“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

17

“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

 

26 октября 1914 года состоялся бой в бухте Пенган, в котором участвовали два знаменитых крейсера.

Один, это немецкий крейсер «Эмден», уже прославившийся охотой в Индийском океане, и налетом на нефтяные хранилища Мадраса; другой — русский крейсер «Новик», добывший себе славу в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.

Противники в целом были равноценны.

«Эмден», заложен 1906 г, в строю с 1910 г; экипаж 361 чел. Скорость 24 уз. Водоизмещение: 3665/4268 тонн. Вооружен 10 105-мм (вес снаряда 16-17,4 кг), на борт могут стрелять 5 орудий, что дает бортовой залп 80-87 кг (общий 160 кг).

“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

«Новик», заложен в 1900 г, введен в строй 1901 г; экипаж 316 чел. Скорость 25 уз. Водоизмещение 3080 тонн. Вооружен 6 120-мм, при весе снаряда 29 кг. На борт могут стрелять 4 орудия, что дает бортовой залп в 116 кг (общий 174 кг).

“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

Трудно сказать, кому досталась бы победа в схватке один на один в идеальных условиях. «Эмден», новее и крупнее, а его пушки скорострельнее (15 выстр/мин, против 12-15 выстр/мин соответственно); «Новик» имеет преимущество в скорости (25 узлов, во всяком случае может сохранять дистанцию), а его пушки мощнее и стреляют дальше.

Если «играть» за немецкий крейсер, то на ближней дистанции «Эмден» мог бы закидать противника снарядами, а сам (из-за более крупных размеров), страдал бы меньше.

Если играть за русский крейсер, то «Новик», имея преимущество в скорости, держал бы дистанцию (1-2 мили в преимуществе дальности стрельбы). Впрочем, и «Новик», может пойти на сближение, рассчитывая на более мощный снаряд…

Однако, сражения редко происходят в идеальных условиях, на бой влияет множество факторов, и жизнь, это не компьютер где можно провести 100 виртуальных боев, причем зачастую с различными дополнениями (условия видимости, волнение, дистанция боя, техническое состояние корабля) и выявить победителя по итогам (один крейсер побеждает в 60 условных боях, другой только в 40).

***

Что касается, произошедшего боя, между «Эмденом» и «Новиком», то практически все преимущества были у немецкого корабля. Дело было даже не в том, что легендарный быстроходный крейсер «Новик», лишился своей высокой скорости из-за некачественного ремонта (т.е. в любом случае, русский крейсер не имел преимущество в скорости). Дело было в том, что «Новик» проходил ремонт, т.е. крейсер мало того, что не находился в полной боевой готовности, но еще и был ослаблен. Еще одним фактором, не в пользу русских, было то, что с «Новика» видели идущий к ним крейсер, который УЖЕ пропустила патрульная служба. Другими словами, в то время как на немецком крейсере «Эмдене» четко знали, что перед ними противник, на русском крейсере «Новике» еще об этом не знали…

Итак, 26 октября 1914 года, бухта Пенган.

Как только на «Эмдене» опознали русский крейсер (это случилось в 05.18), сразу же выпустили по нему торпеду и открыли огонь из артиллерийских орудий. Причем торпеда поразила «Новик» в корму, а орудийный огонь сконцентрировался в носу.

Несмотря на внезапность нападения, полученные тяжелые повреждения, «Новик» открывает огонь из трех орудий (точнее из четырех, но носовое орудие, фактически сразу же было уничтожено; огневая мощь у обеих крейсеров теперь сравнялась). Учитывая, что вывести из строя русский крейсер не удалось, «Эмден» поворачивается, чтобы ввести в действие второй торпедный аппарат. В эти минуты, оба крейсера, что называется на пистолетной дистанции, вели ожесточенную перестрелку, развив максимально возможную скорострельность орудий.

Но, если «Новик», едва дает ход (при этом он борется с поступлением воды), то «Эмден» маневрирует — разворачивается, и вводит в бой орудия неповрежденного борта, а затем пускает вторую торпеду. Новое торпедное попадание становится роковым для русского крейсера – он начинает стремительно тонуть.

Хотя первый настоящий бой, и выигран немецкой командой, фон Мюллер (капитан «Эмдена»), начинает понимать, что авантюрный рейд добром не кончился. Им удалось потопить русский крейсер, но по «Эмдену» открывают огонь другие французские крейсера (на самом деле их нет – прим.ред) и фон Мюллер отдает приказ на отступление.

“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика». “Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

Как оказалось, кинжальный огонь русских, причинил «Эмдену» серьезные повреждения, которые роковым образом сказались на его судьбе. Приближающийся французский миноносец «Муске» («Мушкет»), хотя и встречен огнем орудий немецкого крейсера, но часть орудий не действует, а комендоры, кто из-за ранений, а кто из-за усталости теперь не могут вести огонь с прежней интенсивностью как в бою с русским крейсером. Это позволяет «Муске» приблизиться, и выпустить две торпеды, а потом, несмотря на попадания, уйти (тем не менее повреждения французского миноносца оказались серьезны, и в последствии он был списан).

Получивший торпедное попадание, «Эмден» пытается уйти, но новый французский миноносец («Пистоле» или «Пистолет») уже рядом. Вновь артиллерийская стрельба, торпедная атака, и еще одно торпедное попадание ставит точку в судьбе «восточного лебедя» — крейсер «Эмден» тонет.

***

Хотя в противостоянии ’’«Эмден» против «Новика»’’, победа досталась «Эмдену», полученные повреждения были слишком серьезны. Нет сомнений, что «Эмден» не получив повреждений справился бы с французскими миноносцами.

Конечно, смелым и удачливым очень везет, но прямо говоря, дерзкий рейд «Эмдена» в Пенган оказался для него роковым. Вместо дерзкого рейда, немцы могли продолжать охотиться на транспортные корабли союзников, оставаясь в безопасности. Да, атаковать противника у него в порту, где он расслаблен, в этом есть свои резоны. Но, уж если легкий крейсер «Новик», не имея возможности дать ход, внезапно атакованный, смог причинить серьезные повреждения немецкому крейсеру, то что говорить о том, а если бы на месте «Новика» (или кроме него) был бы французский крейсер «Дюпле»? В этом случае, французским миноносцам пришлось бы заниматься спасением немецких моряков, а не участвовать в торпедных атаках.

“Знаменитый” против “знаменитого”: «Эмден» против «Новика».

***

Между тем, практически сразу, возникла конспирологическая версия (причем активизация этой версии в основном происходила на какие-то моменты сближения Франции и России), о том, что капитан Теруан специально пропустил «Эмден» в гавань, что бы потопить русский крейсер:

 Французские моряки несут дозор. В сумерках появляется некий четырехтрубный крейсер, видимость откровенно плохая (вспомним, что сами немцы уже позднее смогли опознать «Новик» лишь сблизившись с ним до дистанции в 1 кабельтов!) но они, вместо того, чтобы запросить его опознательные, не делают вообще ничего, и спокойно пропускают этот крейсер дальше. Разве так осуществляют патрулирование, хоть дальнее, хоть ближнее? Но это ладно, это хотя бы разгильдяйством объяснить можно.

Но, после боя «Эмдена» с «Новиком», французы отважно идут в атаку – по чистой случайности (по случайности ли?) оказавшись с наиболее поврежденной части «Эмдена», и добиваются минимум одного торпедного попадания. После чего, получив небольшие повреждения, спокойно уходят.

Да, на войне случаются случаи на все случаи жизни. Разгильдяйство и геройство идут рука об руку. Но, мог ли капитан Теруанн, опасаясь просто вот так погибнуть (если бы решил бы настойчиво поинтересоваться неопознанным крейсером), опознать крейсер, намеренно его пропустить, рассчитать, что «Эмден» получит повреждения в бою с «Новиком», и вот тут уже атаковать немецкий крейсер, и стать “убийцей «Эмдена»”?

В конспирологической версии – мог.

В особо конспирологической версии – был некий договор, между французами и немцами. Капитан «Эмдена» фон Мюллер понял, что рейдерство не удается, и крейсер будет перехвачен и потоплен. Но одно дело просто сдаться, а другое дело признать себя побежденным после боя. Вот и возник коварный план – французы пропускают немецкий крейсер в бухту, «Эмден» оказывается поврежден в ходе боя, и из-за тяжелых повреждений, вынужден сдаться (геройски погибнуть).

Однако, капитан Теруан получил тяжелые ранения в бою, и вскоре умер, так что славой “победителя «Эмдена»“ он пользовался не долго.

***

Где развилка.

Крейсер «Баян» не подрывается на мине, и участвует в сражении в Желтом море.  В результате, три русских крейсера – «Баян», «Аскольд» и «Новик», смогли дойти до германского Циндао. Казалось, еще чуть-чуть, и вырвавшиеся из мышеловки Порт-Артура, русские крейсера продолжат путь, и дойдут до Владивостока, а там уже покажут японцам, что значит лиса в курятнике. Но, вместо продолжения пути, крейсера (из-за полученных повреждений и недостатка угля) так и остались в германском нейтральном порту. Так была упущена очередная возможность пополнить Владивостокский отряд крейсеров тремя крейсерами. На судьбу войны это бы не повлияло, но вот крови японцам можно было подпортить. Достаточно сказать, что дополнительные крейсера могли бы вести активную оборону около Владивостока, а 15 мая выйти встречать русскую эскадру.

В 1905 году, «Аврора» и «Новик» остались на Дальнем Востоке, «Баян» и «Аскольд» перешли на Балтику. Было решено, что крейсера будут служить однотипными отрядами: «Аскольд» с крейсерами «Олег» и «Богатырь»», а «Баян» с «Адмиралом Макаровым» и «Палладой»; «Авроре» и «Новику» на Балтике места не нашлось, хотя по идее более мореходный «Жемчуг» должен был остаться на Дальнем Востоке.

Небольшая ирония судьбы:

– на Дальнем Востоке наконец встретились «богини отечественного производства» — «Аврора», «Диана» и «Паллада» (впрочем, два последних теперь уже были под японскими флагами)

— крейсер «Аскольд» (в 1914 году), детище немецких конструкторов, был потоплен, немецкой же подводной лодкой…

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account