Запрещённый приём

0

В прошлой части моего рассказа о сегодняшнем штурме далёкого космоса человечеством — всеми вместе и каждой страной по отдельности, меня спросили, в общем-то, об очевидном: «Если уж лететь в космос по-взрослому, то почему мы так зацикленны на этих ракетах на химическом топливе?»
Ну и, подспудно, понятное дело, прозвучало: «А нет ли у нас в запасе неких альтернатив, которыми мы можем как-то скомпенсировать дороговизну и маломощность наших пороховых и керосиновых шутих?»

Запрещённый приём

Рассказываю. Можем. Но только усилия для большинства этих проектов потребуются именно что от «всех вместе», но никак не от каждого по отдельности, в рамках его собственного «лунного посадочного модуля, с преферансом и поэтессами».
Но каждый из этих проектов сулит нам доступность космоса на уровне полёта на современном аэробусе из Москвы в Нью-Йорк.
Да, дорого и непросто. Но отнюдь не невозможно.
В чём смысл проблемы гравитационного колодца Земли — я уже детально разбирал в одной из статей прошлого журнала.
Вкратце, если ещё раз вынести сюда суть проблемы, то при старте с поверхности Земли космическому кораблю надо решить сразу четыре задачи (ограничения по задаче №3 для пилотируемого и непилотируемого старта различны, хотя для вывода людей на околоземную орбиту они, в общем-то, гораздо строже).
Вот суть этих четырёх ограничений:

1) обеспечить достаточную тягу основных двигателей ракеты, для того, чтобы она хотя бы оторвалась от Земли и поборола постоянно действующую на него гравитационную помеху;
2) не разрушить конструкцию ракеты интенсивным трением о нижние слои земной атмосферы;
3) не угробить экипаж ракеты или груз чрезмерным начальным ускорением, которое позволяет хоть как-то минимизировать время действия на ракету гравитационной и атмосферной помехи;
4) ну и хоть как-то обеспечить минимально возможный расход реактивной массы на решение задач по пунктам 1-3.

Из существующих и доведенных до сколь-либо вменяемого технического и инженерного состояния систем этим условиям соответствуют ракеты на химическом топливе, в которых горючее и окислитель в рамках химической реакции реально «сгорают», обеспечивая резкое повышение температуры в камере сгорания ракетного двигателя и столь же катастрофическое расширение образовавшихся в результате химической реакции продуктов сгорания.
Поскольку камера сгорания открыта в ракетном двигателе в сторону сопла, дальше процесс уже понятен: расширяющиеся нагретые газы, ведомые градиентом давления, попадают в сопло ракетного двигателя и с помощью специально подобранной формы стенок ракетного сопла — формируют реактивную струю, которая и движет ракету в направлении, противоположном установленным соплам.
При этом, как понятно из описания, горючее и окислитель кроме выполнения функции «резервуаров энергии» ещё и выступают компонентами для создания так называемой реактивной массы — тех самых нагретых газов, которые при выходе через сопло двигателя формируют реактивную струю ракетного двигателя.

При этом, в общем-то источник нагрева реактивной массы, которым в обычных, привычных нам ракетах высвобождающаяся химическая энергия горючего и окислителя, в целом для концепции реактивного (и его частного случая — ракетного двигателя) совершенно не важен.
Нам лишь надо каким-то удобным для нас способом передать свободную энергию реактивной массе, а потом превратить её из теплового движения молекул реактивной массы в упорядоченное, кинетическое движение.

При этом, в общем-то, совершенно непринципиально, чем вы нагрели реактивную массу — сжиганием керосина в кислороде или же простым нагревом совершенно инертного гелия, например, в активной зоне ядерного реактора.
Именно по такому пути попрововали пойти в 1960-х годах американцы, когда они просто взяли — и стали устанавливать в основание реактивного сопла ракетного двигателя небольшой ядерный реактор.

Запрещённый приём
Линейка американских ядерных ракетных двигателей — от первого «Киви А» и до предпоследнего, «Феб-2», вскорости после успешного пуска которого программа NERVA и была фактически закрыта.

Американская программа создания ядерного ракетного двигателя (ЯРД) продолжалась с 1952 по 1972 год, успев достичь за 20 лет впечатляющих результатов.
Первые двигатели данной программы, служившие скорее испытательными стендами, не могли бы оторвать от Земли даже свою собственную конструкцию — так, экспериментальный ЯРД «Киви А», развивавший тягу около 2 тонн, весил в сборе более 10 тонн только сам, без веса трубопроводов и бака реактивной массы, которой в случае американских ЯРД выступал жидкий водород.
А вот последние двигатели программы NERVA, в частности, показанный на рисунке «Феб-2» имел соотношение реактивной тяги двигателя (T) к его массе (W) в пределе от 3 до 4, то есть — при определённых условиях эти двигатели даже можно было рассматривать для старта космического аппарата с поверхности Земли.
Максимальная его тяга, которая была протестирована на протяжении около минуты (при полном времени отработки двигателя в 120 минут) составила 113,4 тонны.
Сухая масса стендового образца «Феба-2» составляла 34 тонны, полностью заправленный топливом он весил 178 тонн.

При этом реактивная струя нагретого водорода вырывалась из двигателя при температуре от 2000 до 3000 °C, а сам двигатель вырабатывал в этот момент тепловую мощность до 5 гигаватт (что соответствует тепловой мощности такого немаленького реактора, как ВВЭР-1000).
Удельный импульс двигателя «Феб-2» составил около 850 секунд, что почти что вдвое превышало удельный импульс лучших ЖРД на паре кислород-водород, которые могли похвастаться удельным импульсом в районе 450 секунд.
То есть, при прочих равных условиях, ракета с ЯРД затрачивала бы на то же самое приращение скорости вдвое меньше топлива, нежели ракета с ЖРД!
Например, замена кислородно-водородного ЖРД J-2 на третьей ступени лунной ракеты «Сатурн-V» позволяля бы легко поднять полезную нагрузку на НОО для этой ракеты до цифры в 154 тонны, вместо 118 тонн у стандартного «Сатурна-V»!

И, для поддержания ситуации «луносрача», подчеркну, что рабочий экземпляр «Феба-2», при минимальной доводке и модификации способный заменить J-2 на третьей ступени «Сатурна-V», был готов и испытан уже в 1967 году.
В общем, если хотите написать эпик на тему «а власти-то скрывают» — копайте в сторону проекта NERVA и его скоропалительного закрытия уже в 1972 году.

Вот достаточно обстоятельный американский ролик, который повествует о шагах американской программы разработки ЯРД по состоянию на момент пика её успехов, в районе 1968 года:

А вот похожий ролик, который рассказывает в той же стилистике и о программе создания ЯРД в СССР:

Как видите — многие идеи конструкции ЯРД были похожими у США и СССР, что и неудивительно — сходство поставленных задач определяло и сходство технических и функциональных решений.

Советский проект твердотельного ЯРД был гораздо более скромным, нежели американская программа NERVA и включал в себя только одну реализованную «в уране и в бериллии» модель — экспериментальный ЯРД РД-0410.

Запрещённый приёмСоветский ЯРД был гораздо скромнее своего американского «коллеги», создавая тягу всего в 3,6 тонны и весил при этом тоже гораздо меньше — около 2 тонн, но при этом имел более высокий удельный импульс — около 925 секунд.
Мощность советского РД-0410 тоже была небольшой — реактор развивал тепловую мощность «всего лишь» в 196 МВт.
Но вот его массово-габаритное совершенство было уникальным — в такой микроскопический по меркам «Киви», а тем более — «Феба» объём советские инженеры смогли уложить всё то, что американцы смогли сделать лишь на двигателе, в десятки раз более мощном и крупном.
При этом ресурс РД-0410, подтверждённый испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне, проведенными на полной мощности, составил более 4000 секунд (около 70 минут), что превосходило лучшие достижения американцев с графитовыми зонами своих ЯРД более, чем втрое.
Кроме того, высокий удельный импульс советского ЯРД обуславливался тем, что, в отличии от американцев, которые на «Фебе-2» не рисковали постоянно держать температуру в 3000 °C, предпочитая более комфортные условия 2000-2500 °C, советский двигатель по-честному отработал на 3000 °C все 4000 секунд (у американцев подъём температуры на их ЯРД постоянно сопровождался частичным разрушением активной зоны, что и обуславливало низкий удельный импульс их прототипов).

Важно также отметить, что испытания советского ЯРД, в отличии от длительных доводок американских двигателей по программе NERVA, которые даже в конце испытаний продолжали страдать от выноса радиоактивных элементов в реактивную струю двигателя, показали полное отсутствие радиоактивных продуктов из активной зоны реактора в реактивной струе ЯРД.
То есть — выхлоп советского ЯРД был ещё и предельно «чистым».

В общем, если резюмировать в целом тему твердотельных ЯРД, которую независимо друг от друга вели СССР и США по обе стороны «железного занавеса» — то получится, что США показал, что можно создавать двигатели мощные и обладающие соотношением T/W в пределе от 3 до 4, а СССР эти двигатели ещё и заставил работать с уникально большим удельным импульсом и на гораздо более высоких температурах.

То есть, соединив наработки США и СССР — уже к 1990-м годам вполне бы можно было создать работающий твердотельный ЯРД с мощностями, превосходящими испытанные в США и с удельным импульсом, достигнутым в СССР.

Ну а теперь, как и положенно… запрещённый приём, поскольку кадр из одноимённого фильма у нас стоит в заглавии статьи.
Встречайте: «Трамвай Фаэтона».
Приведу тут только словестное описание, благо, все расчёты уже провели до меня, а я лишь дополню картинку теми самыми гипотетическими ЯРД, которые получились у нас в результате скрещивания советского и американского опыта их разработки.

Запрещённый приём
В нашем варианте — это не гипотетические, электро-воздушнореактивные двигатели, а твердотельные ЯРД.

Итак, суть «Трамвая Фаэтона».
«Трамвай Фаэтона» — это громадная ЛЭП, которую мы кратковременно поднимаем на высоту около 70 километров, поближе к заветной линии Кармана, где у нас и начинается ближний космос. И с конца этой громадной ЛЭП и уходит в космос наш космический корабль, предварительно разогнавшись на рельсах, идущих вверх и чепая энергию на разгон с самой ЛЭП.

Напомню, линия Кармана расположена на высоте в 100 километров, но уже даже на конце нашего ЛЭП наш разгоняющийся по ней космический корабль может включать свой собственный ЯРД — его энергетики вполне хватит на то, чтобы облегчить нам задачу, решённую в оригинальном анализе у уважаемого Запрещённый приёмantihydrogen.

Допустим, что у нас таки есть такой ЯРД, который американцы уже почти создали для третьей ступени своего лунного носителя «Сатурн V».
Разбиение по всем ступеням «Сатурна V» есть у нас вот тут, в наглядной табличной форме. Стартуем мы, понятное дело, к той же самой Луне, и всего нам надо набрать заветные 10 600 м/с скорости.
Поскольку у нас вместо старого J-2 на водороде и кислороде на третьей ступени стоит ЯРД, то мы можем потратить где-то вдвое меньше топлива (а точнее, для случая ЯРД — реактивной массы) на вывод полезной нагрузки с оконечной станции «Трамвая Фаэтона» на траекторию полёта к Луне.

Плюс к этому, за счёт использования ЯРД мы можем и снизить требования к самому расчёту ЛЭП — на оконечной станции «Трамвая Фаэтона» нам можно иметь не 7900 м/c первой космической скорости, а всего около 6600 м/с (я просто принял данные по фактической скорости в момент разделения второй и третьей ступени «Сатурн V», коль проект ЯРД на третью ступень «Сатурна» американцы уже считали на полном серьёзе, в реальности, возможно, усовершенствованный ЯРД сможет «подхватить» вывод на орбиту и при меньшей скорости.
Это даёт нам 220 секунд разгона космического корабля при комфортных для экипажа 3g.
И длину ЛЭП для «Трамвая Фаэтона» в 726 километров, что составляет где-то 3/4 её длины в оригинальном расчёте.

Значит, сверхпроводящего кабеля нам потребуется около 1800 тонн. Кроме того, за каждую секунду в конце разгона нашего «лунного посадочного модуля с преферанссом и поэтессами» надо будет, за счёт нашей хитрости с ЯРД на самом корабле, поднимать уже не 8 километров кабеля, а всего 6.
Что, в общем-то, снижает требования по мощности на подъём такого участка кабеля с 15 до 11,25 ГВт.
Посчитать вес такого участка тоже легко: сам по себе кабель будет весить около 15 тонн, плюс даже мы будем иметь вес нашего лунного модуля и вес самих подъёмных ЯРД — в любом случае пары-тройки ЯРД с параметрами, лишь немного лучшими, чем параметры американского «Феб-2» вполне хватит на подъём кабеля, самих себя и удержание нагрузки разгоняющегося по ЛЭП лунного модуля.
Итого, вдобавок к ЛЭП имеем ещё 240-360 твердотельных ЯРД, которые обеспечивают подъём ЛЭП «Трамвая Фаэтона» на нужную высоту и в нужное для разгона время.

Запрещённый приём

Выглядеть наш гипотетический лунный корабль с ЯРД  будет как гибрид перевернутого фуникулера (едущего над проводом ЛЭП), «Спейс Шаттла» (крылья и их подъёмная сила будет полезна как во время подъёма в верхние слои атмосферы, для того, чтобы не перенапрягать наши ЯРД, которые поднимают ЛЭП, так и на случай, если «лунный посадочный модуль с преферанссом и поэтессами» случайно сорвется с провода), и корабля из «Матрицы» (поскольку для замыкания цепи нам нужно как-то избавляться от зарядов, и это можно сделать с помощью термоэлектронной эмиссии, для чего потребуются раскаленные докрасна электроды площадью несколько квадратных метров, из которых в нижних слоях атмосферы будут бить молнии).

Да, понятное дело в таком варианте использования все ЯРД, кроме того, что улетает с кораблём к Луне, являются строго многоразывыми — после использования ЛЭП точно также сажается на землю и готовится к следующему пуску.
Из расходов дополнительных к оригинальному концепту (до момента изобретения электрических воздушно-реактивных двигателей) — рабочее тело (реактивная масса) для таких ЯРД.
Возможно, кстати, на них и не стоит гнаться за запредельными параметрами на водороде — а обойтись более дешёвым в получении и использовании жидким азотом, пусть даже и с потерей удельного импульса для таких поддерживающих ЛЭП твердотельных ЯРД.

В целом же, как и посчитано по ссылке, такой запуск из гравитационного колодца Земли к Луне будет стоить по электроэнергии всего 200 000 долларов, а основные расходы будут положены на создание многоразовой (по настоящему, без дураков) системы вывода грузов на околоземную орбиту — или куда угодно в близкий или дальний космос.

Запрещённый приём

Из плена земного притяжения можно выбраться — и все технологии для этого, в общем-то, есть у человечества в наличии.
И да, кстати. Если мы выводим не людей, а грузы, то никто не мешает «Трамваю Фаэтона» работать и на 10g, что даёт нам 66 секунд на достижение скорости в 6600 м/c, ЛЭП сжимается у нас до 217 километров, а поддерживающих ЯРД нам надо всего около 70 штук.

Как сказал однажды астроном и писатель-фантаст Фред Хойл:  «Космос вовсе не так уж далек. До него всего час езды, если только ваш автомобиль способен ехать вертикально вверх.»

И если вы, конечно, яростно хотите туда попасть.

Оригинал взят у Запрещённый приёмalex_anpilogov в Запрещённый приём.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Рейхс-маршал
15.04.2015 17:30

Можно успешно вывести на

Можно успешно вывести на орбиту что угодно, но куда труднее вернуть это всё обратно. Торможение об атмосферу убивает эксплуатационный ресурс и корабля, и груза, а других способов замедлить корабль нет и не появится, пока не овладеем антигравитацией.

blacktiger63
16.04.2015 03:29

других способов замедлить

других способов замедлить корабль нет

Эвона как… Т.е. по вашему, посадить карапь на безатмосферную планету технически невозможно? А как же Апполоны? Ах да, забыл, амеры же не были на Лунеwink

Коллега, тормоза в наличие имеются, но они жрут топливо, которого мало. ЯРД, как раз может решить такую проблему.

Рейхс-маршал
16.04.2015 16:31
Ответить на  blacktiger63

Т.е. по вашему, посадить

Т.е. по вашему, посадить карапь на безатмосферную планету технически невозможно? А как же Апполоны? Ах да, забыл, амеры же не были на Лунеwink

Почему же не были? Были, только ни великого, ни героического в этом нет ничего.

Коллега, тормоза в наличие имеются, но они жрут топливо, которого мало. ЯРД, как раз может решить такую проблему.

Пока не будут созданы универсальные двигатели, одинаково эффективно работающие и в атмосфере, и в космосе, всё это будет паллиативом.

Анонимно
Анонимно
16.04.2015 17:06
Ответить на  Рейхс-маршал

 Были, только ни великого, ни

 Были, только ни великого, ни героического в этом нет ничего.

И какой же великий подвиг совершили вы, что так об этом рассуждаете?

Терпеть не могу вот таких вот "разоблачителей" и "принижателей".

Рейхс-маршал
16.04.2015 19:45
Ответить на  Анонимно

Судите сами: полет на Луну в Судите сами: полет на Луну в США и СССР планировался в 50-е гг. и предполагал три основные цели: астрофизика (лунная обсерватория), космодром подскока в глубокий космос, ну и наконец лунные базы как естественные орбитальные станции (для "земных" целей). К сер. 60-х и у них, и у нас стало ясно, что все это — маниловщина, утопия, причем вредная. Скайлэб и Салют (и, безусловно, Хаббл) принесли куда больше пользы для народного хозяйства! Единственный плюс от высадки на Луну — это лунный грунт с его научной ценностью, ибо, как Вы сами писали, сбор грунта аппаратами ограничен в возможностях. Но если бы альтернативой пилотируемым миссиям стали бы простые и с каждым годом все более совершенные аппараты, то при сопоставимой стоимости научных беспилотных экспедиций было бы в разы больше, ибо аппарату не нужны ни вода, ни воздух (и затраты на системы жизнеобеспечения соответственно). Тонкость в том, что одна экспедиция с несколькими часами пребывания на Луне астронавтов не сможет дать такого научного выхлопа, как засылка десятков аппаратов, работающих неделями и месяцами. В СССР этот момент конструкторы просекли и потому по-тихой саботировали весь проект, который из-за Н-1 и так не заладился. США продолжили проект и на выходе получили троих "свадебных генералов". Но СССР мог в 60-е… Подробнее »

Анонимно
Анонимно
17.04.2015 06:41
Ответить на  Рейхс-маршал

Я уже раз пятнадцать слышал Я уже раз пятнадцать слышал вашу позицию, и оттого, что вы повторите ее еще раз, менее безосновательной она не становится. Пилотируемые полеты на Луну принесли бесценный опыт создания крупных ракет, решения целого ряда проблем дальних полетов, высадки людей на иные небесные тела. С чисто научной точки зрения, эти полеты дали невероятное количество информации о строении Луны, ее геологической структуре, ее происхождении, развитии Солнечной Системы. Но если бы альтернативой пилотируемым миссиям стали бы простые и с каждым годом все более совершенные аппараты, То быстро стало бы ясно, что с экономической точки зрения пилотируемые полеты более эффективны автоматических грунтозаборных миссий. Ибо дешевые грунтозаборные автоматы не обладали той же широтой сбора образцов и изучения геологии, что и пилотируемые экспедиции. Т.е. пришлось бы либо слать в буквальном смысле ДЕСЯТКИ простых автоматических станций вместо каждого "Аполлона" — что обошлось бы на порядки дороже и все равно дало бы меньший результат — либо сооружать тяжелые, очень сложные станции, способные справиться с большим набором операций. Но такие станции сами по себе немногим бы отличались от пилотируемой экспедиции по стоимости, превосходили бы по сложности, и были бы на порядок менее надежны — ибо если люди без особого труда могут выковырять застрявший бур отверткой, скрепить разорвавшиеся… Подробнее »

Рейхс-маршал
17.04.2015 15:29
Ответить на  Анонимно

Пилотируемые полеты на Луну Пилотируемые полеты на Луну принесли бесценный опыт создания крупных ракет, решения целого ряда проблем дальних полетов, высадки людей на иные небесные тела Э-э, а где результат, в смысле реализация полученного опыта? ГДЕ МОЙ ЯБЛОНЕВЫЙ САДИК НА МАРСЕ?  С чисто научной точки зрения, эти полеты дали невероятное количество информации о строении Луны, ее геологической структуре, ее происхождении, развитии Солнечной Системы. Изучать солнечную систему по Луне так же глупо, как изучать океанскую флору и фауну по кускам водорослей и ракушкам, выброшенным на берег волнами. Вояджеры и Пионеры не то, что бы обессмыслили научную часть лунной программы, но все же… Т.е. пришлось бы либо слать в буквальном смысле ДЕСЯТКИ простых автоматических станций вместо каждого "Аполлона" — что обошлось бы на порядки дороже  Коллега! Есть такой научно-исследовательский парадокс накопления знаний: если мы сразу получаем массив информации и начинаем его осмыслять, то есть риск войти в область серьезных теоретических заблуждений. С точки зрения научного поиска истины куда выгоднее получать информацию по крупицам и "обсасывать" их сверху донизу. Полеты на Луну имели бы смысл, если бы их продолжили вплоть до нынешних времен: даже без мощных лунных баз это дало бы толчок к изысканиям средств "дешевого пуска" и универсальных атмосферно-космических технологий. Почему возобновления лунных программ… Подробнее »

Анонимно
Анонимно
17.04.2015 16:52
Ответить на  Рейхс-маршал

Э-э, а где результат, в Э-э, а где результат, в смысле реализация полученного опыта?  Ясно, историю космонавтики вы не знаете, опыт ракетостроения тоже. Изучать солнечную систему по Луне так же глупо, как изучать океанскую флору и фауну по кускам водорослей и ракушкам, выброшенным на берег волнами.  Facepalm. Ваша безграмотность просто ужасающая. Вам не приходило в голову, что ДО лунных экспедиций геологию иных планет приходилось изучать только по Земле — и что с научной точки зрения, такие построения просто не имели смысла, так как по единичному случаю нельзя сделать вывод о типичности явления? Изучение Луны продвинуло геологию на световой год вперед — за счет того, что появилась наконец-то возможность СРАВНИВАТЬ процессы! И после этого вы еще претендуете на какие-то "выводы"? Я бы на вашем месте постыдился. Вояджеры и Пионеры не то, что бы обессмыслили научную часть лунной программы, но все же… Ваше утверждение также нелепо, как утверждение что "изучение фауны Марианской Впадины обессмыслило атомную физику". Каким образом Вояджеры и Пионеры вообще сравниваются с лунной программой? Ни Вояджеры ни Пионеры не обладали сколь-нибудь значимой геологической аппаратурой, и не могли проводить исследования геологии, исключая пролетные спектроскопические анализы. Есть такой научно-исследовательский парадокс накопления знаний: если мы сразу получаем массив информации и начинаем его осмыслять, то… Подробнее »

Рейхс-маршал
17.04.2015 17:22
Ответить на  Анонимно

Коллега, держите себя в Коллега, держите себя в руках. Вас лично я не оскорбляю. Вы утверждаете, что Вам не приходило в голову, что ДО лунных экспедиций геологию иных планет приходилось изучать только по Земле — и что с научной точки зрения, такие построения просто не имели смысла, так как по единичному случаю нельзя сделать вывод о типичности явления? Изучение Луны продвинуло геологию на световой год вперед — за счет того, что появилась наконец-то возможность СРАВНИВАТЬ процессы! С первым согласен, но второй пункт более чем сомнителен. Я не оспариваю научную ценность изучения Луны, но по факту пока что чем больше мы знаем достоверных мелочей, тем больше возникает вопросов глобального характера. Каким образом Вояджеры и Пионеры вообще сравниваются с лунной программой? Ни Вояджеры ни Пионеры не обладали сколь-нибудь значимой геологической аппаратурой, и не могли проводить исследования геологии, исключая пролетные спектроскопические анализы. Планетарная геология — это лишь производное от общетеоретической базы знаний о вселенной. Именно пополнением информации об этой базе и служили Вояджеры. Но лучше иметь много данных сразу, чем не иметь их вообще. А знаете, в каком случае лучше? В таком, когда исследователь хлопнет себя по затылку и скажет: ну не дурак ли я был? Все надо было не так делать! Для… Подробнее »

Анонимно
Анонимно
17.04.2015 17:42
Ответить на  Рейхс-маршал

Коллега, держите себя в

Коллега, держите себя в руках

Ок, извините. Я сейчас слегка на взводе из-за проблем медицинского характера (ничего страшного, но лечение зубов никогда не относилось к приятным делам), так что буду реагировать… агрессивно.

С первым согласен, но второй пункт более чем сомнителен. Я не оспариваю научную ценность изучения Луны, но по факту пока что чем больше мы знаем достоверных мелочей, тем больше возникает вопросов глобального характера.

И без достоверных мелочей мы не можем ответить на эти вопросы.

Планетарная геология — это лишь производное от общетеоретической базы знаний о вселенной. Именно пополнением информации об этой базе и служили Вояджеры.

Повторяю: означает ли изучение фауны Марианской Впадины, что наука более не нуждается в данных по атомной физике?

Рейхс-маршал
17.04.2015 17:55
Ответить на  Анонимно

ничего страшного, но лечение

ничего страшного, но лечение зубов никогда не относилось к приятным делам

Эти вопросы можно решить анальгином или ибупрофеном, финлепсином на худой конец. wink

Повторяю: означает ли изучение фауны Марианской Впадины, что наука более не нуждается в данных по атомной физике?

Конкретно — нет, но я не вижу никакой аналогии.

Анонимно
Анонимно
17.04.2015 18:00
Ответить на  Рейхс-маршал

Аналогия прямая: вы упорно

Аналогия прямая: вы упорно заявляете, что открытия "Вояджера" и к.о. каким-то образом аннулировали ценность лунных миссий. Чем, мне интересно? Эволюцию Вселенной нельзя отделить от эволюции ее составляющих — звездных систем. И в этом лунные экспедиции принесли на порядок больше пользы; они позволили наконец-то сделать выводы о эволюции и формировании планет.

Рейхс-маршал
17.04.2015 18:23
Ответить на  Анонимно

Напротив, миссии Вояджеров

Напротив, миссии Вояджеров помогли пролить свет на эволюцию вселенной и ее элементов (а главными ее элементами являются вовсе не планеты, а звезды, волны и потоки частиц). С луной же пока дело темное, так и неясно о ней ничего. Вы абсолютно правы в том смысле, что одно не заменяет другого, но я все же убежден, что пользы от Вояджеров было куда больше, чем от Аполлонов.

Анонимно
Анонимно
17.04.2015 20:17
Ответить на  Рейхс-маршал

А по-моему просто не имеет

А по-моему просто не имеет смысла сравнивать эти равно бесценные научные экспедиции.

Adamov
17.04.2015 16:43
Ответить на  Рейхс-маршал

Как можно летать в космос или

Как можно летать в космос или на луну, которых нет?

http://www.falsehood.me/home/1

Рейхс-маршал
17.04.2015 17:03
Ответить на  Adamov

LOL!

LOL!

Альтернативная История
Logo
Register New Account