Бомбовая нагрузка советских ударных самолетов в 1942 году. Часть 5. Истребители
Ещё на стадии обработки информации для первых частей статьи автором было принято решение отказаться от рассмотрения ударных вылетов истребительной авиации ВВС РККА. Число рассматриваемых в статье самолётовылетов советских бомбардировщиков и штурмовиков очень стало исчисляться десятками тысяч, и добавление ещё десятков тысяч вылетов самолётов-истребителей не сулило скорейшего завершения работы над статьёй в целом. Однако, желание оценить массовость использования РС истребителями и сравнить этот объём с соответствующим показателем штурмовиков, первоначально имелось.
Вернуться к рассмотрению «истребительной» тематики побудило обсуждение в комментариях. Наиболее радикальная точка зрения была обозначена так: «Самое интересное, что в обладающей единственным массовым штурмовиком РККА собственно штурмовкой занимались истребители, поголовно оснащенные бомбодержателями» (разумеется, доказательной базой автор сего утверждения утруждать себя не стал). Не отвлекаясь на достоверность утверждений про «поголовность» оснащения советских истребителей бомбодержателями, автор хотел бы рассмотреть частоту использования этих бомбодержателей истребителями.
Авторское замечание: данный материал было решено опубликовать отдельно, хотя он планировался как фрагмент итоговой части статьи, в связи с чем нумерация таблиц нарушилась (взята из итоговой части), а некоторые данные (например, совокупные показатели работы штурмовиков Ил-2) отличаются от ранее опубликованных в силу накопления автором дополнительных сведений в процессе подготовки статьи.
Итак, в материалах «Памяти народа», набранных автором для оценки бомбовой нагрузки ударных самолётов, имеются данные и о 30,8 тыс. боевых вылетах истребителей в 1942 году. Среди этих 30,8 тыс. вылетов 3,5 тыс. или 11,4% имели своей целью нанесение ударов по наземным целям (из них, как минимум, 3327 на удары по войскам, 143 – на удары по аэродромам, 21 – на удары по железнодорожным перегонам и станциям).
Конечно, 3508 вылетов истребителей И-16, ЛаГГ-3 и Як-1/Як-7 (вылеты самолётов И-153 изначально в статье рассматривались как штурмовики) на фоне 6658 рассмотренных в статье вылетов штурмовиков Ил-2 – это весьма серьёзная заявка. Строго говоря, число вылетов на удары по наземным целям у истребителей было даже больше. Ибо истребители, летавшие на сопровождение штурмовиков, при наличии благоприятных условий также принимали участие в обстреле наземных целей. Кроме того, в документах обнаружились и другие странности. Например, истребителями МиГ-3 216-й ИАД в июне 1942 года было сброшено 86 бомб АО-25, хотя в документах дивизии в графах о вылетах на удары по войскам и аэродромам противника у МиГов стоит прочерк.
Вопрос лишь в том, какие средства задействовались истребителями в ходе этих 3508 вылетов?
Труднее дать ответ на вопрос о количестве выпущенных в ходе ударных вылетов РС-82. Проблема в том, что далеко штабы не всех полков в отчётах о боевой работе за месяц указывали, какое количество РС было выпущено при ударах по наземным целям, а какое – в воздушных боях.
Всего истребителями в ходе рассмотренных 30 833 боевых вылетов было израсходовано 4079 РС-82 по всем видам целей. Применительно к имеющимся сведениям о вылетах использование РС истребителями характеризовалось следующими показателями:
— во 2-м квартале 1942 года истребителями всего было выпущено 2690 РС на 10 900 вылетов (т.е. в среднем около 0,25 РС на 1 вылет);
— в 3-м квартале 1942 года истребителями было выпущено 1389 РС на 14 700 вылетов (в среднем около 0,09 РС на 1 вылет);
— в 4-м квартале на 4960 вылетов самолётов-истребителей не было зафиксировано ни одного пуска РС.
Пик пришёлся на май, когда на 4537 вылетов истребителей было выпущено 2386 РС (в среднем около 0,52 РС на 1 вылет).
Но это – суммарные данные, а с распределением по видам цели картина складывается следующим образом.
Известно, что за период с июня по декабрь 1942 года истребители совершили 25 692 боевых вылета, в ходе которых выпустили 1599 РС-82. За этот период вылетов на атаку наземных целей было 3035, а РС по наземным целям было выпущено 1047 штук, что даёт средний расход около 0,34 РС на один вылет на атаку наземных целей.
Сложнее с периодом апрель – май 1942 года. За это время было рассмотрен 5141 боевой вылет самолётов-истребителей, в ходе которых было израсходовано 2480 РС-82 по всем видам целей. Всё, что можно сказать определённое за этот период, это то, что авиаполки, совершавшие вылеты на атаку наземных целей (всего 473 вылета), израсходовали всего 2060 РС-82. Но какая часть из этих РС было выпущено по наземным целям, а какая – по воздушным, увы, неизвестно.
Таким образом, предельно возможное число РС, выпущенных истребителями по наземным целям, что в 11,8 раз меньше, чем у Ил-2 за аналогичный период (разумеется, разница ещё больше, так как далеко не все 2060 РС, выпущенные в апреле – мае авиаполками, совершавшими вылеты в том числе и по наземным целям, были выпущены именно по наземным целям).
Теперь перейдём к рассмотрению использования истребителями авиабомб, ведь, как утверждают некоторые комментаторы, в ВВС РККА «собственно штурмовкой занимались истребители, поголовно оснащенные бомбодержателями».
Необходимо отметить, что по 216-й ИАД 4-й Воздушной Армии нет данных о расходе боеприпасов за июль месяц. Формально, в связи с этим, общее число боевых вылетов правильнее было бы сократить до 28 881, из них ударных – 2878. Однако, из общего числа боевых вылетов 216-й ИАД за июль 1942 года 150 вылетов были совершены истребителями МиГ-3, которые в июле наземных целей не атаковали. Ещё 936 боевых вылета, в том числе 255 на атаку наземных целей, были совершены истребителями Як-1, которые во всех остальных рассмотренных случаях бомбовых ударов не осуществляли вовсе (распределение нагрузки по самолётом см. ниже). Таким образом, более корректные данные для оценки частоты бомбовых ударов советскими истребителями в 1942 году выглядят так: 29 967 боевых вылетов всего, из них 3133 вылетов на атаку наземных целей.
В итоге, по рассмотрению всей совокупности имеющихся документов получим, что советские истребители, совершив 30 тысяч боевых вылетов всего, из них 3,1 тыс. вылетов на атаку наземных целей, сбросили аж 1,1 тыс. бомб общей массой 31,4 тонны.
На этом, собственно, противопоставление штурмовикам Ил-2, которые за аналогичный период обрушили на головы противника свыше 2,2 тыс. тонн бомб («всего-то» в 70 раз больше), можно было бы и завершить. Однако, по мнению автора, тема исследования использования истребителей для ударных задач вполне достойна более детального рассмотрения.
Помимо хорошо различимой в таблице 15.1 «календарных» особенностей в задействовании истребителей для ударов по наземным целям (пик использования истребителей для бомбовых ударов по целям приходится на лето 1942 года, в то время как осенью оно практически полностью сходит на нет, и лишь при переходе советских войск в наступление под Сталинградом истребителям вновь, пусть и в очень ограниченном объёме, ставятся задачи по ударам по земле), имею место и «географическое» разделение.
Другим, не менее интересным вопросом, является то, какие именно истребители привлекали к ударам по наземным целям и как они себя показали. В таблицах 15.3 – 15.7 показана степень задействования истребителей ВВС РККА для нанесения ударов по наземным целям.
Итак, по истребителям И-16 получаем следующую статистику. В среднем в 1942 году И-16 на атаку наземных целей совершали 30,8 % от общего числа боевых вылетов. Причём, если в мае 1942 года на Юго-Западном фронте в ходе Харьковского сражения И-16 на атаку наземных целей совершили всего 8,2% от общего числа вылетов, то в августе – сентябре 1942 года И-16 4-й Воздушной Армии на атаку наземных целей совершили уже 46,3% от общего числа боевых вылетов. Столь высокий процент «неистребительной» работы смотрится весьма своеобразно на фоне любимой некоторыми цитаты с просьбой о восстановлении выпуска истребителей И-16 для «наведения порядка» в истребительной авиации осенью 1942 года.
Что касается собственно ударной работы И-16, то можно отметить следующее. Всего 6812 боевых вылетов И-16 израсходовал 1905 РС-82 или в среднем 0,28 РС на 1 вылет. По тем РС, по которым имеется распределение по типу цели, статистика следующая (вылеты 216-й ИАД, для которых нет сведений по расходу боеприпасов, учитывать не будем). Всего было совершено 5198 боевых вылетов (сюда же можно добавить ещё 519 боевых вылетов 43-го ИАП в апреле – мае, в ходе которых РС точно не использовались), за время которых было израсходовано 1543 РС всего. Из этого числа 496 РС было израсходовано в воздушных боях и 1047 – для атаки наземных целей. Вылетов на атаку наземных целей за это время было выполнено 1772, что даёт нам в среднем 0,59 РС на 1 ударный вылет И-16.
С использованием бомбодержателей (про «поголовное» оснащение которыми истребителей сообщают нам некоторые специалисты) у И-16 было ещё грустнее. На 1853 вылета И-16 на удары по наземным целям, по которым имеются сведения о расходе боеприпасов, пришлось применение всего 122 бомб, т.е. в среднем всего 0,06 бомб на 1 вылет или 1 бомба на 15 ударных вылетов. Причём во всех 122 случаях применения авиабомб истребителями И-16 использовались «могучие» боеприпасы калибром 25 кг. В общем, можно сколь угодно долго рассказывать про то, как на специальном полигоне специально оборудованные И-16, будучи специально подвешенными к бомбардировщику ТБ-3, «высокоточно» сбрасывали ФАБ-250 в контур нарисованного эсминца, но суровая реальность рисовала, увы, совсем другую картину: 122 бомбы АО-25 за 1853 вылета И-16 на атаку наземных целей. Полагаю, это «немного» не тот результат, на который рассчитывают некоторые «альтернативщики», предлагая использовать истребители И-16 в качестве пикирующего бомбардировщика, «ломающего хребет Вермахту».
Как видно, истребители ЛаГГ-3 привлекались к нанесению ударов по наземным целям значительно реже, чем И-16: на 8798 боевых вылетов всего пришлось лишь 630 вылетов на атаку наземных целей или 7,2% от общего числа вылетов. Реактивные снаряды истребителями ЛаГГ-3 также применялись значительно реже, чем И-16. Всего отмечено использование 569 РС-82 по всем видам целей, т.е. в среднем около 0,06 РС на 1 вылет. При этом из тех 353 вылетов на удары по наземным целям, для которых имеется распределение боеприпасов по видам цели, случаев применения РС по наземным целям вообще не отмечено (в воздушных боях за это время использовано 54 РС).
В то же время, несмотря на редкое задействование ЛаГГ-3 для ударов по наземным целям, ЛаГГ оказался главным «бомбовозом» среди истребителей – на него в рассмотренных вылетах пришлось 83,5% от общей массы бомб, сброшенных истребителями всех типов. Характерно и то, что он оказался единственным среди истребителей, применявшим (причём достаточно активно) бомбы ФАБ-50, тогда как другие истребители применяли лишь АО-25.
Несмотря на то, что в абсолютном исчислении истребители Як-1 и Як-7 совершили несколько больше вылетов на атаку наземных целей в сравнении с ЛаГГами (775 вылетов против 630), в относительном исчислении они на атаку наземных целей летали реже (только 5,9% от общего числа боевых вылетов). Бомб, как видно из рассмотренных документов, Яки не применяли вовсе, а РСы применяли лишь в первой половине 1942 года. Правда, нельзя не отметить тот факт, что Яки применяли РСы более интенсивно. Так, за май на Юго-Западном фронте истребители Як израсходовали 1183 РС-82 за 1808 боевых вылетов (в среднем 0,65 РС на 1 вылет) против 499 РС-82 за 1752 вылета у ЛаГГов (в среднем 0,285 РС на 1 вылет) или 325 РС-82 за 886 вылетов у И-16 (в среднем 0,37 РС на 1 вылет). К сожалению, сведений о том, по каким целям применяли истребители Як в этот период, нет. В дальнейшем, как видно, истребители Як использование РС прекратили (лишь в июне зафиксировано 2 пуска в 268-й ИАД).
Истребители МиГ-3, как видно, формально к нанесению ударов по наземным целям не привлекались. Однако, не смотря на отсутствие официально обозначенных вылетов на атаку наземных целей, в июне 1942 года истребителями этого типа было сброшено небольшое количество авиабомб калибром 25 кг.
Истребители Ла-5 по рассмотренным документам к нанесению ударов по наземным целям не привлекались, РС-82 и авиабомб не расходовали.
Тоже касается и истребителей «Киттихаук», полученных по ленд-лизу: в имеющемся объёме документов упоминается 61 боевой вылет самолётов этого типа в составе 268-й ИАД 8-й Воздушной Армии в сентябре 1942 года. Вылетов на атаку наземных целей, расхода РС или авиабомб не отмечается.
Итоговая таблица сравнения истребителей различных типов по привлечению к ударам по наземным целям выглядит следующим образом (в таблицы 15.3 – 15.8 не включались сведения о вылетах истребителей 289-й САД, так как в её отчёте данные о работе истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 даны совокупно, без разделения на типы истребителей).
Как видно, большинство вылетов на атаку наземных целей совершили истребители И-16 (почти 60% от общего числа вылетов на атаку наземных целей всех типов истребителей). Они же находятся на первом месте и по числу выпущенных РС. На втором месте и по числу вылетов на атаку наземных целей (22%), и по числу выпущенных РС находятся истребители Як. При этом, в отличие от истребителей И-16, ЛаГГ-3 и МиГ-3, истребители Як-1 и Як-7 бомб не применяли. Истребители же ЛаГГ-3 хотя и характеризуются наименьшим числом вылетов на атаку наземных целей (18%) и по числу выпущенных РС, но с огромным отрывом лидируют по числу и массе сброшенных бомб (83,5% от общей массы, или в 8,6 раза больше, чем совершившие в 3,3 раза больше вылетов на атаку наземных целей истребители И-16).
Таким образом, весьма неожиданно (по крайней мере, для автора) главным претендентом на роль истребителя-бомбардировщика в 1942 году вышел истребитель ЛаГГ-3.
Ниже представлены сведения для определения средней бомбовой нагрузки советских истребителей, привлекаемых к нанесению бомбовых ударов в 1942 году (вычисления проводились применительно только к тем периодам, когда отмечалось использование авиабомб; усреднение по всем вылетам на атаку наземных целей, естественно, даст значительно меньший результат).
Также можно привести примеры расхода боеприпасов советскими истребителями при работе по различным типам целей.
Как видно, и в плане пулемётно-пушечного огня ЛаГГ-3 демонстрирует довольно интересные показатели – по земле он работает преимущественно «крупным» калибром, в то время как у остальных истребителей здесь главную роль играют ШКАСы винтовочного калибра. В среднем на 1 штурмовой вылет по земле расход боеприпасов стрелкового у советских истребителей в 1942 году составлял:
И-16 – 11 снарядов ШВАК, 2 патрона БС и 311 патронов ШКАС;
Як-1 – 50,5 снарядов ШВАК и 246 патронов ШКАС;
ЛаГГ-3 – 57 снарядов ШВАК, 47 патронов БС и 9 патронов ШКАС.
В целом итогов данной части статьи автор хотел бы отметить следующее.
Истребители в 1942 году привлекались к нанесению ударов по наземным целям крайне неравномерно как по времени, так и по ТВД. На Юго-Западном фронте истребители активно работали по земле в первой половине года – когда количество штурмовиков Ил-2 на фронте было крайне мало, но осенью под Сталинградом истребители полностью переключились на свою, «истребительную» работу. В полосе Южного фронта истребители активно работали в качестве ударных машин всё лето (что, вероятно, также во многом было связано с нехваткой специализированных штурмовиков). Причём именно в 4-й Воздушной Армии отмечается абсолютное большинство случаев сброса бомб с истребителей.
Наиболее «бомбардировочным» из всех истребителей оказался ЛаГГ-3. Он не только сбросил больше бомб (как по количеству в штуках, так и по общей массе), но и применял наиболее «крупные» среди истребителей калибры. При этом ЛаГГи совершили относительно мало вылетов на атаку наземных целей.
Истребители Як-1 и Як-7 за рассмотренный период бомб вообще не сбрасывали, они работали по земле преимущественно лишь пулемётно-пушечным огнём. Правда, весной именно на Яки приходится наибольшее количество выпущенных РС. Но уже с лета 1942 года Яки практически полностью переключаются на «истребительную» работу. Формально, по числу вылетов на атаку наземных целей Яки занимают второе место. Однако, если рассматривать число вылетов на атаку наземных целей не в сравнении с другими типами истребителей, а в сравнении с вылетами самого Яка на решение других задач, то окажется, что машина Яковлева привлекалась к ударам по земле наиболее редко – лишь в 5,9% от общего числа вылетов. Меньше было только у Ла-5, который вообще к ударам по земле в рассмотренный период не привлекался.
Истребители И-16 за рассмотренный период совершили наибольшее вылетов на атаку наземных целей в сравнении с другими типами истребителей – он совершил примерно 60% от общего числа вылетов на атаку наземных целей всеми типами истребителей. Более того, если у ЛаГГов и Яков доля вылетов на атаку наземных целей в течение 1942 года сокращалась, то И-16, наоборот, всё активнее переключались с «истребительной» работы на «штурмовую». К сожалению, качественной «штурмовой» работе И-16 мешало слабое стрелковое вооружение (20-мм пушки ШВАК и 12,7-мм пулемёты БС имелись на малом числе машин, в результате чего огонь вёлся преимущественно из 7,62-мм пулемётов ШКАС) и малая бомбовая нагрузка – применение авиабомб с И-16 носило редкий характер и ограничивалось боеприпасами калибром 25 кг.
Неравномерность использования авиабомб истребителями (при весьма большом общем числе вылетов истребителей всех типов на атаку наземных целей большинство бомб было сброшено ЛаГГами в ходе достаточно малого числа вылетов) заставляет нас вновь вернуться к утверждению о том, что в ВВС РККА «собственно штурмовкой занимались истребители, поголовно оснащенные бомбодержателями». По тем вылетам истребителей, которые в документах авиадивизий обозначены как на атаку наземных целей, и для которых в документах дивизий приводятся сведения о расходе авиабомб, с учётом специфики формы отчётных документов дивизий (сведения о расходе боеприпасов подаются не за каждый вылет в отдельности, а совокупно за все вылеты, совершённые в течение месяца) получим следующее распределение вылетов истребителей на атаку наземных целей:
— 211 вылетов ЛаГГов с общей нагрузкой 25 885 кг (средняя нагрузка на вылет 122,7 кг);
— 1231 вылет И-16 с общей бомбовой нагрузкой 3050 кг (средняя нагрузка около 2,5 кг на 1 вылет)
— 1684 вылета истребителей разных типов вообще без бомбовой нагрузки.
Итого, 89,5% бомб приходится на 6,7% вылетов. Остальные 93% ударных вылетов истребители совершали со средней нагрузкой около 1 кг бомб на 1 вылет. Полагаю, итог попытки противопоставить работу истребителей по атаке наземных целей работе штурмовиков (которые в среднем за рассмотренный период сбрасывали за 1 вылет 337 кг бомб), весьма очевиден.
Для более наглядного представления роли истребителей, якобы «поголовно оснащенных бомбодержателями», приведём детальное сравнение итогов «бомбардировочной» работы истребителей и штурмовиков по имеющимся в распоряжении автора документам (сюда же включены данные и по вылетам самолётов И-153 и И-15, которые, как уже указывалось, были рассмотрены автором ранее вместе со штурмовиками Ил-2).
Обновление — последняя таблица дополнена сведениями о количестве выпущенных по наземным целям РС: