0

Статья посвящается всем бойцам батальона "Запад", как погибшим, так и ныне живущим.

Сразу скажу, я не чеченец, я русский, уроженец Московской Области.

Я не могу понять, почему Кремль сделал ставку на Кадыровых. 

Некоторая историческая(и не только), справка.

Дени Арсанов (1851-1917) был активным сторонником свержения российской монархии и, вместе с тем, отказался поддержать противников большевизма. Параллельно, он выступал за сохранение Северного Кавказа в составе России и мирное сосуществование коренных народов с русскими колонистами. После гибели шейха и его старшего сына, бывшего офицера царской армии Якуба (1920), духовным преемником отца был объявлен другой его сын Бахауддин Арсанов (1893-62). В 1930-40 гг. он приобрел ощутимое влияние на население Северной Чечни и соседней Ингушетии. Одновременно, возглавляемое им суфийское братство стало одной из главных опор советской власти в этих краях. Бахауддин Арсанов активно сотрудничал с властями накануне и во время второй мировой войны, в частности, в борьбе с чеченскими повстанцами и агентами германской разведки. Даже после депортации чеченцев и ингушей в Центральную Азию (1944), находясь в Казахстане, Арсанов продолжал поддерживать тесные связи с представителями советского режима. После возвращения на родину, это позволило его многочисленным родственникам и сторонникам занять видное положение в руководстве Чечено-Ингушетии. После смерти Бахауддина, духовным предводителем братства был объявлен его брат Ильяс Арсанов (1906-2002). Осенью 1991 г. он выступил против отделения Чечни от Ингушетии, а также против независимости Чечни. Одновременно, его двоюродный брат Ахмед Арсанов был назначен представителем российского президента по Чечено-Ингушетии. В 1991-94 гг. суфийское братство Арсановых сыграло роль главной идейной опоры антидудаевской оппозиции. Не случайно ее оплотом стали те районы Чечни, где было сконцентрировано большинство сторонников этого братства. С 1995 г. до августа 1996 г. мэром Грозного, при российской администрации, являлся сын Ильяса – Якуб Арсанов. С началом второй кампании осенью 1999 г. он же был назначен первым главой пророссийской администрации Чечни.Покинув село Кень-Юрт в 1905 г. Арсановы сохраняли постоянные связи с оставшимися там родственниками и последователями. Именно из них в начале 1990-х гг. был образован отряд Саид-Магомеда Какиева. Это первое вооруженное формирование антидудаевской оппозиции, фактически, являлось военным крылом накшбандийского братства Арсановых. В условиях нараставшего политического хаоса, оно крайне нуждалось в собственных боевых отрядах. Не случайно, во время штурма Грозного сепаратистами в августе 1996 г., мэра столицы Якуба Арсанова защищали не российские войска, а отряд Какиева. Хотя в открытых источниках нет прямых сведений о принадлежности Какиева и его соратников к суфийскому братству Арсановых, об этом косвенно свидетельствуют многочисленные факты. К ним, в частности, относятся происхождение командира и многих служащих батальона из села Кень-Юрт, а также их участие в защите Якуба Арсанова в 1996 г. Кроме того, сепаратистские источники однозначно называют Какиева «сторонником и поклонником Арсановых». Сам же Какиев в январе 2005 г. в интервью изданию Аргументы и фактырассказал о себе: «Я человек очень верующий и чту мусульманские законы. В нашей семье были самые уважаемые в Чечне родственники шейхи. И я им поклонялся и слушался». Сказанное Какиевым полностью соответствует традиционной форме взаимоотношений, существующей в суфийских братствах между учеником (мюридом) и духовным наставником (устазом).Как описано выше, основатель братства шейх Дени Арсанов и его последов
ели являлись не только сторонниками сохранения Чечни в составе России, но и всячески проявляли свою преданность центральной власти (особенно, начиная с Бахауддина Арсанова). Это во многом объясняет, с одной стороны, подчеркнутую набожность Какиева и его офицеров, а с другой, их фанатичную преданность российской власти. При поступлении на службу в батальон «Запад» новички из числа чеченцев обязаны поклясться в верности на Конституции России и на Коране. Сам же командир называет себя «рабом Аллаха» и «воином ислама».Приверженность к накшбандийскому братству объясняет также непримиримое о
ошение Какиева к религиозному арабскому влиянию, проявившемуся в Чечне в виде джихадистского течения исламского фундаментализма. Его сторонники считают одной из главных своих целей «очищение» ислама от языческого наследия, которым, по их мнению, пропитано суфийское учение. Во второй половине 1990-х гг. это спровоцировало вооруженную конфронтацию между последователями суфизма и исламского фундаментализма в Чечне и Дагестане. И именно в данном контексте следует рассматривать слова Какиева, когда он называет себя «ярым противником ваххабизма».Более того, на фоне идейной классификации командования батальона «Запад», 
ановится очевидным его значение в системе отношений между чеченскими суфийскими братствами (вирдами). Все они (32) относятся к накшбандийскому или кадирийскому течениям в суфийском исламе. В советский период лидирующее положение занимали последователи накшбандийского течения, в первую очередь, братства Арсановых. При этом, партийные органы и спецслужбы всячески способствовали разжиганию антагонизма между приверженцами обоих течений. С приходом к власти сторонников независимости осенью 1991 г., место последователей накшбандийского суфизма заняли представители кадирийских братств, в первую очередь, адепты чеченского шейха Кунта-Хаджи Кишиева (1830-1867) – т.н. кунтахаджийцы или «зикристы». Первоначально, они активноподдержали президента Джохара Дудаева (его предки принадлежали к «зикриам»), в том числе, вследствие традиционного соперничества с братством Арсановых, сохранивших верность Москве. Однако к середине и, особенно, во второй половине 1990-х гг. кунтахаджийцы почти утратили свои позиции в руководстве независимой Чечни. Решающую роль в этом сыграло растущее влияние приверженцев исламского фундаментализма в республике, пользовавшихся поддержкой религиозных кругов Арабского Востока и враждебно относившихся к суфизму. Это послужило одной из главных причин того, что, с началом второй чеченской кампании осенью 1999 г., бывший муфтий республики Ахмат Кадыров и его сторонники перешли на сторону федеральной власти. Как следствие, в 2000-2006 гг. все ключевые структуры светской и религиозной власти в Чечне оказались под контролем кунтахаджийцев. Надежды приверженцев накшбандийского суфизма возвратить себе позиции, утраченные в начале 1990-х гг., которые они связывали со свержением Аслана Масхадова (1999-2000) и гибелью Ахмата Кадырова (2004), так и не оправдались. В нынешней ситуации почти все чеченские силовые структуры ЧР контролируются кунтахаджийцами. Исключение составляет лишь батальон «Запад», что, в определенной мере, является гарантом безопасности для последователей накшбандийского суфизма и все еще дает им надежду на реванш.

По мне — жаль, что Кремль сделал ставку на Кадырова, лучше бы на них. Но тем не менее — Спасибо тебе, Саид, спасибо всем твоим ребятам. 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account