1

Уважаемые коллеги в данной статье речь пойдет об альтернативных больших противолодочных кораблях пр. 1153 альтернативного советского военно-морского флота начала 1970-х годов, которые могли бы стать альтернативой большим противолодочным кораблям пр.1134Б, а в дальнейшем большим противолодочным кораблям пр.1155, эскадренным миноносцам пр.956 и ракетным крейсерам пр. 1164.

Выход в конце 1960-х годов советского военно-морского флота на просторы Мирового океана и появление в его составе авианесущих крейсеров пр.1160 привели к необходимости строительства новых эскортных кораблей способных обеспечить противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону соединений флота в отдалённых районах морей и океанов. Согласно техническому заданию данные корабли были предназначены для обеспечения противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны авианосных соединений и придания боевой устойчивости противолодочным соединениям в отдалённых районах морей и океанов. Кроме того этим кораблям  предстояло решать широкий круг задач по слежению за авианосными и ударными соединениями надводных кораблей и подводными лодками противника в отдалённых районах морей и океанов, обеспечению морской блокады и огневой поддержке десантных операций. Предполагалось, что новые большие противолодочные корабли со временем заменят все ранее построенные артиллерийские и ракетные крейсера, артиллерийские и ракетные эскадренные миноносцы и большие противолодочные корабли. Всего предполагалось построить тридцать шесть кораблей данного типа. Образцом для создания кораблей этого проекта послужил наиболее совершенный корабль советского военно-морского флота большой противолодочный корабль пр. 61.

Альтернативный большой противолодочный корабль пр. 1153

Корпус и общая компоновка

По архитектуре корпус корабля гладкопалубный с острыми обводами, большим развалом шпангоутов и плавным подъемом палубы в носовой оконечности, клиперским форш­тевнем и транцевой кормой. Корпус корабля сварной изготовленный из стали марки МК-35 имеет смешанный набор и разделен семнадцатью поперечными переборками на восемнадцать водонепроницаемых отсеков. Корабль должен оста­ваться на плаву при затоплении четырех смеж­ных или шести несмежных отсеков. Корпус корабля имеет три палубы, трюм и двойное дно на всем своем протяжении. Для размещения запасов топлива в междудонном пространстве предусматривалось тридцать шесть топливных цистерн, там же находится масляная цистерна и цистерна питательной воды, а в кормовой части топливная цистерна для авиационного топлива. Помимо этого предусмотрены три цистерны для хранения запасов пресной воды. Служебные и жилые помещения нахо­дятся на главной палубе, по которой от носа до кормы проходит сквозной коридор. На протяжении двух третей длины верх­ней палубы расположена сварная надстройка, изготовленная из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61 в которой расположены служебные и жилые помещения. Внутренние переборки помещений также изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Конструкции в районах расположения мачт, пусковых ус­тановок противокорабельных ракетных и зенитно-ракетных комплексов, радиолокационных станций систем управления и ходового поста выполнены из стали марки МК-35. Тол­щина наружной обшивки от 30 до 20 мм. Второе дно имеет толщину 10 мм, а толщина настила палуб, и главных переборок 12 мм. В носовой части надстройки расположены служебные и жилые помещения, главный командный пост, ходовая и штурманская рубки, радиорубка, а так же шахта зенитно-ракетного комплекса. Пост энергетики и живучести и пост аварийного управления расположены на нижней палубе, там же расположен запасной командный пункт. В центральной части надстройки расположенной над машинными отделениями расположены воздухозаборники, газоотводные трубы, система охлаждения дымоходов и ряд служебных помещений. Конструкция, дымовых труб позволяет через их технологические отверстия произвести полную замену газовых турбин и газотурбогенераторов. В кормовой части надстройка завершается шахтой зенитно-ракетного комплекса и герметичным ангаром со стартовым командным постом и взлетно-посадочной площадкой, под которой на нижней палубе находится помещение буксируемой гидроакустической станции, закрывающиеся со стороны кормы крышкой с гидравлическим приводом. Взлетно-посадочная площадка была оборудована складным ограждением по периметру и имеет швартовочные устройства для крепления вертолетов. Для хранения и технологического обслуживания двух вертелов предусматривался герметичный ангар закрывающийся воротами с гидроприводом. В платформе ангара имелся прямоугольный люк с гидравлическим подъемником сообщающийся с погребом авиационного боезапаса, а в носовой части расположена мастерская. Для обеспечения взлета, посадки и полетов вертолетов по левому борту в корме оборудовался стартовый комплекс управления вертолетом. Выход на верхнюю палубу осуществлялся через герметичные тамбу­ры надстройки. Палубы корпуса, надстроек и взлетно-посадочная площадка были покрыты противоскользящей мастикой.

Энергетическая установка

Главная энергетическая уста­новка включает два газотурбинных агрегата М5Е, каждый из которых со­стоит из маршевой реверсивной газовой турби­ны ДО63 мощностью 9000 л.с. и двух форсажных реверсивных газовых турби­н ДК59 мощностью 22 500 л.с. Размещение газотурбинных агрегатов, эшелонированое в носовом и кормовом машинных отде­лениях. Маршевые реверсивные газовые турби­ны с двухскоростными редукторами размещены в носовом машинном отделении, а форсажные реверсивные газовые турби­ны и спаривающие односкоростные редукторы в кормовом машинном отделении. Форсажные газовые турби­ны подключается на валопровод маршевой реверсивной газовой турби­ны через редуктор. Кроме газотурбинных агрегатов в каждом машинном отделении раз­мещаются по два газотурбогенератора ГТГ-12,5А мощностью 1250 кВт. Все агрегаты и механизмы главной энергетической уста­новки размещены на звукоизолирующих платформах и фундаментах. Контрольные функции по управлению главной энергетической уста­новкой выполняет пост энерге­тики и живучести, а управление про­изводится с главного командного и ходового поста при помощи систем автоматизированного контроля и управления. Полный запас топлива 1830 т. Расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) 100 кг, на полном (32,2 узла) 390 кг. Дальность плавания технико-экономическим ходом 5000 миль, полным ходом 1290 миль. Ресурс главной энергетической уста­новки до капитального ремон­та 20000 часов. Гребные винты четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с об­текателем, диаметром 3,5 м. Число оборотов гребного вала 320 об/мин.

Вспомогательное оборудование и системы

Рулевое устройство корабля включает в себя один полубалансирный руль, управляемый рулевой машиной имеется аппаратура авторулевого. Система успокоения качки состоит из двух управляемых бортовых рулей с закрылками и аппаратуры управления. Химическое оборудование включает универсальную систему водяной защиты, санитарный блок, пять фильтро-вентиляционных установок, двадцать восемь фильтров-поглотителей, фильтры очистки воздуха и воды, дозиметрическую установку, систему автоматического кондиционирования, шесть радиометров и др. оборудование. Противопожарное оборудование включает автоматизированную быстродействующую систему объемного водного и химического пожаротушения, а так же комплект противопожарного снаряжения. Основные водоотливные средства включают  восемнадцать стационарных водоотливных насосов, шесть переносных водоотливных погружаемых насосов и четыре переносных эжектора. Спасательные средства включают тридцать шесть надувных аварийных плотиков типа ПСН-10М штатно размещенных на надстройке и способных при­нять весь личный состав корабля. На борту предусмотрено два поста приема жидких грузов на ходу траверсным способом, а также пост приема сухих грузов. Из прочих систем корабля следует отметить автоматизированную опреснительную установку, систему кондиционирования воздуха, систему акустической маскировки с помощью пузырькового облака «Пелена» и размагничивающее устройство с аппаратурой автоматизированного регулирования тока в обмотках.

Вооружение

Вооружение корабля включает комплексы ударного ракетного, зенитного ракетного, противолодочного и противоторпедного, артиллерийского и авиационного вооружения, а так же системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.

Противокорабельный ракетный комплекс Х-58 «Малахит» предназначен для поражения одиночных и групповых надводных и наземных целей противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия. В состав комплекса входят автоматизированная корабельная система управления, четыре пусковые установки пакетного типа и малогабаритные противокорабельные управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Автоматизированная корабельная система управления включает радиолокационную станцию разведки и целеуказания и радиолокационную станцию управления огнем, которые имеют активный и пассивный канал, станцию передачи команд и пульт управления операторов. Она обеспечивает контроль состояния и подготовку к пуску ракет, а так же разведку и целеуказание надводных и наземных целей с их последующим обстрелом на дальности до 70 км. Радиолокационные системы комплекса содержат устройства помехозащиты. В случае необходимости целеуказание может осуществляться по данным внешних источников информации. Четыре ненаводимых пусковых установки пакетного типа закреплены под углом 35° относительно горизонтальной плоскости корабля на фундаментах, размещенных в его носовой части слева и справа от надстройки под углом 35° перпендикулярно диаметральной плоскости корабля. Каждая пусковая установка обеспечивает размещение пакета из четырех транспортно-пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами. Малогабаритная универсальная тактическая противокорабельная ракета Х-58 была разработана на основе тактической авиационной противорадиолокационной ракеты Х-28. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным расположением неподвижных треугольных крыльев в средней части корпуса и цельноповоротными рулями в хвостовой части корпуса. Крыло и рули ракеты выполнены складными. Корпус имеет цилиндрическую форму и конструктивно состоит из четырех отсеков: отсека системы наведения, отсека боевой части, отсека маршевого двигателя и хвостового отсека. В отсеке системы наведения закрытом пластиковым радиопрозрачным обтекателем размещена активная радиолокационная импульсная головка самонаведения, блок трехкоординатной навигационной системы, радиовысотомер, передающая антенна высотомера и бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея повышенной емкости со статическим преобразователем электроэнергии. В отсеке боевой части размещена проникающая осколочно-фугасная боевая часть массой 149 кг снабженная контактным и неконтактным взрывателями. В отсеке маршевого двигателя размещен маршевый твердотопливный ракетный двигатель из алюминиевого сплава с внутренним теплозащитным покрытием. В хвостовом отсеке размещен сопловый блок и приводы системы наведения. Ракета оснащена сбрасываемым стартовым твердотопливным ракетным двигателем и хранится в герметичном гофрированном транспортно-пусковом контейнере квадратного сечения из легкого сплава. Ракета создавалась в трех вариантах: для вооружения надводных кораблей и береговых ракетных комплексов, для вооружения подводных лодок и для вооружения самолетов и вертолетов. На основе ракеты предназначенной для вооружения самолетов и вертолетов был создан вариант с активной радиолокационной импульсной головкой самонаведения предназначенный для поражения радиолокационных станций, все модификации ракеты могут быть оснащены специальной боевой частью.

Универсальный корабельный зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА" предназначен для прикрытия кораблей и корабельных групп от ударов самолетов, вертолетов и противокорабельных ракет кроме того он может быть использован для стрельбы по надводным целям. В состав комплекса входят автоматизированная корабельная система управления огнем, две вертикальных пусковых установки и зенитные управляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Автоматизированная корабельная система управления огнем включает радиолокационные станции обнаружения и сопровождения целей, станции визирования ракет и передачи команд, а так же пульт управления операторов и обеспечивает обнаружение, опознавание и последующий обстрел до 8 целей на дальности от 1 до 55 км и высотах от 10 до 25000 м летящих со скоростью до 600 м/с одновременно двумя ракетами. Радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом. Вертикальные пусковые установки пакетного типа размещены под верхней палубой надстройки в носовой части перед рубкой и кормовой части перед ангаром. Они включают в себя блок для размещения пакета из 32 вертикально расположенных транспортно-пусковых контейнеров и блока управления. Пусковые установки обеспечивают хранение, диагностику, предварительное наведение и вертикальный пуск зенитных управляемых ракет непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров. Зенитная управляемая ракета 9М33М двухступенчатая твердотопливная с командной системой управления. Старт вертикальный с помощью катапульты с дальнейшим склонением ракеты на цель газодинамической системой и запуском стартового двигателя на безопасном для корабля расстоянии. Первая ступень оснащена стартовым твердотопливным ракетным двигателем и блоком газовых рулей размещённых на его сопловом блоке. Вторая ступень оснащена маршевым твердотопливным ракетным двигателем и выполнена по аэродинамической схеме "утка" со складным оперением, выполненным в виде свободно вращающегося относительно корпуса блока. Первая ступень полностью унифицирована с зенитной управляемой ракетой войскового зенитно-ракетного комплекса "Оса". Боевая часть ракеты осколочно-фугасного действия с помехозащищенным импульсным радиовзрывателем, который обеспечивает подрыв боевой части на удалении до 15 м от цели. Ракета хранится в герметичном гофрированном транспортно-пусковом контейнере квадратного сечения из легкого сплава.

Малогабаритный противолодочный комплекс «Колибри» предназначен для поражения надводных кораблей и подводных лодок в ближней зоне корабля и уничтожения торпед, атакующих корабль. В состав комплекса входят автоматизированная корабельная система управления, гидроакустическая станция целеуказания, две пусковые установки пакетного типа и малогабаритные самонаводящиеся торпеды в транспортно-пусковых контейнерах. Автоматизированная система управления обеспечивает контроль состояния и предстартовую подготовку торпед, а так же разведку и целеуказание надводных и подводных целей с их последующим обстрелом. Две наводимых в горизонтальной плоскости пусковых установки пакетного типа размещены в средней части корабля слева и справа от надстройки. Каждая пусковая установка обеспечивает размещение пакета из четырех транспортно-пусковых контейнеров с малогабаритными противолодочными торпедами МПТ-1. 324-мм малогабаритная противолодочная торпеда МПТ-1 представляет собой копию американской малогабаритной противолодочной торпеды Мк46. Она имеет газотурбинную силовую установку и пассивно-активную акустическую систему самонаведения, которая допускает залповую стрельбу и наведение на надводные корабли, и подводные лодки применяющие приборы акустического противодействия, а так же атакующие торпеды. Боевая часть обеспечивает поражение цели, как при прямом попадании, так и при проходе мимо цели. Торпеда хранится в герметичном цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере, из которого стартует с помощью порохового аккумулятора давления. Торпеда создавалась в двух вариантах: для вооружения надводных кораблей и для вооружения противолодочных самолетов и вертолетов. Кроме того она используется в составе минно-торпедного комплекса и противолодочной ракеты 87Р  противолодочного ракетного комплекса «Медведка» предназначенного для оснащения надводных кораблей.

Противолодочный ракетный комплекс «Медведка» предназначается для поражения надводных кораблей и подводных лодок. В состав комплекса входят автоматизированная система управления стрельбой и малогабаритные противолодочные ракеты 87Р в транспортно-пусковых контейнерах. Автоматизированная корабельная система управления обеспечивает контроль состояния и предстартовую подготовку ракет, а так же разведку и целеуказание надводных и подводных целей с их последующим обстрелом на дальности до 20 км. В качестве пусковых установок используется пакетные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса Х-58 «Малахит». Противолодочная ракета 87Р состоит из твердотопливного ракетного двигателя, автономного блока системы управления, складных стабилизаторов и боевой части, в качестве которой используется малогабаритная противолодочная торпеда МПТ-1 которая оснащена системами торможения и стабилизации. Ракета хранится в транспортно-пусковом контейнере который унифицирован с транспортно-пусковым контейнером противокорабельной ракеты Х-58.

Универсальный дистанционно управляемый корабельный артиллерийский комплекс АК-100-МР-114 калибра 100-мм предназначен для поражения воздушных, морских и береговых целей. В состав комплекса входят автоматизированная система управления огнем, 100-мм универсальная дистанционно управляемая артиллерийская установка и боеприпасы различных видов для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Автоматизированная система управления огнем МР-114 включает двухдиапазонную радиолокационную станцию сопровождения цели, ТВ-визир, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, аппаратуру селекции целей и помехозащиты. Она обеспечивает прием целеуказания от общекорабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку углов наведения орудий, корректировку стрельбы по всплескам и автоматическое слежение за снарядом. Дистанционное автоматическое наведение осуществляется электроследящими приводами наведения. 100-мм универсальная артиллерийская установка представляет собой одноствольную автоматическую артиллерийскую установку закрытого типа с дистанционным управлением. Боевое отделение представляет собой платформу кругового вращения с качающейся частью орудия, механизмами вертикального и горизонтального наведения, механизмом подачи боеприпасов и системой охлаждения ствола орудия. От воздействия окружающей среды расположенные в боевом отделении механизмы и агрегаты защищены сварной башней из алюминиевого сплава. Орудие имеет ствол-моноблок с кожухом и постоянной нарезкой ствола длиной 59 калибров, снабжённый клиновым вертикальным затвором и системой непрерывного наружного охлаждения забортной водой. На стволе имеется ресивер для эжекционной продувки канала ствола после каждого выстрела. Механизм автоматики орудия основан на принципе использования энергии отката подвижных частей от выстрела при коротком ходе ствола. Питание непрерывное комбинированное. В экстренных ситуациях возможно ручное питание. Стрельба ведется унитарными выстрелами трёх типов: осколочно-фугасным УОФ-58 и зенитными УЗС-58 и УЗС-58Р. Выстрел УОФ-58 включает снаряд ОФ-58 и комплектуется ударным взрывателем В-429. Зенитные выстрелы УЗС-58 и УЗС-58Р предназначены для стрельбы по крылатым ракетам и самолетам. Выстрел УЗС-58 имеет снаряд ЗС-58 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1, а выстрел УЗС-58Р снаряд ЗС-58Р с радиолокационным взрывателем АР-32. Радиолокационный взрыватель обеспечивает подрыв снаряда на расстоянии 5 м от крылатой ракеты и 10 м от самолёта. При этом обеспечивается гарантированное поражение летательного аппарата.

Зенитный дистанционно управляемый корабельный артиллерийский комплекс АК-630-МР-123 калибра 30-мм предназначен для поражения воздушных, морских и береговых целей. В состав комплекса входят автоматизированная система управления огнем, 30-мм зенитная дистанционно управляемая артиллерийская установка и боеприпасы различных видов для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям. Автоматизированная система управления огнем МР-123 состоит из подсистемы дистанционного управления с пультом и устройствами индикации, аппаратурой селекции целей и помехозащиты установленными на посту оператора и подсистемы включающей двухдиапазонную радиолокационную станцию обнаружения и сопровождения целей, телевизир и лазерный дальномер установленные непосредственно на дистанционно управляемой артиллерийской установке. Система обеспечивает прием целеуказания от корабельных средств обнаружения, измерение параметров движения целей, выработку данных для стрельбы и автоматическое сопровождение целей в условиях преднамеренных и естественных помех. 30-мм зенитная дистанционно управляемая артиллерийская установка выполнена в виде компактного блока кругового состоящего из механизма подачи боеприпасов, механизмов вертикального и горизонтального наведения и стабилизации, качающейся части артсистемы, системы охлаждения ствола артсистемы и модуля автоматизированной системы управления огнем. От воздействия окружающей среды механизмы и агрегаты артиллерийской установки защищены алюминиевым сварным кожухом. Автоматическая пушка АО-18 имеет блок из шести стволов длиной 54 калибра с единым механизмом автоматики, который вращается в неподвижном кожухе с принудительной системой охлаждения забортной водой. Механизм автоматики основан на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно из стволов в газовый двигатель. Начальный разгон блока стволов осуществляется пневмостартером. Питание пушки непрерывное из ленты емкостью 4000 выстрелов, которая подается из круглого магазина расположенного в подбашенном пространстве. Стрельба ведется унитарными выстрелами двух типов: осколочно-фугасно-зажигательным и осколочно-трассирующим. Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов.

В качестве противодиверсионного и дополнительного зенитного вооружения в носовой и кормовой части надстройки установлены по две тумбовых зенитных установки с пулеметами КПВТ калибра 14,5-мм.

Авиационное вооружение включало два вертолета Ка-25ПЛ в поисково-ударном, а так же сбрасываемые средства поиска и поражения подводных лодок. Авиационный боезапас для двух вертолетов корабельного базирования включал восемь авиационных торпед МПТ-1 или двадцать противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120 или тридцать две ПЛАБ-50. Дополнительно на борт могли приниматься: пятьдесят четыре гидроакустических радиобуя РГБ-М1 и шестнадцать буев-ответчиков "Поплавок".

Радиотехническое и навигационное оборудование

Корабль оснащается боевой информационно-управляющей системой «Планшет-53» и системой взаимного обмена информацией "Аллея-53" обеспечивающая автоматизированное управление соединением кораблей.

Радиотехническое оборудование было представлено трехкоординатной помехозащищенной радиолокационной станцией общего обнаружения МР-310 «Ангара-А» сопряженная с аппаратурой системы государственного радиолокационного опознавания «Кремний-2», двухкоординатной помехозащищенной радиолокационной станцией обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат», радиолокационной станцией обнаружения надводных целей МР-212 «Вайгач» сопряженная с электронно-вычисли­тельным устройством МР-226 «Побратим».

Основными средствами обнаружения под­водных целей являются подкильная гидроакустическая стан­ция кругового обзора и целеуказания МГ-332 «Титан-2», буксируемая гидроакустическая стан­ция кругового обзора и целеуказания МГ-325 «Вега», две гидроакустических стан­ции МГ-7 предназ­наченные для поиска подводных диверсантов, гидроакустическая стан­ция звукоподводной связи МГ-26 «Хос­та» обеспечивающая опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении, гидроакустическая стан­ция МГС-407К для работы с выставлен­ными радиогидроакустическими буями и аппаратура классификации КМГ-12 «Кассандра», которая осуществляет накопление и регистрацию акустических сигналов. Кроме того в состав гидроакустического вооружения входят: контактная станция обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерного следа МИ-110К и инфракрасная станция обнаружения подводных лодок по радиационному контрасту кильватерного следа МИ-110Р.

Средства радиоэлектронной борьбы включают станцию радиотехнической разведки и постановки активных помех МП-401 «Старт» и сис­тему радиоэлектронного подавления ПК-16 предназначенные для создания различных видов маскирующих, имитационных и уводящих помех радиолокационным станциям и головкам самонаведения ракет, а так же сред­ства гидроакустического противодей­ствия.

Штурманское и навигационное оборудование включает гирокомпас "Курс-5", гидродинамический лаг МГЛ-50, автопрокладчик АП-4, эхолот НЭЛ-М2, радиопеленгатор АРП-50, корабельный индикатор сигналов КИ-55, корабельный измеритель ветра КИВ-55, спутниковую систему определения координат СЧ-1, средств коррекции места корабля "Цикада" и систему обеспечения совместного плавания " Огонь-50".

Средства связи включали шесть радиопередатчиков Р-653 «Щука» (СВ), Р-654 «Окунь» (KB), четырнадцать радио­приемников Р-678 «Брусника» (KB) с оконечными устройствами, тринадцать приемопередатчиков Р-619 «Графит» (УКВ), которые обеспечивают телефонную, телеграф­ную, буквопечатающую и сверхбыстро­действующую связь в открытом и засек­реченном режиме. Кроме того, на корабле имеются радиостанции судоводителя «Рейд» и корабельный комплекс космической связи Р-790 «Цунами». Антенные устройства вклю­чают в себя коротковолновые и ультракоротковолновые штыревые антенны типа АР-6 и АР-10. Для зрительной связи служат сигнальные прожекторы и клотиковые огни.

Корабль комплектовался устройствами для приема на ходу жидких и сухих грузов типа «Струна».

Экипаж

По штату численность экипажа 250 человек, в том числе 36 офицеров. Весь личный состав размещался в каютах и кубриках. Офицеры и мичманы в двухместных кают-блоках расположенных побортно на главной палубе. В каждой каюте имел­ся умывальник, а каждом блоке гальюн и душевая. Матросы размещались в 12 кубриках на 10-16 человек расположенных побортно на главной палубе. Помимо двух матросских гальюнов и семи умывальников, имелись душевые, хлебопекарня, столовая лично­го состава, а также мастерские. Корабельный банно-прачечный комбинат оснащался стиральной ма­шиной, центрифугой и гладильней. У офицеров и мичманов были свои кают-компании с библиотекой. Корабль оборудовался медицинским блоком в составе: амбулатория-операционная, лазарет на четыре койки, приемная, стерилизационная и медкладовые. В амбулатории было возможно размещение разборного зубоврачебного кресла.

 

Mrakoziabra
Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account