Немецкие истребители против привязных аэростатов союзников. Часть 1 Борьба с глазами артиллерии

13

Немецкие истребители против привязных аэростатов союзников. Часть 1 Борьба с глазами артиллерии

Содержание:

Предисловие редакции: Чтобы защитить свои войска от огня противника, корректируемого с привязных аэростатов, первоочередной задачей пилотов истребительных эскадрилий стало уничтожение этих глаз артиллерии. Из этих летчиков особенно выделялся Генрих Гонтерманн, который показал себя особенно успешным в борьбе с привязными аэростатами. О борьбе с аэростатами противника рассказывает Бруно Шмелинг (Bruno Schmäling).

С максимальной дневной температурой около 23 градусов по Цельсию 9 августа было довольно прохладным днем временами довольно жаркого лета 1917 года. 15-я истребительная эскадрилья (Jagdstaffel 15) базировалась на аэродроме Бенкур-Эна (Boncourt-Aisne), примерно в шести километрах к северо-востоку от Сиссона (Sisonne). На летном полет к взлету готовились два истребителя Albatros D.V.

самолеты 15-й истребительной эскадрильи. Благодаря своим многочисленным успехам Генрих Гонтерман был назначен командиром этой эскадрильи

самолеты 15-й истребительной эскадрильи. Благодаря своим многочисленным успехам Генрих Гонтерман был назначен командиром этой эскадрильи

Весной того же года новая «мода» распространилась среди многих истребительных эскадрилий военной авиации. Чтобы лучше распознавать все более многочисленные немецкие самолеты, пилоты наносили на свои машины различные красочные эмблемы. Однако некоторые самолеты 15-й эскадрильи имели только камуфляжную окраску. Фюзеляж, все верхние и боковые поверхности крыльев, горизонтального и вертикального оперения были окрашены пятнами серебристого, темно-зеленого и ржаво-красного цветов. Такой камуфляж давал надежду, что самолет останется неузнанным летящими выше самолетами противника. В качестве средства быстрой идентификации одна из машин имела красную полосу, нанесенную вокруг фюзеляжа. Это была отсылка летчика к его первому месту службы – 5-му вестфальскому уланскому полку, в форме которого были красные околыши фуражек, красные воротники и красные обшлага. Второй биплан в качестве личного опознавательного знака имел синюю полосу, нанесенную вокруг фюзеляжа.

«Эксперт» по борьбе с привязными аэростатами

Пилотом «Альбатроса» с красной фюзеляжной линией был лейтенант Генрих Гонтерманн (Lt. Heinrich Gontermann), который командовал 15-й эскадрильей в течение трех месяцев. Его шею украшала высшая военная награда Германской империи – орден «Pour-le-Merite» (За заслуги), который был вручен ему 12 мая 1917 года после двадцатой воздушной победы.

Генрих Гонтерманн считался «экспертом» в борьбе с привязными аэростатами противника. Лейтенант Гонтерманн освоил самую эффективную тактику борьбы с привязными аэростатами: атака из-под облаков в пикировании

Генрих Гонтерманн считался «экспертом» в борьбе с привязными аэростатами противника. Лейтенант Гонтерманн освоил самую эффективную тактику борьбы с привязными аэростатами: атака из-под облаков в пикировании

На утро 9 августа 1917 года общее количество подтвержденных побед Генриха Гонтерманна достигло 26, девять из которых были одержаны над привязными аэростатами, что позволяло считать Гонтерманна «экспертом» в борьбе с такими летательными аппаратами противника. За день до вылета из штаба 5-й армии был прислан приказ атаковать французские привязные аэростаты, которые были расположены между Аргоннским лесом и Гессенским лесом и которые с большой точностью корректировали артиллерийский огонь по немецким позициям в этом районе. Затем Генрих Гонтерманн связался с офицером противовоздушной обороны, ответственным за этот участок фронта, чтобы получить как можно больше информации об этих аэростатах противника и о защищающих эти аэростаты зенитных орудиях и пулеметах. Затем лейтенант Гонтерманн запросил у армейской метеорологической службы все доступные данные о местности, такие как состояние облачного покрова и направление ветра. Для окончательной подготовки к боевому вылету Генрих Гонтерманн использовал полученную информацию для расчета оптимального маршрута и возможного времени полета до пунктов назначения.

Пока Генрих Гонтерманн забирался в кабину своего «Альбатроса» и пристегивался ремнями безопасности, второй истребитель Albatros D.V с синей фюзеляжной лентой готовится к старту рядом с ним. Вместе с Генрихом Гонтерманном летал друг лейтенант Ганс-Герман фон Будде (Leutnant Hans-Hermann von Budde). В отличие от своего товарища фон Будде не был асом, но Гонтерманн знал, что мог целиком и полностью положиться на своего товарища.

Охота на вражеской территории

Через несколько минут два истребителя Albatros D.V взлетели, набрали высоту и повернули на юг в сторону Реймса. Затем к северу от города они повернули на юго-восток. Через несколько минут «Альбатрос» с голубой лентой лег на обратный курс, в то время как самолет Генриха Гонтерманна на большой высоте беспрепятственно пересекает линию фронта в районе Бомонf (Beaumont). Сохраняя большую высоту, он пролетел около пяти километров вглубь контролируемой французами территории. Над лесом Монтань-де-Реймс (Montagne de Reims) Генрих Гонтерманн повернул свой «Альбатрос» на восток. Если бы он встретил эскадрилью вражеских истребителей так далеко за линией фронта, у него не было бы никаких шансов.

Примерно в 70 километрах к востоку от Генриха Гонтерманна находится позиция французских привязных аэростатов 46-й роты (46 Compagnie; 46 Cie). В корзине одного из привязных аэростатов стоял старший лейтенант Баррьер (Leutnant (S./Lt) Barriere) и с помощью полевого бинокля наблюдал за немецкими линиями. По телефонной линии он регулярно сообщал места попадания снарядов, выпущенных из закрепленных за ним артиллерийских орудий. Старший лейтенант Баррьер имел отличную репутацию благодаря точному ведению артиллерийского огня по позициям противника. В нескольких сотнях метров от него на высоте около 1000 метров раскачивался привязной аэростат 51-й роты.

маршрут Гонтерманна, когда он 9 августа 1917 года сбил два привязных аэростата

маршрут Гонтерманна, когда он 9 августа 1917 года сбил два привязных аэростата

Генрих Гонтерманн приближался к двум привязанным аэростатам на скорости около 150 км/ч. «Альбатрос» летел высоко над облаками, и его пилот не мог увидеть аэростаты. Поэтому при подлете к цели лейтенанту Гонтерманну приходилось полагаться на собственные расчеты. Только опираясь на расчеты, он мог определить, когда он сможет оказаться над привязными аэростатами. Когда «Альбатрос» оказался достаточно близко от аэростатов, Генрих Гонтерманн выключил двигатель, и самолет почти бесшумно начал планировать со снижением высоты. Был слышен лишь звук проволочных расчалок. Облачность немного рассеялась, и внизу моно было увидеть привязные аэростаты, о которых сообщалось накануне. Генрих Гонтерманн оказался под углом к первому из аэростатов, включил зажигание, двигатель Mercedes запустился сразу же, и «Альбатрос» в пикировании пошел в атаку. В этот момент французские наземные средства ПВО осознали надвигающуюся беду. Зенитные орудия и пулеметы нацеливаются на стремительно снижающийся самолет и начинают стрелять, снаряды взрываются возле «Альбатроса», но Генрих Гонтерманн невозмутимо продолжает следовать своему курсу.

Ад над линией фронта

Лейтенант Баррьер сразу осознал, в какой опасности он находится. Недолго думая, он взобрался на край корзины и прыгнул вниз. Парашют, прикрепленный снаружи к корзине аэростата, мгновенно раскрылся, и Баррьер плавно спустился вниз.

Тем временем Генрих Гонтерманн приблизился на расстояние прицельного выстрела и открыл огонь по газовому баллону собой меткими залпами из обоих пулеметов. Пули разорвали оболочку, фосфорные зажигательные пули воспламенили водород, и через несколько секунд привязной аэростат взорвался, превратившись в огромный огненный шар. Генрих Гонтерманн направил свой «Альбатрос» в сторону от разверзнувшегося ада. Albatros D.V пролетел мимо обломков аэростата так близко, что летчик мог почувствовать жар горящего газа. В зеркало заднего вида лейтенант Гонтерманн еще некоторое время видел, как останки аэростата в виде столба черного дыма падают вниз.

привязной аэростат, который 14 ноября 1916 года был уничтожен недалеко от Эйхука, Бельгия, после обстрела немецким самолетом

привязной аэростат, который 14 ноября 1916 года был уничтожен недалеко от Эйхука, Бельгия, после обстрела немецким самолетом

легковоспламеняющиеся газы, которыми были наполнены привязные аэростаты, приводили к их быстрому возгоранию при обстреле зажигательными пулями

легковоспламеняющиеся газы, которыми были наполнены привязные аэростаты, приводили к их быстрому возгоранию при обстреле зажигательными пулями

Тем временем французские зенитчики сосредоточили свое внимание на «Альбатросе». Вокруг самолета рвались зенитные снаряды, пулеметные очереди рассекали воздух, подбираясь к «Альбатросу» вс1 ближе и ближе. Но вместо того, чтобы повернуть на север к своим позициям, Генрих Гонтерманн атаковал второй привязной аэростат 51-й роты. Сидевший в корзине наблюдатель видел взрыв соседнего аэростата. Он выпрыгнул с парашютом и благополучно полетел к земле. Когда первый аэростат был атакован, французская наземная команда уже начала притягивать второй аэростат к земной поверхности, и поэтому на момент атаки первого аэростата он находился на высоте всего 600 метров. Но времени уже недостаточно, чтобы спасти аэростат. Снова загрохотали пулеметы «Альбатроса» Гонтерманна, и пули снова нашли свою жертву. Пламя быстро распространилось по оболочке привязного аэростата, и через несколько секунд он полностью сгорел.

Победное возвращение

Совершая небольшие виражи и постоянно меняя высоту через короткие промежутки времени, Albatros D.V под шквалом снарядов мчался к немецким позициям. Пули попадали в фюзеляж, но вскоре после этого Гонтерманн оказался над своей территорией. Он увидел «Альбатрос» лейтенанта Ганса-Германа фон Будде, который взлетел вместе с ним и который стал сопровождать его на обратном пути в Бонкур. Примерно через 40 минут оба «Альбатроса» совершили посадку на своем аэродроме, куда уже было доставлено сообщение об успешном уничтожении двух привязных аэростатов. Герман Гонтерманн, весь в поту, выбрался из своего самолета, и его быстро окружили пилоты его эскадрильи и наземный персонал, которые приветствовали его криками «ура». Техника осмотрели «Альбатрос», в котором было несколько попаданий. К счастью, ни одна из пуль не задела важных частей самолета. Вечером было торжественное празднование победы над двумя привязными аэростатами. В то время как пилоты эскадрильи были в приподнятом настроении, спокойный интроверт Генрих Гонтерман спокойно сидел в своем кресле и с улыбкой наблюдал за своими подчиненными.

Французский «Краткий обзор боевых действий в воздухе» сообщил в тот день:

«Оба наблюдателя благополучно приземлились; лейтенант Баррьер повредил ногу при приземлении с парашютом.»

Четыре победы за четыре минуты

13 августа 1917 года Генрих Гонтерман снова добился успеха: в это день еще два французских привязных аэростата падали на землю, оставляя за собой столбы дыма. Затем, 19 августа 1917 года, в течение четырех минут лейтенанту Гонтерманну удалось сбить четыре аэростата в районе Эны. Этот подвиг раньше не совершал ни один немецкий летчик-истребитель.

Эти успехи не остались без признания. 23 августа 1917 года командующий немецкими воздушными силами генерал Эрнст фон Геппнер (Ernst von Hoeppner) огласил в своем приказе:

«Лейтенант Гонтерманн, семнадцать сбитых вражеских самолетов являются доказательством вашей храбрости, семнадцать раз за линией фронта в знак вашей победы горели привязные аэростаты противника. Еще раз отдаю должное победителю.»

награда с личным посвящением Генриху Гонтерманну, которую он получил за свои необычные достижения

награда с личным посвящением Генриху Гонтерманну, которую он получил за свои необычные достижения

ПРИЛОЖЕНИЕ. Воздушная корректировка артиллерийского огня

Благодаря позиционной войне артиллерия стала основным оружием сухопутных войск для обстрела вражеских позиций и нанесения противнику как можно больших потерь.

Однако с земли позиции пехоты противника не были видны, и поэтому необходимо было как можно выше поднять наблюдателя, чтобы он мог хорошо видеть вражеские траншеи и направлять артиллерийский огонь.

Для решения этой задачи были два средства: самолеты-корректировщики и привязные аэростаты.

В отличие от самолета-корректировщика время применения привязного аэростата было более или менее неограниченным. Он неподвижно находился на одном месте и благодаря этому мог давать точную информацию о позициях противника и попаданиях собственной артиллерии. В дополнение к этому связь с артиллеристами с помощью телефонных линий была простой и быстрой. Таким образом можно было избежать неправильного толкования, которое регулярно возникало при подаче световых сигналов с самолетов. Соответственно, привязные аэростаты и мели первостепенное значение для войск.

1916 год, французские солдаты готовят привязной аэростат к взлету недалеко от Соммы

1916 год, французские солдаты готовят привязной аэростат к взлету недалеко от Соммы

французские привязные аэростаты в Ла-Ферм-де-Вадене (La Ferme de Vadenay), Франция. Снимок был сделан 15 мая 1917 года

французские привязные аэростаты в Ла-Ферм-де-Вадене (La Ferme de Vadenay), Франция. Снимок был сделан 15 мая 1917 года

чтобы поднять привязной аэростат в воздух требовалось много солдат. Однако они позволяли вести точный артиллерийский огонь

чтобы поднять привязной аэростат в воздух требовалось много солдат. Однако они позволяли вести точный артиллерийский огонь

идеальная видимость: наблюдатели предоставили своим орудиям точную информацию о позициях противника

идеальная видимость: наблюдатели предоставили своим орудиям точную информацию о позициях противника

Если привязной аэростат был сбит, то доставка нового привязного аэростата к месту, его заполнение и подъем занимали в среднем примерно два дня. Но за время отсутствия привязных аэростатов интенсивность деятельности артиллерии в этом районе была значительно сокращена. Соответственно уничтожение привязного аэростата оценивалась выше уничтожения самолета противника, поскольку дольше сохраняло собственные войска от прицельного артиллерийского огня противника.

Поскольку экипажи аэростатов не имели собственных средств защиты, то их максимальным образом защищали зенитные орудия и пулеметы. Они были расположены таким образом, чтобы обрушить град снарядов и ливень пуль на самолет, который мог появиться с любого ракурса. Время от времени французская военная авиация привлекала истребители для защиты своих привязных аэростатов.

этот французский пулемет защищал привязные аэростаты в феврале 1917 года у Сешепре (Seicheprey)

этот французский пулемет защищал привязные аэростаты в феврале 1917 года у Сешепре (Seicheprey)

поскольку аэростаты позволяли артиллерии вести точный огонь, а замена одного аэростата другим заменяла примерно два дня, то французы и британцы разместили вокруг них зенитные орудия

поскольку аэростаты позволяли артиллерии вести точный огонь, а замена одного аэростата другим заменяла примерно два дня, то французы и британцы разместили вокруг них зенитные орудия

Во второй части статьи будет рассказано о немецких летчиках, которым не столь повезло при атаках на привязные аэростаты союзников.

Фотографии в статье, если не указано иное, из коллекции Бруно Шмелинга.

источник: Bruno Schmäling «Wie die Eidgenossen kaiserliche Ergatterten. Falsches Spiel. Zeppelin C.II» «Flugzeug Classic» 2024-03, Seiten 70-75

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-nemeckie-istrebiteli-vs-privyaznye-aerostaty-souznikov-01

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account