах крыла | 48,00 м |
Максимальная длина | 40,05 м |
Максимальная высота (с вращающимися воздушными винтами) | 10,25 м |
Осадка (с водоизмещением 50 тонн) | 1,40 м |
Площадь крыла | 486,20 м2 |
Длина хорды крыла | 9,50 м |
Максимальная ширина фюзеляжа (без боковых поплавков) | 4,80 м |
Максимальная ширина фюзеляжа (с боковыми поплавками) | 10,60 м |
Общая длина пассажирского салона: | 23,50 м |
Средняя ширина пассажирского салона | 3,20 м |
Количество мест для пассажиров | 66 кресел |
Экипаж | 16 человек |
Мощность двигателей (общая) | 7920 л.с. |
Количество топлива (нормальное для 10-часового полета) | 16700 литров |
Количество топлива (максимальное) | 22700 литров |
Количество масла | 1900 литров |
Масса пустого самолета | 28,2 т |
Масса снаряженного самолета | 30,0 т |
Взлетная масса (нормальная) | 48,0 т |
Взлетная масса (максимальная) | 57,0 т |
Максимальная скорость | 210 км/ч |
Экономическая скорость | 170 км/ч |
Примечание: Данные взяты из «Первый воздушный корабль в мире Do.X. Подробное иллюстрированное описание» (Das erste Flugschiff der Welt Do.X, Ausführliche Illustrierte Beschreibung).
Данные взяты из «Das erste Flugschiff der Welt Do.X, Ausführliche Illustrierte Beschreibung». Рекламный проспект для пассажиров был опубликован весной 1933 года издательством авиакомпании Deutsche Luft Hansa AG для запланированного полета по странам Европы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Хорст Мерц: несчастный командир летающей лодки
В конце Первой Мировой войны Хорст Мерц (1891-1979) был лейтенантом резерва и после обучения на летчика-истребителя воевал в составе 2-й эскадрильи Морской истребительной эскадры Фландрия (Marinejagdgeschwaders Flandern). В феврале 1922 года Мерц стал командиром пассажирского самолета авиакомпании Danziger AeroLloyd и позднее работал в авиакомпании Luft Hansa. Помимо обычных полетов по маршрутам он много раз привлекался к исполнению особых заданий и испытаний в интересах Министерства путей сообщения (Reichsverkehrsministerium – RVM). В 1929 году RVM привлекло Хорста Мерца для испытаний летающей лодки Do X.
С октября 1930 года до аварийной посадки на воды реки Дунай дипломированный инженер Хорст Мерц в звании флюгкапитана служил в авиакомпании Luft-Hansa. С середины 1930-х годов он был на военной службе, и в конце Второй Мировой войны полковник Мерц служил комендантом одного из аэродромов. В 1960-е годы Хорст Мерц работал в компаниях Bölkow KG и Waggon und Maschinenfabrik Donauwörth.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Через 50 лет из ила
Одним из последних найденных элементов конструкции летающей лодки Do X был подвергнувшийся коррозии кнехт, отлитый из алюминия и крепившийся к вырванному элементу обшивки хвостовой части лодочного корпуса. Данные кнехты располагались на каждой стороне корпуса летающей лодки на расстоянии полуметра от задней оконечности корпуса лодки на высоте шпангоута №1 и крепились к корпусу при помощи болтов.
Данный кнехт находился по левому борту почти поверх стыка обшивки глиссирующего днища и борта корпуса лодки (см. фотографию ниже). В начале 1980-х годов этот кнехт был обнаружен на дне Дуная при расчистке дна реки вблизи от моста автобана A 3 (E 56) у Шалдинга рядом с Пассау-Хайнингом. Кнехт находился рядом самым длинным мостом в Германии через Дунай – точно в месте, где во время неудачной посадки летающей лодки оторвалось ее хвостовое оперение. Это место расположено выше по реке на удалении 2,5 километров от электростанции Кахлет и примерно в 8 километрах выше Пассау.
источник: Jörg-M. Hormann/Maw «DO-X-UNGLÜCK AUF DER DONAU» «Flugzeug Classic» 2010-09, стр.26-31