20
Зиновий Алексеев. Г.К.А.-1500 проф. Ветчинкина

Иллюстрация выполнена Павлом ‘Carpaticus’ Алексе специально для англоязычной статьи З.А. на Танковой Энциклопедии.

Идея плавающих бронемашин появилась, пожалуй, одновременно с созданием первых танков. С появлением первых опытных образцов в конце Первой мировой войны (например, британского Medium Mk.D), такие машины стали востребованы в армиях всех крупных стран межвоенного периода, включая СССР. Одним из главных недостатков таких транспортных средств была низкая скорость движения по воде, которая редко превышала 10 км/ч. В 1942 году советский изобретатель Николай Ветчинкин предложил уникальную задумку, которая могла бы стать самым быстрым гусеничным плавающим танком в истории.

Содержание:

Профессор Николай Ветчинкин (1886 — 1960)

Николай Сергеевич Ветчинкин родился в 1886 году в Российской Империи. В возрасте 20 лет, он поступил на инженерно-строительный факультет Санкт-Петербургского Политехнического института и, будучи необеспеченным студентом, совмещал учёбу со службой в должности землемера Санкт-Петербургской губернской чертёжной до 1914 г. В том же году Н. С. Ветчинкин, оставаясь студентом, стал руководителем опытных работ по механизированному дорожному строительству с применением американских машин при Санкт-Петербургской губернской землеустроительной комиссии. Он получил это назначение, так как имел хорошую техническую подготовку и знал английский язык, благодаря чему успешно освоил конструкции американских машин, в том числе и тракторов.

Н.С. Ветчинкин и его коллега А.Н. Медведев около плавающего трактора ВЛ-1 в Санкт-Петербурге (тогда временно называвшемся «Ленинград»), 1941 год. Источник: modelist-konstruktor.com

Н.С. Ветчинкин и его коллега А.Н. Медведев около плавающего трактора ВЛ-1 в Санкт-Петербурге (тогда временно называвшемся «Ленинград»), 1941 год. Источник: modelist-konstruktor.com

Во время Первой Мировой Войны Н.С. Ветчинкин работал на оборонительных сооружениях под Петроградом до осени 1915 г., а затем, по просьбе Главного военно-инженерного управления, был откомандирован на юго-западный фронт в распоряжение Киевского округа путей сообщения в качестве инструктора по дорожному строительству, где позднее был назначен заведующим машинно-дорожными партиями. В это время в г. Фастове Киевской губернии под его руководством была организована база для ремонта и постройки дорожных машин. После войны Н.С. Ветчинкин работал в дорожных организациях Киева и Москвы старшим инженером и начальником отделения опытных работ.

В начале 1920 г. он был откомандирован в Московское Высшее техническое училище на инженерно-строительный факультет, который закончил в конце того же года. Отличные знания дорожного дела, автомобилей и тракторов, тема дипломного проекта, связанная с транспортом леса, определили дальнейшую научную, учебную, изобретательскую деятельность Н.С. Ветчинкина. В 1921 г. он стал членом КПСС и начал преподавать в Московском лесотехническом институте, а позднее, после его слияния с Ленинградским лесным институтом, — и в последнем; в 1929 г. он был избран на должность заведующего кафедрой Московского механического Ломоносовского института и в том же году утверждён Государственным учёным советом Наркомпроса в должности и звании профессора.

С 1927 до 1955 г. проф. Н. С. Ветчинкин работал в научно-исследовательском институте экономики Севера Главсевморпути по вопросам вездеходов, арктических амфибий и транспорта грузов по снегу; в ЦНИИМЭ по вопросам усовершенствования газогенераторов, применения для целей механизации сплава вездеходных лебёдок-амфибий, а также вёл педагогическую работу в Белорусском и Московском лесотехнических институтах и Московском институте повышения квалификации инженеров лесной промышленности.

Перу Н. С. Ветчинкина принадлежат 84 печатные работы, в том числе книг и брошюр — 24. Более 40 лет он занимался изобретениями и техническими усовершенствованиями и получил ряд авторских свидетельств. Профессор Николай Сергеевич скончался 7 августа 1960 г. на 74-м году жизни.

Г.К.А.-1500

Чертёж Г.К.А.-1500. Надпись снизу гласит “Г.К.А.-1500, предложение профессора Н.С. Ветчинкина. Разработано бригадой сотрудников ЦНИИМЭ НКП СССР. В составе: проф. Ветчинкина Н.С., инж. Осипова А.И., Гласса С.В.”.Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317.

Чертёж Г.К.А.-1500. Надпись снизу гласит “Г.К.А.-1500, предложение профессора Н.С. Ветчинкина. Разработано бригадой сотрудников ЦНИИМЭ НКП СССР. В составе: проф. Ветчинкина Н.С., инж. Осипова А.И., Гласса С.В.”. Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317.

В ходе разработки своего проекта, профессор Ветчинкин уделил особое внимание ходовым и плавательным характеристикам машины, «оставив за бортом» вооружение и лишь в общих чертах описав бронезащищённость. Скорее всего, как настоящий специалист, он решил проработать только те вопросы, в которых разбирался, а прочее оставить компетентным людям.

Название машины

Профессор Ветчинкин назвал свой проект ‘Г.К.А.-1500’, что расшифровывается как ‘Гусеничный Катер-Амфибия’, а 1500 — мощность двигателя в лошадиных силах.

Корпус

Хотя на первый взгляд корпус Г.К.А.-1500 и напоминает танки БТ-серии, он имел множество серьёзных отличий. Самая яркая — конструкция днища; профессор Ветчинкин вдохновился «морскими санями» канадского изобретателя Альберта Хикмана (12/XII/1878 — 10/IX/1957), позаимствовав у них идею корпуса в форме латинской буквы W. По его задумке, это придало бы Г.К.А.-1500 мягкость и плавность хода на воде.

«Морские сани» Хикмана в разрезе; хорошо виден корпус в форме латинской буквы W.Источник: колонка Фила Болджера в журнале «ВуденБоат»

«Морские сани» Хикмана в разрезе; хорошо виден корпус в форме латинской буквы W.Источник: колонка Фила Болджера в журнале «ВуденБоат»

Согласно Ветчинкину, параллельные борта машины и днище в форме латинской буквы W обеспечили бы Г.К.А.-1500 устойчивостью на воде и высокими мореходными качествами.

Лобовая деталь корпуса Г.К.А.-1500 была расположена под углом, в правой части предполагалось установить пулемётное гнездо. Предполагаемая длина корпуса машины — 9.6 м, что почти в два раза длиннее БТ-7 (5.66 м) и почти в 1.5 раза длиннее тяжёлого танка КВ-1 (6.675 м).

Ходовая часть

Части гусеницы, выделенные зелёным цветом, служили направляющими (чтобы обеспечить изгибание ленты, они должны были бы иметь трапециевидную или полукруглую форму, а не прямоугольную, как на чертеже), тогда как выделенные красным являлись гребными лопастями.Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317, доработано Энрико Микели.

Части гусеницы, выделенные зелёным цветом, служили направляющими (чтобы обеспечить изгибание ленты, они должны были бы иметь трапециевидную или полукруглую форму, а не прямоугольную, как на чертеже), тогда как выделенные красным являлись гребными лопастями. Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317, доработано Энрико Микели.

Ходовая часть состояла из четырёх полых опорных катков (⌀1.5 m), скорее всего на свечной подвеске (Кристи), хотя это не подтверждается никакими чертежами. Они играли роль поплавков и уменьшали осадку когда танк был на воде. Ведущее колесо было в задней части, а ленивец — спереди. Не предполагалось никаких поддерживающих катков, поскольку гусеничная лента опускалась сверху на опорные катки. Гребной винт и руль располагались под кормовой частью корпуса. Часть сегментов гусеничной ленты оборудовалась дополнительными гребными лопастями. Иными словами, ходовая часть Г.К.А.-1500 являлась гребными колёсами огромного радиуса.

Всё это, согласно профессору Ветчинкину, улучшало мореходность Г.К.А.-1500. Полые колёса-поплавки и гусеницы с гребными лопастями толкали воду на гребной винт, тем самым придавая танку высокую скорость на плаву.

Подвижность

Ничего не известно о двигателе машины кроме его мощности — 1500 л.с., которая обеспечила бы удельную мощность в 88 л.с./т. Максимальная скорость Г.К.А.-1500 на суше составила бы 150 км/ч, а на воде — 50 км/ч. Запаса топлива хватила бы на 8 часов хода на средней скорости и 4 — на максимальной.

Вооружение и бронезащита

Профессор Ветчинкин никогда не прорабатывал вооружение или бронирование машины, скорее всего подразумевая, что этим должны заниматься соответствующие специалисты. Единственное, что он подчеркнул — для улучшенной плавучести танка, сильной защитой следовало бы пожертвовать.

Экипаж

На борту Г.К.А.-1500 помещалось бы до 20 человек. Схема задней части танка в разрезе показывает 8 мест для десанта с одной стороны. Скорее всего, машина смогла бы везти до 16 человек десанта, а оставшиеся четыре места занял бы экипаж (Командир, механик-водитель, заряжающий и наводчик).

МТО Г.К.А.-1500.Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317.

МТО Г.К.А.-1500.Источник: ЦАМО РФ, Фонд 38, Опись 11350, дело №317.

Судьба и будущее проекта

Корпус, сделанный в форме латинской буквы W, не имел будущего из-за множества недостатков. Конструкция была сложна. Днище неправильной формы занимало много пространства внутри и увеличивало осадку. Плоские длинные борта ухудшали манёвренность. Необычная конструкция корпуса выплёскивала бы воду на всю крышу корпуса, подвергая опасности вентиляцию, выхлоп, и ухудшая мореходность.

Основные проблемы Г.К.А.-1500 — слабая бронезащищённость, низкая надёжность и сложность обслуживания.

Г.К.А. 1500, будь построен, смог бы выполнять различные задачи, в первую очередь — береговую охрану и десантные операции. Ветчинкин писал: «Возможность непосредственного выхода военного судна из воды на берег, свободное передвижение по суше и обратный уход в воду в сочетании с большой скоростью движения и возможностью ведения огня на ходу, подобно сухопутному танку, может дать серьёзные преимущества военно-морскому флоту… в столкновении с противником, не имеющим подобных боевых средств».

Заключение

Гусеничный катер-амфибия проф. Ветчинкина, Г.К.А.-1500, был прорывным проектом для своего времени. Он не имел аналогов среди плавающих бронемашин периода Второй мировой войны (а, возможно, и более поздних) по скорости и мореходности. Проект, безусловно, требовал доработок (особенно в плане вооружения и бронезащиты) и испытаний. К сожалению, у Красной Армии не было возможности заниматься такой узкоспециализированной машиной во время войны. Советское военное командование не проявило интереса к этому предложению, и оно так и осталось на бумаге.

ТТХ Г.К.А.-1500 проф. Ветчинкина

  • Габариты (Длина/Ширина/Высота): 9.6/3.2/3 м (ширина без гусениц — ~2 м);
  • Боевая масса: ~17 тонн;
  • Экипаж: 20 чел. (Командир, Заряжающий, Наводчик и Механик-водитель, а также 16 человек десанта);
  • Двигатель: неизвестный, мощностью 1500 л.с.;
  • Подвеска: Кристи;
  • Максимальная скорость (на суше): 150 км/ч;
  • Максимальная скорость (на воде): 50 км/ч;
  • Дальность хода: 4 часа на максимальной скорости, 8 часов на средней;
  • Построено в металле: 0 шт.;
Зиновий Алексеев. Г.К.А.-1500 проф. Ветчинкина

Иллюстрация выполнена Павлом ‘Carpaticus’ Алексе специально для англоязычной статьи З.А. на Танковой Энциклопедии.

Автор выражает огромную благодарность Павлу ‘Carpaticus’ Алексе за подготовку цветной иллюстрации специально для англоязычной статьи на Танковой Энциклопедии.

Источники

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account