Американская родня советской «Щуки»: трофейные технологии
Считается, что советские работы по противокорабельным ракетам основывались на трофейных немецких технологиях. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться…
Содержание:
Первые разработки
Одной из первых созданных в СССР противокорабельных ракет стала РАМТ-1400 «Щука». Разработка её началась в 1948 году в московском КБ-2 (в дальнейшем ОКБ «Вымпел»). До этого КБ-2 занималось трофейной немецкой противокорабельной ракетой Hs.293, которая довольно активно испытывалась в 1947 году, и даже рассматривался вопрос об организации её серийного производства. Предполагается, что к созданию «Щуки» приступили именно на основе опыта трофейной немецкой ракеты.
Однако, если мы приглядимся повнимательнее, то увидим, что между РАМТ-1400 и немецкой Hs.293 очень мало общего. Давайте посмотрим на ключевые компоновочные решения советской «Щуки» (РАМТ-1400Б) и попытаемся найти их в немецкой ракете.
Ныряющая боевая часть конической формы при падении в воду отделяется и поражает корабль противника в днище — на Hs.293 её не было, она оснащалась совершенно обычной фугасной бомбой. Ныряющую боевую часть немцы хотели применить на ракете Hs.294, но по компоновке та совершенно не походила на РАМТ-1400.
Автономное радиолокационное самонаведение — на Hs.293 ничего подобного не было, немецкая ракета наводилась оператором по радио. Какого-либо самонаведения для неё немцы даже не предполагали.
Аэродинамическая схема среднеплана с V-образным оперением — нет, Hs.293 имела вполне обычное (хотя и «перевернутое», для лучшей подвески под носитель) оперение. Никаких упоминаний о вариантах с V-образным хвостом не существует.
Интегрированная двигательная установка — нет, Hs.293, по сути дела, была планирующей бомбой с привязанным под пузом ракетным ускорителем. Ускоритель всего лишь помогал ей набрать скорость после сброса; бóльшую часть траектории Hs.293 просто планировала к цели. РАМТ-1400 имела встроенный двигатель, который работал на протяжении всего полёта.
Что же получается? Общего с немецкой ракетой у советского проекта очень мало. Так мало, что говорить о какой-то преемственности от немцев — всё равно, что говорить о преемственности дикого кабана от морской свинки. И совершенно непонятно, как же именно опыт работы на Hs.293 мог сподвигнуть конструкторов на разработку РАМТ‑1400.
А с кем же есть такое сходство? И вот тут история становится реально интересной…
«Совпадение? Не думаю!»
В 1948 году на испытания в США поступила противокорабельная ракета AUM-N-6 «Паффин» (англ. «тýпик», птичка такая — прим. авт.). Разрабатывалась она как часть программы самонаводящихся ракет и ракето-торпед Kingfisher, которая, в свою очередь, происходила от созданной в годы войны самонаводящейся планирующей бомбы ASM-N-2 «Бэт». Предназначался «Тýпик» для вооружения береговых и палубных самолётов и должен был запускаться по кораблям противника, наводясь на них с помощью радиолокационной головки самонаведения и поражая ниже ватерлинии с помощью ныряющей боевой части.
Не находите ничего знакомого? Радарное самонаведение… ныряющая боевая часть… Мы ведь это только что видели в РАМТ-1400 «Щука», которую, по странному «совпадению», начали проектировать… в 1948 году.
Интригует?
Давайте-ка сравним общие черты американского и советского проектов.
Ныряющая боевая часть конической формы, закрепленная под фюзеляжем — есть у обоих проектов — и американского, и советского. Больше того, применение ныряющих боевых частей (или даже полноценных акустических торпед) и было главной «изюминкой» всей программы «Кингфишер», начатой ещё в 1945 году.
Активное радиолокационное самонаведение на цель — то же самое. «Тýпик» использовал активную радиолокационную головку самонаведения, являвшуюся дальнейшим развитием ГСН планирующей бомбы «Бэт».
Аэродинамическая схема среднеплана с V-образным хвостовым оперением — и тут полное совпадение! Эта не слишком распространённая на тот момент схема была фирменной фишкой разработчика «Тýпика», компании «Макдоннел», и использовалась на предшествующих моделях её ракет.
Интегрированная двигательная установка — на первый взгляд, различна. «Тýпик» использовал пульсирующий воздушно-реактивный двигатель с боковыми воздухозаборниками, а РАМТ-1400 — жидкостный ракетный двигатель. Расхождение? Не совсем. Дело в том, что в исходном проекте AUM-N-6 использовать хотели как раз жидкостный ракетный двигатель; на пульсирующий реактивный переключились уже по ходу работ.
Наконец, что самое подозрительное — у обеих ракет совершенно одинаковая схема полёта. После запуска они снижались до высоты в 60 метров (поддерживаемой радиолокационным высотомером) и на ней шли к цели. Случайность? Едва ли.
В итоге мы получаем такую картину. В 1947 году советское КБ-2 занимается немецкой Hs.293 и даже планирует её принятие на вооружение. В 1948 году американцы начинают испытания AUM-N-6 «Тýпик». И в том же самом 1948 году КБ-2 бросает все работы над немецким трофеем и начинает проектировать РАМТ-1400 «Щука». Которая по основным своим решениям — точь-в-точь американский «Тýпик».
Совпадение? Слишком невероятно. Умелый шпионаж? Вполне возможно!
Могла ли советская разведка засунуть свой любопытный нос в перспективные проекты американских моряков? Вполне вероятно. Удалось же её агентуре проникнуть даже в сверхсекретный атомный проект! И интерес к «Тýпику» вполне объясним — эта ракета была производной программы «Кингфишер», в свою очередь, наследовавшей программе SWOD, которая в годы войны была одним из крупнейших американских исследовательских проектов. Советским военным, несомненно, очень хотелось знать, на что американцы тратили кругленькие суммы.
Дальнейшая судьба проектов различалась. Американский «Тýпик» испытывался до 1949 года, но на вооружение не поступил из-за неудовлетворительных качеств пульсирующего двигателя. Советская РАМТ-1400 «Щука» вышла на испытания в 1949 (подозрительно быстро, не находите?), но разработка затянулась до середины 1950-х. В итоге на её основе создали первый в мире противокорабельный ракетный комплекс морского базирования КСЩ — «Корабельный Снаряд Щука».
Конечно, всё это лишь предположения и логические построения. Но то, что между AUM-N-6 «Тýпик» и РАМТ-1400 «Щука-Б» существовало значительное сходство — не объяснить простым совпадением. И вполне возможно, что могучие «Граниты», «Базальты» и «Ониксы» действительно имеют в «родословной» заокеанских предков-ветеранов Второй мировой.
источник: https://warhead.su/2020/07/23/amerikanskaya-rodnya-sovetskoy-schuki-trofeynye-tehnologii