По сообщениям китайской газеты «South China Morning Post», в развитии военного искусственного интеллекта был достигнут важный рубеж: впервые робот одолел человека в маневренном воздушном бою («догфайте») на реальных самолетах — а не в компьютерной симуляции.
Эксперимент был поставлен группой исследователей Китайского Центра Аэродинамических Исследований и Разработок в Сычуане, под руководством профессора Хань Цзинтао. В эксперименте использовались два небольших беспилотных самолета одинакового типа, способных к сложному маневрированию и выполнению фигур высшего пилотажа. Один беспилотник дистанционно управлялся с земли опытным военным летчиком. Второй находился под контролем бортового искусственного интеллекта, физически основанного на микропроцессоре Nvidia Jetson TX-2 (американский лицензионный микрочип), способном выполнять до 1.000 комплексных аналитических операций в секунду.
В самом начале боя, пилот-человек попытался резким маневром зайти в хвост роботу. Искусственный интеллект, судя по всему, предсказал действия пилота, так как немедленно уклонился, и сел на хвост человеку.
Пилот-человек бросил свой беспилотник к земле, надеясь, что робот последует за ним и разобьется. Искусственный интеллект вместо этого занял выжидательную позицию и «атаковал» человека, когда тот вышел из пикирования.
Никакие маневры, предпринимаемые пилотом-человеком не позволяли ему сбросить робота с хвоста. Пилот попробовал несколько фигур высшего пилотажа, но робот невозмутимо парировал их собственными маневрами. В итоге, спустя девяносто (90) секунд после начала эксперимента, пилот-человек признал свое поражение.
Этот небольшой эксперимент имеет важные геостратегические последствия. Между Китаем и США давно уже ведется необъявленная «гонка искусственных пилотов». Так, в 2020 году американская компания «Heron Systems» проводила симуляции воздушного боя, противопоставив разработанную ею самообучающуюся программу — пяти опытным пилотам, имевшим боевой опыт на реальных F-16. Искусственный интеллект одержал полную победу, разгромив своих людей-оппонентов во всех пяти «поединках».
Меньше года спустя, китайская исследовательская группа профессора Цзинтао повторила американское достижение — при этом обучаясь значительно быстрее. Если ИскИн «Heron Systems» прошел более 4 миллиардов симуляционных «вылетов» в процессе своего обучения, то программе профессора Цзинтао хватило всего лишь 800.000. То есть он обучался в 5.000 раз быстрее американского оппонента. Китайские инженеры заявляют, что такой впечатляющий прогресс был достигнут благодаря более эффективным алгоритмам оценки и анализа результатов. Хотя в первые 30 секунд «поединка» на симуляторе пилот-человек сумел добиться некоторого преимущества, все дальнейшие двенадцать минут он терпел поражение за поражением от искусственного интеллекта.
В феврале 2023 года, военно-воздушные силы США (USAF) отчитались об успешном применении искусственного интеллекта для управления экспериментальным самолетом General Dynamics X-62 VISTA (модифицированный F-16D, используемый USAF для отработки новых систем управления и принципов маневрирования).
Согласно имеющимся данным, самолет под контролем искусственного интеллекта успешно выполнял маневры высшего пилотажа, и провел несколько «воздушных боев» с виртуальными противниками — симуляциями неприятельских самолетов, созданными в сенсорных системах Х-62. На борту истребителя присутствовал пилот, но ему ни разу не пришлось вмешаться в работу машины.
И вот теперь китайцы сделали следующий шаг. Интересно отметить, что военные США распознают китайскую программу искусственного интеллекта как своего критического соперника. По настоянию Пентагона, правительство США запретило калифорнийской компании «Nvidia Corp» экспорт в Китай своих наиболее современных чипов. Впрочем, как показал эксперимент — китайцы более чем успешно справляются и с помощью чипов предыдущего поколения.
В общем и целом… можно все более уверенно говорить, что эра пилотируемого истребителя движется к своему закату. Причин к этому немало — и логических, и экономических, и технологических.
Во-первых, воздушные бои сравнительно легко алгоритмизируются. В отличие от чрезвычайно комплексной войны на земле, война в воздухе относительно «прозрачна» и уже сейчас ведется преимущественно с помощью компьютеров, обрабатывающих сенсорную информацию. «Последним бастионом» пилотируемых истребителей оставались сомнения в способности искусственного интеллекта справиться с догфайтом — и многие военные эксперты предполагали, что с распространением стелс-самолетов вероятность ближнего воздушного боя значительно возрастет. Этот бастион только что пал.
Во-вторых, возможности боевых самолетов давно уже уперлись в пределы возможностей их пилотов. Несмотря на все усилия в области совершенствования противоперегрузочных костюмов, возможности человеческого тела выдерживать нагрузки маневренного воздушного боя крайне ограничены. Да и само по себе наличие внутри человека вынуждает делать самолет более сложным, более надежным… что вступает в противоречие с его боевыми функциями.
Наконец, в-третьих… живые пилоты очень дороги. Обучение одного пилота-истребителя обходится USAF в сумму от 5,6 (для F-16) и до 10,9 (для F-22) миллионов долларов. Чрезвычайно жесткие физические и психологические стандарты отбора кандидатов, сложная и дорогостоящая программа обучения, необходимость соответствующего менталитета — все это делает «fighter jocks» очень дорогой и трудновосполнимой элитой. Потеря любого пилота, это серьезный удар по боеспособности. И опять же, необходимость сохранять дорогостоящие жизни пилотов вынуждает делать более надежные и живучие — и более дорогие! — самолеты.
Так что как бы ни замечательно смотрелся старый добрый «Top Gun» (секси!), но эпоха Мэверика, Гуза и Вайпера заканчивается. Будущее воздушной войны уже не связано с «рыцарями неба».