Отечественная самодвижущаяся артиллерия

14

Одним из важнейших свойств полевой артиллерии является её подвижность. Как показал опыт войн первой половины XX века, иногда требуется быстрое перемещение пушек с одного участка обороны на другой. Переброска орудий в условиях боя представляет собой довольно сложную и времязатратную задачу. Эти минусы традиционных буксируемых пушек и гаубиц привели к появлению самоходных артиллерийских установок. Орудие, установленное на бронированной платформе, могло вступить в бой практически без предварительной подготовки, которая была необходима для буксируемой артиллерии. Тем не менее, САУ не могли считаться полноценной заменой полевым орудиям. Требовалось найти ещё одно решение для обеспечения нужной подвижности. О том как эту проблему пытались решить у нас в стране вы узнаете из статьи ниже.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия

Содержание:

«Арсеналец»

В 1923 году на ленинградском заводе «Красный арсеналец» было положено начало новому направлению. Инженеры Н. Каратеев и Б. Андрыхевич создали легкобронированное самоходное шасси для 45-миллиметровой батальонной пушки, отличающееся компактностью. Внутри конструкции, получившей название «Арсеналец», устанавливался оппозитный бензиновый мотор с мощностью всего 12 лошадиных сил, позволяя развивать скорость от 5 до 8 километров в час при весе шасси чуть меньше тонны. Естественно, с такими техническими характеристиками «Арсеналец» не мог поддерживать скорость марша войск, и задумка состояла в том, чтобы использовать гусеничный привод исключительно для передвижения на поле боя. Интересной особенностью конструкции было отсутствие места для расчета пушек, и водитель-военнослужащий двигался за «Арсенальцем», управляя с помощью двух рычагов. Прототип самоходной пушки появился только в 1928 году, но успеха не достиг. Хотя военные проявили интерес к самоходным шасси для полевой артиллерии, конструкция «Арсенальца» не защищала экипаж, поэтому после испытаний проект был закрыт.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия

Самоходный артиллерийский комплекс «Арсеналец» часто причисляют к категории самоходных артиллерийских установок. Такое отнесение обосновано, так как на момент его создания не существовало действительно значимых проектов САУ. Однако более современные самоходные установки, созданныеми как в нашей стране, так и за рубежом, представляли собой бронированные платформы с размещенными на них орудиями и защитой для экипажа. Это позволяло артиллеристам больше не следовать за своим оружием пешим порядком. Таким образом, вполне уместно включить «Арсеналец» в иную категорию артиллерии, появившуюся и оформившуюся двумя десятилетиями позднее — самодвижущиеся орудия (СДО).

СД-44

В 1946 году Советская армия приняла на вооружение противотанковую пушку Д-44 с калибром 85 миллиметров. Эта пушка, созданная в свердловском ОКБ-9, объединила весь накопленный опыт проектирования орудий данного типа. Конструкция оказалась настолько успешной, что Д-44 все еще используется в нашей армии. Вскоре после принятия на вооружение уральские инженеры под руководством Ф.Ф. Петрова начали работать над проектом повышения её подвижности с помощью собственного двигателя. Проект был завершен к началу 1949 года и получил одобрение Министерства вооружений. В последующие несколько лет проводились испытания и устранение выявленных недостатков. В ноябре 1954 года самодвижущаяся версия пушки поступила на вооружение под именем СД-44.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия

При создании самоходного лафета инженеры ОКБ-9 выбрали путь наименьшего сопротивления. Основные компоненты ствола пушки Д-44 остались без изменений. Ствол-моноблок, который оснащён двухкамерным дульным тормозом и казенником, сохранил свои прежние характеристики. Однако лафет орудия был значительно усовершенствован. На левую станину был прикреплён металлический бокс, внутри которого установлен мотоциклетный двигатель М-72, обладающий мощностью 14 л.с. С этой силовой установки мощность передавалась на ведущие колеса с помощью сцепления, трансмиссии, главного вала, заднего моста, карданной передачи и бортовых механизмов. Органы управления двигателем и трансмиссией разместили в области хобота на левой станине, где также находились сиденье для водителя и рулевая система. Последняя включала в себя рулевую колонку, механизм управления поворотом и направляющее колесо, которое в боевом положении отворачивалось в сторону и вверх, позволяя сошнику станины упираться в землю.

В походном состоянии СД-44 имела массу около 2,5 тонн, развивая скорость до 25 км/ч. 58 литров топлива давали возможность преодолеть расстояние в 22 километра. Тем не менее, основным методом перемещения оставалась буксировка более мощной техникой. Примечательно, что оснащение СД-44 включало лебёдку для самовытаскивания, трос которой в походном положении закреплялся на противопульном щите, а по мере необходимости — на специальный барабан на оси ведущих колёс, приводимый в действие двигателем М-72. Перевод орудия из боевого положения в походное и наоборот занимал у экипажа из пяти человек не более минуты. Появление транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12 позволило осуществлять воздушную транспортировку орудия СД-44 и его десантирование с парашютом.

СД-57

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в нашей стране был разработан целый ряд артиллерийских орудий. Среди прочих была создана противотанковая пушка Ч-26 калибра 57 миллиметров. Это орудие имело ствол длиной в 74 калибра с клиновым затвором, гидравлические противооткатные устройства, а также лафет с двумя станинами и колесным ходом. Серийное производство пушки Ч-26 началось в 1951 году. Тогда же возникла идея повысить мобильность орудия за счет возможности перемещаться по полю боя без использования тягача, тем более что ОКБ-9 уже вплотную занималось этим вопросом. ОКБЛ-46, разработавшее пушку, передало всю необходимую документацию на Завод №9 в Свердловске: оба предприятия должны были на конкурсной основе спроектировать на базе Ч-26 самодвижущуюся пушку. Техническим заданием предусматривалась установка на готовое орудие двигателя, трансмиссии и сопутствующего оборудования. Кроме того, требовалось сохранить возможность буксирования различными тягачами для перевозки на большие расстояния. Свердловские инженеры подготовили проект СД-57, ОКБЛ-46 – Ч -71. В общих чертах оба варианта моторизации орудия были похожи. Тем не менее, в 1957 году на вооружение была принята пушка СД-57, обладавшая лучшими характеристиками.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия

Сама пушка во время модернизации не претерпела каких-либо серьезных изменений. Моноблочный ствол по-прежнему оснащался высокоэффективным дульным тормозом двухкамерной системы. Клиновой затвор имел систему копирного типа и автоматически открывался после каждого выстрела. Ствольная группа пушки СД-57 связана с гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. Механизмы наведения, противопульный щит и т.п. детали так же остались прежними. Заметной доработке подвергся лафет, который было необходимо оснастить двигателем. На левой стороне несущего листа орудия смонтировали специальную раму для двигателя М-42. Карбюраторный двигатель имел два цилиндра и выдавал мощность до 18 лошадиных сил. Двигатель был связан со сцеплением, коробкой передач (три передачи вперед и одна назад), несколькими валами и бортовыми передачами. Вращение передавалось на колеса лафета, расположенные непосредственно под пушкой. 35 литров бензина находились в баках внутри и снаружи станин. Для обеспечения возможности самостоятельной езды и управления направлением движения на правой станине (если смотреть со стороны казенника пушки) был смонтирован специальный узел, объединявший в себе направляющее колесо, механизм поворота и рулевую колонку. Кроме того, в той же части станины размещались рычаг коробки передач и педали. При приведении пушки в боевое положение колесо складывалось вбок. Примечательно «происхождение» колес самодвижущегося лафета: ведущие колеса были взяты с автомобиля ГАЗ-69, а направляющее – с «Москвича-402». Для удобства артиллериста-водителя на той же правой станине устанавливалось сиденье. В средней части станин имелись крепления под ящик с боекомплектом. Пушка СД-57 в походном положении весила порядка 1900 кг. Вместе с расчетом из пяти человек на шоссе она могла разгоняться до 55-60 километров в час.

Тем не менее, собственный двигатель предназначался исключительно для небольших переездов прямо на поле боя. К месту сражения пушку предполагалось буксировать любым подходящим автотранспортом. Кроме того, габариты и масса пушки позволяли при необходимости транспортировать ее подходящими самолетами или вертолетами. Так, СД-57 можно было перевозить, в том числе, и на недавно появившемся вертолете Ми-4. Одними из первых новую пушку получили воздушно-десантные войска. Подразумевалось, что именно самодвижущиеся орудия должны обеспечить десантирующиеся подразделения должной огневой поддержкой. Действительно, СД-57 имела возможность не только посадочного десантирования, но и парашютного. В то же время, определенные нарекания вызывала мощность пушки. В конце 50-х калибр в 57 миллиметров был явно недостаточен для поражения некоторых бронированных целей. Таким образом, СД-57 могла успешно бороться только с легкой бронетехникой противника и полевыми укреплениями.

СД-66

Главный способ повышения огневой мощи артиллерии – увеличение калибра. Одновременно с СД-57 в ОКБ-9 разрабатывалось еще одно самодвижущееся орудие, на этот раз калибра 85 миллиметров. Основой для проекта СД-66 стала противотанковая пушка Д-48, разработанная в самом конце сороковых. По своей конструкции в целом она была аналогична Д-44, но отличалась рядом технологических и конструктивных нюансов. В частности, Д-48 получила новый дульный тормоз, поглощавший до 68% отдачи. Испытания Д-48 начались еще в 1949 году, однако серьезно затянулись по причине доводки некоторых узлов и агрегатов. Так, например, всего через несколько недель после начала испытаний от конструкторов потребовали разработать новый дульный тормоз, который не посылал бы столько раскаленных газов в сторону орудийного расчета. В итоге принятие на вооружение пушки Д-48 состоялось только в 53-м году.

В ноябре 1954 года ОКБ-9 получило задание доработать пушку Д-48 до состояния самодвижущегося орудия. Уже на ранних стадиях проекта СД-48 стало ясно, что понадобится какое-то новое решение относительно ходовой части орудия. Исходная Д-48 вместе с лафетом весила около 2,3 тонны – мотоциклетные двигатели не справились бы с задачей. По этой причине в московский НАМИ отправили соответствующий запрос. В сентябре следующего 1955 года сотрудники Автомобильного и автомоторного института закончили проектирование двигателя НАМИ-030-6 мощностью 68 л.с. и трансмиссии для него. За это время свердловские конструкторы успели разработать четырехколесное шасси с шаровым погоном и откидывающимися сошниками. Четырехколесная платформа оснащалась мостами от автомобиля ГАЗ-63 и аналогичной ему системой управления. Благодаря значительному обновлению облика самоходного лафета СД-48 могла вести круговой обстрел целей. Новый лафет оказался достаточно сложным и тяжелым. Поэтому для переведения орудия из походного положения в боевое и обратно потребовалось ввести отдельную гидросистему с механизмами для подъема и спуска пушки.

В 1957 году проект СД-66 был рассмотрен в Главном артиллерийском управлении, где стал объектом критики. Для быстроты переведения орудия в боевое положение требовалось перевозить пушку стволом вперед, что при использованном шасси было невозможно. Также возникли претензии по жесткости конструкции и ее износу в ходе эксплуатации. Тем не менее, ГАУ рекомендовало попытаться исправить выявленные недостатки и собрать макет самодвижущейся пушки. Вскоре после этого проект был закрыт ввиду невозможности исправления всех недочетов. Стоит отметить, что первый неудачный опыт с самоходным четырехколесным шасси для пушки повлиял на дальнейшее развитие этого направления: после СД-66 все отечественные СДО делались по трехколесной схеме, отработанной на СД-44 и СД-57.

«Спрут-Б»

Последним на данный момент отечественным самодвижущимся орудием является пушка 2А45М «Спрут-Б», разработанная в ОКБ-9. Ствол пушки калибром 125 миллиметров не имеет нарезов и оснащается дульным тормозом оригинальной конструкции. Лафет орудия «Спрут-Б» изначально разрабатывался в качестве буксируемого, но имеющего возможность перемещаться самостоятельно. Перед противопульным щитом пушки, справа от ствола (при взгляде со стороны казенника) размещен бронированный короб, внутри которого располагается двигатель. Основой силовой установки «Спрута-Б» является двигатель МеМЗ-967А с гидроприводом. Мощность двигателя передается на ведущие колеса, расположенные непосредственно под казенной частью пушки. С левой стороны от ствола размещено рабочее место водителя с рулем и прочими органами управления. Интересна конструкция лафета. В отличие от предыдущих самодвижущихся орудий, «Спрут-Б» имеет опорную конструкцию из трех станин, что позволяет ему вести круговой обстрел целей. При переводе пушки в боевое положение передняя станина остается на месте, а боковые разводятся в сторону и фиксируются. Переднее направляющее колесо крепится на передней станине и откидывается вверх. Ведущие колеса, в свою очередь, поднимаются над уровнем земли, а пушка опирается на станины и центральную опорную плиту.

Отечественная самодвижущаяся артиллерия

Ввиду большой боевой массы пушки – 6,5 тонны – перевод в боевое или походное положение осуществляется при помощи гидросистемы, что сокращает время перевода до полутора-двух минут. Большой вес сказался на скорости передвижения: собственный двигатель орудия обеспечивает не более десяти километров в час на сухой грунтовой дороге. Низкая скорость при самостоятельном передвижении с лихвой компенсируется возможностями буксирования. При помощи грузовиков типа «Урал-4320» или тягачей МТ-ЛБ орудие «Спрут-Б» может буксироваться по шоссе со скоростью до 80 км/ч. Таким образом, ходовые параметры пушки при буксировании ограничиваются только возможностями выбранного тягача.

Пушка «Спрут-Б» интересна не только оборудованием для самостоятельного перемещения по полю боя. Калибр и гладкий ствол позволяют использовать ту же номенклатуру боеприпасов, что используется с пушками отечественных танков. Раздельно-гильзовые выстрелы позволяют успешно бороться со всем спектром целей, для уничтожения которых предназначается противотанковая артиллерия. Так, для уничтожения танков противника существует подкалиберный снаряд ВБМ-17, а для стрельбы по слабо защищенным целям и живой силе противника предназначен выстрел ВОФ-36. Кроме того, из ствола пушки 2А45М могут запускаться управляемые ракеты 9М119 с наведением по лазерному лучу. Такие боеприпасы увеличивают радиус надежного поражения целей прямой наводкой до четырех километров и обеспечивают пробитие 700-750 миллиметров гомогенной брони за динамической защитой.

***

Самодвижущиеся орудия являются одной из самых оригинальных идей, когда-либо применявшихся в артиллерии. В то же время, они не получили значительного распространения и этому есть несколько причин. Во-первых, в то время, когда появились первые полноценные проекты СДО, ведущие страны мира уже могли либо стремились обеспечить каждую пушку собственным тягачом. Оборудование для самостоятельного движения выглядело лишь дополнительной мерой. Второй причиной стала относительная сложность производства такого вооружения. Несмотря на кажущуюся простоту – установить двигатель и трансмиссию на лафет – перед конструкторами вставало несколько достаточно сложных задач. Главным фактором, мешавшим сделать все быстро и просто, являлись возникающие при стрельбе толчки и вибрации. Далеко не каждый двигатель справится с такой нагрузкой без повреждений собственной конструкции. Наконец, широкому распространению самодвижущихся орудий помешали взгляды на тактику гипотетической войны. Фактически СДО по-настоящему были нужны только воздушно-десантным войскам, которым требовалась компактная и легкая артиллерия, пригодная для посадочного или парашютного десантирования. Причиной этого была сравнительно низкая грузоподъемность имевшейся авиационной техники. После появления тяжелых военно-транспортных самолетов и вертолетов ВДВ смогли полноценно использовать «общевойсковые» пушки и тягачи для них. Соответственно, острая надобность в самодвижущейся артиллерии отпала.

И все же не стоит костерить СДО за кажущуюся бесполезность. Возможность самостоятельного передвижения по полю боя и за его пределами в определенной ситуации может спасти жизнь солдатам-артиллеристам или обеспечить своевременное отражение атаки. Стоит помнить, что класс самодвижущихся орудий появился по результатам Второй Мировой войны, когда мобильность полевой артиллерии имела высокий приоритет и была способна кардинально повлиять на исход боя или целой операции. В настоящее время ведущие армии мира переходят на новые структуры, подразумевающие создание высокомобильных подразделений. Возможно, в новом облике мировых армий найдется место и для самодвижущихся орудий.

По материалам: https://topwar.ru/18444-otechestvennay-samodvizhuschayasya-artilleriya.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account