Альтфлот: Последние представители рода «Новиков»
Ранее я уже писал про эти корабли семь лет назад, но при переносе сайта сам пост был несколько «подпорчен» из-за специфики нового редактора. Поэтому выкладываю его снова в обновленной и дополненной версии. Править его в той версии просто не имеет смысла.
Несмотря на то, что уже в 1921 году была запущена трехлетняя программа достройки крупных кораблей с высокой степенью готовности (в нее вошли линейный крейсер «Бородино» — 67%, линкор «Демократия» (ех-«Николай I») – 72%, 2 легких крейсера «адмирал Грейг» и «адмирал Нахимов» — 82 и 79 процента готовности соответственно), не забыли и легкие силы, в первую очередь эсминцы. К этому времени на стапелях балтийских и черноморских заводов находилось 22 корпуса. Всего же формально в составе флота на конец 1921 года находилось 26 эсминцев, но 4 находились не под контролем центрального правительства, а часть была не боеготова. Достаточно сказать, что в состав бывшей минной дивизии БФ входили всего 7 боеготовых «Новиков», столько же было на Черном море, поэтому достройка и ремонт были первоочередным решением. В целом планировали, что все корабли войдут в строй в течении 5 лет, однако в реальности по первоначальному проекту достроили только 14 из них. С еще 8 «Новиками» произошли метаморфозы.
Если два головных эсминца типа «Гогланд», отделались усилением артиллерийского вооружения до 5 102-мм орудий и увеличением надстроек, то два последние «Кульм» и «Патрас» подверглись большим перестройкам. Дело в том к середине 20-х годов большинство стран очнулись от послевоенной спячки и начали строительство эсминцев с учетом опыта первой мировой и одним из отличий от прежних кораблей стал больший калибр артиллерии, хотя подобное строили и раньше. Британцы, японцы и итальянцы перешли на 120 мм артиллерию, а «друзья» французы сразу скакнули к отметке, 130 мм естественно подросла и масса снаряда, даже шведы на новых эсминцах типа «Ehrenskold» установили 120-мм/46 орудия. Кроме того продолжался развиваться подкласс эсминцев артиллерийско-торпедных кораблей построенных для поддержки эсминцев с более мощной артиллерией и управления ими, в различных странах они назывались по-разному, но суть их оставалась прежней. В таких условиях при встрече с такими кораблями в реальных боях «Новикам» пришлось бы туго. На заседании в ноябре 1925 года на котором присутствовали командующий ВМФ Максимов, глава МГШ Пилкин (1920-1930), командующие БФ, ЧФ, СибФ, ФСЛО, КаспФ, кроме того в заседании участвовали, представили КБ и судостроительных заводов, главной темой заседания было развитие легких сил в том числе и эсминцев. Результат обсуждения оказался достаточно кратким:
- необходимы корабли с более сильной артиллерией;
- разработка новых лидеров под современные требования займет 2-3 года;
- современное состояние экономики не позволит начать полномасштабное строительство кораблей нового типа в течении ближайших лет.
И как вывод — следует изыскать возможность усиления артиллерийского вооружения на уже имеющихся кораблях, в качестве главного калибра выбрали уже стандартные 130 мм орудия. Моряков такой подход вполне устроил — перевооружить «Новики» и ждать новые корабли, но до тех пор, пока конструктора не принесли варианты. Поставить «сто тридцатки» на «новики» теоретически было возможно, но за счет либо уменьшения количества орудий, либо торпедного вооружения, но даже в этом случае характеристики эсминцев поменяются не в лучшую сторону за счет существенно большей массы артсистемы. Пытаясь найти выход, извлекли из архива проект «убивца» Матросова с 7 – 130 мм который проектировался на базе тех же «новиков», но эсминец полковника базировался на увеличенном до 130 метров корпусе (самый длинный «новик» «Изяслав» был 107, 5 м), к тому же он был шире на 2 метра, доведение до таких параметров кораблей требовало перезакладки кораблей, чего хотелось бы избежать. Для решения этой задачи, КБ Руссуда (у которого нешалко не валко шли стапельные работы еще по четырем эсминцам второй «ушаковской серии» которые также предполагались к перестройке) и Ижорской верфи было предложено найти наиболее приемлемый выход. Совместно предприятия к июлю 1926 предоставили новый проект перестройки.
Несмотря на то, что корабли, по сути, принадлежали к двум разным типам, конструкторам удалось привести их к единому знаменателю. Для начала решили увеличить длину до 106 метров, что потребовало вставки дополнительной секции в центральной части корпуса на балтийских эсминцев в 6,7 метров, а на черноморских даже в 12. На последних, для того что бы снять дополнительные нагрузки на корпус усилили днище по всей длине корпуса дополнительными вставками вдоль всего киля доведя ширину с 9,05 метров, до балтийского «стандарта» в 9,5 метров, благо корпуса еще не были спущены на воду, а их готовность не превышала 20%. В итоге по корпусам корабли незначительно отличались только формой форштевня. Как и на проекте Матросова оставили четыре котла, типа «Ярроу», но более производительных, турбины планировали установить наиболее совершенные имеющиеся на тот момент типа «Браун-Бовери-Парсонс» мощностью по 17000 л.с. каждая.
Больше всего пришлось помучиться с вооружением, МГШ планировал что на корабли установят минимум 6 орудий за счет ослабления торпедного вооружения, но в реальности это было бы возможно только при установке носовых орудий по получившей распространения линено-возвышающейся схеме, но в нашем случае, при достаточно узком корпусе серьезно пострадала бы устойчивость. В итоге друг над другом установили орудия только в кормовой части, а в носу оставили одну «сто тридцатку», а общее количество сократилось до 5, при том орудия в средней части установили максимально низко над уровнем воды, что бы повысить устойчивость. Обуховские орудия несколько модернизировали, снабдив их досылателями, что позволяло иметь практическую скорострельность до 8 выстрелов, к тому же оснащены противопульными щитами. Торпедный аппарат под стандартные 450-мм торпеды остался только один в центральной части, но он стал четырехтрубным, впервые в истории отечественного флота. Дополнительно, установили целых три 76,2 зенитки и два 37-мм автомата образца 1928 года, последние, правда, оказались неудачными.
Проектная схема лидеров типа «Кульм» на 1927 год.
Все шесть кораблей вступили в строй в 1928-1929 г.г.. Балтийские «Кульм» и «Патрас» в августе и ноябре 1928 соответственно, а черноморские «Тенедос», «Хиос», «Самос» и «Родос» сериями, первые два в мае, а оставшиеся в августе 1929.
В целом корабли оказались не самыми удачными на фоне своих «одноклассников». Они уступали им в скорости (32,5 уз), размещение артиллерии на фоне французских контр-эсминцев типа «Jaguar», итальянских скаутов «Navigatori» и даже британских лидеров типа «Shakespeare» выглядело достаточно архаично. Но зато они имели больший калибр (у французских визами каллибр был такой же но при меньшей длине ствола, да и самих орудий было меньше), кроме того, торпедное вооружение, также было явно слабым. Уже в 1935 такой класс как лидер эсминцев, был упразднен, а все «кульмы», стали обычными эсминцами, тем более по сравнению с «семерками» которые начали входить в состав флота, начиная с 1937 года, никаких преимуществ они не имели. Следующими кораблями которые планировали использовать как лидеры подразделений эсминцев появились только в 1939, но и они в основном применялись как обычные крейсера.
Лидер «Патрас» БФ, на 1928 год. Отдельно показано различие в форме форштевня с кораблями для ЧФ
В 1936-1939 годах, в отличие от прочих «Новиков» эсминцы получили на носовой надстройке командно-дальномерный пост как на ЭМ седьмого проекта, также дополнительный дальномер установили на кормовой надстройке, которую пришлось увеличить. Торпедное вооружение также изменилось установкой 533 мм, но уже трехтрубного аппарата, для этого пришлось немного «подрезать» кожух первой дымовой трубы. Одновременно была заменена зенитная артиллерия с установкой 4 полуавтоматических 45 мм зениток и трех крупнокалиберных пулеметов. В кормовой части установили лотки для 16 больших глубинных бомб (или 20 малых), кроме того был установлен радиопеленгатор «Градус».
Во время службы корабли достаточно активно использовались для показа флага. Черноморские свели в один дивизион, и они часто сопровождали крупные корабли во время походов по Средиземному морю, начало войны они встретили. Балтийские ходили по портам Финского залива, часто все таки лидируя дивизионы более старых «новиков», при том сами не входя в состав таких дивизионов. Начиная с 1937 года их все-таки свели вместе с входившими в строй «семерками» в один дивизион, но поскольку, минная бригада быстро наполнялась современными эсминцами, два дивизиона более старых «новиков» вместе с «Кульм» и «Патрас» в 1940 г. ввели в состав бригады легких сил прибалтийского оборонительного водного района.
Эскадренный миноносец «Тенедос», Средиземноморская оперативная эскадра ЧФ, май 1941 г.
Великую отечественную войну пережили только 2 из них. Из входивших в состав Средиземноморской оперативной эскадры «Самос» погиб от действий итальянской авиации 30.06.1941 при прикрытии тральщиков, «Тенедос» погиб подорвавшись на мине во время прорыва из Которского залива уже на следующий день, «Хиос» и «Родос» смогли дойти до Александрии вместе с линкором «Севастополь», в 1942 г. они получили по одному счетверенному 40-мм автомату «пом-пом», а неэффективные «сорокопятки» заменили на счетверенные 12,7-мм пулеметы, отечественные ДК заменили на спаренные «Кольт-Браунинг», поскольку сказывалась проблема с доставкой патронов. Правда «Родос» проходил с этим великолепием не долго, поскольку в июне 1943 погиб в результате навигационной аварии. «Хиос» в сентябре 1943 получил британскую РЛС управления зенитным огнем типа 282. Эсминец пережил войну, и 26 февраля 1945, вместе с крейсером «Адмирал Войнович» ушел через проливы в Севастополь. В 1945-47 г.г. он проходил восстановительный ремонт, при том вооружение осталось прежним. Но срок службы его был не долог и в 1954 корабль списали.
Эскадренный миноносец «Хиос» в составе оперативной эскадры «Византи» объеденного флота союзников на Средиземном море, июнь 1941 г.
С «балтийцами» тоже было не все так радужно. После выхода с ремонта эсминцев «Михаил», «Сокол» (типа «Гавриил») и «Прямислав» (типа «Изяслав»), которые должны доукомплектовать два дивизиона «новиков», «Кульм» и «Патрас» должны были уйти внутренними водными путями на Север, но этого не произошло. «Кульм» погиб под ударами немецкой авиации уже 23 сентября 1941 года. Одинокий «Патрас», первое время входил в состав отряда обороны ВМБ «Ханко», с декабря 1941 стал флагманом Ладожской флотилии, где, по сути, использовался как канонерка и штабной корабль. Перевод крупного корабля закончился посадкой на мель и ремонтом с января по май 1942, при этом единственный торпедный аппарат был демонтирован, поэтому в марте 1942 корабль официально стал классифицироваться как сторожевой корабль. Вместо торпедного аппарата и части другого вооружения получил три 37-мм автомата. От арт огня противника 12.10.1942 был серьезно поврежден, ремонт до 5.1943, при этом число 37-мм автоматов довели до пяти, а две носовые «сорокопятки» сняли. Тогда же бывший эсминец получил британскую РЛС о раннем предупреждении типа 291.
С ноября 1944 формально, числился в составе бригады охраны водного района ВМБ Крондштадт, но в марте 1945 был переведен в резерв. В дальнейшем его планировали поставить на капремонт, для дальнейшего использования в качестве учебного судна, но в реальности работы не начались и в августе 1947 бывший эсминец списали и разделали на металл.
Сторожевой корабль «Патрас» Ладожской флотилии БФ, май 1944
ТТХ лидеров типа «Кульм»