В продолжение рассказа о советской 76,2-мм зенитной пушки 9К предлагаю вам рассказ о её приемнике – зенитке 3К.
Если честно, мне изрядно надоел пропагандистский тезис о низком интеллектуальном уровне советских конструкторов и низком уровне техники в 20-е годы ХХ века. Нормальный уровень был, и специалисты нормальные были. И оборудование было тоже, что и раньше (более того, закупалось новое оборудование). Проблема была в другом: в организации. Причем, проблема даже не в организации производства.
Поясню на простом примере. Да, если мы поставим рядом два зенитных орудия: образца 1915/28 года, спроектированную нашими специалистами «на коленке» за 3-4 месяца и образца 1931 года, спроектированную с участием немецких специалистов, то последняя окажется (или покажется) чуть лучше. Но, простите, это не от того, что один ствол спректировали немцы, а другой русские.
Раскладываем на составляющие:
1. Ствол, скорострельность, баллистика, боеприпасы.
У орудия 9К (берем 50-калиберный вариант) ствол чуть короче (у немки 55 калибров), начальная скорость меньше (714 против 820 м/с), ну и соответственно, дальность тоже. Но есть нюанс (и не один).
При проектировании орудия 1915/28 года Техническое Задание на проектирование четко оговаривало, что и гильза и снаряд и заряд должны оставаться теми же (унитарный выстрел от дивизионной трехдюймовой пушки, образца 1902 года). В ТЗ четко оговаривалось, что нарезы должны быть постоянной крутизны (для упрощения техпроцесса изготовления). Но и это еще не все. 9К испытывали на снарядах старого образца (не на снарядах образца 1928 года, а на старых, «тупоконечных»). На начальную скорость это не влияет, а вот на дальность и точность стрельбы очень даже…
«Немка» имела прогрессивную крутизну нарезов, другую, более длинную гильзу (558 мм, а не 385,3 мм). А, теперь «кладем рядом» третий ствол. Он от орудия, которое производилось с 1892 года по 1925-й. Эта артиллерийская система производилась и на Обуховском и на Пермском заводе, и использовалась в качестве зенитной с 1916 года (использовалась она в этом качестве и в первые годы советской власти). Ее параметры выше чем у «немки»: начальная скорость ее снаряда 823 м/с. Да, у нее тоже прогрессивная крутизна нарезки (но ее на заводе «Большевик» делали без проблем).
Что за система такая? А, все просто: это 75-мм пушка Канэ, которая использовалась как зенитная. Потребовалось только перевернуть ее, и поставить на новый станок. В музее на 35-й береговой батарее как раз и стоит такой «перевертыш» (правда, станок сваяли кривой, весьма далекий от оригинала). В оригинале, эта пушка на модернизированном станке Меллера имела угол возвышения 75 градусов («немка» 85 градусов) но станок, дело такое… его можно довести до ума (и это не сложно).
Орудия эти использовались на начальном этапе в советском флоте. так. к примеру крейсер «Профинтерн» мало того, что располагал аж девятью 75-мм пушками, так еще они имели централизованное управление. Каждое орудие было оснащено принимающими циферблатами, телефоном и звонковой сигнализацией. Гильз, снарядов (самых разных видов) к ней было в избытке с Первой Мировой. Лежали у меня когда-то в коллекции гильзы из дотов (потом отдал в музей с аннотацией, где найдено, что за клейма, из какой партии, сколько раз перезаряжались). Были и 75-мм «канэшки» поставки Первой Мировой (две «француженки» и одна «англичанка»). Ладно. про доты отдельная история.
Ну, и…
Расскажите мне, какие «высокие технологии» подарила нам фирма «Бютаст»? Но, может конструкция всего остального какая-то «особенная»?
2. Станок, лафет, механика.
Да… все остальное, действительно «особенное». Начнем с того, что 75-мм зенитная пушка 7,5 cm Flak L/59, которую «Бютаст» продал в СССР немецких военных… не устроила. Для себя немцы выбрали копию «Бофорса» 75-мм m/29 с нормальной тумбой орудия (пишут, что совместная разработка компаний «Бофорс» и «Крупп», созданная в 1930 году).
Обычно, когда критикуют орудие 9К пишут про ее «неуравновешеность», про наличие пружинных компенсаторов, уравновешивающих длинный ствол. Не вопрос, компенсаторы были. А, вот на 3К, они… тоже были (только расположены они чуть иначе, и добраться к ним сложнее).
Немецкое орудие было намного сложнее в изготовлении, но пошла в серию именно «немка» 3К, хотя ее освоение требовало значительных усилий и вложений.
При приемке орудий ставшими прототипами 3К все было чуть иначе. На основании полученной от фирмы «Рейнметалл» технологии завод № 8 изготовил три или четыре опытных образца зенитной пушки, получившей заводской индекс 3-К.
Рабочие чертежи готовили Г. П. Тагунов и Н. Горохов. Оригинальные образцы, изготовленные в Германии, в феврале-апреле 1932 года прошли испытания на Научно-исследовательском зенитном полигоне совместно с образцами, изготовленными на заводе № 8. При этом «режим хардкор» … не использовался. Стреляли только стандартным боеприпасом. В том же году пушка была принята на вооружение под названием «76-мм зенитная пушка обр. 1931 г.». Принято писать:
Пушка обр.1931 года, являясь современным специально спроектированным зенитным орудием, вытеснила в РККА все прочие образцы зенитных орудий и с 1933-34 годов была принята как единый образец вооружения зенитно-артиллерийский частей.
Что я могу сказать по этому поводу? «Хвала советским специалистам, что смогли освоить это достаточно сложное в производстве орудие». Но все можно было сделать намного проще и дешевле.
Почему вышло именно так? Ну, наверное, нужно спросить у НКВД, которое арестовало в 1937 году почти всех, кто работал с «Бютаст» по этой артсистеме (и М.Г.Урываева, и Д.Ф.Будняка и Г. П. Тагунова и Н. Гороховаи… многих из этой команды). Я не говорю, что репрессии это хорошо (тем более, когда они заканчиваются ВМН), но как-то так сложилось… (В общем, далеко не все «безвинные жертвы»)
PS. Немного отвлеченного материала, вроде бы как к теме отношения не имеющего (не ругайтесь на автора, он не со зла)
Не знаю, известна ли широкой публике история выражения «остаться с носом», но «нос» или «поднос», это взятка чиновнику за рассмотрение вопроса. Взял чиновник «нос»- хорошо, вопрос будет решен, не взял, и проситель «остался с носом» … («дело пахнет керосином»). Так вот, практику «носа» на Руси ввели именно «купцы-немчины». Ранее у нас такое (вот как ни странно) не практиковалось. Было (например) «честное слово купеческое», за отказ от которого могли и разгильдяем сделать. (Думаю намек понятен). Сия практика замечена и за современными «дельцами-немчинами» (лично автором).
Что касается вопроса «Почему так получилось ?» Ответ можно найти даже в современности. «Уникальное импортное оборудование, которое есть только за рубежом» термин изобретенный Минторгом отнюдь не вчера… (ладно, это отдельная история)
Источник — https://dzen.ru/a/Z2vPaL3DVWBfLLPr