Юрий Пашолок. Трофейный французский броневик из Кубинки

15

Юрий Пашолок. Трофейный французский броневик из Кубинки

Рассказ о трофейном французском бронеавтомобиле Panzerspähwagen P (f), он же Panhard 178, находящемся в музейном секторе парка «Патриот»

Нередко та техника, которая представлена в музейных экспозициях, имеет довольно бурную историю. Особенно это касается тех боевых машин, которые датированы периодом Второй мировой войны. Среди них хватает образцов, которые воевали не один год, а порой использовались не одной страной. В полной мере это касается техники немецкой армии. Немцы часто использовали трофеи, касается это как танков, так и бронемашин. Как правило, использовались они во второй линии, но не всегда. Иные трофеи использовались немцами аж до конца войны.

Panzerspähwagen P (f) массово использовались на советско-германском-фронте, но как трофеи были редкостью

Panzerspähwagen P (f) массово использовались на советско-германском-фронте, но как трофеи были редкостью

Среди бронетанковой техники, которая представлена в музейном секторе парка «Патриот», есть и боевые машины французского производства. Касается это и боевых машин времен Второй мировой войны. Тонкий момент в том, что все эти образцы воевали отнюдь не во французской армии. Большинство представленных образцов являлись трофеями на службе в немецкой армии. Касается это и бронеавтомобиля Panzerspähwagen P (f), он же Panhard 178. В парке находится одна из двух бронемашин данного типа, доживших до наших дней.

Бронемашина проходила косметическую реставрацию в 2007-2008 годах

Бронемашина проходила косметическую реставрацию в 2007-2008 годах

Во французской армии бронемашины традиционно являлись, прежде всего, техникой кавалерии. Такой подход выглядел логичным, поскольку именно для кавалерии высокая подвижность являлась приоритетом. В 20-е годы французская кавалерия, как и пехота, находилась на голодном пайке. Тем не менее, был накоплен опыт, который далее был реализован в программе моторизации французской кавалерии. Согласно плану, утвержденному 22 декабря 1931 года, предполагалось получить два типа бронеавтомобилей — более тяжелый AMC и более легкий AMD. Еще раньше появилась спецификация на броневик-разведчик AMR.

На НИБТ Полигоне она стала числиться с 1945 года

На НИБТ Полигоне она стала числиться с 1945 года

В случае с AMD (Automitrailleuse de Découverte, или бронемашина разведки боем) предполагалось получить трехместную машину боевой массой 4,7 тонн, с двумя постами управления. Вооружение состояло из 20-мм автоматической пушки, которая ставилась в башню AVIS №1 (схожая позже появилась на танках-разведчиках AMR). Броневик должен был двигаться со скоростью до 70 км/ч (средняя скорость по шоссе 40 км/ч), иметь дальность действия до 400 км, а также обладать высокой проходимостью. На спецификацию откликнулось 4 фирмы — Berilet, Latil, Renault и Panhard.

В ходе последней перекраски она стала, наконец, "немцем"

В ходе последней перекраски она стала, наконец, «немцем»

По итогам испытаний победу одержала машина Panhard, представившая модель voiture spéciale 178. Машина получилась более чем на 1,5 тонны тяжелее спецификации, имелись проблемы с радиусом поворота. Вместе с тем, стало понятно, что это лучшая из имеющихся бронемашин. 15 февраля 1934 года броневик утвердили, с требованием доработать, а 25 апреля 1934 года был подписан контракт на поставку первых 15 броневиков. Далее добавилось еще 15 бронемашин. Также в 1934 году был построен улучшенный вариант броневика. В январе 1935 года броневик приняли на вооружение французской кавалерии как Automitrailleuse de Découverte Mle.1935 Panhard. Впрочем, более известен броневик как Panhard 178.

Часть "обвеса" утрачена, но комплектность у броневика выше,чем у бронемашины в Сомюре

Часть «обвеса» утрачена, но комплектность у броневика выше,чем у бронемашины в Сомюре

Серийный Panhard 178 существенно отличался от опытной машины. Прежде всего это касалось вооружения и башни. Кавалерия продвигала идею двухместных башен, именно такая (APX 3) прописалась на броневике. Также Panhard 178 получил 25-мм пушку SA 35, благодаря чему мог на равных бороться с танками того периода. При этом толщина лобовой брони составляла 20 мм, что надежно защищало от пуль винтовочного калибра. Кстати, AMD 35 (так еще именовали Panhard 178) оказался единственным настоящим броневиком из троицы AMC/AMD/AMR. Остальные броневики, по итогам, оказались танками.

Шасси Panhard 178 отличалось передовой конструкцией. Броневик имел несущий корпус

Шасси Panhard 178 отличалось передовой конструкцией. Броневик имел несущий корпус

По итогам испытаний был составлен список изменений, который внедрили на бронемашинах второй серии (80 штук). Наиболее заметным изменением стало появление перископических приборов наблюдения конструкции Рудольфа Гундляха. Далее пошли дополнительные серии, а вместе с ними и некоторые изменения конструкции. Они, впрочем, были уже незначительными. Первые поставки бронемашин в войска начались в феврале 1937 года, к 1 сентября 1939 года их имелось 219 штук. К 10 мая сдали 374 броневика данного типа, а до перемирия их имелось 529 штук.

Броневик имел не только полный привод, но и "зубастые" покрышки

Броневик имел не только полный привод, но и «зубастые» покрышки

В ходе боев мая-июня 1940 года Panhard 178 хорошо себя показали, но одних броневиков было явно недостаточно. Примерно 190 бронемашин немцы смогли вернуть в строй. В отличие от французских танков, которые использовались больше на второй линии, Panzerspähwagen P (f), или Panzerspähwagen P204 (f), как его именовали в немецкой армии, оказались совсем в другой роли. Занимая промежуточное положение между немецкими легкими и тяжелыми броневиками, Panzerspähwagen P (f) их превосходил. В том числе и технически. Применялись они в разведывательных подразделениях как дивизий СС, так и танковых дивизий.

Светомаскировочные фары в бронированных кожухах

Светомаскировочные фары в бронированных кожухах

Пик боевого применения Panzerspähwagen P (f) пришелся на 1941 год. К началу 1942 года безвозвратные потери составили 109 бронемашин. В их числе оказался и экземпляр, ныне находящийся в парке «Патриот». Судьба именно этой машины неизвестна, но таких броневиков под Москвой захватили минимум несколько штук. Из них пару отремонтировали в 1942 году на заводе №82 (завод «Подъемник»). В 1943 году такого броневика на НИБТ Полигоне не фигурирует, зато в 1945 году числится БА «Панард», требующий капитального ремонта.

Бронемашина имела два поста управления

Бронемашина имела два поста управления

Поскольку броневик не реставрировался в самом бронетанковой музее, его оригинальные маркировки — загадка. В 2007-2008 годах бронемашина проходила косметическую реставрацию силами стороннего подрядчика. Долгое время ее красили как «француза», но сейчас бронемашина выглядит как Panzerspähwagen P (f). Маркировки отчасти собирательные, в любом случае, с исторической точки зрения это более корректно. Следует отметить, что представленный в «Патриоте» образец является единственным в мире более-менее комплектным. В Сомюре стоит пустая бронемашина, собранная из двух экземпляров.

Передний пост управления, состояние на 2007 год. Заметно,что машина собрана на болтах

Передний пост управления, состояние на 2007 год. Заметно,что машина собрана на болтах

Для своего времени Panhard 178 был едва ли не лучшим бронеавтомобилем в мире. Конечно, корпус, собранный на рейках и болтах с пулестойкими головками, а также заклепках, являлся не самым передовым решением. С другой стороны, сварки у французов в то время почти не использовалось. Главным же было качество самой бронемашины. Ее вполне можно называть колесным танком, поскольку боевая масса Panhard 178 составляла 8,5 тонн (это, кстати, было равнозначно немецкому 4-осному броневику Sd.Kfz.231). Да и броневая защита оказалась не в пример выше одноклассников. Это удалось потому, что на Panhard смогли сделать удачное шасси.

Задний пост управления. Тут не очень удобно, но всё познается в сравнении. У ряда броневиков задний пост управления был еще теснее

Задний пост управления. Тут не очень удобно, но всё познается в сравнении. У ряда броневиков задний пост управления был еще теснее

В то время большинство броневиков имело рамную конструкцию. У Panhard 178 кузов был несущим, благодаря чему днище получилось плоским. На бездорожье очень важный показатель. Это же касается и полного привода, в то время явление нечастое. Кроме того, у бронемашины всё было в порядке с удельной мощностью. 105-сильный мотор Panhard SK 4F объемом 6,33 литра обеспечивал требуемые показатели подвижности. Благодаря этому бронемашина не уступала немецким броневикам в скорости, особенно средней. Неудивительно, что их «забрили» в первую линию.

Для своего времени вооружение Panhard 178 было вполне приличным. 25-мм пушка могла поражать броню типового танка того периода

Для своего времени вооружение Panhard 178 было вполне приличным. 25-мм пушка могла поражать броню типового танка того периода

Помимо высокой подвижности, Panhard 178 мог похвастаться и удобством работы экипажа. Одной из характерных деталей броневиков того времени были узкие корпуса. Связано это оказалось с необходимостью снизить массу, поскольку у шасси имелись лимиты по нагрузке. Поэтому что в наших броневиках, что в немецких тесно. В данном же случае полная ширина машины равна ширине корпуса. Для четырех членов экипажа пространства более чем хватает. Также механик-водитель мог похвастаться хорошим обзором, редкий броневик мог такое предложить.

На крыше башни находятся французские аналоги перископов MK-IV

На крыше башни находятся французские аналоги перископов MK-IV

Как уже говорилось выше, бронемашина создавалась с двумя постами управления. Это было необходимо для того, чтобы в случае необходимости быстро дать дёру задним ходом. Насколько часто этим пользовались, вопрос открытый, а вот что конструкторам усложнялась работа — факт. На Panhard 178 место второго водителя организовали место в левом заднем углу, отделив справа перегородкой. Не то, чтобы очень удобно, но жить можно. А главное, никто не мешает.

Сзади башни находится большой двухстворчатый люк

Сзади башни находится большой двухстворчатый люк

Не по-французски удобным оказалось и боевое отделение. Серийный броневик получил двухместную башню APX 3, которая отличалась большим простором. Расчет башни в ней не стоял, а сидел на сиденьях, которые крепились к балке. Таким образом экономилось место, сами сиденья, кстати, могли складываться. Особенно это актуально для заряжающего. Всё хорошо было и с обзорностью, даже как-то не по-французски. А уж наличие двух перископов типа MK-IV (перископ Гундляха) — это прямо совсем высший пилотаж. Можно с уверенностью говорить, что ни один другой броневик того периода подобной обзорностью похвастаться не мог.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

Вполне приличным оказалось и вооружение. 25-мм полуавтоматической пушки хватало для того, чтобы поражать танки того периода. Следует отметить, что к 1940 году французские военные озаботились усилением вооружения. В июне 1940 года появилась башна Renault-Restany с 47-мм пушкой SA 35, но в серию она не успела. Зато после войны появился Panhard 178B, который получил более совершенную башню и всё ту же 47-мм пушку.

Крепление башенных сидений

Крепление башенных сидений

Сейчас Panzerspähwagen P (f) находится рядом со своим визави (а с 1941 года боевым товарищем) — Sd.Kfz.222. И сравнение совсем не в пользу немецкого броневика. Собственно говоря, если бы французы строили свои танки так, как Panhard разработала свой броневик, глядишь, и не случилось катастрофы мая-июня 1940 года. В случае с Panhard 178 налицо первоклассная бронемашина, ее долгая послевоенная карьера — лишнее доказательство удачной конструкции. К сожалению для французской армии, данный броневик оказался одним из крайне редких примеров боевой машины, удачной со всех точек зрения. А одними броневиками, сами понимаете, войну не выиграть.

источник: https://dzen.ru/a/ZLd73jOOr1WQhOpL

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account