Все знают сказку про Ивана Дурака.
Было три брата. Двое умные, а третий дурак.
Меня с детства интересовало. За что же его так обзывают? Он же всех одолел, победил злого Кощея (Змея), женился на царской дочери.
Ладно, когда сказку рассказывают в первый раз, это получается как бы интрига сюжета с неожиданной концовкой. Но когда сказку рассказывают миллионы раз веками, раз за разом называть дураком победителя несколько странно. Можно же было сказать: Все поначалу думали….
Остаётся только предположить, что слово «Дурак» имеет не совсем тот смысл, который мы вкладываем в него сегодня.
Вообще, пласт информации об Иване Дураке обширен. Народ наплодил бесчисленное количество версий сказки, а исследователи бесчисленное количество версий происхождения и самого Ивана, и его прозвища, и Бабы Яги.
Но если вычленить суть, получается следующее: Иван Дурак отправился совершать подвиг, точно не зная куда идти и что делать, если всё же дойдёт. По дороге встречается с Бабой Ягой, получает от неё магическую помощь и отправляется дальше, значительно лучше подготовленный к встрече с врагом. То есть Баба Яга в сказке противоречивый, подозрительный, но исключительно важный элемент, без которого Иван как герой и победитель просто не состоялся бы.
Поэтому давайте специально разберём классический эпизод встречи с ней.
Вспомним, как это происходило, и отметим ряд странностей сопутствующих этой встрече.
Иван, шествуя по лесу, натыкается на избушку, окружённую тыном, а на каждой тычинке висит человеческая черепушка.
Как бы на его месте поступил умный человек, типа нас с вами? Он моментально бы смекнул, что это жилище садопедоманьяка-вампиролюдоеда и рискнул бы подойти к нему только имея в руках пулемёт с бесконечным запасом серебряных пуль, а на плечах мифриловую бронежилетку. Даже малые дети понимают, что за неимением оных девайсов, это странное жилище лучше обойти стороной и не возвращаться, пока не прокачаешь перса хотя бы до 10 уровня. Но Иван, не сомневаясь, входит туда и обустраивается на отдых.
Через какое-то время в избушку вырывается хозяйка и между ними завязывается прелюбопытнейший диалог:
— Чую, русским духом запахло (Давно не случалось русского духу носом слышать, а теперь глазами вижу) — говорит Яга и далее в грубой форме интересуется, зачем гость пожаловал.
— Ты меня, старая, сначала накорми – напои, да спать положи, а потом расспрашивай! – столь же невежливо отвечает Иван.
Только после этого Яга вспоминает о гостеприимстве.
Утро следующего дня не менее занятно. Яга узнаёт о планах Ивана найти и обнулить Кощея, после чего, как принято в таких случаях, забрать его имущество и его женщину.
Кто такие Яга и Кощей? Это два местных авторитета. Не друзья и не враги. Они знают друг о друге, терпят друг друга и не вмешиваются в дела друг друга. С любой точки зрения, оказание Ивану помощи в борьбе против соседа есть не что иное, как акт неспровоцированной агрессии, нарушение негласного (а может и гласного) пакта о ненападении. И если вдруг миссия Ивана потерпит неудачу, Кощей всенепременно отомстит. Несмотря на это Яга ввязывается в конфликт и отдаёт Ивану едва ли не единственный свой магический прибамбас – волшебный клубочек — средневековый аналог навигатора.
Странно, правда? Странно, нелогично, подозрительно.
Но взглянем на проблему под несколько иным углом.
Почему Иван попёрся — таки в эту странную избу? Явно не от ума, ибо ум — способность анализировать ситуацию и разрабатывать последовательный логически непротиворечивый план действий. Он мог поступить так только заранее зная, что это место, несмотря на зловещие атрибуты, лично для него опасности не представляет. Откуда? Да из сказок, которые слышал в детстве о тех временах, когда все предки жили примерно так. То есть это место он УЗНАЛ. Точно также житель мегаполиса моментально узнает в лесу русскую избу, отличив её от чума или мазанки.
Дальше. Баба Яга в дом врывается полная самых кровожадных намерений, так как издалека заметила вторжение. Но вместо привычного смертоубийства (судя по черепушкам на тычинках) вступает в разговор.
Давайте примерим ситуацию на себя.
Представьте, что вы приезжаете на дачу. Калитка распахнута. На посыпанной песком дорожке отпечатались свежие следы. В доме за столом сидит бомж смердящий болотом.
На ваш вежливый вопрос: какого рожна он тут забыл? – следует дерзкое предложение накормить его, напоить, спать уложить и лишь потом задавать идиотские вопросы.
Если вы и задумаетесь в этот миг, так это над тем, какого размера должно быть дреколье, которым сейчас будет изгоняться непрошеный гость. Я ничего не упустил?
А теперь усложним задачу.
Предположим, за столом сидит ваш двоюродный брат. На вопрос как он тут очутился, следует ответ, что он 30 километров лесом шёл к даче от электрички, заблудился, чуть не провалился в трясину, жутко устал, голоден и не может прямо сейчас отвечать на вопросы. Зато завтра готов подробно поведать грустную историю уклониста от армии (алиментов, кредиторов) и попросить посильной помощи.
Согласитесь, совсем другой расклад получается.
Вернёмся к Бабе Яге.
Врываясь в дом, она чувствует русский дух, отличая его от духа финна, варяга, кочевника или, скажем, грека.
В чём разница? Могу предположить, что от лесовика пахнет плохо выделанной звериной шкурой, Варяги, путешествующие по морю имели обыкновение предохранять оружие от ржавчины густо покрывая его жиром, отчего жутко смердели тухлятиной, от кочевника несло конским потом, а цивилизованный грек мог благоухать каким-либо древним дезодорантом. Но не это важно. Важно то, что для Яги запах послужил препятствием, охладившим её боевой пыл.
Дальше больше. Обратите внимание — Яга говорила по-русски.
То есть Яга не просто учуяла пришельца, но почуяла соплеменника. В противном случае у неё на ужин было бы парное мясо, а коллекция черепов пополнилась бы ещё одним экспонатом. Дальнейший разговор на одном языке только подтвердил первоначальное предположение и правильность отказа от поспешных действий. То есть требующий гостеприимства Иван был в своём праве.
О каком праве Ивана идёт речь? В данном случае Иван путешествует не как частное лицо. Он ни много, ни мало, а полномочный представитель Рода. Он в боевом походе, он идёт вершить правосудие над врагом Рода. И пока находится в этом статусе, имеет полное право рекрутировать в помощники любого попавшегося на пути родича. И упасите Боги этого родича отказать в содействии лицу, наделённому полномочиями.
И баба Яга не посмела отказать родичу, нарушив закон, который не может преступить даже изгой (почему-то кажется, что Яга имеет именно этот статус). И повинуясь этому же закону, на следующий день не колеблясь вступила в конфликт с Кощеем. В конфликт, который ей лично не нужен ни в каком виде.
Как версия: Баба Яга была изгнана за давний проступок и, помогая Ивану, надеялась получить прощение и вернуться в Род. В этом случае последствия конфликта с Кощеем не очень и важны. Возвращение статуса полноправного члена социума с пенсионным обеспечением и достойным погребением для весьма немолодой женщины куда важнее ветхой избы и коллекции фрагментов человеческих тел.
Что мы имеем в итоге?
Я полагаю, что данная сказка есть отражение эпохи заката родоплеменного строя, в том числе связанного с приходом христианства. Победы Ивана есть следствие обращения к истокам, к заветам и обычаям предков. А вот старшие братья, ум и нравственность которых испорчены привнесёнными с запада тлетворными веяниями, этого Кощея просто не нашли бы, провалив важное задание. А если бы от них ещё пахло не по-русски (ладаном)…
То есть слово «Дурак» во времена формирования предания не имело нынешнего уничижительного значения. Вопрос этимологии этого слова остаётся открытым. Существуют разные версии и все они в значительной мере умозрительны.
Но, по моему мнению, в данном контексте, оно обозначало человека мыслящего иначе, традиционно. Примерно как слово «Немец», которое в оригинале означало не принадлежность к германскому пароду, а иной разговорный язык.
С увеличением же числа «живущих по уму» отношение к «живущим по традиции» стало сначала ироничным, а потом и враждебным, по причине неспособности понять мотивы и сакральную сущность.
А если ещё учесть, что имя «Иоанн» означает «Слуга Божий», то считать Ивана Дурака дебилом может только тот, кто в том давнем конфликте держал сторону Кощея, а теперь пытаясь взять реванш, навязывает нам негативное отношение к народному герою.
Вот так, незаметно для всех я перекинул мостик от славного фольклора к грустной современности.