Ракетоносные линкоры типа «Энсон»
Уважаемые коллеги, как я и обещал — первый новогодний АИ-материал)
Содержание:
Суэцкий Кризис 1956 года стал для Королевского Флота Великобритании чрезвычайно неприятным моментом истины. Его техническое отставание от советского и американского флотов стало болезненно очевидным. За вычетом радиоэлектронного оснащения, британские корабли оставались практически такими же, как и в конце Второй Мировой Войны — и десятилетие спустя, выглядели уже плавучими анахронизмами. Советским реактивным бомбардировщикам, вооруженным ракетными торпедами и дальнобойными управляемыми ракетами, моряки Её Величества могли противопоставить лишь устаревшие ствольные зенитки и практически бесполезные мелкокалиберные автопушки.
И если раньше британские адмиралы еще могли тешить себя (слабыми) надеждами, что их палубные истребители смогут защитить корабли Её Величества от уничтожения с воздуха, то оперативное развертывание советским флотом ударной группировки в составе легкого авианосца «Чкалов», линкора «Новороссийск» и линейного крейсера «Сталинград» окончательно похоронило эти иллюзии. Стало ясно, что в случае крупного конфликта, британскому флоту придется оперировать в оспариваемом воздушном пространстве.
Выводы последовали немедленно — противовоздушная оборона британского флота должна была быть усилена радикально. И чем быстрее, тем лучше. Если раньше предполагалось, что Королевский Флот может позволить себе «подождать» до вступления в строй ракетных кораблей специальной постройки (проектируемых эсминцев типа «Каунти»), то после Суэцкого Кризиса такое отношение воспринималось уже как «слишком мало, слишком поздно».
В рамках экстренных мер, «белая книга» министра обороны Дункана Сэндиса, представленная в 1957 году, настоятельно призывала обратить внимание на «ракетизацию» существующего флота. Для этой цели в 1958 году были выбраны два легких крейсера — достраивающийся на плаву «Лайон» (тип «Тайгер») и стоящий на модернизации «Суифтшур» (тип «Минотаур»). На обеих кораблях, кормовые артиллерийские башни заменили на комплекс управляемого ракетного вооружения GWS.1, с зенитной ракетой «Armstrong Whitworth Seaslug» (англ. «морская пуля»).
Вступившие в строй в 1960 и 1961 году соответственно, эти крейсера стали первыми носителями зенитного ракетного оружия в британском флоте. Однако, наспех подготовленный проект модернизации был не лишен недостатков. Главным объектом критики стало наличие лишь двух отдельных каналов управления огнем и одной пусковой — что позволяло крейсерам обстреливать одновременно не более двух целей.
Камнем преткновения стали малые габариты британских легких крейсеров в сравнении с аналогами. Даже новейший «Тайгер» имел полное водоизмещение всего в 11.700 тонн — почти на треть меньше американского «Кливленда» (14.000 тонн) или советского «Свердлова» (16.000 тонн). Легкие крейсера военной постройки были еще меньше. Это существенно ограничивало их потенциал модернизации.
И тогда британские адмиралы обратили внимание на линкоры.
В резерве Королевского Флота все еще пребывали четыре быстроходных линкора типа «Кинг Джордж V». Спроектированные и заложенные еще в 1930-ых, эти большие 37.000-тонные корабли с 356-мм артиллерией были выведены в резерв вскоре после окончания войны, и помещены на долговременное хранение. Хотя их артиллерийское вооружение и устарело безнадежно, но корпуса линкоров были все еще прочными, а силовые установки в хорошем состоянии. Они идеально подходили для модернизации.
Впервые идея перестроить линкоры типа «KGV» в ракетоносцы была высказана еще в начале 50-ых, но тогда не получила развития. После Суэца, однако, интерес к ней вспыхнул вновь. Расчеты показывали, что модернизированные линкоры смогут без каких-либо опасений перегрузки поддерживать до четырех каналов управления ракетным огнем каждый — иначе говоря, как два модернизированных ракетных крейсера, или как четыре ракетных эсминца типа «Каунти». Не вызывала проблем и установка на линкоры другого современного оборудования, например, чрезвычайно эффективного (но и чрезвычайно тяжелого!) радара трёхмерного обзора Тип 984.
Первоначальные планы предполагали модернизацию всех четырех кораблей; однако, финансовые реалии заставили адмиралов глядеть на вещи более трезво. Линкор «Кинг Джордж V», вступивший в состав флота в 1940 году, был сочтен слишком изношенным. Долгое время обсуждалась модернизация линкора «Дюк оф Йорк», но в итоге отказались и от нее. В результате, модернизировать решили только два самых новых линкора — «Энсон» (номер вымпела 79) и «Хау» (номер вымпела 32), находившиеся в наилучшем техническом состоянии.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
В ходе модернизации, продолжавшейся с 1958 по 1964 год, оба линейных корабля были полностью реконструированы. Все их прежнее вооружение — как орудия, так и башенные установки и погреба боезапаса — было демонтировано, как и прежние надстройки, мачты и трубы. Силуэт кораблей выше главной палубы полностью изменился.
Модернизированные корабли получили полностью новый комплект вооружения и радиоэлектронного оснащения — центрированный вокруг зенитного ракетного комплекса GWS.1 «Seaslug». Их основной задачей предполагалось сопровождение авианосных соединений и отражение (во взаимодействии с палубной авиацией) массированных воздушных и ракетных атак неприятеля. Вспомогательной задачей считалось нанесение ракетных и ядерных ударов по кораблям и береговым целям. Де-факто, бывшие линкоры стали «тяжелыми эскортными кораблями» с акцентом на противовоздушной обороне.
Хотя формально корабли представляли собой только модификацию линкоров типа «KGV», британский флот с самого начала рассматривал их как самостоятельный класс — логично указывая, что линкоры подверглись практически полной реконструкции и кардинально сменили тактическую роль. В результате, еще до входа в строй, оба линкора были выделены в отдельный класс «Энсон».
ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение ракетных линкоров типа «Энсон» составляли два зенитных ракетных комплекса GWS.1 «Seaslug», в носовой и кормовой части соответственно. Каждый комплекс включал одну поворотную пусковую установку, подпалубный магазин хранения ракет с системой автоматизированной подачи (через выступающий над палубой гласис), два радара сопровождения цели/наведения ракет Тип 901 и автоматизированную систему управления огнем ADAWS:
Трёхрельсовая пусковая установка была разработана исходя из первоначальных скептических оценок эффективности «Seaslug»; предполагалось, что потребуется залп не менее чем из трех ракет для гарантированного поражения воздушной цели. Последующие испытания, впрочем, продемонстрировали, что «Seaslug» имеет вполне приемлемую вероятность поражения и двухракетным залпом.
Так как заряжание центрального рельса замедляло процесс перезарядки установки, то обычно он использовался только для размещения специального вооружения: противо-поверхностных ракет («Blue Slug») или атомных зенитных ракет («Red Slug»). Атомные ракеты могли запускаться только с центрального рельса, так как только он был оснащен специальными адаптерами, необходимыми для активации специальной боевой части.
Погреб боезапаса на линкорах типа «Энсон» имел сложную конструкцию. Большая часть его была размещена под броневой палубой линкора — над которой выступало только зарядное отделение (имевшее противоосколочное бронирование) и гласис, через который ракеты подавались на пусковую установку.
Верхний ярус служил зарядным отделением. В нем располагалась качающаяся люлька зарядного устройства, которая подавала ракеты через люки в палубном гласисе на рельсы пусковой установки. Здесь же хранилась готовая к немедленному заряжанию боеукладка из трех ракет. По расположенным поперек отсека рельсовым направляющим, ракеты подавались на зарядные позиции с двух подъемников, расположенных по сторонам зарядного отделения.
Средний ярус использовался для размещения готового к применению боекомплекта. Здесь на двухъярусных стеллажах хранились 24 полностью собранные и готовые к применению ракеты. По проложенным поперек отсека рельсам, между стеллажами двигались две автоматические транспортные тележки — которые, по команде системы управления, извлекали выбранную для заряжания ракету со стеллажа, и перемещали ее на подъемники. Эти же тележки использовались для установки на стеллажи ракет, подаваемых из секции долговременного хранения.
Наконец, нижний ярус предназначался для долговременного хранения разобранных ракет. Здесь ракеты хранились на стеллажах, со снятыми крыльями и стабилизаторами и демонтированными ускорителями — хранившимися отдельно в транспортных контейнерах. Когда возникала необходимость в пополнении готового боекомплекта, ракеты извлекались со стеллажей, оснащались ускорителями, крыльями и стабилизаторами, и на транспортных тележках подавались на боковые подъемники, перемещавшие собранные ракеты на средний ярус (из соображений безопасности, между подъемниками нижнего и среднего яруса имелось перегрузочное отделение).
Общий боекомплект каждого комплекса состоял из 72 ракет (24 готовые к применению, и 48 разобранных). Общий боекомплект корабля, таким образом, состоял из 144 ракет, относившихся к следующим типам:
* Sea Slug — базовая версия ракеты, использовавшее наведение методом «оседланный луч» (т.е. ракета двигалась к цели вдоль узкого вращающегося луча радара, автоматически удерживая позицию вблизи оси вращения луча). Оснащалась осколочно-фугасной боевой частью весом в 90 кг.
* Homing Slug — самонаводящаяся версия ракеты, оснащенная адаптированной американской интерферометрической головкой полуактивного радиолокационного самонаведения от RIM-8 «Talos». Антенны интерферометра располагались на крыльях. Считалась существенно более эффективной, чем базовый Sea Slug, но высокая стоимость ограничила ее применение.
* Red Slug — атомная версия ракеты, оснащенная 2-килотонной боеголовкой «Tony» (британской версией американской W44). Предназначалась для поражения плотных построений бомбардировщиков или маневрирующих сверхзвуковых целей. Атомные ракеты имели специальные системы безопасности, исключавшие возможность случайной подачи такой ракеты на пусковую и несанкционированного запуска.
* Blue Slug — противокорабельная версия ракеты, оснащенная радарным высотомером (для полета на малой высоте) и утяжеленной 135-кг (300-фунтовой) полубронебойной боевой частью. Предназначалась для обстрела как неприятельских кораблей, так и береговых целей.
Управление огнем ЗРК осуществлялось с помощью автоматизированной системы ADAWS (англ. Action Data Automation Weapon System). Основанная на программируемых компьютерах POSEIDON производства «Ферранти», система выполняла обработку данных корабельных радаров, идентификацию «свой-чужой» и классификацию целей, распределение каналов управления огнем и выработку огневого решения. Для своего времени, эта система была чрезвычайно продвинутой и совершенной: она позволяла не только контролировать стрельбу самого корабля, но и (за счет коротковолновой системы обмена цифровыми данными) управлять зенитным огнем соединения, распределяя цели между отдельными кораблями.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Вспомогательное вооружение линкоров состояло из восьми 76-мм/70-калиберных автоматических орудий Mark-6 в спаренных установках. Орудия эти предназначались для самообороны кораблей от воздушных атак и «дострела» целей, прошедших сектора обстрела зенитных ракет. Управление огнем артустановок осуществлялось с помощью восьми радарных директоров Тип 903.
Исходный проект предусматривал также оснащение линкоров четырьмя 40-мм спарками STAAG с собственным радарным наведением, но в итоге от него отказались из-за сомнительной эффективности мелкокалиберной артиллерии.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Еще в процессе проектирования, модернизированные линкоры рассматривались как пусковые платформы для «летающих бомб» U.109BT «Red Rapier». Изначально разрабатывавшиеся по заказу RAF, эти радиоуправляемые бомбардировочные самолеты-снаряды — идеологические наследники немецкой Фау-1 — были в 1955 году переданы в юрисдикцию флота, который ограниченно развертывал их на некоторых боевых кораблях:
Для применения крылатых ракет, линкоры были оснащены двумя ангарами в кормовой части, каждый из которых рассчитывался на восемь полностью собранных снарядов — или тридцать два в разобранном виде. Запуски предполагалось осуществлять с пусковой рампы поперек корпуса. Однако к моменту вступления линкоров в строй, U.109BT «Red Rapier» уже воспринималась как устаревшее оружие и в итоге на корабли не ставилась.
Вместо этого, линкор «Хау» в 1966 году был оснащен для применения четырех американских крылатых ракет «Regulus» RGM-6C. Эти крылатые ракеты представляли собой модификацию стандартного «Регулуса», оснащенную системой низковысотной навигации по карте местности ATRAN:
Ракеты этого типа были закуплены в качестве временной меры, для оснащения флота средствами стратегического сдерживания до вступления в строй атомных подводных ракетоносцев. На британском флоте, ракеты оснащались британскими же 800-килотонными атомными боевыми частями «Orange Herald Small» — наиболее подходящими по габаритам. На вооружении, впрочем, ракеты не задержались и уже в 1970 году были с линкора демонтированы. Оставшееся оснащение использовалось для запуска учебных дронов-мишеней.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Значительные размеры линкоров «Энсон» позволили установить на них самое совершенное радиоэлектронное оснащение британского флота — радар трёхкоординатного обзора Тип 984, до этого применявшийся только на тяжелых авианосцах:
Массивная антенна (весом более 30 тонн) использовала пять подвижных облучателей для формирования плоского сканирующего луча с помощью сферической линзы Люнберга. Фокусировка луча — равно как и отраженного эха от цели — осуществлялась с помощью широкой выпуклой линзы из металлических трубок. Для своего времени, этот громоздкий радар был чрезвычайно совершенной системой, способной определять азимут, дистанцию и угол места цели в ходе одного цикла сканирования. Максимальная дальность обнаружения высотной цели достигала 330 км, небольшой низколетящей цели — 72 км.
Из соображений резервирования на случай выхода основного радара из строя, линкоры типа «Энсон» также имели более традиционный комплект из двухкоординатного поискового радара Тип 956 и высотомера Тип 278 на кормовой мачте.
Для навигации использовался радар Тип 987, также применявшийся для поиска надводных целей. Выдача целеуказания по надводным, а также низколетящим воздушным целям, осуществлялась с помощью пары радаров Тип 993.
Управление огнем ЗРК «Seaslug» осуществлялось с помощью двух пар радаров Тип 901 (в дальнейшем — Тип 901М и Тип 901М2). Управление артиллерийским огнем осуществлялось с помощью восьми радарных директоров Тип 903. Вся система управления была полностью интегрирована, и выход из строя одного радара мог быть компенсирован за счет другого, не создавая «дырок».
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Силовая установка линкоров осталась прежней, котлотурбинной. Хотя в ходе модернизации обсуждалась возможность замены ее на комбинированную паро-газотурбинную — для чего предполагалось демонтировать половину котлов и установить взамен них газовые турбины полного хода — но после того как результаты осмотра показали, что «родные» котлы и турбины линкоров пригодны еще по крайней мере на десятилетие службы, от дорогостоящей замены было решено отказаться.
Вместо этого, система управления силовой установкой была частично автоматизирована, с целью сокращения необходимого количества экипажа. Также дымоводы и вентиляционные каналы получили противоатомную защиту, включая фильтры и автоматические заглушки, реагирующие на резкие перепады давления (чтобы исключить разрыв котлов ударной волной).
ИСТОРИЯ
Хотя первоначально предполагалось, что модернизация обеих линкоров будет завершена в 1962 году, реальные объемы работ привели к существенным задержкам. «Энсон» был — формально — передан флоту в январе 1964 года, но еще в течении многих месяцев проходил доработки и испытания. «Хау», аналогично, был сдан флоту в ноябре 1964, но окончательно вступил в строй только летом 1965.
Основной задачей линкоров типа «Энсон» было сопровождение тяжелых авианосцев «Игл» и «Арк Ройал». Благодаря своему мощному ракетному вооружению и развитому электронному оснащению, линкоры рассматривались как «узловой центр» противовоздушной обороны соединения, координируя действия других кораблей и палубных самолетов в отражении неприятельской атаки. Во время учений флота в 1968 году, возглавляемая «Энсоном» группа фрегатов и эсминцев успешно отразила более двух десятков имитационных атак, включая массированный «залп» беспилотных дронов-мишеней с разных направлений.
В ходе своей карьеры, линкоры подверглись ряду модернизаций. Так, в 1968 году с «Энсона» сняли две кормовые возвышенные 76-мм установки, и вместо них установили пусковые установки зенитных ракет «Sea Cat». Аналогичную модернизацию прошел в 1970 и «Хау». Корабли также неоднократно проходили модернизацию в плане основного вооружения: их ракеты «Си Слаг» и «Хоминг Слаг» были в начале 1970-ых заменены моделями GWS.2, обладавшими существенно большей дальностью и эффективностью. Наконец, РЛС Тип 984 и СУО ADAWS подверглись капитальной модернизации в 1970-ых, с переходом на интегральные микросхемы и полностью цифровую обработку данных.
«Хау» в 1970 году был в экспериментальных целях оснащен вертолетной площадкой и телескопическим ангаром канадского типа, но результаты эксперимента были сочтены неудовлетворительными — ангар ограничивал сектор стрельбы кормовой ПУ, а находящийся в нем вертолет сильно страдал от ракетных пусков.
В боевых действиях принимал участие только «Энсон». В 1975 году, во время Австрало-Индонезийской конфронтации, линкор вошел в состав сил, срочно направленных для поддержки Австралии на случай обострения кризиса. 14 октября 1975 года, «Энсон» в первый и последний раз открыл огонь по реальной цели — беспилотному разведчику Ту-143, который индонезийцы использовали для слежения за британским соединением. После того как попытка перехвата разведчика палубным истребителем не удалась, линкор выпустил по нему две зенитные ракеты «Си Слаг», и («с весьма впечатляющим эффектом») поразил беспилотник прямым попаданием.
В 1978 году, стареющий «Энсон» был исключен из состава действующего флота и переведен в разряд учебных кораблей. «Хау» продержался дольше, но ввиду усиливающегося износа силовой установки был списан в резерв 1980 году. Во время Фолклендского Конфликта 1982 года, британский флот рассматривал возможность экстренной реактивации ракетных линкоров, но быстро отказался от этой идеи: предварительный анализ показал, что потребуется не менее полугода чтобы привести в боеспособное состояние «Энсон» и вдвое больше чтобы отремонтировать «Хау» (и это при условии, что удалось бы найти достаточно моряков для укомплектования кораблей).
В конце 1980-ых, первые и последние ракетоносные линкоры Великобритании были окончательно списаны и проданы на слом.