Афганский взлет «Беркута»

0

Афганский взлет "Беркута"

-Седьмой! Как успехи?
-Нашли! Он по самую башню врос и темно как у негра в… Пара креплений осталась.
-Люк проверь. Не хватало мне тут легкораненых героев.
-Главное, что бы не по голове.
-Тебе не страшно, там кроме Устава…
-Разговорчики! Пятый. Пятый!
-На связи Пятый. Готов и жду команды.
-Я Cедьмой. Готов!
-Зажигай сигналку. Пятый ! Как видимость?
-Вижу отлично! Захват цели.
-Седьмой! Готовность к стрельбе. Пятый! Пуск!

Стремительный огненный росчерк ракеты несущейся над землей. Покрытая бурой ржавчиной башня давным давно сгоревшего танка. Свеча сигнального фальшфейера, освещающая торчащую над башней вязанку пулеметных стволов и поток смертельных брызг, рванувшийся навстречу ракете.
Столкнувшись с брызгами, звездочка сломала свой полет и взметнув веер искр умерла.

Так или почти так проходили первые тестовые испытания системы "Беркут".
Системы, собранной буквально на колене, в боевых условиях, коллективом из трех офицеров Советской армии.
Системы, имевшей на порядок более высокие параметры чем «фирменные» решения.
Системы, так и не нашедшей себе применения. От части в силу обстоятельств, отчасти в силу косности руководящих лиц.
Системы, которая могла спасти сотни и тысячи жизней.
 

В начале 1980-х гг. в СССР были сформированы подразделения специального назначения, в программах боевой подготовки которых планировалось обучение личного состава совместным с вертолетами действиям по поиску и обезвреживанию вооруженных преступных групп. Однако использование транспортных вертолетов без боевой подвески давало подразделениям спецназа преимущество только в маневре силами. При этом машины с десантом подвергались опасности поражения огнем с земли. Организованные преступные группировки имели такое же автоматическое оружие, как и спецназ ВВ.

 

Афганский взлет "Беркута"

Требовалось обеспечить огневое превосходство над ними. Это можно было сделать путем использования на вертолетах самого мощного из всех систем отечественного стрелкового оружия — 14,5-мм крупнокалиберного пулемета Владимирова танкового (КПВТ), способного с большой точностью уничтожать малоразмерные цели на значительном расстоянии. Однако размещение непосредственно в грузовой кабине транспортного вертолета Ми-8 двухметрового тела КПВТ массой 52,2 кг и энергией отдачи при стрельбе в 156 кГм работы привело бы к разрушению узлов его крепления и повреждению стен самой грузовой кабины.
  

 Требуемое решение было найдено группой рационализаторов из отдельной мотострелковой дивизии ВВ им. Дзержинского во главе с Евгением Мальцевым, Николаем Хорунжим и Владимиром Селихановичем, которые своими силами разработали и изготовили в 1984 г. съемную подфюзеляжную телескопическую огневую установку кругового обстрела "Беркут".

Транспортные вертолеты типа Ми-8 имеют в центре пола грузовой кабины штатный люк для перевозки грузов на внешней тросовой подвеске, и авторы "Беркута" без какой-либо доработки борта, используя этот люк, решили сразу несколько проблем:

— уложили над этим люком на полу грузовой кабины опорную раму и через этот же люк подвесили к ней телескопически складывающуюся подфюзеляжную кабину, вращающуюся по азимуту с использованием узлов и механизмов башни БМП-2 с размещением в этой подфюзеляжной кабине наводчика вооружения "Беркута", из числа подготовленных для огневой работы с воздуха военнослужащих спецназа, использовавшего для входа в кабину и выхода из нее в полете вертолета этот же люк;

— разместили центр тяжести подфюзеляжной кабины в пределах размера указанного люка, тем самым совместили по вертикали этот центр тяжести с центром оси вращения несущего винта вертолета, что полностью сохранило высокие пилотажные качества борта на любых режимах полета.

Примененный в "Беркуте" пулемет КПВТ * с дневным 12-кратным прицелом был способен поражать цели на дистанциях до 4 км, в том числе вертикально вниз без образования рикошетов пуль, что исключало случайное поражение посторонних лиц, находящихся даже вблизи обстреливаемых позиций. В ходе испытаний было подтверждено, что установка не влияет на пилотажные качества вертолета, поэтому дополнительной летной подготовки экипажам не требуется. Безотказность работы "Беркута" в полете достигалась за счет применения на ней штатных узлов и механизмов, серийно выпускаемых промышленностью для бронетанковой техники. Надежность работы обеспечивалась предельной жесткостью ее стальной конструкции и простотой эксплуатации. В полете была возможность заменить основной пулемет на запасной. 
*Речь идет о первоначальном "кустарном" варианте испытанном в Афганистане. Скорее всего именно из-за высокой энергетики выстрела КПВТ в дальнейшем был заменен на ЯкБ-12,7.

По способности ведения огня во всей нижней полусфере из штатного бортового вооружения армейских вертолетов, размещенного на подфюзеляжной кабине установки, независимо от положения борта в воздухе "Беркут" аналогов не имел и обладал высокой боевой эффективностью.
(При стрельбе с большими отрицательными углами места целей начальная скорость полета снарядов (пуль) прирастает по закону падающего тела, сохраняя огромную кинетическую энергию, положительно влияющую на точность попадания в цель.)

 
Cозданное "пехотными" рационализаторами, ничего общего не имеющими с авиацией, изделие по сопоставительным объемам зон поражения в нижней полусфере относительно фюзеляжа летящего вертолета в 34 раза превзошло огневые показатели кормовой пулеметной установки с 12,7-мм НСВТ  пулеметом  "Утес", созданной профессионалами ОКБ им. М.Л. Миля для вертолета Ми-24.

Для защиты задней полусферы вертолета в 1985 г. ОКБ им.Миля построило опытную модификацию Ми-24В с расположенной сзади фюзеляжа на месте радиоотсека хвостовой пулеметной точкой с крупнокалиберным пулеметом НСВТ-12,7 "Утес". Стрелок попадал в нее через узкий лаз из грузовой кабины вертолета. Однако при расположении стрелка в кабине нежелательно смещалась назад центровка вертолета и загазованность кабины при стрельбе превышала все допустимые нормы. Поэтому от хвостовой пулеметной точки пришлось отказаться и ввести систему зеркал для обзора задней полусферы.

Источник

27 ноября 1985 г. авиационным специалистам силовых структур был представлен для осмотра вертолет с огневой установкой "Беркут", оснащенной двумя штатными съемными гондолами, каждая с одним 12,7-мм пулеметом ЯкБ, использующим двухпульные патроны, и двумя 7,62-мм пулеметами ГШГ, способными из своих шести 4-ствольных скорострельных пулеметов выпускать до 32 тыс. пуль в минуту (до 533 пуль в одну секунду).

Афганский взлет "Беркута"

Универсальная вертолётная гондола ГУВ-8700 (9А669) разработана в ГосМКБ "Вымпел" в конце 70-х годов под руководством Г.А.Соколовского. Предназначена для уничтожения живой силы и легкобронированной боевой техники противника. Устанавливается на вертолётах Ми-8ТВ, Ми-24.

[blockquote]В ближнем бою с дистанции 800:1000 м., в дело пускали мощный четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7, который давал плотнейший точный ливень огня, способный разворотить дувал полуметровой толщины. В августе 1982 года подполковник Александров, встретив под Кандагаром караван, одной очередью разрубил пополам шедший впереди <командирский> автобус.

Виктор Марковский. Жаркое небо Афганистана.[/blockquote]

В начале 1989 г. "Беркут" прошел полномасштабные летные огневые испытания в 344-м Центре боевого применения армейской авиации. Они показали, что всего за три часа установка может быть смонтирована на любом транспортном вертолете типа Ми-8 без изменения его конструкции. В результате вертолет превращается в летающую огневую точку, способную активно противодействовать зенитному стрелковому огню противника и атаковать сверхмалые воздушные, наземные и надводные цели во всей нижней полусфере независимо от положения борта в полете, чего не может сделать ни один из образцов отечественных и зарубежных вертолетов без изменения курса, высоты, углов пикирования и кабрирования.

Особой заслугой авторов "Беркута" специалисты ВВС считают использование его для огневой защиты от подлетающих к вертолету-носителю ракет переносных зенитно-ракетных комплексов — ПЗРКа противника двух унифицированных гондол, каждая с тремя разнокалиберными четырехствольными скорострельными пулеметами, создающими "море огня" из 32 тысяч пуль в одну минуту (на корабельных зенитных противоракетных системах — 10 тысяч выстрелов в минуту).

По результатам испытаний тогдашний генеральный конструктор "ОКБ имени Миля" Марат Тищенко предлагал Главному штабу ВВС изготовить в течение четырех лет более мощный пушечный вариант установки. Однако это предложение не получило дальнейшего развития.

Вспомнили о "Беркуте" только через шесть лет в связи с гибелью в апреле 1995 г. пограничников 12-й заставы Московского погранотряда в Таджикистане. Российские вертолеты не смогли тогда оказать непосредственную огневую поддержку пограничникам, находившимся в огневом контакте с окружившими их бандитами на предельно коротких дистанциях, из-за реальной опасности поражения оставшегося в живых личного состава заставы. Такую снайперскую работу мог выполнять только "Беркут". После длительной переписки ВВС были вынуждены пойти на создание опытного образца "Беркут-М26". Установку изготовили в июне 1996 г. на московском заводе "Маяк". Однако после подписания Хасавюртовских соглашений финансирование работ было приостановлено.

Еще раз вспомнили о "Беркуте-М26" в ходе второй чеченской войны, когда ичкерийские сепаратисты перешли на методы ведения партизанской войны мелкими группами. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин 29 марта 2000 г. лично ознакомился с "Беркутом" на земле, в ходе показательных полетов, и дал высокую оценку проекту. К сожалению, руководители МВД, ФСБ и ФПС, которым Генеральный штаб предложил прислать своих представителей на оценочные полеты вертолета Ми-8МТ с "Беркут-М26" и обсудить вопрос о дальнейшей судьбе установки, на это приглашение никак не отреагировали. Точно так же, как не ответили они в 1997 г. на запрос комитета Госдумы по обороне о возможности использования "Беркута" в подчиненных им войсках, хотя тогдашний командующий авиацией Сухопутных войск генерал-полковник Виталий Павлов отметил высокие боевые характеристики установки "Беркут-М26" и рекомендовал ее внедрение. По его мнению, "установка проста в изготовлении и эксплуатации, обладает высокой боевой мощью. Удачная конструкция и выбор оружия делают возможным ее применение в населенных пунктах, что особенно важно, без нанесения ущерба гражданскому населению. Это позволяет использовать "Беркут" для поиска и уничтожения террористических, диверсионных и преступных групп. При высадке спецподразделений и групп захвата с режима висения данная установка сможет обеспечить огневое прикрытие и поддержку. "Беркут" также можно эффективно использовать для патрульных функций и защиты прибрежных экономических зон и государственной границы".

14 апреля 2000 г. вышла еще одна директива Генштаба, предписывающая направить "Беркут-М26" для боевой работы в Чечню. Однако Московский вертолетный завод не дал допуск машине к полетам в боевых условиях, сославшись на действующие нормативные документы. Нужны были деньги для еще одного цикла испытаний. Генеральный штаб ждал, кто из руководителей МВД, ФСБ и ФПС согласится принять участие в финансировании завершающих работ. Но тщетно. После годичного ожидания работы по "Беркуту-М26" за счет Минобороны были прекращены, так как ВВС сообщили об отсутствии потребности в этой установке, поскольку она изначально разрабатывалась для внутренних войск и предназначена для антипартизанских и полицейских мероприятий.

В настоящее время МВД России имеет возможность довести разработку установки "Беркут-М26" до конца, являясь при этом собственником конструкторской документации и опытных образцов. Серийный выпуск может быть освоен на одном из опытно-экспериментальных заводах Министерства внутренних дел, так как установка "Беркут" представляет собой многофункциональную подфюзеляжную кабину.

 Источник

От себя.

Полдюжины лет назад, в Интернет, мне попался более подробный отчет о испытаниях в Афганистане системы «Беркут».

Воспроизвожу по памяти:

С целью отработки реальности алгоритма перехвата высокоскоростной цели, пулеметная система была установлена на башне подбитого танка по которому был осуществлен пуск трофейным ЗРК. Наведение ракеты осуществлялось по заженному на башне танка сигнальному огню имитирующему выхлоп вертолетного двигателя. Ракета была сбита.

Уже в тестовом "фронтовом" варианте, "Беркут" представлял из себя не просто платформу с несколькими пулеметами. "Беркут" работал в системе целеуказания и полуавтоматического обнаружения пусков ракет, сигнализаци сектора внимания и еще множества очень нужных для спасения жизни солдата вещей.  

К сожалению, фотоматериалы по Беркуту практически не встречаются в сети.

Текст Новости скомпилирован из текстов двух известных источников * и **,
а так же по воспоминаниям прочтения Источника *** утерянного на сегодня.

Заглавная картинка — "жаба" из Ми-8 и башни БМП-2

 

 

ilyasan
Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account