Голубая лента Атлантики и её закат

16

О существовании этого трофея у впервые узнал в детстве, когда читал о катастрофе «Титаника». Именно за него боролся знаменитый английский трансатлантический лайнер и именно в погоне за ним он пёр на максимальной скорости пренебрегая всеми правилами безопасности. Поэтому рассказ об истории этого престижного трофея и о кораблях которые его выигрывали будет интересен самой широкой аудитории.

Голубая лента Атлантики и её закат

Начало XIX века. Человечество осваивает силу пара и пытается найти ей лучшее применение. Разумеется, быстро паровые машины находят себя на кораблях. Корабли ходят туда-сюда, но наиболее белые и престижные люди заинтересованы в путешествиях между США и Великобританией. Рождается идея максимально в духе того времени: переходящий приз самому быстрому судну. Вымпел, который сможет поднимать корабль, быстрее всех совершивший трансатлантический переход! Такой приз побуждал бы команду на трудовые подвиги, плюс выглядел бы идеальным рекламным и медийным символом. Так на просторах Атлантики началась большая гонка, которая в те времена во многом казалась похожа на скачки.

“Официально” “Голубую ленту Атлантики” придумали в 1840 году и прикинули присуждать её не за время в пути, а за среднюю скорость, чтобы как-то сравнять отличающиеся маршруты. При этом первым носителем “Голубой ленты” часто называют корабль “Great Western” за свою гонку с пароходом “Sirius” в 1838 году, что плотно освещалась по меркам того времени. “Great Western” смог поддерживать среднюю скорость в 8 узлов, и он пересёк Атлантику чуть более чем за две недели. В самом же 40 году Ленту заберёт “Britannia” от компании Cunrad Line, что как раз и “придумала” сей приз. При этом сначала со скоростью в 8,2 узла, а потом — 10,7. Соперники не заставили себя долго ждать…

При этом первое время данная забава была скорее междусобойчиком, хотя скорости кораблей естественным образом росли с поступью прогресса. Но вот в начале XX века соревнование серьёзно проникло в массы. Примерно с выхода в строй супер-лайнера “Мавритания”. На нём Атлантику можно было пересечь за 4,5 дня при скорости в 26 узлов, что так-то выше скорости почти любого боевого корабля тех времён. К этому времени пассажиропоток увеличился — тоже, так что моря рассекали роскошные лайнеры, на которых солидные люди могли относительно быстро перемещаться между континентами. К этим же временам относится и “Титаник”, который при всей своей роскоши был помедленнее и не замахивался на “Голубую ленту”. К слову, именно Мавритания держала «Голубую ленту» дольше остальных кораблей — целых 20 лет! Правда, на часть этого времени пришлась Первая Мировая Война.

Если первое время вся эта движуха была делом условным, то в 1935 году товарищ Гарольд Хейлз заказал специальный кубок. Чтобы и формализировать правила, и чтобы как-то весомее отмечать победителя. При том делалось это под лайнер самого Хейлза “Рекс”, но пока суд да дело, французская “Нормандия” оказалась быстрее. Но кубок очень красивый и вычурный, и на нём, помимо прочего, изображено четыре корабля-держателя “Голубой ленты”: “Грейт Вестерн” (самый первый), “Мавритания” (самое долгое лидерство), “Рекс” и “Нормандия”, лидеры на момент заказа и окончания изготовления кубка.

К этому времени началась Вторая мировая война, и всем стало несколько не до пассажирских перевозок. При этом действующего держателя “Голубой ленты”, лайнер “Куин Мэри”, призвали на военную службу, перестроив под максимальную пассажировместимость. За счёт скорости “Куин Мэри” вместе с похожим “Куин Элизабет” могли быстро таскать толпы солдат туда-сюда (а на один лайнер влазила примерно дивизия за раз), делали они это без конвоев, ибо их скорость раза в четыре превосходила подводную скорость немецких подлодок (и заодно всяких слоупоков типа обычных транспортов). А ничего другого им боятся особо не стоило, да и от этого можно было просто уплыть. За войну эти два лайнера перевезли порядка полутора миллиона солдат, чем, по словам Черчилля, порядочно сократили продолжительность войны.

Лайнер Куин Мэри

Лайнер Куин Мэри

В США за этим много наблюдали и тоже захотели иметь возможность быстро перебрасывать войска куда угодно. Тем более в случае новой войны надо было бы попасть в Европу как можно быстрее. Так что после Второй мировой в начале 50-х правительство решило проспонсировать свой супер-скоростной супер-лайнер — “United States”. Получается и престижная штука для мирного времени, и хорошее подспорье в военное. Корабль получил чертовски мощную и современную силовую установку. 240 000 лошадиных сил, следующая ступень эволюции после линкоров “Айова”. Чисто паровая силовая установка мощнее в американском флоте стояла только на авианосцах типа “Форрестол”, круче и больше только атомные реакторы. При этом имелось и куча других “почти военных” фич, например, никаких деревянных вещей на борту — вся мебель была металлическая. Порывались даже сделать металлический рояль, но не срослось, и он стал единственной большой деревяшкой на борту. Или усиленные части для установки зенитного вооружения. И ещё куча всего всякого.

Корабль вышел в свой первый рейс в 1952 году и пересёк Атлантику за 3.5 дня со средней скоростью чуть менее 35 узлов, что примерно 64 км/ч. Неплохо для корыта в 45 000 тонн, да? При этом лайнер шёл не на полной мощности, в том числе по соображениям секретности. Максимальная скорость на испытаниях чуть переваливала за 38 узлов, а прям полную мощность “Соединённые Штаты” никогда не давали. При этом есть мнения, что тогда скорость достигла бы примерно 42 узлов, что вообще неприлично много для такого судна.

В общем, в первом же круизе лайнер завоевал “Голубую ленту Атлантики”, вообще без каких-либо шансов заткнув за пояс всех конкурентов. Но на этом история и обрывается. Почему же?

Во-первых, каждое следующее увеличение скорости стоит совсем уж ненормальных денег, плюс не будет давать какого-то решающего преимущества. Тот же “Юнайтед Стейтс” обошёлся немногим меньше авианосца типа “Мидуэй”, что строили в самом конце Второй мировой. А чтобы сделать что-то даже на узел быстрее… Ну, лучше об этом не думать. А большая стоимость корабля -> большая стоимость билета -> меньше желающих.

Во-вторых, появилась реактивная авиация, что наконец смогла коммерчески выгодно летать через Атлантику. Да, это не плавучий дворец, но и 6 часов — это не три с половиной дня. И стоит нормально. Так что авиация стала тем, что похоронило роскошные и быстрые лайнеры, а сегодня единственным судном, что ходит по классическому маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк, является “Куин Мэри II”. Но уже без замашек на рекорды, а скорее как дань традиции.

При этом сегодня пара кораблей оказались быстрее американского супер-лайнера — это высокоскоростные катамараны компании Incat. Они относительно маленькие, чуть меньше 6000 тонн, но при этом очень шустрые — “Skane Cat” пересёк Атлантику со средней скоростью в 41.3 узла, но порожняком и только в одну сторону.

Сто лет назад престижный приз серьёзно подстёгивал прогресс, но сейчас Лента вызывает лишь исторический интерес. Так что последним классическим держателем “Голубой ленты Атлантики” остаётся “United States”.

Автор — Борис Плавник.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account