42-цилиндровый авиационный двигатель Mathis Vega. Франция

4

Эмиль Э. К. Матис (Émile E. C. Mathis) был французским агентом по продаже автомобилей, который в 1910 году начал выпускать автомобили под своим собственным именем. Матис жил в Страсбурге, который в то время был частью Германии. Автомобили компании Mathis начал пользоваться успехом незадолго до Первой мировой войны. После начала войны Эмиль Матис был призван в немецкую армию. Поскольку он хорошо разбирался в автомобилях, Эмиль Матис был отправлен в Швейцарию для закупки грузовиков и других предметов снабжения. Эмилю Матису была выделена значительная сумма денег для этой сделки, и он воспользовался возможностью дезертировать из немецкой армии и сохранить деньги. Когда Германия потерпела поражение, Эмиль вернулся в Страсбург, который к этому времени стал французским городов на границе с Германией, и возобновил производство автомобилей.

В 1937 году компания Mathis приступила к проектированию авиационных двигателей. Для этой цели было основано новое подразделение компании Société Mathis Aviation с офисом в Париже и заводами в Страсбурге и Женвилье (Gennevilliers). В основном это были те же предприятия, что и занимавшиеся производством автомобилей; автомобили разрабатывались в Страсбурге, а авиационных двигателей – в Женвилье, недалеко от Парижа. Раймон Жорж (Raymond Georges) был техническим директором, отвечающим за авиационные двигатели. Компания Mathis начала свою деятельность в области авиационных двигателей с довольно амбициозной модели Vega.

Историю создания двигателя Mathis Vega можно проследить до 1935 года, когда министерство авиации Франции стремилось получить мощный авиационный двигатель с диаметром цилиндров 125 мм или меньше. Mathis Vega представлял собой 42-цилиндровый рядно-радиальный авиационный двигатель. Двигатель жидкостного охлаждения имел семь блоков цилиндров по шесть цилиндров в каждом. Изготовленные из алюминия блоки цилиндров имели головку, отлитую с блоком как единое целое. К блоку цилиндров были привинчены стальные гильзы цилиндров. Каждый цилиндр имел один впускной клапан и один выпускной клапан с натриевым охлаждением. Единственный верхний распределительный вал приводил в действие клапаны каждого блока цилиндров. Распределительные валы приводились в действие от передней части двигателя. Распределители, приводимые в действие распредвалами, были установлены в передней части каждого блока цилиндров и приводили в действие по две свечи зажигания в каждом цилиндре. Свечи зажигания располагались на противоположных сторонах цилиндра. Картер двигателя, состоявший из двух частей, был изготовлен из алюминия.

развивавший большую мощность 42-цилиндровый рядно-радиальный авиационный двигатель Mathis Vega. Обратите внимание на распределители, приводимые в действие распределительными валами, расположенными в передних частях каждого блока цилиндров

развивавший большую мощность 42-цилиндровый рядно-радиальный авиационный двигатель Mathis Vega. Обратите внимание на распределители, приводимые в действие распределительными валами, расположенными в передних частях каждого блока цилиндров

В передней части двигателя находился планетарный редуктор с передаточным числом 0,42 (вал воздушного винта вращался с частотой, которая составляла 42% частоты вращения коленчатого вала двигателя). В задней части двигателя находился односкоростной одноступенчатый нагнетатель, частота вращения крыльчатки которого в 5,53 раза превышала частоту вращения коленчатого вала двигателя. Единственный двухкамерный карбюратор с нисходящим потоком подавал топливо в нагнетатель. Семь впускных коллекторов отходили от корпуса нагнетателя и подавали топливовоздушную смесь в левую часть каждого блока цилиндров. Отдельные выхлопные патрубки были установлены с правой стороны каждого блока цилиндров. К задней части корпуса нагнетателя был прикреплен водяной насос жидкости системы охлаждения двигателя с семью выходами – по одному на каждый блок цилиндров.

Mathis Vega был относительно компактным двигателем. Обратите внимание на расстояние между выпускными отверстиями на блоках цилиндров. Предполагается, что различные выпускные коллекторы должны были быть спроектированы в зависимости от того, как двигатель будет установлен на самолете

Mathis Vega был относительно компактным двигателем. Обратите внимание на расстояние между выпускными отверстиями на блоках цилиндров. Предполагается, что различные выпускные коллекторы должны были быть спроектированы в зависимости от того, как двигатель будет установлен на самолете

двигатель Mathis Vega, вид сзади. На снимке хорошо видны впускные коллекторы, единственный карбюратор и водяной насос с семью выходами. На бумаге Vega представляла собой легкий и мощный двигатель, но никаких сведений о его надежности найдено не было

двигатель Mathis Vega, вид сзади. На снимке хорошо видны впускные коллекторы, единственный карбюратор и водяной насос с семью выходами. На бумаге Vega представляла собой легкий и мощный двигатель, но никаких сведений о его надежности найдено не было

Двигатель Mathis Vega имел диаметр цилиндра 125 мм и ход поршня 115 мм. Общий рабочий объем этого 42-цилиндрового двигателя составлял 59,3 литров; степень сжатия 6,5. Двигатель Mathis Vega имел диаметр 1,07 метра и длину 1,52 метра. Министерство авиации Франции с большим энтузиазмом отнеслось к этому двигателю и оплатило его разработку и изготовление двух прототипов. Первый экземпляр двигателя был известен под обозначением 42A, и его первые запуски состоялись 1938 году. Двигатель 42A развивал мощность 2300 л.с. (1715 кВт) при 3000 оборотах в минуту и 3000 л.с. (2237 кВт) при 3500 оборотах в минуту. Масса двигателя составляла 1250 кг. Сообщается, что были изготовлены два экземпляра двигателя, а также его полномасштабная модель. Неясно, сколько испытаний было проведено, но некоторые источники указывают, что этим двигателем был оснащен самолет-летающая лаборатория, который с этим мотором налетал 100 часов. К сожалению, подробности испытаний двигателя и самолета, на котором он был установлен, не были найдены.

на снимке, сделанном в 1939 году, Раймон Жорж смотрит на двигатель Vega, установленный на испытательном стенде. Трубы, расположенные под двигателем, забирают от него горячую воду

на снимке, сделанном в 1939 году, Раймон Жорж смотрит на двигатель Vega, установленный на испытательном стенде. Трубы, расположенные под двигателем, забирают от него горячую воду

Усовершенствованная версия, получившая обозначение 42B, находилась на стадии разработки, когда немцы в мае 1940 года начали свое наступление. На время войны программа двигателей Vega была эвакуирована из Женевилье и спрятана в Пиренейских горах на юге Франции. Полагая, что немцы не забыли его дезертирство и нецелевое использование средств во время Первой Мировой войны, Эмиль Матис в 1940 году бежал в Соединенные Штаты.

В 1941 году Эмиль Матис в Нью-Йорке основал компанию Matam Corporation, которая занималась производством боеприпасов для ВМС США. В октябре 1942 года Эмиль Матис предложил двигатель Vega для ВВС армии США (US Army Air Force – USAAF) и указал, что у него есть чертежи двигателя и что прототип двигателя был спрятан в Лионе, Франция. Эмиль Матис также заявил, что версией двигателя без наддува можно будет оснащать скоростные катера ВМС США. Однако в командовании армейских ВВС считали, что попытка получить двигатель или любой из его компонентов из Франции невозможна и что, поскольку массовое производство других типов двигателей уже идет полным ходом, ресурсы можно распределить более эффективным способом, чем проводить трудоемкий процесс перевода двигателя Vega на английскую систему мери организации его производства.

После окончания Второй Мировой войны Эмиль Матис вернулся во Францию, и работы над двигателем Vega возобновились. Вариант 42B был усовершенствован до варианта 42E (42E00). По всей вероятности, 42B и 42E были одним и тем же двигателем; один экземпляр был представлен в Париже в 1945 году. Двигатель Vega 42E на взлете развивал мощность 2800 л.с. (2088 кВт) при 3200 оборотах в минуту и наддуве 0,59 бар (58,6 кПа). Мощность двигателя составляла 2300 л.с. (1715 кВт) на высоте 2000 метров при 3000 оборотах в минуту и 1700 л.с. (1268 кВт) на высоте 4000 метров при 2500 оборотах в минуту. Масса двигателя составляла 1180 кг.

Проектирование увеличенного варианта двигателя Vega было начато в 1942 году. Более крупный двигатель, первоначально получивший обозначение 42D, позднее был переименован в Vesta. 42-цилиндровый двигатель Vesta оснащался двухскоростным нагнетателем, крыльчатка которого на первой скорости вращалась с частотой, которая в 3,6 раза превышала частоту вращения коленчатого вала двигателя, а на второй скорости – с частотой, которая в 5,7 раза превышала частоту вращения коленчатого вала. Двигатель был оснащен редуктором с передаточным числом 0,44 и системой непосредственного впрыска топлива. Двигатель Mathis Vesta имел диаметр цилиндра 158 мм и ход поршня 145 мм. Общий рабочий объем этого 42-цилиндрового двигателя составлял 119,4 литров. Двигатель имел взлетную мощность 5000 л.с. (3728 кВт) при 2800 оборотах в минуту и наддуве 0,59 бар (58,6 кПа) и нормальную мощность более 4000 л.с. (2983 кВт). Двигатель Mathis Vesta имел диаметр 1,32 метра и массу 2050 кг.

Как и многие другие крупные двигатели, изготовленные в конце Второй Мировой войны, авиамотор Vega не нашел применения, его вариант Vesta также не был изготовлен. Эмиль Матис продолжил работу над авиационными двигателями и создал линейку двигателей воздушного охлаждения для гражданской авиации общего назначения. Разработка этих двигателей меньших размеров началась в годы Второй Мировой войны и были предприняты все усилия, чтобы максимально увеличить количество взаимозаменяемых деталей в линейке двигателей меньшего размера. Часть материалов для двигателей меньшего размера была получена из «лома», предоставленного немцами и предназначавшегося для немецких проектов. Однако двигатели для авиации общего назначения выпускались в небольшом количестве, и в начале 1950-х годов их производство было прекращено. Известно, что ни одна из деталей двигателей Vega не сохранилась.

Источники:

      • Les Moteurs a Pistons Aeronautiques Francais Tome 2 by Alfred Bodemer and Robert Laugier (1987)
      • Aircraft Engines of the World 1946 by Paul H. Wilkinson (1946)
      • L’aviation Francaise de Bombardement et de Renseignement (1918/1940) by Raymond Danel and Jean Cuny (1980)
      • “The Mathis 42E 00” Flight (6 September 1945)
      • http://www.enginehistory.org/Piston/French/Mathis42/Mathis42.shtml
      • https://sites.google.com/site/moteursmathis/
      • https://ww2aircraft.net/forum/threads/mathis-vega-42-cylinder-french-aero-engine.49170/

источник: https://oldmachinepress.com/2018/12/05/mathis-vega-42-cylinder-aircraft-engine/

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-42-cilindrovyi-aviacionnyi-dvigatel-mathis-vega-franciya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account