Альтернативная судостроительная программа на 1882 год от адмирала Шестакова
Я могу Вам предложить продлить в будущее альтернативу от управляющего Морским министерством вице-адмирала Шестакова Ивана Алексеевича. Как он хотел строить флот в сентябре 1882 г, но из-за секвестра бюджета Морского министерства (и всех остальных министерств) не получил на это денег.
Осенью 1882 г он на новое судостроение получил от министра финансов Бунге 3 млн. рублей, но не получил еще 5 млн, которые требовал. А, допустим, Шестаков получает в 1882 г все 8 миллионов рублей на новое судостроение, как он хотел. Что он начал бы строить?
Планы Шестакова на новое судостроение осени 1882 г известны из его дневника. Выделенный курсивом текст, это моя хотелка, дополняющая хотелку самого Шестакова:
1. Два броненосца типа «Екатерина II». Проект «Екатерины» как раз был закончен в октябре 1882 г. Допустим, в ноябре 1882 начинают строиться Чесма и Синоп в Севастополе на Лазаревском адмиралтействе в аренде РОПиТа. Оба с английскими машинами тройного расширения и с 305/30 мм орудиями в английских барбетных установках.
2. На 1884 Шестаков планировал начать строить еще два броненосца типа «Екатерина II» на Николаевском адмиралтействе. Допустим, в 1884 г там начинают строиться Екатерина II и Двенадцать Апостолов. Броня, барбетные установки и машины на них отечественные. Машины Балтийского завода, надеюсь, что тройного расширения.
Цена Синопа и Чесмы будет как реального Синопа по судовому списку 1904 г 9,5 млн. руб за один броненосец. Следующих двух, где-то на 300 000 рублей дешевле — 9,2 млн. руб за штуку.
3. Два броненосных крейсера типа «Адмирал Нахимов». Начинают строиться в ноябре 1882 г по готовности проекта. Балтийский завод строит большой деревянный эллинг для постройки Адмирала Нахимова, а на Новом Адмиралтействе для постройки, назовём его, Адмирал Корнилов (вместо реального Александра II) строится тоже большой деревянный эллинг. Машины двойного расширения и котлы для обоих строит Балтийский завод. В процессе постройки артиллерия крейсеров не меняется, и они в 1885 г (крейсер Балтийского завода) и в 1886 г (крейсер Нового Адмиралтейства) вводятся в строй, имея 4 229/35 мм орудия в барбетных установках.
Тут будет экономия в цене второго крейсера типа «Адмирал Нахимов». Он будет стоить как сам Адмирал Нахимов — 6,4 млн. руб, а не как реальный Александр II — 7,5 млн руб, вместо которого он построен. Экономия 1,1 млн руб.
4. Два крейсера типа «Миаулис». Этот греческий крейсер, скорее не крейсер, а скоростная (16 уз) канонерка в 1700 т Но в ноябре 1882 г Шестаков уже хотел строить вместо него два крейсера типа «Ярославль». Без брони, двойного дна, в 3000 т, с 6 152/28 мм, с одной вертикальной машиной двойного расширения и 18-ти узловым ходом. Вот на этом варианте и остановимся. Реальная мысль Шестакова из-за отсутствия денег в 1882 г работала дальше. И Рында с Витязем стали строиться в 1883 г бронепалубными по куда более дорогому типу английского крейсера Калиоппа. Но здесь деньги в 1882 г есть, и Шестаков останавливается на варианте Памяти Меркурия только с вертикальной машиной и ходом в 18 уз. В декабре 1882 на арендованных Франко-Русским заводом открытых стапелях Галерного островка начинают строиться такие Рында и Витязь.
Здесь тоже будет экономия денег. Крейсера по типу «Памяти Меркурия» будут стоить, на мой взгляд, чуть дороже самого Памяти Меркурия, а он стоил 1.1 млн. руб по судовому списку 1904 г. Я думаю, они будут стоить 1,3 млн. рублей. Рында по судовому списку 1904 стоила почти 2,1 млн. руб. Экономия 1.6 млн. рублей за два крейсера.
В 1885 г Шестаков планировал начать строить еще два таких же крейсера. Эти планы в реальности превратились в один крейсер французской постройки Адмирал Корнилов. Он и здесь останется, только под другим названием, скажем, Полкан.
5. Две канонерские лодки для Сибирской флотилии Бобр и Сивуч. Но строятся они не на Крейтоне в Або и не в Стокгольме, а на малых эллингах Балтийского завода (Бобр с ноября 1882 по спуску в октябре Владимира Мономаха) и Нового Адмиралтейства (Сивуч с сентября 1883 по спуску на воду в августе Дмитрия Донского). Машины и котлы для них можно в Стокгольме заказать. При таком раскладе ввод канонерок в строй будет в 1885 г, И можно уложить в смету в 1 млн. руб за каждую. Экономия по сравнению с реалом будет примерно 400 000 руб.
По планам Шестакова в 1885 г должны начать строиться еще две канонерки для Сибирской флотилии будущие Кореец и Маньчжур. А в 1887 г еще две. Эти две канонерки в нашей реальности не дал построить своим секвестром бюджета министр финансов Вышнеградский.
6. В сентябре 1882 г Шестаков планировал на Невском заводе начать строить крейсер по типу «Дмитрия Донского». Назовем его Александр Невский. Надеюсь, он будет всё-таки по типу Владимира Мономаха: двухвальный и с 4 203/30 мм, 12 152/28 мм, а не по типу «Донского». И соответственно будет стоить как Мономах 4,3 млн. руб, а не как Донской 4,8 млн. руб.
Так как это дополнительный корабль, которого в нашей реальности не было (но он планировался быть), на его строительство и строительство больших эллингов на Балтийском заводе и Новом Адмиралтействе уже в 1882 г пойдут те 5 миллионов сверхсметных рублей (на все остальные корабли, начатые постройкой 1882 г, они пойдут тоже), что в нашей реальности Шестаков так и не получил в этом году.
А экономия относительно реальной истории по другим проектам кораблей суммарно 3,1 млн. руб. пойдёт на покрытие разницы между 7,1 млн руб (по судовому списку 1904 г) цены реального Двенадцати Апостолов и его ценой 9,2 млн. руб в варианте типа «Екатерина II». А также на постройку второго деревянного эллинга в Николаеве и опытного бассейна в Петербурге по типу бассейна Фурда в Англии.
Эту альтернативу можно продлевать и дальше..
Мной использовались данные из книги «Морская политика России 80-х годов XIX века» Кондратенко Роберт Владимирович Санкт-Петербург 1998-2003 г