1941 и 1942. Как говорится, почувствуйте разницу!
Статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Текст Анатолия Сорокина
Просто перечисление фактов.
Кампания вермахта на Восточном фронте, 1941 год. Поставленные цели на стратегическом и глобальном уровнях: наступление сразу на трёх направлениях (север – на Ленинград и далее, центр – Москва и далее, юг – Ростов-на-Дону и далее), выход к зиме на линию «Архангельск–Астрахань», подзуживание джапов для нападения на советский Дальний Восток, вывод СССР из войны с последующей ликвидацией его остатков. Затем уничтожение и порабощение населяющих СССР славянских и тюркских народов, расчистка «жизненного пространства» для арийских «надлюдын», захват всей восточноевропейской территории вплоть до Урала с её громадными ресурсами. И в финале попытка оспорить мировую гегемонию англосаксонского истеблишмента с островка и из СГА. В третьей декаде октября месяца того года в ставке алоизиевича казалось, что ещё немного и такая сверхамбициозная цель будет достигнута. На игровой стол были брошены все карты, «Барбаросса» плавно перетекла в «Тайфун», началась величайшая битва во всей истории человечества, на кону стояла судьба мироустройства всей планеты.
В лучах прожекторов металась
Звезда в полночной синеве
И всей Земли судьба решалась
На ближних подступах к Москве…
В ход пошло всё: со стороны гитлеровцев всякий хлам вроде отобранных у беспощадно битых ими французов «боевых повозок» фирмы «Хрено», с нашей – даже не винтаж, а антиквариат вроде 6-дм пушек обр. 1877 года.
Мы свою Победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству,
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!Серые шинели, русские таланты,
Синее сиянье неподкупных глаз,
На равнинах снежных юные курсанты,
Началось бессмертье, жизнь оборвалась
Панфиловцы, подольские курсанты, ополченцы с ППШ и ПТРД, лёгкий танк Т-60, 76-мм пушка ЗИС-3, железная дорога (Москва и окрестности ввиду чрезвычайной насыщенности рельсовыми путями позволили быстро перебрасывать по ним силы на угрожаемые участки и усиливать их оборону бронепоездами) решили дело в нашу пользу. По гитлеровцам похоронный звон прозвенел уже тогда, ещё до Сталинграда и Курска. Все их планы на стратегическом и глобальном уровнях мирового конфликта были сорваны. Амеробританская кодла богатеев и эксплуататоров всего мира даже решила, что нам можно давать в долг и получать с того свой профит!
А что в компашке алоизиевича? Их планировщики по достоинству и факту оценили ситуацию: на севере и центре гитлеровцы встали в оборону, сосредоточив усилия на южном направлении (где и с нашей стороны чуть ранее началось проведение наступательной операции на Барвенковском выступе). Что само по себе свидетельствует о том, что на глобальном и стратегическом уровнях цели достигнуты не были, а численности войск и техники на повторение попытки тройного нахрюка 1941 года уже не было. Да и противостояла вермахту уже не находящаяся в процессе реформирования Красная Армия с крайне ограниченным боевым опытом, а уже вкусившая вражеской крови и радости от победы в главной битве всей Второй мировой войны, жаждущая мести за все преступления арийских надлюдын сила. Оптимизм, увы, оказался несколько преждевременным: в 1942 году враг был всё ещё силён и умел, а ставку ВГК охватило головокружение от успехов, но это можно было понять. Результат известен: тяжёлое поражение, разгром ядра Юго-Западного фронта, выход вермахта к Волге и к Кавказу. Однако: речи о выведении СССР из войны уже не шло, потери РККА были несопоставимы с 1941 годом (по 152-мм гаубицам: в 1941 году было безвозвратно утрачено 2583 орудия этого класса, в 1942-м – только 212!).
И что в итоге: Сталинградский промышленный и транспортный узел полностью выведен из строя, но выпавшее производство Т-34 взяли на себя Челябинск и Омск, вместо сарептских Т-60 Киров и Горький сдавали РККА куда более боеспособные Т-70. В цехах «Баррикад» развернулись бои, но 76-мм дивизионные пушки (причём лучшие, чем УСВ – ЗИС-3) во всё возрастающем количестве поставлял Горький и затем Воткинск, Мотовилиха выполняла все планы по выпуску 122-мм пушек А-19, также изготовлявшихся ранее на «Баррикадах». Волга стала несудоходной, но в кратчайшие сроки была построена новая рокадная железная дорога, взявшая на себя военные и народнохозяйственные перевозки с южного направления. А воспользоваться ресурсами захваченной территории гитлеровцы ввиду крайне длинного логистического плеча и ограниченности пропускной способности их железных дорог не могли. Плюс ещё и фланги оголили, приглашая советский Генштаб попробовать на прочность румынов, хорватов, венгров и итальянцев (и тут дуче отметился!) Таким образом, нанесённый Советскому Союзу ущерб был хоть и значительным, но далеко не фатальным и парируемым, тогда как последующая потеря соединений 6-й общевойсковой и 4-й танковой армий вермахта была для третьего рейха невосполнимой. В дебютировавшие под Курском «Пантеры» 10-й бригады небезызвестного полковника Деккера (самосжигавшиеся, бегавшие по болотам и минным полям, постоянно огребавшие от советской артиллерии и авиации) сажали уже каких-то наскоро обученных неумёх. Опытные резервы уже сгорели, срок обучения новобранцев пришлось сокращать, маятник войны качнулся в обратную сторону.
Начав с тактических успехов на Барвенковском выступе и превратив их в блестящие действия на оперативном уровне в междуречье Дона и Волги, к осени 1942 года в гитлеровской ставке на уже гораздо менее масштабном, чем в 1941 году, участке Восточного фронта вновь ввязались в войну на истощение. Как результат, прикрыть фланги своими опытными войсками не смогли (их просто не было), что вылилось уже в очередную катастрофу третьего рейха на стратегическом и глобальном (геополитическом) уровне Второй мировой войны. Ещё одно подтверждение, что в ставке Гитлера все малахольные, косные умом и необучаемые.