17

В конце XIX века одним из основных преимуществ Франции в противостоянии на море с Великобританией был французский флот броненосных крейсеров. Созданные для океанского рейдерствования, французские крейсера имели мощную броневую защиту и хорошую мореходность при облегчённом вооружении, состоявшем в основном из скорострельных орудий.
Однако в начале XX века ситуация переменилась. Главный «сухопутный враг» Франции (Германия) обзавёлся флотом и торго-вым, и военно-морским. Теперь были нужны уничтожители вражеских рейдеров. Новые германские крейсера типа «Принц Адальберт» по артиллерийской мощи превосходили тип «Глуар» и новые немецкие «города» были быстрее чем «Дюпле». Но-вые крейсера должны были быть сильнее панцирника и быстрее малого крейсера, для этого требовались быстрые крейсера с усиленным вооружением, поэтому проектное водоизмещение новых крейсеров было увеличено до 12 600 тонн. Унижение французов во время инцидента в Фашоде 1898 года, когда британцы вынудили их уйти из Судана и угроза войны с англичана-ми из-за судоходной части реки Нигер, заставили французов осознать, что они совершенно не готовы к этому. Новая стратегия получила название «флот для бедных» (фр. marine de pauvre) и вместо миноносцев делала ставку на броненосные крейсера. Поэтому состязания с Британией не отменяли — по своим характеристикам крейсера должны были быть сопоставимы с 14 300-тонными Дрейками. Новые броненосные крейсера должны быть пригодны к действиям, как в одиночку, так и в составе эскадры, при этом они не только должны были нарушать вражескую торговлю, но и защищать свою. То есть требовались не слабо вооружённые рейдеры, а корабли с довольно мощным вооружением. Для совместных действий вводилось требование — строить корабли сериями по три. При этом общее количество броненосных крейсеров планировали довести до 24.
Воплотить это в жизнь поручили Эмилю Бертену. Он усилил вооружение перейдя от одноорудийных башен к двухорудийным. Сами башни были улучшенного типа по сравнению с установленными на «Клебере».
«Леон Гамбетта»
Заложен в январе 1901, спущен 26 ноября 1901, вошёл в строй в июле 1905 года. Назван в честь Леона Гамбетты.
«Жюль Ферри»
Заложен в августе 1901, спущен 23 августа 1903, вошёл в строй в октябре 1905 года.
«Виктор Гюго»
Заложен в марте 1903, спущен 30 марта 1904, вошёл в строй в 1907 году.
Уже в ходе строительства этих кораблей, 8 апреля 1904 года было подписано англо-французское соглашение, положившее конец полувековому соперничеству.

Проектное водоизмещение 12 351 т, их фактическое нормальное водоизмещение составило от 11 959 до 13 108 т. Их длина составляла 146,5 метра, ширина — 21,4 метра, и осадка — 8,05-8,41 метра. По размерам они превосходили броненосные крейсера предыдущих серий. Третий корабль («Виктор Гюго») был немного длиннее — 149,07 метра и имел проектное водо-измещение 12 550 т.
Корабли этой серии имели длинный полубак, продолжавшийся от форштевня до кормовой башни главного калибра. Для улучшения мореходности, корпус имел плавный подъём к форштевню. Форштевень был без тарана. В носовой части корпуса располагалась прямоугольная надстройка, служившая основанием для мостика и массивной боевой мачты с закрытыми марса-ми. В корме имелась легкая сигнальная мачта, и навесная прожекторная платформа.
На крейсерах типа «Леон Гамбетта» имелось по четыре трубы, расположенные двумя группами по две. Как и предшествующие корабли, они оснащались множеством выступающих патрубков вентиляторов.
Крейсера типа «Леон Гамбетта» были значительным шагом вперед во французском кораблестроении. Все они отличались хо-рошей защищённостью и мореходностью, на момент постройки были одними из лучших в мире. Их вооружение, по сравне-нию с предшественниками, увеличилось вдвое.
А собственно, если еще усилить вооружение?
Если в РИ на борт 8 165-мм и 4 194-мм (т.е. 8х45х 3 и 4х90 х 2) что дает в минуту 1800 кг,
То поставим еще одну башню с 194-мм, уберем 2 башни со 165-мм (а также надо провести работы или по перекомпоновке внутренних помещений или удлинению корпуса), получим в минуту уже 1890 кг.

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

и

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

Можно пойти еще более прогрессивным путем, создать этакий «Вальде Руссо» по раньше, убрать все башни со 165-мм и по-ставить башни со 194-мм. Но в этом случае, хотя и имеем одинаковую артиллерию, минутный залп падает до 1740 кг (и это при оставшихся 165-мм орудиях в казематах).

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

Кстати, о «Вальдеке Руссо»
«Вальдек-Руссо» — заложен в июне 1906, спущен 4 марта 1908, вступил в строй в августе 1911 года.
«Эдгар Куине» — заложен в ноябре 1905, спущен 21 сентября 1907, вступил в строй в январе 1911 года.
В середине 1900-х, французское военное кораблестроение вошло в период затяжного кризиса, связанного, в первую очередь, с неадекватной организацией проектно-конструкторских и строительных работ. Постепенное улучшение отношений с Велико-британией — завершившееся в 1905 году с подписанием британо-французского договора — и последовательное усиление германского флота, дезориентировали французское военно-морское командование, ранее преимущественно ориентированное на противостояние с Великобританией. Постоянные кадровые перестановки в адмиралтействе, частая смена военно-морских министров, задержки финансирования из-за правительственных кризисов приводили к тому, что корабли закладывались с силь-ным запозданием, строились медленно, и вступали в строй уже устаревшими.
В 1905 году, французские адмиралы, все еще действуя в рамках традиционной доктрины крейсерской войны против Велико-британии, решили заложить еще два крупных броненосных крейсера, развивавших удачный проект крейсера «Эрнест Ренан». Однако, по мере проектирования, у инженеров возникли сомнения относительно адекватности стандартного для французских броненосных крейсеров вооружения — четырех 194-мм тяжелых и двенадцати 163-мм скорострельных орудий — против новых британских броненосных крейсеров. К этому времени, на основании опыта русско-японской войны, преимущества единооб-разной артиллерии в бою на дальних дистанциях были уже очевидны. Чтобы реализовать эти преимущества, французские ин-женеры решили вооружить свои новые крейсера единообразным вооружением, заменив 165-мм орудия на равное количество тяжелых 194-мм.
И если альтернативить, то удлиним корпус «Руссо», улучшим гидродинамику (а заодно и повышенным стоимость крейсеров), и разместить башни линейной схемы. Уж если в РИ «Вальдек Руссо» был этаким мини-дредноутом, то теперь классический вариант «крейсерского линкора»

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

Хотя можно и не удлинять корпус, а ограничиться другим вариантом (этакий прообраз «Блюхера»).

Альтернативные крейсера «Леон Гамбетта» и «Вальдек Руссо». Франция

Может быть, такие работы над «Вальдек Руссо» благоприятно скажутся и над броненосцем типа «Дантон»

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account