Однако отсутствие собственной инженерно-конструкторской школы давало о себе знать. Машины, разработанные к началу 1930-х годов, военных не удовлетворяли (например, харьковский Т-12), да и не успевали с их разработкой, а армии танки были нужны уже сейчас.
Содержание:
Миссия Халепского
В 1929 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О состоянии обороны СССР», в котором ставилась задача в течение двух лет получить опытные образцы и начать производство современных танков.
18 декабря 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил «Систему танко-тракторного автоброневого вооружения РККА» (она, в частности, предполагала применение крупных бронетанковых соединений в рамках т.н. «глубокой операции»).
Оставалось добыть где-то образцы танков.
В октябре 1928 года в США прибыла делегация советской компании «Амторг». Её задачей были переговоры с «Ford Motor Company» о закупке оборудования для Нижегородского автозавода (переговоры прошли успешно — 8 декабря 1932 года с конвейера сошёл первый ГАЗ-А, бывший лицензионной копией Ford Model A). Среди членов делегации был некто Иннокентий Халепский — всего-навсего начальник Управления механизации и моторизации РККА. Он, понятно, занимался не переговорами по поводу производства автомобилей (хотя они его тоже интересовали), а другими вопросами. В частности, он побывал на Абердинском полигоне, где увидел испытания опытного танка Т.1 «Cunningham». Машина (в действительности крайне неудачная, американцы от её выпуска отказались) его заинтересовала, и он даже добился решения о закупке 50 танков (любопытно, что Военное министерство США и сам президент Герберт Гувер отнюдь не возражали).
Весной 1930 года Халепский вновь посетил Великобританию и США. В первой была закуплена небольшая партия танков «Vickers Mk. E», который был принят в СССР к производству под индексом Т-26 (в 1939 году этот танк был самым массовым в мире — 11 384 тыс. шт.). В США он намеревался купить Т1, но тут конструктор Уолтер Кристи, с которым Халепский познакомился во время одного из предыдущих визитов, показал ему свой танк М1930. «И всё заверте…» (с).
Концепция Кристи
Кристи, собственно, занимался разработкой колёсно-гусеничного скоростного танка.
Сама по себе идея колёсно-гусеничного движителя состояла в том, чтобы танк мог подъехать к полю боя на колесах, как автомобиль, а далее двигаться уже как танк, не боясь бездорожья. Смысл заключался в том, что гусеницы того времени имели очень ограниченный ресурс — быстро рвались, даже без воздействия противника. Переброска танков по железным дорогам (даже быстроукладываемым узкоколейкам конструкции Поля Декавиля, в РККА называемым «декавильками») предполагает их наличие и долгую загрузку-разгрузку. Большегрузных автомобилей вроде трейлеров, которые перевозят современные танки, тогда было мало.
В 1920-30 годах в европейских странах (Франция, Чехословакия, Швеция) было разработано несколько вариантов колёсно-гусеничных танков, которые в основном были признаны неудачными — механизмы подъёма-опускания колёс и гусениц были слишком тяжёлыми и громоздкими.
Кристи предложил увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колёс, поставить «свечную» подвеску («свечи»-пружины, надетые на металлические стержни), установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Танк со снятыми гусеницами превращался в колёсную бронемашину с колёсной формулой 2×8. Эта схема не требовала сложных механизмов — экипаж просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках.
Что касается скорости, то танковые теоретики того времени исходили из двух мотивов.
Во-первых, танки должны были иметь возможность быстро перебрасываться к полю боя, особенно в случае вражеского прорыва. В 1939 году эту тактику блестяще продемонстрировали советские танкисты в бою у горы Баин-Цаган в Монголии — японская пехота была сметена до того, как успела построить полноценные укрепления.
Во-вторых, считалось, что высокая скорость затруднит наведение на танк вражеской артиллерии на поле боя (это уже потом выяснилось, что езда по перерытому полю со скоростью больше 10-15 км/ч несовместима с прочностью механизмов танков и голов танкистов).
Ходовая часть танка Кристи в совмещении с мощным авиационным двигателем позволила одной из его конструкций разгоняться на аэродроме до скорости свыше 110 км/ч при собственной массе 9 тонн (для сравнения: серийный британский Vickers Medium Mark II при массе 12 т разгонялся аж до 21 км/ч).
Удивительно ли, что Халепский моментально утратил интерес к Т1 и тут же начал переговоры о закупке танка Кристи?
Детективная история
28 апреля 1930 года СССР купил два танка M1940 с технической документацией и лицензией на производство за $60 тыс. (для одобрения этой сделки Кристи пришлось заручиться поддержкой начальника штаба армии США Дугласа МакАртура).
Летом 1930 года Кристи показал Халепскому танк М1931. Тот особого интереса к модели, не соответствующей упомянутой выше системе вооружения РККА, не проявил. Тем не менее, в июне 1930 года конструктор и представители УММ РККА договорились о поставке двух танков в полной комплектации, с конструкторско-технологической документацией и правом на их изготовление в СССР. Общая стоимость сделки составила $160 тыс.
Интересно, что сделка заключалась на честном слове — без подписания официального договора (надо думать, что Кристи «оптимизировал налогообложение») — и её элементом был выезд Кристи на работу в СССР — довести конструкцию и наладить серийный выпуск. Заключение сделки ускорило то, что с Кристи вела переговоры и Польша, которая считалась основным военным противником СССР (кстати, поляки машину купили и даже выпустили один экземпляр своей модели 10ТР).
21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков Кристи в СССР. В это же время танк получил своё имя — БТ («быстроходный танк»). Обычные танки, даже плавающие, имели индекс «Т», но танк Кристи в систему действительно не укладывался — Халепский не соврал.
К середине декабря 1930 года два танка без башен и вооружения были полностью готовы. Кристи уведомил Госдеп (который, как правило, протестовал против поставок вооружений СССР) о продаже «Амторгу» двух коммерческих тракторов. «Подмена» была обнаружена уже на корабле, но Кристи отстаивал свою точку зрения — трактора, мол, а у представителей Военного министерства глаза не на том месте и вообще…
Соглашение между сторонами выполнено до конца не было. Кристи недопоставил башни и вооружение (тогда не удалось бы представить танки тракторами) и не передал всю документацию (наверное, как гарантию трудоустройства). СССР удержал $25 тыс. Кристи обиделся и в Союз не приехал. Зато в США его не только не наказали, но и сочли «жертвой большевизма», закупив семь танков (в серийное производство они не пошли). Недостающую документацию стырили для советского представителя помощники Кристи.
Производство
13 февраля 1931 года Постановлением РВС СССР танк был принят на вооружение с войсковым обозначением БТ-2.
Первоначально танк собирались производить на Ярославском автозаводе. Но завод не был готов к столь ответственному заказу. Ленинградский завод «Большевик» (бывш. Обуховский) был перегружен заказами. Оставался ХПЗ, конструкторский коллектив которого только что закончил работу над танком Т-24, который решено было не производить, а завод уже имел опыт производства тракторов «Коммунар».
Американская машина была очень «сырой», башни и вооружения вообще не было, запас американских авиадвигателей «Либерти» был ограничен, и надо было думать о его замене на мотор отечественного производства. Для доработки танка в мае было создано новое конструкторское бюро. Правда, харьковчане не рвались дорабатывать «чужую» машину, но у заказчика нашлись аргументы… Именно с работы в этом КБ начался конструкторский опыт Александра Морозова.
К 7 ноября 1931 года были выпущены три первых танка, два из которых приняли участие в параде на Красной площади. Всего же ХПЗ выпустил свыше 620 БТ-2.
Позже танки эти неоднократно модернизировались, появились варианты БТ-5 (1933 года, выпущено 1884 шт.) и БТ-7 (1935 года, выпущено свыше 5,7 тыс. шт.).
Для всех этих машин была характерна преемственность конструкции и уникально высокая скорость — свыше 50 км/ч в гусеницах и свыше 70 км/ч — на колёсах.
Позже на основе конструкции БТ был построен Т-34, а вершиной развития этой ветки стал Т-55. Впрочем, современные машины Т-64, Т-72 и Т-80 тоже сохраняют определённую преемственность, если не конструктивную, то историческую, с танком Кристи.
«А если слон и вдруг на кита налезет, кто кого сборет?»)
Продавец травы………..
Не, продавец травы только в том случае, если кит на слона налезет. 😉 😀 😀
«Подозрительная сова» вспомнилась. Там кит на слона мог бы и запрыгнуть
Ну что вы, коллега)))) В этом разе — строго синтеты))))
Хех, точно, а Кассиль и не догадывался)))
Слон.
Отдавит киту все что можно, и особенно легкие — не даст киту дышать.
Лучшая и насколько возможно, технически грамотно прописанная вселенная Батлмехов -это конечно Батлтех (Мехварриор). Далеко за пол-сотни книг в серии, написанные разными авторами в 80е и 90е годы.. потом мульты и серии компьтерных симуляторов и стратегий. В ней, вес меха колебался от 20 до 100 тонн (легкие, средние и тяжи + ассаулты-штурмовики) Двигатель -компактный термояд, роль мышц играют миомерные волокна, броня и конечно, мощный гиро, дабы железяка бегала и прыгала не падая (скорость мелких мехов за сотню км/ч). Пилот управляет мехом через нейрошлем. Хотя действие большинства книг идет в 31 столетии, мехи безумно дорогие, производятся мало да и технологии утеряны. Потому, на поле боя огромное количество танков, броневиков, ракетных установок, вертолетов… и все это может задавить меха только количеством, 1 к 10, и то если повезет. Единственный танк, который мог доставить неприятности -древнее наследие Звездной лиги, тяжелый танк «Алакорн», который сам под 80 тонн.. А так, практически без шансов. Ну, на 80е годы, действительно неплохо написано, подозреваю что анимешники жанра «меха» этой серией и вдохновлялись, примерно с того времени и начали.
Сама идея Батлтеха была хорошая, но на идее всё и закончилось, а дальше понеслось по кочкам всё))) И всё эта «радость» по идее должна бы вызывать лишь снисходительную усмешку, если бы не… Boston Dynamics. И вот тут танкодр… любителям танков, вертолётов и пИхоты становится не смешно от слова СОВСЕМ. Во первых, что есть Mech/Мех… это не только ценный шерсть, но и высоко расположенные сенсоры и прочие средства обнаружения которые позволяют довести огневой контакт до стадии NLOS(Non Line Of Sight) то есть вне поля видимости. Во вторых… про «пересечёнку» здесь уже писали, а кроме того гуманойдные машины при использовании откалиброванного нейро-управления способны брать препятствия с уклоном более 60 градусов. Привет всем танкистам) В третьих, мех это лишь условно chassis/шасси… на самом деле это MSR(Mobile Suspension Rig) проще говоря, «подвижная подвеска» или «подвижный скелет» если будет угодно и не имеет колёс или гусениц выход из строя которых полностью обездвиживает технику. Человек или животное с раненной ногой/лапой может продолжать движение… танк или бтр без гусеницы или колеса — недвижимость. Ко всему прочему такой «подвижный скелет» требует меньшей защищённости хотя-бы по тому что сами несущие части «подвижного скелета» могут быть выполнены из брони. Так что поражения ПТУРом уже не столь ультимативно для меха. Что-же… Подробнее »
Есть и другое свидетельство
Декхан передвинул свой батальон, сменил позицию прикрытия. «Йота» неплохо справилась с броней Вульфа, щелкая танки один за другим, словно стальные орехи, что катились им навстречу. Но, надвинувшись плотнее, танкисты тоже стали не на шутку ковырять броню боевых роботов.
Декхан увидел, как тяжелый танк «Каратель», выкатившись из прикрытия, внезапно атаковал «Молот Войны» наемников. Очередь из громадного двуствольного скорострельного орудия раздробила одну из нижних конечностей семидесятитонного «Молота». Едкий дым, сопровождаемый вспышками, выплеснулся из торса боевого робота, и «Молот» упал с грохотом, возвестившим о первой потере в рядах батальона «Йота». Экипаж «Карателя» заплатил за победу своими жизнями, когда звеньевые «Молота» обрушили огонь на танк.
Смешно. Лучшая? Технически грамотно прописаная?
Поинтересуйтесь у любителей Батлтеха, что мешает применять против мехов ПТУР’ы с проводным наведением. Или с оптико-контрастным. Или с инфракрасным, учитывая сколько распинались о бешенном перегреве мехов.
Facepalm.
Как бы строго наоборот.
Battletech начался с воровства дизайнов из японских меха. Из Макросса, Даграма и т.д. Из-за этого даже был грандиозный скандал, и часть дизайнов батлтеха пришлось спешно переделывать.
Да, это помню конечно. Ручной гранатомет «Дракон» расплескивал напалм или похожую огнесмесь по меху, не прожигая или разрушая, а просто перегревая мех. Не раз в книгах серии это описано, но пехотинцу нужно было подобраться на сто метров и обладать большим везением. Все же, это фантастика, авторам очень хотелось довести битву мехов до «рукопашной» и даже были соответствующие модели.(например «Рубила», вооружен 3х тонной секирой). Потому, например ракетное оружие било на пару км максимум (потеря технологий, дешевая электроника в системах наведений). А кое что (редкие т-звездолеты или полноценные костюмы пилотов вместо хладожилета) и вовсе артефакты Звездной Лиги. Пока не вернулись Кланы, сфероиды не шевелились.
Facepalm.
Как бы строго наоборот. А вот этого, извините, не знал. Точно читал, что серия должна должна была называться «батлдроид», но к тому времени R2D2 вовсю катался по киноэкранам и Лукас скрутил фигу. Пришлось наскоро выдумывать термин «мех»
100 метров для «Дракона» или «Дьявола» — какой вы оптимист.
Там речь шла о 20-30 метрах!
100 метров — это хотя и небольшая, но дистанция для самих БР, еще чуть-чуть и в рукопашную (поэтому и стали появляться «Рубилы» и «Дровосеки»).
Да, Вы правы, подзабыл.
Да точно, вспомнил! Спасибо большое за разъяснения и уточнения, может, что-то перечитаю..друг собирал тогда книги, штук 30, пока серия не загнулась. Потом уже дописывали и местные аффторы, в духе самлиба и фанфиков. Мне в юности показалось, что эта даже не боевая, а какая-то политфантастика: куча текста посвящена всяким подковерным интригам на всех уровнях..
Ну и собственно, что мешает просто сбросить на эту бронеизбушку на курьих ножках бомбу с инфракрасным наведением — простейший «Феликс» Второй Мировой! — и прибить ее на месте?
Это вот пример незнания авторами матчасти. Управляемые боеприпасы вполне себе делали еще на старой доброй ламповой технологии. И ситуация, когда можно построить бронепроплавляющий лазер но нельзя организовать производство ПТУР — заведомо нелепа.
Ну и собственно, что мешает просто сбросить на эту бронеизбушку на курьих ножках бомбу с инфракрасным наведением — простейший «Феликс» Второй Мировой! — и прибить ее на месте?
Банальное отсутствие птичек.
Авиация во вселенной изначально показана как «где-то что-то есть».
Конечно потом авиации стало по больше… но не ломать же вселенную из-за авиации!
Это вот пример незнания авторами матчасти. Управляемые боеприпасы вполне себе делали еще на старой доброй ламповой технологии. И ситуация, когда можно построить бронепроплавляющий лазер но нельзя организовать производство ПТУР — заведомо нелепа.
Учитывая как обстоят дела с военным делом, то ситуация с ПТУР не выглядит такой и нелепой.
Были и АКИ и атмосферники, но воздушных боев описано не в пример меньше, конечно. АКИ еще на порядок дороже, сохранилось и выпускается их совсем крохи, на переферийных планетах внутренней сферы часто Мех или АКИ вообще передается из поколения в поколение, столетиями..
Хм..вы уверены что 12-15 летние подростки знали тогда о ПТУРах то?))Это аудитория как бэ..
Я прозаически знаю, что авторы баттлтэха делали игровую систему для боев морского флота. 🙂 После того, как продать ее не удалось, они обратили внимание на нарастающую популярность гигантских роботов (в т.ч. и японскими стараниями), и наспех перекорячили под шагающие избушки.
Естественно, тогда знали о ПТУР’ах. Просто авторы понятия не имели, как именно они наводятся, и думали, что с помощью какой-то шаманской радиомагии, которую можно диспеллить контрзаклинанием, то бишь магическими супер-РЭБ.
Если помню, эти двое были основателями серии, менеджерами что-ли, а сами книги не писали. Опять таки, на то время, идея казалось вполне живуча. Читал что и «трансформеры» берут корни из этой серии (в одной из ранних книг описан проект меха с прыжковыми движками, с возможностью частичной трансформации, с целью не прыгнуть на 300-400 метров а пролететь километр-полтора). Основатели серии вроде и сами армейские офицеры, но какие-то совсем кабинетные. Но, что правда, то правда: Если игры по книгам были вполне популярны, да и сейчас есть свежие, народ не игнорит, мультик так сяк, а вот фильма кошмар кошмарный. С нынешней графикой можно было бы и переснять, но видимо, сценаристы ажиотажа не ждут.. Фиг знает, когда книги серии появились в СНГ, были очень популярны. А, еще и настолка есть, чуть не забыл.
«Трансформеры» берут начало опять-таки из Японии — из серии трансформирующихся игрушек-роботов компании «Такара». По сути дела, Трансформеры были ребрэндингом уже существовавшего товарного ряда для американского рынка (который неожиданно «выстрелил»). Появились Трансформеры в том же 1984-ом, что и первый Battletech, так что, боюсь, абсолютно никакого заимствования тут нет.
Трансформирующиеся же мехи в Японии — это как минимум «Макросс» (1982 год), а до этого еще и много образцов супер-мехи.
Спасибо! Честно, с жанром «меха», тем более 80х слабо знаком, надо бы глянуть, для общего развития. Из того что видел, «Гуррен-Лаганн» понравился, бодрый такой. Ну и наверное самый большой из придуманных мехов)
Неа 1 к 3 м пруф Потерянная судьба (Lost Destiny) правда там повезло мехам…
Битва на Токкайдо? Но там как раз у ком-стара и были «алакорны» с хорошо подготовленными экипажами. Кланерам пришлось неожиданно тяжело, да.
Лет десять назад именно с попытки натянуть сову мехвара на глобус реальности появился проект «Механический солдат» который обрел литературную форму и был выпущен в бумаге в двух книгах, в процессе написания энтузиазм масс падал, в итоге третью книгу до мучал до конца последний из могикан Hildor.
Так третья книга есть?
О, конечно читал! Правда, только две, но, весима понравилось)
Самый интересный вариант столкновения ОБЧР и реальности что мне попадался это фанфик по Батлтех:
http://samlib.ru/z/ziganshin_s_o/mehi1.shtml
Прыжковый корабль с командой наемников попадает на Землю 70-ых. Правда автор все равно более за мехов.
Упс, пока писал опередили.
Хм, мне больше мехов импонируют танки типа «Боло». 🙂