5

Зубастая «Акула».

Альтернативная средняя субмарина РККФ.

После критического разбора альтернативной Крейсерской подводной лодки РККФ (https://alternathistory.ru/alternativnyi-podvodnyi-kreiser-rkkf), я решил использовать при написании этой статьи наиболее настоятельные рекомендации коллег.

 

Зубастая "Акула". Альтернативная средняя субмарина КРРФ

Итак. Поскольку субмарина типа «С», конструкция которой была разработана немцами по заказу СССР, считалась в РККФ лучшей (хотя с данным проектом, тоже поначалу имелись существенные проблемы), не имея при этом каких либо особо выдающихся ТТХ (разве что кроме надводной скорости), можно предположить, что лодка понравилась, прежде всего, своими эксплуатационными качествами. Помимо той же высокой надводной скорости, это надёжность механизмов, меньший уровень шума, обитаемость и прочие показатели, не менее важные, чем ударные свойства, которые в силу примитивизма всего вышеназванного, не удаётся использовать в полной мере на лодках других типов («Щуках» например). Поэтому, подводники, сменившие «щуку» на «эску», зачастую испытывали чувства сродни эйфории. Комфорт и скорость… чем-то это напоминает чувства старого автомобилиста, пересевшего из-за баранки «жигулёнка» в безумно эргономичное кресло престижной иномарки.

Ну, а поскольку комплекс вооружения у нас теперь альтернативный, то создать предстоит этакий гибрид реальноисторической «эски» и чего-то принципиально нового. Назовём этот проект для пущей важности (и чтоб не путать с РИ типом «С») именем собственным «Акула» — вполне в рамках традиции. В общем, мы (на случай гипотетической неудачи проекта) «эски» в «классическом виде» осваиваем в производстве точно так же как и в РИ (естественно с переходом с 533 мм на дальнобойные 610 мм торпеды). Причём опять-таки дабы отличать сей альтернативно вооружённый вариант от РИ «С», сохраним у проекта индекс «Н» (немецкая), который субмарина имела до официального присвоения ей литеры «С».

Зубастая "Акула". Альтернативная средняя субмарина КРРФ

Ну вот. С типами и их обозначениями разобрались.

Теперь, дабы излишне не альтернативить ситуацию, сделаем так: априори будем считать, что всё хорошее и удачное, что немцы напроектировали для РИ «С», мы бережно сохраняем. Внешние очертания заимствуем от уже отработанного к тому времени подводного «Крейсера». А вот те параметры «эски», которые нам хотелось бы усилить – усиливаем. По возможности опять-таки уже отработанными «методами» крейсерской субмарины.

В т. ч. вооружение. С него и начнём. Поскольку у нас уже есть строящийся приличной серией альтернативный подводный «Крейсер» (ТТХ для тех, кто не в курсе, ниже, причём с учётом тех пожеланий коллег, которые я признал безусловно дельными), то ради экономии и унификации, первый, торпедный отсек «Акулы» будет оборудован абсолютно тем же комплексом вооружения, что и «Крейсер»: 4 ТА калибра 610 мм (правда боекомплект на 2 торпеды меньше – всего 8, но тут уж ничего не поделаешь – диаметр прочного корпуса «Акулы» немного меньше чем у «Крейсера»). Тут же 2 ТА калибра 450 мм, причём это аппараты «самообороны», оснащённые системой беспузырной стрельбы, заряженные 450 мм электроторпедами ближнего боя. Эти торпеды, мало того что бесследные и малошумные, так ещё и оснащённые акустической системой самонаведения и неконтактными взрывателями. Запасных торпед нет. Только те, что непосредственно в аппаратах.

Выше, под лёгким корпусом, находятся ещё 2 ТА калибра 450 мм. Но уже простых, заряжаемых только в базе. Причём их начинка – старые добрые 450 мм торпеды образца 1912 года, предназначенные для стрельбы по целям, не стоящим очень дорогих 610 мм торпед.

С вооружением кормового отсека сложнее. Понятно, что взгромоздить на формально среднюю лодку полный комплекс вооружения большой невозможно (ну, или все прочие характеристики окажутся совсем не айс). Поэтому, кормовой отсек у нас скромный. В нём 4 небольших 450 мм ТА (два с дешёвыми торпедами 12 года и два с крутыми оборонительными электроторпедами). Запасных торпед нет вообще. Как и внешних ТА.

Думается, такой гибкий комплекс торпедного вооружения для средней лодки самое то.

По многочисленным требованиям коллег (ей Богу против моей воли!), артиллерийское вооружение «Акулы» будет состоять из соответствующе модифицированного 88 мм скорострельного универсального орудия (немецкая лицензия 32 года), установленного позади рубки в обтекателе, являющегося её продолжением. Почему не спереди? Чтоб орудие сохранило в полном объёме свои зенитные качества, тумба пушке нужна высокая – с соответственно повышенным гидродинамическим сопротивлением. Упрятав эту самую тумбу в рубочный обтекатель (что практиковалось на ранних советских субмаринах (первоначальном варианте «эски» тоже) мы и сопротивление сводим к минимуму, и зенитные свойства орудия сохраняем в полном объёме – чего не удавалось добиться от орудий, проектируемых для реальноисторических субмарин РККФ. Соответственно высокая тумба им уже была не нужна, и прятать её в обтекателе смысла не было. Тем более что в нём было ещё и тесновато… Вот и получили наши лодки в итоге пушки («сорокапятки» не в счёт), не годные для ПВО на низких тумбах, зато в простом (и удобном для обслуживания) палубном исполнении.

В кормовой части самой рубки, мы «утопчем» отечественную одноствольную 45 мм бофорсину 49-К (её никогда не существовавшую, а потому в доску альтернативную, морскую версию, разумеется). Очень желательно в опускающемся в обтекатель (как у голландцев) варианте.

Передняя часть надстройки, возле входного люка первого отсека, а так же средняя часть рубки, будут заточены под установку быстросъёмных крупнокалиберных пулемётов.

Ну, с вооружением вроде всё.

Теперь по силовой. Поскольку комплекс вооружения у нас получается потяжелее чем у РИ «С», да и водоизмещение поболее, дизеля используем не «родные» «эскины» по 2000. л. с. а те, что покупались у МАНа для «Правды» — по 2700 л.с. С таким «довеском» мы не только сохраним скорость в 20 узлов, а наверное, даже поднимем её до 21 узла.

Вот электромоторы я думаю, нужны вдвое более мощные, поскольку нам ведь гораздо больше нравится, когда лодка догоняет и атакует транспорты не в надводном, крейсерском положении, а в уже боевом – под перископом. Следовательно, электромоторы возьмём те же, что стоят на крейсерской лодке, но естественно в несколько облегченной версии – по 1000-1100 л.с.

Надеюсь с ними, лодка имеет шанс получить столь желанные 12 узлов, правда на довольно короткой дистанции – ведь ёмкость батареи нам увеличивать просто негде… но, будем работать над повышением ёмкости в существующих объёмах за счёт качества самой батареи. (Кстати, равной реальноисторической «С», ёмкость батареи тоже не будет, поскольку и длина и диаметр прочного корпуса у нас несколько больше – из-за первого торпедного отсека, который, по сути, является предельно ужатой по габаритам (диаметру, прежде всего) копией более крупной  альтернативной «К».

ТТХ РИ и АИ крейсерских и средних субмарин РККФ:

 

РИ «К»

АИ «К»

РИ «С»

АИ «Акула»

Водоизмещение

Надв./подв.

 

1490/2104

 

1400/2000

 

828/1069

 

950/1250

Скорость хода

Надв./подв.

 

22.5/10.2

 

21/12

 

20/9

 

21/12

Дальность хода (ск.)

Надв. (миль)

Подв. (миль)

 

7500 (10.3)

326 (3)

 

8000 (11)

250 (4.5)

 

9860 (10)

148 (3)

 

7000 (9)

90 (3)

Размерения (м)

97.7х7.4х4

98х7.4х3.9

77.7х6.4х4

78х7х4

Глубина погр.

Макс./рабочая

 

100/80

 

100/75

 

100/80

 

100/75

Мощность ГСУ

Диз. Кол/мощ.

ЭД. Кол/мощ.

 

2х4200

2х1200

 

2х4200

2х1200

 

2х2000

2х550

 

2х2700

2х1000

Экипаж

67

53

45

45

Вооружение:

НТА (торп.)

 

 

КТА (торп.)

 

Мины (шт.)

Орудия ГК

Орудия ВК

ККП

 

533х6 (18)

 

 

533х4 (6)

 

20

100х2

45х2

 

610х4 (10)

450х2 (2Э)

450х2* (2)

610х2 (2)

450х2* (2)

10

12.7х2

 

533х4 (8)

 

 

533х2 (4)

 

100х1

45х1

 

610х4 (8)

450х2 (2Э)

450х2* (2)

450х4 (2э+2)

 

88х1

45х1(АП)

12.7х2

 

*- под лёгким корпусом.

Из принятого состава вооружения и СУ, понятно, что водоизмещение лодка будет иметь больше чем РИ «эска». С одной стороны это не есть гут. Но, есть и хорошая сторона. В данной АИ, я отказался от не важных по своим ТТ и эксплуатационным характеристикам, а точнее просто морально устаревших уже до войны лодок типа «Щ», роль которых на Чёрном море, теперь будут играть далеко не столь многочисленные лодки типа «Н». Для Балтики, было бы не плохо создать гораздо более совершенную чем РИ «Малютки» малую субмарину – не зря ведь идеальной лодкой для данного ТВД признавали немецкую малую субмарину 23 серии.

А вот для Севера и ТОФа (естественно с возможностью манёвра силами между данными ТВД), нам и пригодятся более мощные и мореходные средние субмарины альтернативной конструкции. Более того. После того как война с Германией дорастёт в понимании наших вождей до неизбежной, и строительство подводных крейсеров, изначально заточенных для противодействия британскому судоходству в мировом океане, окажется совершенно неактуальным, вместо закладки новых крейсеров, будет форсировано строительство альтернативных «Акул», которые постепенно станут самыми большими массовыми подлодками РККФ.

Ну и напоследок, немного о тактике. «Длинное копьё» — в смысле сверхмощная и дальнобойная торпеда калибра 610 мм, позволит находящейся в позиционном положении лодке, поражать крупные цели (прежде всего перворанговые корабли и крупнотоннажные транспорты) на дальности до 10 км! Что во время ВМВ было доступно исключительно японским надводным кораблям, вооружённым такими торпедами. Для скептиков, напомню бой в Яванском море, когда артиллерийская дуэль союзных и японских крейсеров продолжалась ровно до тех пор, пока в крейсера союзников не вонзилось по «длинному копью». Крейсера, схлопотавшие их, тут же пошли на дно, и бой был окончен. А ведь у нас обязательно должна быть реализована возможность залповой стрельбы «веером» сразу из 4-х ТА, что резко повышает вероятность поразить цель. Тем более что цель, ввиду большой дистанции, лодку не видит, удара не ждёт и маневрировать кинется только в случае обнаружения следа торпеды – что при залпе из четырёх торпед вовсе не гарантирует успешного уклонения от всех. А при таком калибре, и одно попадание критично.

Далее. В случае преследования субмарины эсминцем боевого охранения, лодке всего-то и требуется погрузиться на рабочую глубину и  выстрелить ему навстречу электроторпеду самообороны из специального аппарата беспузырной стрельбы. Электроторпеда не даёт предательского пузырчатого следа. Малошумна. А при наличии устройств акустического самонаведения и неконтактного взрывателя, вероятность поражения того ретивого эсминца весьма высока. Даже то, что небольшая, 450 мм электроторпеда, скорость и дальность имеет отнюдь не выдающиеся, не беда, потому как на то она и оборонительная, что стреляем мы не вдогонку, а навстречу кораблю-цели. На случай осечки или сразу двух особо ретивых эсминцев, у нас и в первом, и в седьмом торпедных отсеках, имеется по две такие замечательных торпеды. Вполне достаточно. (Только не надо сразу кричать об использовании немцами имитаторов шумов, которые будут отвлекать акустические торпеды на себя – поскольку и сами имитаторы, и устройства по борьбе с оными на торпедах – игра в кошки-мышки гораздо более поздних времён, к моменту начала реализации данной АИ отношения не имеющая).

На случай же обнаружения незначительных одиночных транспортов, идущих на свой страх и риск, дабы и страх и риск оказались не беспочвенными, а ценные 610 мм торпеды были сбережёны для подабающих им целей, на нашей альтернативной субмарине имеются старые-добрые 450 мм паро-газовые торпеды обр. 12 года (или фиумские аналогичного калибра, прикупленные в РИ ещё в 1932 году вместе с 533 мм). Стрелять ими, лодка может опять-таки и из носовых и из кормовых аппаратов, догнав транспорт хоть в подводном, хоть в надводном положении. Для «укрощения скорости убегания» транспорта и его оперативного добивания, есть универсальная 88 мм пушка.

Учитывая, что время перехода РИ «эски» из крейсерского (надводного) положения до подводного (минуя перископную стадию), занимает не такие уж малые 68 секунд, «совершенно случайно» вывалившийся из облаков патрульный самолёт с парой бомб (столь же случайно,  оказавшийся сразу и прямо на боевом курсе атаки на застигнутую врасплох субмарину), верхняя вахта лодки сможет, я надеюсь, радушно встретить используя в качестве хлеба-соли и 88 мм скорострельную пушку и 45 мм автомат и два 12.7 мм пулемёта. Ведь согласитесь, самолёт (особенно патрульный многомоторник), это такая хрень, шум двигателей которого при очевидном приближении (в тех же облаках), спокойно перекрывает шум лодочного дизеля, работающего в режиме экономического хода. Естественно если верхняя вахта не инвалиды по слуху и не топчутся скопом прямо возле глушителя.

Хотя, я лично, вместо всей этой салютной артиллерии, предпочёл бы иметь на лодке такую цистерну срочного погружения, которая обеспечила бы ныряние на безопасную глубину максимум за секунд 30… А то ведь, накрыть бомбами красующуюся на поверхности лодку, патрульник, вполне может и с первого захода (даже необязательно добиваться прямого попадания – лодка-то двухкорпусная и под лёгким – читай бумажным корпусом, уложено много чего жизненно-важного), а вот сбить его даже при наличии упомянутой батареи, или хотя бы сорвать атаку, как-то мне кажется посложнее, чем попытаться найти спасения на глубине… Но, это конечно ИМХО и в реалии может случиться по-всякому.

Зубастая "Акула". Альтернативная средняя субмарина КРРФ

Примечания:

Неконтактный взрыватель – начало разработки в РИ СССР – 1927 год.

Электроторпеда – начало разработки в РИ СССР – 1929-32 годы.

«Кислородные» торпеды – начало разработки в РИ СССР – 1933 год.

Система акустического самонаведения – начало разработки в РИ СССР – 1936 год.

Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account