Альтернативный М3 Ли/Грант, или как из плохого танка сделать хорошую САУ
Долго думал с чего же начать, но решил написать как есть. Наигравшись в одном небезызвестном танковом симуляторе с детищем американского танкостроения М3 Ли, решил что не плохо было бы показать общественности мой взгляд на эту пере-САУ или недо-танк и предложить мой, вполне альтернативноисторически реальный вариант его "модернизации".
Вспомним историю, как его жаловали танкисты, в том числе и наши: самоходный гроб, могила на семерых… Это не те эпитеты, которые должны относиться к грозной боевой машине. Однако этот танк по оплошности его конструкторов и заказчиков получился таким, какой есть, но это не значит, что это невозможно исправить!
Начнём с вооружения. Я не мог окончательно определится с вариантом пушечного вооружения и изобразил сразу 2 варианта: с 76-мм и 57-мм орудиями ЗиС-3 и ЗиС-2. Первое ценно большим фугасным действием ОФСа, второе бронепробиваемостью, у обоих в плюсах то, что снаряды производятся на территории СССР, а не привозятся из стран-союзниц конвоями. Я подумывал о вооружении орудием, аналогичным реальной Ф-22, но в танковом варианте, однако отказался от этого ввиду более габаритной казённой части орудия и длинного отката орудия при выстреле – в смещённом к борту спонсоне этому орудию не уместиться. По той же причине я отказался и от размещения в машине 122-мм М-30 — без серьёзной переделки корпуса её не уместить.
М3-76(сверху) и М3-57(снизу)
Как уже многие заметили – от верхней поворотной башни с 37-мм орудием я отказался, ввиду его бессмысленности. Его противотанковые возможности ничтожны уже к середине 1942 года, в то время как основное вооружение даже обычного М3 куда эффективней, при использовании кумулятивных снарядов.
Корпус использован литой от модели М3А1, это резко снизит заброневое действие снарядов вкупе с подбоем. Радиооборудование то же SCR 210/506. Двигательная установка с модели M3A3 — спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046, 375 л.с. при 2100 об/мин. Установка отечественной ДУ вряд ли реально возможна даже в заводских условиях, да и американский дизель, если сравнивать с РИ, будет куда надёжней отечественных до середины 1944 уж наверняка. Дизельный двигатель, так же как и вооружение, упростит снабжение.
Боевое отделение сверху снабжено большим люком на месте башни – это упрощает эвакуацию (хотя люков в машине и так достаточно), процесс пополнения боеприпасов и вентиляцию БО в случае необходимости ведения интенсивной стрельбы. Появилась командирская башенка с поворотным "перископом", иногда на неё ставился и зенитный пулемёт на турели.
Экипаж 5 человек: механник-водитель, наводчик, заряжающий, командир танка, радист.
Масса в районе 27 тонн, имеется запас по грузоподъёмности ходовой примерно в 1,5–2 тонны (1,3 т весила башня без учёта БК к башенному 37-мм орудию) который при случае можно использовать под дополнительное навесное бронирование, фальш-борты.
Максимальная скорость до 50 км/ч (модель М3А3 при массе 28,6 т разгонялась с тем же двигателем до 46 км/ч)
Причин, почему это не случилось в реальности, не мало – и загруженность нашей промышленности, и необходимость срочной доставки ленд-лизовской техники сначала на ознакомление экипажам, а потом на фронт. Однако, в случае если бы война проходила не такими большими темпами, если бы было время на доводку имеющейся техники до надлежащего вида, если бы была команда сверху… Много этих "если бы".
Таково моё видение этой альтернативной САУ. Предлагаю коллеге Ансару разместить в его АИ линейке эту машину – она вполне вписывается в возможный таймлайн. Ещё одна эрзац САУ независимой Украине (НУ) не помешает, да и как я неоднократно повторял, снабжать подразделения, вооружённые данными САУ, куда легче остальных, вооружённых ленд-лизовской техникой (а такая техника в армии НУ обязательно будет), а так как НУ далека от союзнических линий снабжения – зависимость от поставок стоит сократить до минимума.
ПС: также обращаюсь к людям, умеющим работать с цветом – лично у меня ничего не получилось, но в цвете машинку увидеть хочется.