Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков

16

Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков

Одной из ключевых проблем при создании бронетанковой техники являлась силовая установка. К тому, что для танка необходимо разрабатывать собственный двигатель, пришли далеко не сразу. В ряде стран старались адаптировать либо автомобильные, либо тракторные, либо авиационные моторы. Решение это было обычно вынужденным, поскольку разработка принципиально новой силовой установки — это долго, дорого, а если танк еще и малосерийный, то нерентабельно. Поэтому адаптация двигателей для других видов техники под танки шла и после окончания Второй мировой войны.

Среди моторов, которые адаптировали под танки, особое место занимает авиационный двигатель Liberty L-12. Впервые его применили на англо-американских тяжелых танках Tank Mark VIII International, но по-настоящему массово их стали использовать с начала 30-х годов. Это оказалось напрямую связано с колёсно-гусеничными танками Кристи. Применялись они и на советских танках БТ-2, а также БТ-5. При этом есть одно заблуждение, связанное с данными моторами, которое тиражируется в литературе.

Для начала, следует прояснить один момент, связанный с Liberty L-12. Он во многом объясняет, почему данный мотор так ругали, но продолжали использовать. Создавался он как массовый и одновременно мощный авиационный мотор, который требовался, прежде всего, для союзников по Антанте. Им загрузили производителей автомобилей — Buick, Cadillac, Ford, Lincoln, Marmon и Packard. В результате этих двигателей впустили больше 20,5 тысяч штук, из них треть уже после окончания войны. Ресурс двигателя составлял всего 100 моточасов, а качеством изготовления американская продукция в то время не отличалась. В результате после Первой мировой войны образовалось огромное количество этих моторов, которые были актуальны как авиационные довольно небольшой период. Уже во второй половине 20-х годов характеристики самолетов стали расти, потребовались более мощные двигатели.

Второе дыхание Liberty L-12 придал Джон Уолтер Кристи, который поставил двигатель на опытный колесно-гусеничный танк Christie M1928 Medium Tank. Именно в этот момент мотор снова стал актуален как танковый. Кроме того, его использовали и для катеров. Естественно, этот двигатель был актуален и для советских танков БТ. И вот тут есть уловка, на которую попалась масса исследователей. Дело в том, что в руководстве на БТ-2 указывалось, что танк оснащен мотором М-5, отечественной копией мотора. А в руководстве на БТ-5 фигурирует М-5 и «Либерти». Между тем, из трех известных БТ-5 все оснащены Liberty L-12. Более того, основная масса БТ-2 также оснащалась американскими моторами.

В конце 20-х годов компания Allison получила большой контракт на модернизацию моторов Liberty L-12. За счет замены подшипников и других деталей ресурс увеличивался со 100 до 600-650 моточасов. Осенью 1931 года 3000 таких двигателей было приобретено в США. Таким образом решилась ключевая проблема — где брать моторы для БТ. Модернизированные Allison двигатели позволили выпустить не только более 610 БТ-2, но и 1884 БТ-5. Основная масса этих танков была именно с американскими моторами.

Когда вам в очередной раз будут рассказывать про мотор М-5 в БТ-2 или БТ-5, можете смело слать сказавшего в… музей. Точнее, в Технический центр парка «Патриот». Там находится двигатель Liberty L-12, изготовленный в 1918 году силами Ford. Ранее он находился в БТ-5, который ныне находится в музейном секторе парка «Патриот». Еще один двигатель, той же модели, располагается в БТ-2 (точнее, БТ-5 с башней и подбашенным листом БТ-2). Третий мотор подняли вместе с БТ-5 из Невы. Двигатель нес таблички Allison, сама она их не производила, но модернизировала. Увы, этому двигателю не повезло. Местные сдали его в металлолом, чтобы, внимание, достать денег на краску. Питерская реставрация как она есть (также из танка, дословно, «вынули хабар»). Так что если вы хотите увидеть оригинальный американский мотор от советского колесно-гусеничного танка, это в «Патриот». Оба двигателя приведены в порядок с точки зрения экспозиционного вида.

Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков Юрий Пашолок. Подержанные американские моторы для советских быстроходных танков

источник: https://dzen.ru/b/ZfF5TGOU7E9FbLFt

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account