75-мм авиапушка ВК 7.5
И снова Рейнметалл. Авиапушка ВК 7.5
Практически одновременно с 50-мм пушкой ВК 5 на фирме Рейнметалл Борзиг приступили к разработке еще более мощной артсистемы калибра 75 мм. Если главной идеей разработки 50-мм пушки было желание поражения вражеских бомбардировщиков за пределами дальности действия их оборонительного оружия, то 75-мм пушку рассматривали как оружие для штурмовых операций.
Идея размещения пушки такого калибра на самолете, в общем-то, была не нова, но те же американцы, еще с предвоенного времени экспериментировавшие с установкой 75-мм орудий на бомбардировщики, все же за базу брали относительно маломощные танковые короткоствольные орудия. Немцы же, во времена 3-го Рейха склонные к гигантомании, за базу для разработки взяли самое мощное из имеющихся на тот момент в их арсенале орудий – новейшую противотанковую пушку PaK 40 с длиной ствола в 46 калибров. Это полуавтоматическое орудие с горизонтальным клиновым затвором, также разработанное в концерне Рейнметалл Борзиг перед самой войной, было запущено в серию в начале 1942 года. Пушка использовала очень мощные унитарные патроны 75×714R различной номенклатуры, эффективные против любых современных танков союзников по антигитлеровской коалиции.
Сложно сказать, почему немцы не стали использовать в качестве базы для проекта укороченные танковые пушки KwK 40, использовавшие менее мощные патроны 75×495R, более подходящие для вооружения самолета. Скорее всего тут тоже сыграла роль склонность к гигантомании — «уж если создавать вундерваффе, то самое-самое». Но факт остается фактом, что в начале 1942 года проект авиационной системы на базе противотанковой пушки получил обозначение PaK 40L – то есть для Люфтваффе. Позднее название было изменено на BK 7.5, где за литерами «BK» скрывалось слово «Bordkanonen», то есть «бортовая пушка»: так в Германии было принято обозначать артиллерийские системы, изначально разработанные не для авиации и лишь модернизированные для установки на самолеты, в отличие от чисто авиационных МК – Maschinenkanone.
Конструктивно пушка представляла собой классическое орудие-полуавтомат с длинным откатом ствола. Ствол — моноблок, состоял из трубы с дульным тормозом и казенника, надетого на трубу и укрепленного на ней соединительной муфтой. Затвор горизонтальный клиновой полуавтоматический. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический.
От танковой пушки было заимствовано лишь электрическое воспламенение электрозапальной втулки C/22 или C/22 St, которая устанавливалась в штатный патрон вместо капсуля.
Пневматический автомат заряжания в целом повторял конструктивно использованный на 50-мм пушке ВК 5, при помощи пневмоцилиндра, который досылал патрон в патронник пушки. Однако схема боепитания существенно отличалась и варьировалась в зависимости от носителя, на который пушка устанавливалась.
Одним из первых проектов, на который планировалось установить орудие, был бомбардировщик Юнкерс Ju-88.
Еще летом 1942г. Ju.88А-4, оснащенный танковой 50-мм пушкой КwК-39, проходил испытания под обозначением Ju.88Р-V1. Пушка устанавливалась в большом обтекателе под фюзеляжем, из-за чего самолет во время испытаний в Бернбурге прозвали "де дикке Бeрта" — "толстая Бeрта". Hижняя гондола была снята, а за обтекателем была оборудована нижняя стрелковая установка с парой пулеметов МG-81. Пушка, установленная под некоторым углом вниз, имела ручное заряжание, а ее ствол выступал на полтора метра за фюзеляж. Первоначальные полеты позволили добиться более серьезного испытания в Рогтентхине — филиале испытательного центра в Рехлине. Там с самолета обстреливались трофейные Т-34. Испытания были относительно успешными, и была заказана небольшая серия. Самолет получил обозначение Ju.88P-1 и отличался отсутствием остекления в носовой части и новой 75-мм пушкой РаK-40 также с ручным заряжением.
Испытания выявили, что самолет в принципе способен летать и стрелять, и вскоре на Ju.88V-54 (WerkNr. 1881) была установлена пушка ВК 7,5, оснащенная электропневматической системой автозарядки, для чего над казенной частью была смонтирована обойма на 10 патронов. Правда обычно в нее загружали только 8 патронов плюс один в казеннике орудия. В полете в обойму можно было догружать еще патроны, чем занимался стрелок нижней задней пулеметной турели. Кроме патронов в обойме носимый боекомплект самолета составлял 7 патронов. Механизм автоматической зарядки позволял достичь технической скорострельности около 30 выстр/мин., хотя реально за один заход можно было сделать не более двух выстрелов. Первый делался с высоты порядка 300 м с дистанции 450 м. в пологом пикировании, второй — с высоты 80 м. Для прицеливания использовался стандартный рефлекторный прицел Revi C/12D, мало подходящий для стрельбы на большие дистанции.
Войсковые испытания нескольких выпущенных серийных Ju.88P-1 проходили осенью 1943 года на центральном участке Восточного фронта в подразделении Versuchskommando fur Panzerbekamfung. Как показали первые бои, скорострельность пушки ВК 7,5 была настолько низкой, что за одну атаку пилот успевал сделать не более двух выстрелов, хотя обычно даже одного прямого попадания было достаточно для того, чтобы поджечь любой танк. Вскоре несколько Ju 88P-1 поступили на вооружение строевого подразделения Panzerjager Staffel 92, вошедшего в состав третьей группы первой бомбардировочной эскадры «Гинденбург» (III/K.G. 1 Hindenburg).
Ввиду того, что информация по боевому применению Ju 88P-1 практически отсутствует, можно сделать вывод, что успехи их были весьма скромными. Известно, что при установке орудия на Юнкерс возникли проблемы, как водится, там, откуда не ждали. Для снижения отдачи штатный дульный тормоз пушки PaK 40 заменили на более эффективный, удлиненный с большим количеством газоотводных отверстий, отводящих избыточные дульные газы в стороны. Однако, оказалось, что при этом газоотводные отверстия орудия оказались как раз в плоскости винтов, деревянные лопасти которых, мало того что постоянно подвергались воздействию потоков раскаленных газов, так на определенных частотах оборотов входили в резонанс с расходящимися звуковыми волнами от выстрела пушки, давали трещины и тривиально ломались.
Разработчики перепробовали различные формы и расположения дульных тормозов и остановились на оптимальном. Окончательная конструкция дульного тормоза представляла собой «сплющенную» трубу с девятью отверстиями различного диаметра, соизмеримого с калибром орудия. При этом дульный тормоз располагался на пушке так, что газоотводные отверстия были направлены под углом примерно в 45 градусов вверх/вниз от плоскости крыла. Тем не менее, это, хотя и снижало эффект резонанса и воздействия дульных газов на лопасти, но по прежнему не снимало проблему полностью. Ввиду этого, по крайней мере на части выпущенных Ju 88P-1, деревянные лопасти были заменены композитными, а экипажам рекомендовалось при стрельбе из пушки держать строго определенное чисто оборотов двигателя — порядка 1800 об / мин.
Впоследствии от использования орудия ВК 7.5 на штурмовых Юнкерсов отказались, предпочтя на последующих субмодификациях «Р» заменить их на менее мощные, но зато не такие эксцентрические и более скорострельные ВК 3.7 и ВК 5.
Таким образом, на пушке ВК 7.5 в начале 1944 года можно было бы поставить жирный крест, вспоминая о ней лишь в контексте одного из образцов «чудо-оружия» 3-го Рейха. Но о ней вспомнили в самом конце войны, использовав как основное наступательное вооружение штурмовиков Хеншель Hs 129.
Появление на фронте новых советских тяжелых танков ИС-2 и средних Т-34-85 с усиленным бронированием послужило поводом для создания самого мощной модификации штурмовика Hs 129B-3/Wa, которого и вооружили пушкой ВК 7.5. Специально под носитель был разработан новый лафет, облегченный дульный тормоз, пневматический автомат заряжания и барабанный механизм на 12 снарядов. Масса всей установки на самолете составляла свыше 700 кг. Конструкцией предусматривался аварийный сброс контейнера вместе с пушкой. Одного попадания бронебойного снаряда пушки ВК 7.5 было достаточно, чтобы вывести из строя любой советский танк. Во время полигонных испытаний снаряды устойчиво пробивали броню башен не только "тридцатьчетверок" последних версий, но и тяжелого танка ИС-2. Считалось, что новый штурмовик в боевых условиях будет способен успешно поражать советские танки всех типов с дистанции стрельбы порядка 1000 м. В этой связи на штурмовик вместо коллиматорного прицела Revi С12/С установили телескопический ZFR 3В. Пушки MG 151/20 в этом варианте снимались, но пулеметы MG 17 оставили для пристрелки.
Первые три экземпляра штурмовиков с 75-миллиметровыми пушками в июле 1944 года прибыли на полигон Тарневиц для испытательных стрельб по трофейным советским танкам. Результаты испытаний привели немцев в восторг. Даже стандартный фугасно-бронебойный 6.8-кг снаряд 75×714R, с начальной скоростью 732 м/с с 500 метров по нормали пробивал 132-мм броню. Под углом 60° с той же дистанции пробивалась 104-мм бронеплита. Композитный облегченный снаряд массой 3.18 кг с начальной скоростью 990 м/с при тех же условиях пробивал 154 и 115 мм соответственно. Композитные 75-мм снаряды Hartkernmunition ограниченно использовались в противотанковых пушках РaK-40, но, вероятнее всего, из-за дефицита вольфрама в конце войны на вооружение штурмовых авиационных частей не поступали. Но даже при этом для орудия ВК 7.5 оказалась уязвима даже лобовая броня любых советских танков – и Т-34-85, и даже тяжелых ИС-2.
Однако испытательные полеты показали, что Hs 129B-3/Wa едва держится в воздухе, а максимальная скорость не превышает 250 км/ч. Наличие большого обтекателя пушки сильно снижало путевую устойчивость штурмовика. В сравнении с предыдущими вариантами пилотирование нового "хеншеля" усложнилось еще более. Поскольку ствол пушки находился примерно на один метр ниже продольной оси, проходящей через центр тяжести самолета, то вследствие большой отдачи пушки при стрельбе в воздухе возникал сильный пикирующий момент, и появлялась раскачка машины в продольной плоскости. Введение поправок в прицеливание после каждого выстрела было делом очень трудным, поэтому прицельным мог быть только один выстрел – первый, хотя темп стрельбы пушки 30 выстр/мин теоретически позволял произвести за один заход четыре выстрела. Но несмотря на столь плачевные результаты испытаний, было решено запустить новый штурмовик в серийное производство. Главное — наконец-то получен самолет, способный реально бить советские танки! Новый штурмовик получил индекс Hs.129B-3/Wa и неофициальное прозвище «консервный нож» (Buchsenoffner).
В течение июля-октября 1944 г. немцы сумели выпустить примерно 25 самолетов этого типа, которые были направлены на Восточный фронт. Имеются сведения, что в конце октября первые серийные Hs 129B-3/Wa поступили в 13.(Pz)/SG9. Несколько позже новые "хеншели" поступили и в 12.(Pz)/SG.9, но в связи с тем, что 12-я эскадрилья 1 января 1945 г. была пересажена на "Фокке-Вульфы", "консервные ножи" были переданы в 10. и 14.(Pz)/SG9. Подробная информация о боевом применении Hs.129B-3/Wa отсутствует. Известно, что эти две эскадрильи были задействованы в боях на Зееловских высотах и даже записали на свой счет девять советских танков, включая два тяжелых ИСа, уничтоженных в 14-ти атаках, но насколько правдива эта информация ввиду полного господства в воздухе советской авиации на тот период, остается за кадром.
Еще одним самолетом, на котором устанавливалась пушка BK 7.5, как и ее полуавтоматический прототип PaK 40 был тяжелый бомбардировщик Хейнкель He 177, пушечную версию которого хотели использовать в качестве гигантского штурмовика при подавлении советской ПВО в районе Сталинградского котла. На пяти бомбардировщиках в субмодификации He 177 A-3/R5 были смонтированы пушечные установки, размещенные на месте нижней носовой гондолы. Кроме 75-мм пушек ВК 7.5 и PaK 40 с ручным заряжением на Хейнкелях также испытывали 50-мм ВК 5. Эти монстры получили неофициальное название «Сталинградтип», но к тому времени, как они были готовы, окруженная в Сталинграде 6-я армия Паулюса капитулировала и работа потеряла смысл. В результате эти эрзац-штурмовики были ремодернизированы обратно в бомбардировщики.
В пушке ВК 7.5 могла использоваться вся номенклатура боеприпасов, применимая в противотанковом орудии PaK 40, при условии замены капсуля ударного действия на электрозапальную втулку C/22 или C/22 St.:
— Осколочно-фугасный трассирующий обр.34 Sprgr.34 массой 5.74 кг, содержащий 680 гр. Тротила, с начальной скоростью 550 м/с;
— Бронебойно-трассирующий обр.39 Pzgr.39 массой 6.8 кг, содержащий 20 гр. пентрита, с начальной скоростью 732 м/с;
— Бронебойно-трассирующий подкалиберный обр.40 Pzgr.40 массой 4,15 без взрывчатки, с начальной скоростью 933 м/с.
Калибр, мм | 75 |
Тип автоматики | Длинный откат ствола+электропневматика |
Темп стрельбы, выст/мин | 30 |
Начальная скорость снаряда, м/сек | 550 (Осколочно-фугасный) |
Масса орудия, кг | 705 |
Масса ствола с затвором | 470 |
Длина орудия, мм | 6105 |
Длина ствола, мм | 3920 |
Длина ствола без дульного тормоза | 3450 |
Тип патрона | 75×714R |
Ёмкость магазина | 9 или 12 патронов |
Масса снаряда, кг | 5.74 (Осколочно-фугасный) |
Масса патрона, кг | 9.1 — 11.9 |