Почему в «Тигре» немцы не сделали наклонную броню

17

Это один из самых популярных вопросов альтернативного танкостроения. Сколько у нас на сайте альтернативных Тигров с наклонной бронёй? Кто их считал. Но не один и не два. Однако, оказывается немцы не делали Тигр с наклонной бронёй не просто так. А почему вы узнаете из текста ниже.

Почему в "Тигре" немцы не сделали наклонную броню

Разрабатывать тяжелый танк прорыва (Durchburchwagen) немецкие конструкторы приступили еще до нападения на СССР. Были даже созданы два опытных экземпляра, но работы свернули. Немецкое руководство посчитало, что справиться с СССР в кратчайшие сроки уже имеющимся оружием.

Потом гитлеровские генералы оправдывались, что разведка прошляпила появление в СССР танков Т-34 и КВ-1. Однако тот же Т-34 немецкие офицеры видели на границе, когда обе страны демаркировали границу в Польше. Скорее всего, немцы просто не обратили внимания на танк, в пренебрежительно решив, что эти «дикие» русские неспособны противопоставить свою технику «немецкому гению».

Но уже бои 41 года показали – Германия ни в одной из стран еще не воевала. Война настоящая началась только в СССР.

Пришлось срочно реанимировать программу тяжелого танка. Конструкторы спешили – представление опытных образцов должно было произойти во дню рождения Гитлера, Фирер должен был получить дорогой подарок. Прототипы были представлены комиссии 20 апреля 1942 года. Из двух образцов был выбран танк фирмы Хеншель. Первые серийные машины сошли с конвейера завода в августе 42 года.

Содержание:

В чём смысл такой брони?

Первая модификация, которую в отечественной литературе обозначают как «Тигр 1» продержалась в производстве до 1944 года, когда ее сменил более совершенный «Тигр 2». Машина получилась весьма тяжелая, что создавало проблемы при преодолении большинства мостов. Модификация Ausf H-E имела массу 57 т.

Тигр 1 – один из самых известных танков Второй Мировой войны, он хорошо узнаваем благодаря характерной коробчатой форме. Толстые броневые листы установлены без рационального наклона. Толщина достигает:

  • лоб – 100;
  • верхняя часть борта – 80;
  • нижняя часть борта – 63 мм.

Наклон получила только корма: 8 градусов вверху и 48 – внизу. Толщина кормовой брони составляла 80 мм.

Даже башня имела овальную форму с вертикальной боковой броней. Лоб у нее был защищен 100 мм плитой, а бока были выполнены из гнутой брони с сечением 80 мм. Также лобовую часть башни прикрывала орудийная маска с толщиной 90-200 мм.

Почему немцы не использовали стандартные углы наклона?

Известно, что наклон брони позволяет лучше бороться с попаданием бронебойных снарядов. Тут не надо быть инженером, чтобы понять, что по наклонной снаряд будет «уходить» в направлении этого угла. Из-за наклона броня для них становится толще, что приводит к увеличению рикошетов.

Однако немцы практически до 44 года придерживались английской схемы бронирования из вертикально установленных плит. Причин было несколько.

№4 Причина

Выпускаемые до Тигра немецкие танки также имели броню без наклона. Немцы отработали эту схему, продолжая пользоваться ей в силу привычки.

Кроме того, перед конструкторами была поставлена задача разработки тяжелого танка в кратчайшие сроки. Чтобы уложиться в установленное время инженеры использовали старые, проверенные решения.

№3 Причина

Для производства танковой брони Германия использовала поставки руды из Швеции. Из-за того, что Балтийский флот оказался заперт в Ленинграде, перерезать морские пути было практически невозможно. Шведская железная руда и сейчас считается одним из лучших из-за естественного содержания полезных легирующих элементов. Сталь из нее получалась прочная и вязкая. Немцы добавляли в хром и молибден, получая катанную хромомолибденовую броню.

По мнению британцев, чтобы броня их танков соответствовала по качеству немецкой, им бы пришлось усилить толщину на 10-20 мм. Немцы были уверенны – русским нечего противопоставить броне Тигра.

№2 Причина

Многие посетители танковых музеев поражаются – Тигр вблизи оказывается не таким и большим. Немецким конструкторам нужно было разместить в забронированном объеме 5 членов экипажа и как можно больше боезапаса. Часть пространства отнимал казенник 88-мм пушки.

Без наклонной брони в танке помещался довольно большой экипаж, причем ему было куда просторнее, чем в советских танках, 92 снаряда к пушке, 5100 патронов к 2 или 3 пулеметам.

№1 Причина

Толстые броневые листы из катанной хромомолибденовой стали на танке соединялись в шип, затем соединялись двойной сваркой снаружи и изнутри. В случае установки плит под наклоном нужно было осваивать более глубокую сварку. Например, если угол наклона деталей составляет 60%, то глубина сварочного шва должна быть увеличена на 20%, что автоматически означало замедление темпов производства броневых коробок.

В СССР также столкнулись с этой проблемой, но смогли ее решить, внедрив автоматическую сварку, новые флюсы. Благодаря академику Паттону советские сварщики продвинулись дальше в освоении технологии, чем немцы.

К 1944 году немцы также смогли освоить глубокий провар, что обернулось поставкой на фронт танков с наклонной броней: Тигров II и Пантер.

Насколько эта броня была эффективной в реальном бою?

Как показали бои, применение коробчатой брони оказалось ошибкой. Танк поражался из советской пушки ЗиС-3 ладе в лоб. Бронебойный снаряд пробивал лоб Тигра с 500 м, а борта и кормы даже с 1500 м.

Из-за уязвимости первого Тигра немцам срочно пришлось осваивать производство Tiger II (он же «Королевский тигр или Panzerkampfwagen VI Ausf. B), броня которого уже была выполнена с рациональными углами наклона.

Немцы планировали использовать Тигр в первую очередь, как противотанковую систему. Находясь в укрытии, Тигр мог издалека поражать советскую бронетехнику из своего орудия, пользуясь качественной оптикой и большой дальностью выстрела 88-мм орудия.

Однако русские войска довольно быстро нашли средства борьбы с очередным немецким чудо-оружием. Одним из них стали ПТАБы – кумулятивные бомбы, которыми сотнями сбрасывались штурмовиками. Тонкая верхняя броня ими легко пробивалась и кумулятивная струя поражала экипаж и боезапас.

Борьбой с Тиграми занимались и тяжелые советские самоходные орудия: СУ-100, Су-122, Су-152, танки ИС-2. Мощный фугасный снаряд, падая рядом, порой переворачивал Тигр, несмотря на его высокую массу. Даже если снаряд не пробивал броню, то выводил из строя двигатель, механизмы, обездвиживая машину.

Источник — https://dzen.ru/a/ZxDtZnFd4nnq3Tzy

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account