Альтфлот: Первые с турбинами — с туманного Альбиона

27

Ранее я выкладывал уже посты про эти крейсера, но это было внутри статей про Сибирскую флотилию, да и за 3 года немного история поменялась, поэтому новый вариант, что бы было потом на что ссылаться.

Еще во время русско-японской войны МТК в условиях отсутствия внятной судостроительной программы и проработанных новых проектов, а так же  срочности и нежелания затягивать постройку ничего лучше не придумало, как заказать три крейсера отстававших от своего времени по проекту «Баяна». Один крейсер (Адмирал Макаров») заказали непосредственно во Франции у верфи «Forges et chantiers de la Méditerranée», еще два («Баян» и «Паллада») намечалось строить в Петербурге. О спешке говорит тот факт, что они были зачислены в список флота уже 2 апреля 1905 г., этим поспешным актом рассчитывали поднять боевой дух шедшей тогда на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, когда хоть какие то работы начинались только по головному кораблю.

Еще один крейсер собирались строить на фирме «Виккерс» по проекту №151 датированного 21 октября 1904 г., он казался наиболее перспективным среди представленных на негласный конкурс на большой броненосный крейсер. Однако в марте 1905 г. МТК уточнил требования к вооружению будущего крейсера. Они заключались в установлении его главного калибра из 4х10” и 8х8″ орудий вместо заявленного ранее 12х9” (234 –мм), а также в замене 20 75-мм пушек таким же количеством 120 мм орудий. Несколько изменили бронирование и требования к скорости, которая указывалась не менее 21 уз, это вылилось в очередной проект под индексом 160, именно по нему и началось строительство 9 августа 1905 года в день начала мирной конференции в Портсмуте. При этом оно началось еще до утверждения утвердил спецификации и рабочих чертежей и самое интересное без подписания официального контракта.

Поскольку итоги конференции были еще неизвестны, потребность в новых тяжёлых кораблях оставалось острой. Однако после подписания мирного договора 23 августа (5 сентября), комиссия морского технического комитета снова засела за переработку требований. Тут то и выяснилась простая истина, что «Баяны» уже не подходят под современные требования, а кроме количественного восстановления флота, нужно и качественное, для этого больше подходил проект компании «Виккерс», который и собирались запустить в серию. В итоге от крейсера «Адмирал Макаров» решили избавиться, после достаточно долгих поисков с определенными, пусть и относительно не значительными потерями корабль смогли продать Испании, в состав флота которой он вошел в 1908 г. как «Cristbal Colon» (данная история описана здесь).

С британским проектом было лучше, но на фоне строящихся немецких крейсеров типа «Шарнхорст», а так же проектов других стран с единым ГК и более высокой скоростью, преимущества 160 проекта выглядели не убедительно. На основе таких размышлений 14 сентября МТК выдал окончательные требования, которые коснулись в первую очередь вооружения и скорости. Теперь планировалось что главный калибр будет единым и состоять 254-мм орудий, но от предложенного еще в июле проекта № 179 с 12х10”/45-мм орудий в 6 двух орудийных башен отказались, во первых не устраивала длина ствола, во вторых бортовые двухорудийные башни потянули бы за собой ширину корабля которую пришлось бы увеличить для их размещения. Остановились на 8х254/50-мм пушках в двух спаренных башнях и четырех бортовых одиночных на месте бывших восьмидюимовок. Начавшееся перепроектирование показало, что простой заменой артиллерии не обойдешься (хотя погоны спаренной 203-мм башни позволяли установить одиночную башню с десятидюймовкой), требуется прикомпоновать надстройки. Только длина нарезной части у 10” был больше на 2 метра (10249 против 8167 мм 203-мм орудий), больше была и длина отката, что заставило удлинить башню на метр.

Следующий этап создания «Рюрика» — разработка и утверждение детальных чертежей, начало сборки корпуса на стапеле, заказ всех механизмов, устройств и систем. Именно в это время в начале осени 1905 г, компании был сделан запрос об оснащении будущего «Рюрика» механизмами нового типа, с согласием на увеличением размеров, чтобы вместить турбины, однако это было сделано в частном порядке поскольку это не совпадало с официальной позицией 62-летнего морского министра вице-адмирала А.А. Бирилёва, который только два месяца как был назначен царём на должность, который не сильно верил в новые механизмы. Следует, однако, признать, что осторожничал адмирал достаточно обоснованно — до триумфального трансатлантического пробега «Дредноута» из Гибралтара до Вест- Индии и обратно в Портсмут, сделанного 17-узловым ходом, было ещё полтора года и в мире пока ещё никто, кроме англичан, не собирался широко внедрять на больших боевых кораблях турбинные механизмы.

Тем не менее, ситуацию с новой силовой установкой помогло исправить предложение от 19 ноября 1905 г. корабельного инженера В.Л. Татаринова, согласно которому крейсер оснащался комбинированной двигательной установкой, состоящей из двух поршневых машин тройного расширения (на внутренних валах) и двух турбоагрегатов — низкого давления (на внешних валах) как крейсерские. Это позволило во первых снизить стоимость турбоагрегатов, во вторых не сильно увеличить сроки введения в строй новых кораблей, в третьих турбины «подстраховывали» привычные паровые машины. Тем более что в составе Балтийского флота уже был корабль с подобной установкой, а именно вооруженный пароход «Ласточка».

Двигатели устанавливались последовательно в трёх отсеках: в носовом на 74/75 — 82 шп. паровые машины, в двух кормовых на 82-92 шп. турбины (они разделялись в диаметральной плоскости 120-мм патронным погребом). Для сокращения стоимости решили отказаться от турбин заднего хода, давать реверс должны были паровые машины. Расчётные параметры механизмов: диаметр цилиндров высокого, среднего и низкого давления соответственно 743, 1016 и 1353 мм, ход поршня 762 мм, наибольшая скорость вращения 200 об/мин для паровой машины. Средний диаметр ротора турбины низкого давления 1448 мм, при мощности 3500 л.с. каждая, правда, такую мощность планировали развивать только при работе всех котлов, когда пар двух из них отводился к паровым магистралям от паровых машин к турбинам повышая давление пара. Общий вес механизмов составлял 690 т. Расчётный часовой расход угля на 1 л.с. в час на полной нагрузке соответствовал британскому «Дредноуту» (0.68 кг) и сохранялся практически таким же при 60-, 15- и 8-% нагрузке. Достоинствами этой комбинированной установки, был на 20% более экономичный расход топлива в режиме полного хода, а также повышение скорости до 23 уз. Общая расчетная мощность механизмов составила 26700 л.с.

Силовая установка крейсеров типа «Рюрик»

Однако установка даже турбин низкого давления привела еще к одной проблеме, они были более требовательны к количеству пара, что требовало или более производительные котлы или просто увеличить их количество, морское ведомство пошло по второму пути, поскольку котлы «Бельвиля» были более отработаны в производстве. Для этого носовое котельное отделение теперь имело шесть котлов вместо четырех, именно эти два дополнительные котла должны были повышать давление при форсировании турбин. Однако для их размещения пришлось увеличить длину корпуса, что кроме всего хорошо повлияло на скорость корабля за счет снижения соотношения длины к ширине корпуса. Интересно, что когда на последующих кораблях хотели установить более производительные котлы Ярроу и соответственно снизить длину, расчеты показали что упадет скорость на 1 узел, в итоге все крейсера имели однотипную силовую установку. Кроме того увеличение длины корпуса, так же позволило довести количество орудий противоминной артиллерии с 20 до 24 120/50-мм и создать более оптимальные условия для размещения одноорудийных башен ГК.

Правда британцы отнюдь не оценили сие стремление их главной задачей было побыстрее построить и получить расчёт за крупные корабли, они выдали ответ: «что это будет весьма трудным предприятием, определив замедление постройки… не менее чем на 6 месяцев и стоимость необходимых дополнительных работ в 1,5 млн. руб». Тем не менее  уже к декабрю того же года окончательная стоимость и сам проект был утвержден с компанией – строителем, когда объем работ по корпусу достиг 15%. Естественно нововведения потянули за собой стоимость проекта, так если изначально корабль стоил 1,5 млн. фунтов стерлингов или 14,190 млн. руб., то за счет увеличения корпуса, стоимости комплекта турбин (а она составила 105,5 тыс. £) головной корабль в итоге обошелся в 1,65 млн. фунтов или 15,609 млн. рублей. Однако уже второй корабль стал на 80 тысяч £ дешевле и почти достиг прежних значений, но в любом случае, с учетом постройки двух однотипных кораблей на отечественных верфях, стоимость всей серии составляла около 45,8 млн. руб. Это заставило изыскивать средства, в частности часть денег в размере 1,5 млн. руб. получили за счет отказа от перестройки броненосце типа «Андрей Первозванный».

Уже 23 мая 1909 года головной корабль прибыл в Россию, но окончательно вступил в строй только в марте 1910. Весь 1909 на крейсере проводились различные доводочные и ремонтные работы, например вместо линолеума который не оправдал себя положили обычную деревянную палубу, установили фок и фор мачты. Второй британской постройки «адмирал Макаров» был заложен 22 марта 1906, в ноябре 1910 он вступил в строй.

Что касается «Паллады» и «Баяна» которые соответственно в июле и ноябре 1906 года были заложены на Адмиралтейской верфи, вступили в строй только в мае и октябре 1912, по основным элементам они фактически соответствовали крейсерам британской постройки, но мощность поставленных Британией более совершенных турбин были несколько больше (по 4100 л.с.), что позволило несколько поднять скорость, до 23,5 уз.

Броненосные крейсера типа «Рюрик» на 1912 г.

Планировали, что все 4 крейсера войдут в состав однородной первой бригады крейсеров (в компанию 1911 года первую бригаду составляли оба британца и бронепалубный «Богатырь»), но вмешалась большая политика. В соседнем Китае в котором осенью 1911 года произошла так называемая Синьхайская революция, а у России оставалась важная собственность в Китае, такая как Маньчжурская дорога, (с 1917 КВЖД) которая могла быть подвергнута действиям неподконтрольных центральному правительству сил. После долгих размышлений для поддержки российских интересов по личному разрешению лично Николая II  30 марта 1912, на Дальний Восток был отправлен «Адмирал Макаров». Уже в июле 1912 «Макаров» появился на рейде Шанхая и после того как личный представитель Хуан Сина подтвердил все договоренности с Российской империей отправился во Владивосток. Интересно, что вопреки ожиданиям, японские военные чиновники отнеслись к его появлению в составе флотилии сдержано, поскольку на фоне строившихся линейных крейсеров типа «Конго» он выглядел уже устаревшим. Тем не менее, корабль достаточно активно применялся для «показа флага», например в апреле — июле 1913 вся крейсерская бригада совершила «вояж» по портам Японии, Китая, французского Индокитая с заходом в британский Гонконг и германский Циндао. Правда перевод броненосного крейсера в состав Сибирской флотилии воспринимали как временную меру, планировалось что к 1917 году его заменят 2 больших крейсера которые построят в Германии, а «адмирал Макаров» будет возвращен на Балтику.

Оставшиеся на Балтике 3 крейсера все же свели в первую бригаду крейсеров и в таком виде она встретила первую мировую войну. Правда у «Паллады» участие в войне было не долгое, после возвращения совместно с крейсером «Богатырь»  с очередного дозора 28 сентября корабль подвергся торпедной атаке с ПЛ U-26. Попадание 2 торпед вызвало детонацию погребов бортовой башни ГК и крейсер затонул в считаные минуты.После этого была введена практика постоянного сопровождения ЭМ крупных боевых кораблей.

Оставшимся крейсерам удалось поучаствовать в артиллерийских боях с кораблями противника при этом более чем успешно, в Битве в Рижском заливе и Готландском бою они смогли потопить минный заградитель и повредить несколько крейсеров и более мелких кораблей противника. Впрочем и у наших кораблей случались неприятности точнее у одного из них, многострадального «Рюрика». Сначала в феврале 1915 г. он наскочил на камни у о. Гогланд, принял около 2000 т воды, в ноябре 1916 г. в том же районе подорвался на немецкой мине, но в обоих случаях смог вернутся на базу. В Моонзундском сражении крейсера не проявляли особой активности, но «Баян» отправил на дно эсминец SMS B-111, который пытался прорваться к дредноутам для торпедной атаки. До 25 ноября крейсера совершили еще два похода к Рижском заливу для обстрела немецких позиций, урон был небольшим, но немецкие войска после них опасались действовать вблизи побережья, что помогало оставшимся боеспособным частям оказывать сопротивление и в конце концов остановить наступление. После ухода из Гельсингфорса в мае 1918 крейсера вместе с «Богатырями» составили бригаду крейсеров действующей эскадры Балтийского моря в Крондштадте. Но больше активного участия в боевых действиях не принимали, зато в 1920-1921 они прошли плановый ремонт.

«Макаров» встретил войну в доке, куда попал после навигационной аварии у м. Брюса в Амурском заливе (фактически там же где 10 лет назад крейсер «Богатырь»), еще в ноябре 1913, но оперативно проведенный ремонт и испытания позволили отметиться в осаде Циндао. Правда, на самой последней ее фазе. 25 октября в сопровождении двух эсминцев типа «Инженер-механик Зверев» он появился у ВМБ, но только один раз, 31 октября, участвовал в обстреле города, выпустив 34 десятидюймовых снаряда. В дальнейшем он простоял в резерве, вплоть до 1916 года, пока не начали готовить эскадру для перехода на Средиземное море и Северный Ледовитый океан. С 09.1916 он уже был в составе Средиземноморской эскадры русского флота, которая тогда состояла только из БрКр «Витязь» (выкупленный у Японии ех. «Баян»), дивизиона взятых у греков в «аренду» 4 эсминцев типа «Ники»  и нескольких вспомогательных судов. Еще один броненосный крейсер «Пересвет» (в «девичестве» броненосец), находился в Александрии на ремонте до апреля 1917 года, после того как зацепил подтраленую, вышедшим на встречу отряду тральщиком ТЩС-1 в декабре 1916 мину.

Начиная с апреля 1917 года совместно с 3 французскими линкорами типа «Демократ» и броненосным крейсером «Жюль Мишле» участвовал в отвлекающих обстрелах укреплений на Дарданеллах во время в целом неудачной десантной операции Черноморского флота. С июня 1918 г. по соглашению правительства Греции с командованием эскадры был интернирован, с октября 1918 вошел в состав морских сил Юга России. После подготовительных работ и ремонта 3.03.1919 вошел проливами в Черное море заодно перевезя 760 человек из состава русского экспедиционного корпуса, но в боевых действиях не участвовал сразу перейдя в Новороссийск. В 1920 прошел ремонт в Николаеве, при этом был добавлен гидросамолет.

Однако уже в том же 1920 фактически безнаказанные действия Японии в регионе при крайней слабости русского флота, даже по сравнению с Китаем, подняли вопрос об усилении Сил флота на Дальнем Востоке. Поскольку переводить линкоры не могли просто из-за того что большинство из них требовали ремонта, выбор пал на «Рюрики» которые были в лучшем состоянии. Сначала 9 ноября 1921 года вышел по согласованию с Грецией в Средиземное море «адмирал Макаров», где 12.12.1921 встретившись с другими БрКр типа «Рюрик» и 3 ЭМ типа «Орфей» прибывшими с Балтики, в мае 1922 отряд прибыл во Владивосток. Однако компания 1922 для крейсеров осталась последней, уже 12 марта 1923 они были официально выведены из классификации БрКр в соответствии с решениями Вашингтонского морского соглашения. Если «Адмирал» и «Баян» в итоге стали первыми российскими авианосцами, то головной «Рюрик» сменил классификацию целых два раза.

По результатам подписания Вашингтонских соглашений было разрешено оставить в качестве учебного крейсер «Рюрик», правда корабль требовали разоружения, а так же снижения боевых качеств. Но тут случилась заминка, на производственных площадях «Дальсудзавода» уже шли работы по разоружения для переоборудования в авианесущие корабли однотипных «Баяна» и «Адмирала Макарова» и поставить под эту процедуру еще и «Рюрик» физически не было возможности. Япония предложила сделать это на своих верфях, но не бесплатно, а счет передачи им снимаемых орудий и брони, это вообще не устраивало. Тогда что бы создать видимость действия в октябре 1923 года в присутствии консулов Японии и США опечатали 1 и 2 котельные отделения, а так же кормовую двухорудийную башню. В принципе это ничего не дало, так как на выходе в ноябре того же года «Рюрик» заснял японский гидросамолет разведчик, на фото было видно что опечатанная башня повернута на борт, в итоге протеста японской стороны о не соблюдении Россией договоренностей корабль все таки поставили к достроечной стенке, а работы по будущим авианосцам временно прекратили.

Начали с демонтажа 152 мм бронепояса это дало снижение водоизмещение в 2300 т. Барбеты орудий, бронепалуба и бронирование башен осталось прежним, хотя это не было предусмотрено договором. Но бронерубку уменьшили, а кормовую сняли вообще, это дало еще минус 300 тонн. С орудиями главного калибра поступили вполне естественным способом, сама система размещения орудий при условии сохранения 6 орудий ГК подразумевала снятия только одной двухорудийной башни (в данном случае это была кормовая) массой 650 т.

Противоминная артиллерия также потерпела изменения, хотя далеко не сразу. 120 мм орудия оставались в составе вооружения по одной простой причине —  130 мм пушки были очень востребованы и Обуховский завод просто не успевал с заказами, только Сибирской флотилии требовалось для перевооружения авианесущих и легких крейсеров 54 орудия данного типа. Но даже старые пушки Виккерса подверглись «сокращению», частично из-за требований договора, а часть из них убрали для обустройства дополнительных помещений из-за нового учебно-штабного назначения корабля (например для оснащения адмиральского салона). В итоге из двадцати четырех 120 мм орудий в 1925 осталось только 12.

Что касается другой артиллерии то тут что могли, то творили. Еще из Кронштадта крейсер ушел с 76,2 орудиями Лендера, а когда же в  1929 году пришло время принимать на вооружение 100 мм универсалку Минизини (тогда еще итальянского производства) то и ей нашлось место, две установки поставили по бортам. Тогда же, наконец сняли зенитки Лендера, вместо которых на двухорудийной носовой и  двух кормовых одноорудийных башнях поставили по 37 мм автомату образца 1928 г.

Для снижения скорости было принято решение снять котлы 1 и 2 котельного отделения (заодно ликвидировали не нужную теперь носовую трубу), это также уменьшило водоизмещение на 400 т. Но тут случилась загвоздка, стандартное водоизмещение корабля уменьшилось на 3600 т. соответственно и осадка стала меньше почти на 80 см. Снятие «лишних» котлов теоретически давала полный ход чуть выше 17 уз, но это при старом водоизмещении, кроме того в процессе переоборудования оставшиеся 18 котлов перевели на нефтяное отопление (это оказалось дешевле с точки зрения логистики) и когда в мае 1924 года корабль вышел на испытания он умудрился разогнаться до 21 уз, этот факт скрыли и официально корабль посчитали соответствующим требованиям. Кстати на месте бывшего котельного отделения и частично батарейной палубе сформировали обширные помещения для курсантов (для штабных офицеров сделали салон на верхней палубе за кормовой трубой).

Кроме того еще на этапе проекта была поставлена задача увеличить боевые качества корабля, по сути единственный способ без нарушения договорных обязательств крылся в оснащении кораблей самолетами. В принципе один из крейсеров («адмирал Макаров») оснастили самолетом еще во время ремонта в Николаеве в 1920-1921 г.г. но тут решили увеличить количество самолетов, благо корма оказалась свободна. До катапульты еще не доросли, но на кормовой платформе поставили 2 гидросамолета разведчика (до 1926 года М-24, позднее МРЛ-2).  В новом виде «Рюрик», который получил название «Владивосток» вышел в море только весной 1925 года.

Учебно-штабной корабль «Владивосток».

Корабль был самый «ходовой» из всей флотилии, всю вторую половину 20-х годов он проходил, то под флагом командующего, то под флагом учебного отряда, при том его заносило в такие дали как Сидней и Перл-Харбор. В принципе он мог прослужить еще долго, если бы в мае 1932 не попал в навигационную аварию во время похода с гардемаринами у берегов Уссурийского края, в результате которой была серьезно повреждена носовая часть, которую уже «разворачивало» в годы первой мировой, и только близость берега, которая позволила посадить корабль на мель спасла корабль. Повреждения были очень серьезными и первоначально планировали вообще списать корабль, притом разобрать его частично вообще на месте, но в конце концов решили его перестроить в корабль береговой обороны.

В июне 1932 подвели два понтона, загерметизировали переборки и отпилили носовую часть на протяжении 35 метров, уже в таком виде его отбуксировали в док. Там в течении трех лет изготовили новую 24 метровую носовую часть с ледокольными подкреплениями. Что бы уменьшить осадку в носовой части сняли бортовые башни ГК, вместо них довели число двух орудийных 100-мм установок до 6, но вернули двухорудийную кормовую башню. Дополнительно срезали верхнюю палубу на юте, куда переместили кран, с возможностью подъема на площадку торпедные катера, вернули часть 152-мм плит бронепояса. Силовая установка так же изменилась — с корабля сняли турбины, которые были окончательно «разболтаны» и в целом были уже не нужны для корабля который не планировали гонять в открытое море.

Монитор «Лавина».

В новом виде корабль вошел в строй в 13.11.1936 году как морской монитор «Лавина».  Весной следующего года перешел в состав Камчатской дивизии разнородных сил. Участвовал в Курильской десантной операции, с 1946 исполнял обязанности несамоходной ПБ ПЛ 40-й бригады ПЛ и был списан только в 1957 году.

Характеристики кораблей

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account