Америка выходит в океаны. Эскадренный броненосец ВВ-18 «Коннектикут» (USS BB-18 Connecticut)
В начале 20-го века Соединенные Штаты ощутили себя достаточно сильными,чтобы выйти из политической самоизоляции и ,не ограничиваясь Западным полушарием, войти в клуб сверхдержав. По геополитике пропуск в этот закрытый клуб для США-наличие мощного военного флота.К началу века океанского флота у штатов не было.
Первой заявкой стали 5 океанских броненосцев типа «Вирджиния».Но как только был закончен проект «Вирджинии» секретарь по военно-морским делам, Джон Дэвис Лонг, запросил Отдел Кораблестроения и Бюро Строительства и Ремонта проекты будущих кораблей на его основе. Основным трендом было усиление огневой мощи за счет среднего калибра,который в эту эпоху считался основным способом поражения противника.
Отдел Кораблестроения выдал самый революционный вариант-вместо 152 и 203 мм средних калибров разместить батарею единого 178 мм калибра из 24-х орудий! Второй проект был более консервативным-на нем число 203 мм пушек увеличивалось до 16. Одобрен был первый проект,но сами конструкторы пересмотрели свои взгляды и вернулись к трехкалиберной схеме- вернув 203 мм орудия,ибо 178 мм пушки не могли обеспечить необходимую бронепробиваемость. Толщина бронирования верхнего каземата-под 178 мм орудия также увеличилась до 178 мм,броневых палуб стало две.А главное- конструкторы отказались от экзотических двухярусных башен!
Два первых корабля были заложены по финансовой программе 1902 года, ещё три — по программе 1903, и последний, шестой (внеплановый линкор USS New Hampshire ), был заложен по дополнительной программе в 1905 году. Первые два корабля серии несколько отличались от остальных по деталям бронирования и иногда выделяются в отдельный тип. Всего построено 6 кораблей: USS Connecticut, USS Louisiana, USS Vermont, USS Kansas, USS Minnesota, USS New Hampshire, заложены в 1903—1905 году, вступили в строй в 1906—1908 годах .
Наименования корабли получили в честь различных штатов,как и остальные линейные корабли американского флота. Louisiana стал третьим боевым кораблем американского флота под этим именем, Vermont , Kansas , Minnesota -вторыми этого имени.
Последние эскадренные броненосцы 1-го ранга американского флота в момент спуска на воду превосходили все современные им броненосцы других стран своей броневой защитой и мощью артиллерии,при этом имели хорошую мореходность .
Появление «Коннектикута» произвело огромное впечатление на современников. В русской «Ниве» № 48 за 1903 год заложенный в Америке броненосец именуется «величайшим военным судном в мире».
Всего построено шесть единиц:«Коннектикут», «Луизиана» (1906 г.), «Вермонт», «Канзас», «Миннесота» (все 1907 г.) и «Нью-Хемпшир» (1908 г.).
ВВ-18 «Коннектикут» USS Connecticut Brooklyn Navy Yard. заложен 10 марта 1903 г. спущен на воду 29 сентября 1904 г. вступил в строй 29 сентября 1906 г. Списан 1 марта 1922 г. 1 ноября 1923 продан на слом. Разделан на металл
ВВ-19 «Луизиана» USS Louisiana Newport News Shipbuilding заложен 7 февраля 1903 г. спущен на воду 27 августа 1904 г. вступил в строй 2 июня 1906 г. Списан 20 октября 1920 г. Разделан на металл.
ВВ-20 «Вермонт» USS Vermont Fore River Shipyard заложен 21 мая 1904 г. спущен на воду 31 августа 1905 г. вступил в строй 4 марта 1907 г. Списан 10 ноября 1923 г. Разделан на металл.
ВВ-21 «Канзас» USS Kansas New York Shipbuilding Corporation заложен 10 февраля 1904 г. спущен на воду 12 августа 1905 г. вступил в строй 18 апреля 1907 г. Списан 16 декабря 1921 г. Разделан на металл.
ВВ-22 «Миннесота» USS Minnesota Newport News Shipbuilding заложен 2 октября 1903 г. спущен на воду 12 августа 1905 г. вступил в строй 9 марта 1907 г. Списан 1 декабря 1921 г. Разделан на металл.
ВВ-23 «Нью-Хэмпшир» USS New Hampshire New York Shipbuilding Corporation заложен 1 мая 1905 г. спущен на воду 30 июня 1906 г. вступил в строй 19 марта 1908 г. Списан 21 мая 1921 г. Разделан на металл.
Водоизмещение 16 000 т / 17 700 т . Длина 139,09 м максимальная. Ширина 23,42 м. Осадка 7,47 м.
Бронирование-крупповская броня пояс: 152-279 мм
верхний пояс: 178-мм
барбеты ГК: 152-254 мм
башни ГК: 305 мм
башни СК: 152 мм
казематы СК: 178 мм мм
командирская рубка: 229 мм
палуба: до 76 мм
Двигатели-12 котлов Бэбкока-Уилкокса,две 3-цилиндровые паровые машины,16 500 л. с. Движитель-2 винта. Скорость хода 18 узлов максимальная. Экипаж 847 ( 830 — 880 ) человек .
Вооружение-2 × 2 — 305-мм/45 Mk V; 4 × 2 — 203-мм/45 Mk VI ,12 × 1 — 178-мм/45 Mk II ,20 × 76-мм Mk III/V/VI , 12 (12х1) — 47-мм/40 орудий Hotchkiss Mk I / Driggs-Schroeder Mk I, 2 × 1-фунтовых 37-мм/40 орудия Hotchkiss heavy Mk I/II/III. . Минно-торпедное вооружение-4 × 533-мм подводных ТА
В 1910—11 гг. на кораблях установили решетчатые мачты вместо прежних трубчатых. Уже в ходе мировой войны демонтировали 178-мм и 76-мм орудия, а взамен их поставили две 76-мм зенитные пушки, новые дальномеры, приборы центральной наводки.
Броненосцы типа «Коннектикут» задумывались как символ имперской военно-морской мощи и значительное внимание при проектировании было уделено дизайну. Корабли украшал богатый и вычурный декор -плавные закругления крыльев мостика, широкие носовые эмблемы, многочисленные вертикальные колонны в надстройках. Броненосцы имели гладкую палубу ,высокий борт,высоко расположенные башни,что обеспечивало хорошую мореходность в океанских походах и возможность вести огонь в любых погодных условиях.
Схема бронирования уже была отработана на «Вирджинии». Главный пояс в цитадели между башнями главного калибра имел толщину 279 мм крупповской цементированной брони, уменьшаясь до 229 мм у башен ГК и до 102 мм в оконечностях. На четырех последних кораблях толщина пояса между башен была уменьшена с 279 до 229 мм. Верхний пояс толщиной 178 мм прикрывал пространство до главной палубы. Башни главного калибра были бронированы 305-мм бронеплитами, барбеты — 152—254 мм, башни 203-мм калибра — 152 мм. Каземат 178-мм орудий защищался 180 мм броневыми плитами. 76-мм орудия защищались 50-мм броней.Выпуклая броневая палуба толщиной 37-76 мм имела скосы 76 мм. Боевая рубка имела 9″ (229мм) стенки и 2″ (51мм) крышу.
«Коннектикуты» первыми в американском флоте получили очень удачные 305-мм орудия Mark-5 длиной 45 калибров.Ими позже оснащались и все первые американские дредноуты. Пушки имели высокие баллистические характеристики — начальная скорость полета 394-кг снаряда составляла около 823 м/с,максимальная дальность стрельбы более 18 километров, скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. На дистанции 11 км он пробивал 274 мм гарвеевской брони.
Средняя артиллерия была представлена восемью 203-мм орудиями Mark -6, длиной ствола 45 калибров, расположенных в четырех двухорудийных башнях. Схема размещения была более надежной,но менее эффективной -у «Вирджинии» на каждый борт,на нос и на корму могли стрелять шесть 203-мм орудий, «Коннектикут» же не мог сконцентрировать на любом направлении более четырёх 203-мм орудий.
В отличие от предыдущих кораблей типа «Вирджиния», на «Коннектикутах» были установлены 178-мм орудия длиной ствола 45 калибров. Эти пушки считались предельным калибром орудий, которые было возможно заряжать вручную. Скорострельность этих орудий составляла около 4 выстрелов в минуту. Их 74.9-кг снаряд на дистанции 8 километров пробивал 109 мм гарвеевской брони. Максимальная дальность полета снаряда — 15900 м.
Замена шестидюймовых орудий на семидюймовки была обусловлена желанием увеличить боевую мощь кораблей. Но здесь конструкторы просчитались. Неразличимость в боевых условиях всплесков от разрывов 203 и 178 мм снарядов делала невозможной корректировку огня. Поэтому в реальных условиях линкор мог вести огонь только одним из промежуточных калибров.К тому же ручное заряжание 75 кг снарядов не позволяло долго поддерживать высокую скорострельность.
Противоминное вооружение состояло из двадцати 76-миллиметровых орудий, из которых восемь стояли в надстройке, еще восемь — на крыше носового и кормового мостика и четыре — в отдельных казематах в носовой и кормовой оконечности кораблей.
Традиционно броненосцы несли две 1-фунтовые легкие пушки,практически пригодные только для салютов.
Торпедное вооружение составляли 4 533-мм траверзных торпедных аппарата.
Главным событием в жизни «Коннектикутов» стал поход Великого Белого флота.Пять первых линкоров серии возглавляли кругосветку,а «Нью Гемпшир»,не успевший к походу,встречал собратьев с президентом Тедди Рузвельтом на борту 22 февраля 1909 в Хамптоне. Во время похода «Большого Белого Флота» в штате экипажа «Коннектикута» официально числился корабельный талисман — кенгуру, взятый на борт в Сиднее.
Броненосцы участвовали в захвате американцами мексиканского Вера Круса весной 1914.
Корабли участвовали в колониальных конфликтах США в Карибском Море,наносили визиты в порты Старого и Нового Света.
USS New Hampshire 6 мая 1916 г. стал первым в мире кораблем, с которым был осуществлена голосовая радио связь «Берег-Корабль».
Во время Первой Мировой войны броненосцы считались уже устаревшими и использовались для вспомогательных целей,патрулирования и сопровождения конвоев.
Тем не менее «Миннесоте» довелось стать наиболее серьезно поврежденным американским линкором за все время Первой мировой войны. 29 сентября 1918 года у острова Фенвик при переходе с Хемптона на Филадельфийскую верфь «Миннесота» ночью подорвался на мине,выставленной в начале августа германской подлодкой U-117. На том же заграждении было потеряно еще как минимум два американских парохода. Хотя жертв среди личного состава не было, взрыв ужасной силы буквально разворотил борт линкора между 5-м и 16-м шпангоутами по ширине и от киля до броневого пояса по высоте. Все восемь носовых отсеков оказались мгновенно затопленными. «Миннесоту» спасло то, что незадолго до катастрофы водонепроницаемые переборки корабля прошли капитальный ремонт и модернизацию. На скорости в 10 узлов в 7-48 броненосец дошел до устья реки Делавер, где его поставили в ремонт на Филадельфийскую верфь. Работы на аварийном броненосце продолжались целых пять месяцев, в течение которых Германия успела подписать капитуляцию…
После войны корабли оставались на активной службе, но в 1922 году, в соответствии с условиями Вашингтонского Договора были выведены из состава флота и разобраны на металл.
«Коннектикуты» стали самыми совершенными американскими броненосцами. Соединенные Штаты получили сильнейший, быстроходный и мореходный броненосец, который, вероятно, стал лучшим броненосцем мира. Именно 6 «коннектикутов» вместе с 5 предыдущими «вирджиниями» стали основой «нового флота»,который вывел США на уверенное третье место в мире,после Англии и Германии. С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» и шести броненосцев класса «Коннектикут», американский флот наконец-то получил столь необходимые ему многочисленные и однородные эскадренные броненосные силы, способные совершать длительные переходы в открытом море и противостоять флотам европейских сильнейших держав. В 1908 году, американский флот насчитывал уже четырнадцать современных эскадренных броненосцев .
«Коннектикуты» вывели флот США в Атлантический и Тихий океаны.
Прекрасно вооруженные и защищенные,быстроходные и мореходные «коннектикуты» безусловно были одними из сильнейших в мире.Основным недостатком у них была разнотипность артиллерии . Броненосцы имели три калибра-305,203 и 178 мм.И если,по действовавшей тогда концепции,у 305 мм была функция кувалды-пробивания главного броневого пояса вражеских броненосцев,то средняя артиллерия -203 и 178 мм,предназначенная для разрушения надстроек,небронированного и слабобронированного борта, не могла эффективно выполнять свои функции из-за невозможности корректировать огонь двух близких калибров.Кроме того 75 кг снаряды 178 мм пушек все-таки были несколько тяжеловаты для скоростного заряжания в бою.
Эра броненосцев заканчивалась,наступала эра линейных кораблей с единым главным калибром-дредноутов.
«Коннектикут»,кроме своих выдающихся боевых качеств ,был еще и очень удачным кораблем «представительского класса».
Корабельная живность: