Американские «прототипы» линкора «Халхин-Гол». Часть-4

10

Американские «прототипы» линкора «Халхин-Гол». Часть 4

Не имеет отношение к книге.

* * *

Важная пометка

Дело в том, что весь цикл «линкор Халхин-Гол» начался из-за ошибки в выборе прототипа — искал двухмачтовый, двухтрубный, четырехбашенный корабль. Плюс четно пытался идти по пути нормальной истории, ища корабль, который максимально бы подходил под тип «Кентукки». К тому моменту, когда натолкнулся на «Саут Дакоту», уже столько было написано….

* * *

Таким образом, военно-техническое сотрудничество СССР и США наиболее активно стало развиваться в конце 1930-х годов, его особенностью было приобретение не только новых образцов техники и вооружения, но и патентов, лицензий, технологий. Характеристика импортных закупок конца 1930-х годов свидетельствует о том, что они играли второстепенную роль и использовались только для технического оснащения Военно-морского флота СССР. В целом, военно-техническое сотрудничество СССР и США (отказ от американской технической помощи по строительству для Советского Союза линкора) и характеристика импортных закупок, свидетельствуют о том, что в конце 1930-х годов отечественный военно-промышленный комплекс освоил выпуск основных видов продукции военного назначения. Импортные закупки в этот период велись с целью ознакомления с зарубежными техническими новинками и возможностью освоения их советской промышленностью. (Военно-техническое сотрудничество СССР и США. Характеристика импортных закупок в области морской техники в конце 1930-х годов).

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Совершенно естественно, что покупная иностранная техника оказывает определенное влияние на технику и науку той страны, которая и купила эту самую иностранную технику. Уж очень интересны подробности, которые не передают разведчики, а украсть или добыть в бою не получается (и лучше последнего избегать). Вот и приходится покупать (иногда и через четвертые руки), и тем самым узнать «как это устроено», подсмотреть некоторые технические решения, обрадоваться, что у нас лучше (или огорчиться, узнав, что у нас хуже)…. Ну и заодно выяснить слабые и сильные стороны данной техники — подвергнуть ее опытному обстрелу, испытать в противодействии с нашей техникой, раздать памятки бойцам, как с данной техникой бороться.

Например, СССР изучил опыт немецкого кораблестроения, купив немецкий крейсер «Лютцов» («Таллин»). Не стоит забывать еще и о физике — «у вас пропало, у нас нашлось».

Другой момент «подсмотрения» получается не от покупки иностранной техники, а от заказа иностранной техники.  Какое-то государство имеет проект корабля, но не имеет возможности его построить, поэтому оно предпочитает заказать корабль у нас (альтернатива — так и остаться исключительно проектом, выполненным на бумаге). А раз данная сторона этот проект разработала, то можно посмотреть заложенные в проект идеи.

Например, заказанный по российским чертежам броненосец «Ретвизан» оказал влияние на последующие американские броненосцы.

Следуя такой логике, выдвигается версия: «достраиваемый американский линкор «Род-Айленд» в советский линкор «Халхин-Гол» должен был оказать влияние на последующие американские линкоры».

В частности выдвинута версия, что главная сила американского флота, линкоры типа «Монтана»,

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

имели в качестве прототипа именно советский проект.

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Версия, конечно, не сколько интересная, сколько приятная для отечественных читателей (и здесь русские отметились), но маловероятная. Американское судостроение за 40 лет (от «Ретвизана» к «Халхин-Голу») сделало большой шаг, имело большой опыт корабле­строения и могло предоставить собственные проекты. В частности, проект линкора «Нью-Хэмпшир», подходящий куда больше в качестве прототипа для «Халхин-Гола», чем «Халхин-Гол» в качестве прототипа для «Монтаны».

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Были у американцев и другие прототипы, подходящие для «Секретного линкора Сталина». Причем с большой долей вероятности можно говорить не о «прототипах», а именно опытном образце.

В первую очередь речь пойдет о кораблях типа «Теннеси» (из кораблей этого типа широко известен другой корабль — «Аризона»).

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Это двухтрубные, четырехбашенные корабли с 12 (3×4) 356-мм орудиями. В результате модернизации / достройки, проведенной советскими специалистами, артиллерия линкора была заменена с 12 356-мм на 8 406-мм орудий.

Во вторую (и основную) очередь речь пойдет о кораблях типа «Колорадо».

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Данный тип линкора подходит под «Халхин-Гол» гораздо лучше, чем тип «Теннеси». Так, «Колорадо»  имеет 8 (2×4) 406-мм орудий, так что советские специалисты при работах на линкоре, меняя крупнокалиберные орудия, могли столкнуться с меньшими трудностями, чем переделывая трехорудийные башни в двухорудийные под больший калибр. Да, конечно, имеются и свои проблемы, так как МК1 это не Б-37.

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Что касается вспомогательного калибра, то у советской стороны имелся опыт переделки крейсера с казематным размещением артиллерии в крейсер с башенным размещением артиллерии («Красный Крым» и «Красный Кавказ»). Вот здесь, американские конструктора получали хороший опыт, который им впоследствии пригодился в войне на Тихом океане.

Американские "прототипы" линкора "Халхин-Гол". Часть-4

Что касается изменений конструкции, то здесь основные работы велись над изменением носовой части и добавлением полубака. Последние изменения конструкции «американца» касались замены решетчатой (параболической) мачты на привычные советской стороне не трехногие мачты.

Продолжение следует.

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account