Загадочный советский крейсер «сопровождения эскадры». Лёгкий крейсер Проекта 28
Если лёгкие крейсера Проекта 26 достаточно нередко упоминалось на страницах нашего сайта. То вот о дальнейшем развитии этих кораблей, Проекте 28 у нас ни разу никто не писал. Вот решил устранить этот пробел.
Лёгкие крейсера Проект 28 разрабатывались в СССР в 1930-е годы как корабли для сопровождения эскадры. Этот проект был развитием предыдущих крейсеров Проекта 26. Впоследствии работы над этими кораблями были прекращены в пользу разработки крейсеров Проекта 68.
Содержание:
История создания
В июле 1936 года, преследуя цель укрепления своего военного флота, правительство поручило разработать новый тип крейсера — «лёгкий крейсер сопровождения эскадры». В августе того же года, главнокомандующий ВМФ РККА, Орлов В.М., утвердил тактико-технические требования, необходимые для создания этого корабля.
- главный калибр должен быть более скорострельным, по сравнению с 180-мм орудиями, установленными на крейсерах Проекта 26.
- крейсер должен быть способен выполнять задачи по охранению линейных кораблей от лёгких сил противника, а также выполнять задачи разведки.
- крейсер должен уложиться в критерии «лёгкого» согласно Лондонскому договору 1936 года, к которому СССР рассматривал возможность присоединиться.
- в конструкции крейсера должен был по максимуму использовать успешные наработки предыдущих крейсеров типа «Киров» и типа «Максим Горький».
В июне 1937 года Ленинградский проектный институт подготовил эскизный проект нового легкого крейсера. В это же время ЦКБС-1 (ЦКБ-17) разрабатывал свой собственный проект. Планировалось построить 5 кораблей данного типа за 10 лет: 2 для Северного флота и 3 для Балтийского. Однако 1 октября 1937 года Комитетом обороны принял постановление о строительстве нового типа легких крейсеров (Проект 68), что привело к прекращения работ по Проекту 28.
Описание конструкции
Корпус
Корпус этой модели была позаимствована у великолепного крейсера «Киров». Однако, длинна кораблей была всё же увеличена. Это было сделано из-за того, что на кораблях планировалось использовать новые орудия главного калибра в новых орудийных башнях, имеющими больший вес. Так же на корабле планировалось разместить два командно-дальномерных поста и большее количество зенитных орудий
Бронирование
Корабль планировалось эффективно защитить броневым поясом, который должен был прикрывать 100% длинный корабля и иметь толщину 75 мм. Дополнительную защиту обеспечивали 75-мм траверзы и 50-мм броневая палуба. Самую толстую броню несли, как обычно, башни и боевая рубка, они были защищены 100-мм бронёй.
Силовая установка
Энергетическая установка, была аналогично той что устанавливалась на крейсера Проекта 26. Максимальная мощность двигателей планировалась в 110 000 л. с., а максимальная скорость – 36 узлов.
По тех задания запас топлива на крейсера должен был обеспечить диапазон плавания в 9000-10 000 миль. Однако, столько сколько нужно топлива при сохранении других параметров на корабле разместить не смогли, ограничившись дальностью а 5400 миль.
Экипаж корабля должен был составить 700-740 матросов и офицеров.
Вооружение
В качестве главного калибра на корабле должны были быть установлены 152-мм орудия Б-38 в трёхорудийных башнях. Башен планировалось установить 4.
В качестве универсального калибра планировалось использовать шесть 100-мм орудий Б-34, расположенных в одноорудийных установках.
ПВО ближнего радиуса действия осуществляли 37-мм пушки 70-К расположенных в двух счетверённых установках 46-К и 4 спаренных 12,7-мм пулемётных установок состоящих из пулемётов ДШК.
По проекту предусматривалась установка двух трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов.
Также на корабле могли располагаться около 100 мин заграждения образца 1931 года.
Воздушную разведку должны были осуществлять 2 самолёта-разведчика КОР-1 (по другим данным КОР-2 Шаврова), запускаемых с катапульты.
В игре World of Warships крейсер Проекта 28 носит название Щорс. И ниже вы его сможете оценить, что называется в динамике: