Как погибают корабли. Гибель линкора «Конго»

16

Корабли, как и люди, – каждый имеют свою судьбу. Судьба же грозных морских исполинов – линейных кораблей практически всегда легендарна. Герой нашей статьи линкор «Конго» – яркое подтверждение данного правила. Да, мы помним, что изначально этот корабль был построен как линейный крейсер, но к закату своей карьеры (боевого пути) он был классифицирован как «линкор».

Так сложилось, что «Конго» стал последним боевым кораблем, построенным за пределами Японии, ярким представителем класса линейных крейсеров. И хотя Первая мировая война прошла для него стороной, во Второй мировой для линкора выходных дней не было. Он принимал участие в ней с первого дня и до своей гибели в 1944 году. В период боевых действий корабль отразил множество атак вражеской авиации, пережил не одну морскую битву и атаку подводных лодок. Однако 21 ноября 1944 года пути соединения кораблей (которое состояло из линкоров «Ямато», «Нагато», «Конго», легкого крейсера «Яхаги», двух эскортных авианосцев и четырех эсминцев) и подводной лодки USS Sealion (SS-315) класса «Балао» пересеклись.

Линейный корабль "Ямато" в бою

Линейный корабль «Ямато» в бою

Для справки: Подводная лодка SS-315 «Силайон» («Sealion») принадлежала к типу «Балао», имела водоизмещение подводное – 2410 т (надводное – 1526 т), мощность ЭУ- 5400 л.с.(ДГ)/2740 л.с. (ЭД), дальность – 11000 (10)/96 (2) миль, экипаж – 60 человек. Вооружение: 10-533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых), запас торпед – 24, 1х1-127/25 орудие, 1-40-мм «Бофорс», 1-20-мм/70 «Эрликон».

Подводная лодка "Силайон" (тип "Балао")

Подводная лодка «Силайон» (тип «Балао»)

В этот период (осень 1944 года) японские крупные боевые соединения редко проявляли боевую активность, что «вынуждало» американские подводные лодки проявлять настойчивость в их поиске и атаке. Крупные японские корабли редко действовали в районе Голландской Ост-Индии и Южно-Китайском море, в тоже время по расчетам американских «стратегов» предполагалось, около острова Лусон могут действовать корабли японского флота, оказывающие поддержку армии на север­ном побережье Филиппинских островов. При этом самыми лучшими районами боевых действий (с точки зрения наличия цели) в это время были воды острова Формоза и Восточно-Китайского моря. Уцелевшие корабли 2-го японского флота, за исключением тех, которые остались в Сингапуре, поспешно отходили на север от порта Бруней. В составе одного такого соединения шел линейный корабль «Ямато» и линейные корабли «Нагато», «Конго» и «Харуна». Самый безопасный путь для них лежал через Формозский пролив и Восточно-Китайское море – путь, который в свое время связывал империю с завоеванными ею южными территориями.

Линейный корабль "Нагато", ему повезло больше "Конго"

Линейный корабль «Нагато», ему повезло больше «Конго»

Район между Формозой и Кюсю был опасен для американских подводных лодок. На подступах к северной части Восточно-Китайского моря американские подводные лодки Тихоокеанского флота патрулировали уже давно. Реже американские подводные лодки действовали в южной части Восточно-Китайского моря, в водах, омывающих северное побережье Формозы. Доступ в эти воды был затруднителен. К западу от этого района лежали берега оккупированного японцами Китая, а к востоку от него имелось огромное минное поле, простиравшееся почти на всем пути от Формозы до острова Кюсю. В южной части Восточно-Китайского моря подводная лодка оказывалась зажатой между береговой линией на западе и минными полями на востоке. Этот район был не самым удобным местом для боевых действий, но в нем можно было перехватить японские крупные корабли, которые должны были возвращаться в свои воды. Не удивительно, что американские ВМС отправили туда подводную лодку «Силайон».

1 ноября «Силайон» (иногда эту лодку обозначают как «Силайон 2») покинула Перл-Харбор, отправляясь в третий боевой поход. Это была довольно современная подводная лодка, а ее команда и командир были достаточно подготовленными подводниками и уже имели боевой опыт.

Подводная лодка "SS-315" - победитель "Конго"

Подводная лодка «SS-315» — победитель «Конго»

Согласно Теодора Роско («Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне») «… 21 ноября в 0 ч. 20 мин. «Силайон» патрулировала в надводном положении в 40 милях к северу от Формозы в Восточно-Китайском море. Командиру лодки доложили об обнаружении противника при помощи радара: «Две цели по очертаниям походят на линейные корабли, а две другие напоминают тяжелые крейсера! Корабли идут курсом 0°. Скорость 16 узлов. Идут постоянным курсом!»»

Командиру американской ПЛ повезло -ночь была безлунной, волнение на море прекратилось, и на дистанции 1400 м видимость была хорошая. С японским соединением был был установлен хороший контакт: судя по данным радара, лодка встретила оперативное соединение. Американцам удалось довольно хорошо идентифицировать корабли: «… корабль, который по размеру походил на КР, шел во главе колонны. За ним следовали два линейных корабля. Последним шел еще один КР. С левого борта линейные корабли охранялись КР и эскадренным миноносцем. С правого – двумя эскадренными миноносцами…» .

Линейный крейсер "Конго" после ввода в строй

Линейный крейсер «Конго» после ввода в строй

Подводная лодка увеличила скорость и пошла на сближение в надводном положении, используя радар, надеясь подойти незамеченной и предпринять неожиданную атаку. Определив курс, командир лодки решил, что перед ним один из отрядов кораблей, принимавших участие в бою за залив Лейте, и теперь японские корабли направляются в Сасебо. Командир «Силайон» взял курс на запад и атаковал соединение противника.

Атака по таймингу, представленному Т.Роско.

В 1.46. подводная лодка была с правого борта почти, на траверзе корабля противника. Через час «Силайон» вышла в голову колонны кораблей, и командир решил атаковать второй корабль в колонне, то есть ближайший линейный корабль. Но атака чуть не сорвалась — пока лодка маневрировала, занимая боевую позицию, головной крейсер прошел мимо, а между лодкой и японскими линкорами появился эсминец охранения.

В 2.56., когда эсминец прошел линию прицеливания, командир лодки выпустил по линкору с дистанции 2750 м шесть торпед из носовых торпедных аппаратов. После того, как последняя торпеда была выпущена, командир развернул лодку вправо, и ее кормовые ТА оказались направленными на второй линкор, который шел в кильватер первому.

В 2. 59. с дистанции 2 850 м был произведен залп тремя торпедами по второму кораблю.

Через 60 сек. с мостика ПЛ был замечен взрыв трех торпед, выпущенных в первый линкор, секундой позже было установлено, что одна торпеда попала и во вторую цель. В это время противник был за кормой у лодки, и она на предельной скорости стала уходить на запад. Между тем японские эсминцы начали поиск лодки в восточном направлении. Вдали были слышны глухие разрывы глубинных бомб. Через десять минут «Силайон» уже находилась на расстоянии 7200 м к западу от японского оперативного соединения. Командир лодки приказал замедлить ход и следовать параллельно курсу противника, перезаряжая ТА, то есть он решил продолжить атаку японского соединения.

По данным Т.Роско: «… корабли противника шли со скоростью 18 узлов, и командир лодки сожалел, что торпеды выпущены с установкой на глубину хода 2,5 м. Очевидно, торпеды только повредили броневой пояс линейных кораблей; необходи­мо было провести новую атаку. Это было нелегко сделать, когда цели двигались со скоростью 18 узлов. Кроме того, положение подводной лодки осложнялось еще и тем, что поднялся сильный ветер, вода перекатывалась через мостик и попадала в центральный пост через люк боевой рубки; следовало бы идти с меньшей скоростью, но это не обеспечивало сближение с противником….»

Лодка шла в надводном положении на предельной скорости, стараясь не отстать от японского соединения, но вскоре пришлось снизить скорость до 17 узлов, так как дизели уже не могли выдерживать такой нагрузки.

Линкор "Конго", 1937 год

Линкор «Конго», 1937 год

Но как иногда бывает, американской подводной лодке «подыграл» сам противник. Почти через два часа после первой атаки, примерно в 4.50, наблюдатели на подводной лодке заметили, что японские корабли начали разделяться на две группы. По наблюдениям командира подводной лодки, японский крейсер, линкор и еще один крейсер в кильватерной колонне выдвинулись вперед. Вторая группа в составе двух эсминцев и поврежденного линейного корабля двигалась за первой колонной со скоростью 12 узлов. Это было весьма кстати — «Силайон» могла снова атаковать, если бы ей удалось подойти незамеченной к противнику. Командир ПЛ двинул свою лодку в голову колонны. К этому времени погода испортилась, на море начинался шторм.

Американской подводной лодке потребовалось около 20 минут ,чтобы занять удобное для атаки место — в 05.12 «Силайон» была готова к для нанесения повторного удара. Линейный корабль и сопровождающие его эскадренные миноносцы застопорили ход. Подводная лодка снизила скорость, развернулась и с дистанции 15500 м (удивительно, но так у Т.Роско) начала торпедную атаку. На этот раз американцам не повезло — учитывая дистанцию, состояние моря и условия атаки — торпеды не попали в цель (правда нигде конкретно не указывается, что был пуск торпед), но атакованный ими японский линкор взорвался!

По Т.Роско: «… вскоре раздался страшный взрыв. Свет пламени проник в рубку. Затем налетела взрывная волна, от которой захватило дыхание и которая накрыла лодку словно вакуумным колпаком. Лодка содрогнулась, как будто ее встряхнули гигантской рукой. …Наконец, с мостика крикнули: «Поврежденный нами линейный корабль взорвался!»

Как сейчас известно, противником американской подводной лодки стал линкор «Конго», который шел головным в японском отряде, причем американские подводники его идентифицировали как тяжелый крейсер. «Конго» был поражен торпедами из первого залпа, причем его положение сразу стало достаточно тяжелым. В результате взрыва были затоплены два котельных отделения (№6, 8), из-за поступления воды появился крен на левый борт (15 градусов). Однако корабль не потерял ход, двигаясь со скорость 11 узлов, а его экипаж продолжил бороться с повреждениями и пожарами. Кстати, одна из торпед, выпущенных из кормовых аппаратов «Силайон», попала не в линейный корабль, а в эскадренный миноносец «Уракадзе», который также затонул.

Вскоре японское соединение разделилось: «Ямато», «Нагато», крейсер «Яхаги» и эсминец продолжили переход, а с «Конго» остались два эсминца. Однако вскоре, в 5.20 линкор остановился, а в 5.24 раздался сильный взрыв — линейный корабль «Конго» затонул после взрыва погребов боезапаса. Вместе с кораблем погибло 1 200 человек, в том числе командир 3-й дивизии линкоров и командир корабля. Эсминцами охранения было спасено 237 человек, которых доставили в Куре. Место гибели – точка с координатами 26°09’N,121°23’E, в 60 милях севернее Имлинга (остров Формоза). 20 января 1945 года корабль вычеркнули из списков флота.

Интересно ,что даже после третьей атаки подводная лодка направилась параллельным курсом, пытаясь догнать и зайти в голову уходящим на север кораблям (как указывает Т.Роско). Но в этот раз ей это не удалось — плохая погода мешала идти полным ходом, и лодка была вынуждена прекратить преследование (интересно, что для этого Т.Роско привёл достаточно много причин).

Линейный корабль "Конго"

Линейный корабль «Конго»

Такова официальная версия гибели линкора «Конго». Как отмечено на сайте, посвященной подводной лодке SS-315 (в комментариях укажу), на четырех торпедах, которые были выпущены из торпедных аппаратов «Силайон» были написаны имена четырех моряков, которые погибли на подводной лодке SS-195 «Силайон» (тип «Селмон») три года назад, в декабре 1941 года.

Уважаемые друзья, очень хорошо, что вы присоединились к обсуждению, хотя многие из вас довольно резко высказались в мой адрес. Однако при всей абсурдности рассматриваемой ситуации, имеется ввиду дистанция атаки — 15500 м, это не моя ошибка, а скорее «провокация», целью которой было узнать только ли я один ставлю под сомнение данные приведенные уважаемым американским автором. Поэтому привожу скриншот из книги Т.Роско «Американские ПЛ во ВМВ. Глава 23, стр.538, где приведены эти данные. К сожалению, других подтверждений я не встречал, а до этого никто не ставил под сомнение эти цифры, которые распространяются по источникам.

Автор однозначно указывает, что американские подводники начали торпедную атаку и ждали результатов, судя по тексту. О начале атаки говорит в своих воспоминаниях и всеми известный Ч.Локвуд, командовавший подводными силами в Тихом океане в своей книге «Топи их всех».

В любом случае, для «Конго» это ничего не меняет. С другой стороны, мы получили пример того, что нельзя верить всему, что пишут в мемуарах, воспоминаниях и даже отчетах о боевых действий. Но ведь иных источников нет, сори.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/navygaming/kak-pogibaiut-korabli-gibel-linkora-kongo-5f59953f55f5fd69c08f48c2

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account