Юрий Пашолок. Вторая жизнь быстроходных башен на Ленфронте

14
Юрий Пашолок. Вторая жизнь быстроходных башен на Ленфронте

Юрий Пашолок. Вторая жизнь быстроходных башен на Ленфронте

Танки БТ-2 и их башни в боях за Ленинград

У танков и полевой фортификации изначально отношения были, мягко скажем, довольно сложные. Собственно говоря, одной из основных задач танков, с самого начала их появления, стала борьба с с огневыми точками. Противостояние танков и полевой фортификации шло с переменным успехом, но в один прекрасный момент случилась забавная вещь. В 30-е годы стала складываться ситуация, когда появились, так сказать, излишки танков. Обычно речь шла об устаревших танках, у которых было два пути — либо на переплавку, либо на укрепрайоны. Первыми с подобным использованием столкнулись в Советском Союзе, где во второй половине 30-х годов образовалось немалое число танков устаревших типов. Первым на укрепрайоны пошли МС-1 (Т-18), а в 1938 году решилась судьба устаревших танков вроде Т-24. Потихоньку похожие процессы начались во Франции, там на укрепрайоны пошли Renault FT.

БТ-2 летом 1941 года

БТ-2 летом 1941 года

Еще до начала Второй мировой войны появилась новая тенденция. Вместо того, чтобы ставить на укрепрайон танк целиком, возникла идея втыкать туда только башни. Это получалось намного проще, чем вмонтировать в бетон весь танк. В некоторых странах вообще заказывали отдельно танковые башни с вооружением для монтажа на укрепрайонах. Впрочем, чаще речь шла об «освободившихся» башнях с танков, которые либо оказались списаны, либо переделаны в САУ или иные спецмашины. Иногда брались башни от танков, которые не пошли в серию. Наиболее часто такое можно было встретить у немцев, но и у нас практиковалось всё то же самое. Включая башни от опытных танков. При этом попадались весьма экзотичные варианты переделки.

Формально больше всех БТ-2 на начало войны было в 24-м ТД, по факту они сражались в других частях

Формально больше всех БТ-2 на начало войны было в 24-м ТД, по факту они сражались в других частях

По состоянию на 1 апреля 1941 года в Красной Армии всё еще числилось 565 танков БТ-2. Основная их часть оснащалась спаркой пулеметов ДА, поскольку завод «Большевик», в своё время, завалил производство 37-мм танковых орудий Б-3. Наибольшее число БТ-2 находилось в КОВО (Киевский Особый Военный Округ, 114 танков) и ЛВО (Ленинградский Военный Округ, 160 танков). И если БТ-2 из КОВО погибли летом 1941 года, то «ленинградские» машины прослужили куда дольше. Они продолжали воевать и в 1942 году, и далее, причем порой в весьма необычном статусе. Даже гибель танка в бою иногда не означала его ненужность. Иные танки, точнее, их башни, продолжали службу как долговременные огневые точки.

Ремонт БТ-2

Ремонт БТ-2

Больше всего БТ-2 на 22 июня 1941 года имелось в 24-й танковой дивизии — 139 штук. К 1 августа их осталось 3, но это это совсем не означало, что все они оказались потеряны. На самом деле безвозвратные потери БТ-2 по Северному фронту с 22 июня по 1 августа 1941 года составили всего 7 танков, 37 подбито, 23 отправлено на ремзаводы и 54 всё еще были боеспособными. В дальнейшем пара БТ-2 из состава 106-го ОТБ Была передана на 22-й УР, прикрывавший с севера подходы к Ленинграду. Здесь эти танки и осели, их использовали как неподвижные огневые точки. Они стали первыми из ленинградских БТ-2, которые превратились в огневые точки, но отнюдь не последними.

Наличие БТ-2 в частях 42-й армии на 1 июня 1942 года. По факту эти танки постоянно "бродили" туда-сюда

Наличие БТ-2 в частях 42-й армии на 1 июня 1942 года. По факту эти танки постоянно «бродили» туда-сюда

Продолжали использоваться БТ-2 и далее, весной 1942 года на Ленфронте их имелось 30 штук. При этом постепенно основными операторами танков данного типа стали подразделения 42-й армии. По состоянию на март 1942 года единственной частью армии, располагавшей БТ-2, был 51-й отдельный танковый батальон (4 машины). Вместе с тем, в Ленинграде действовало предприятие, которое занималось ремонтом таких танков. Речь идет о Заводе подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова. На название внимание не обращайте, ремонтом танков завод занимался еще до войны. Во время же войны здесь собирали САУ СУ-26, а также проводился ремонт танков разных типов, включая и БТ-2. За счет работы завода танки вводились в строй, правда, в основном речь шла о пулеметных БТ-2. Их боевая эффективность была крайне низкой, поэтому в бой они к 1942 году ходили редко. Также ремонтом занимались и сами части. Указанные 4 БТ-2 отремонтировал за март 1942 года сам 51-й ОТБ. В мае 1942 года число БТ-2 в 51-м ОТБ достигло 5 машин (все на ходу), еще столько же оказалось в 3-м отдельном разведывательном батальоне. В дальнейшем число БТ-2 в 3-м ОРБ достигло 17 машин, из них 7 на ремзаводах.

Как правило, речь шла о пулеметных БТ-2

Как правило, речь шла о пулеметных БТ-2

В таком составе 3-й ОРБ и принимал участие в Старо-Пановской операции, которая продолжалась с 20 июля по 2 августа 1942 года. Основная нагрузка пришлась на 1-ю Краснознаменную танковую бригаду, у 3-го ОРБ задача была скромной: требовалось выдвинуть танки к реке Дудергорфка, там их прикопать и обеспечить поддержку пехоты. Задача усложнялась тем, что местность была открытой и хорошо простреливаемой. Задачу танки выполнили, понеся потери, при этом пехота вела себя «как обычно». Нет танков — нет пехоты. В ходе боёв 21 июля 2 танка сломалось, 1 подорвался на мине и 2 повреждено артиллерийским огнем. Еще 1 БТ-2 повредило 23 июля артогнем. Впрочем, никто не погиб, за время операции 1 офицер был ранен и 2 контужено, вот и все потери. Одним словом, как второстепенная матчасть эти танки вполне сработали.

Ремонтная башня БТ-2 на 22-м УР

Ремонтная башня БТ-2 на 22-м УР

Старо-Пановская операция стала последним случаем боевого применения БТ-2 на Ленфронте. Впрочем, всё не так просто: эти машины продолжали воевать и дальше, другое дело, в каком виде. 30 октября 1942 года вышел приказ военного совета Ленинградского фронта №001311, согласно которому Завод им. Кирова обязали к 1 декабря переделать 10 БТ-2 в БТ-5. Далее последовал приказ №001368 от 1 декабря, согласно которому переделывалось еще 15 БТ-2. Эти и объясняется, куда же подевались ленинградские БТ-2. Они просто растворились в общем объеме БТ-5, причем изначально, в виду отсутствия орудий, новообразованные БТ-5 оставались пулеметными.

Схема ее установки

Схема ее установки

Вместе с тем, воевать БТ-2 не прекратили. После переделки оставались башни с подбашенными погонами, и они шли в дело. Как уже упоминалось выше, осенью 1942 года 2 БТ-2 из состава 106-го ОТБ передали 22-му УР. Так вот, далее работы по насыщению БТ-2 укрепрайона продолжились. Теперь в дело пошли башни, которые освобождались при модернизации танков. В отчете 22-го УР указывалось, что за осень 1942 года дополнительно установили еще 2 пулеметных ДОТ-а и 4 артиллерийских. Комплектация ставшими вакантными башнями оборонительных сооружений продолжилась и дальше.

Пушечный вариант башни, который дополнительно переделали

Пушечный вариант башни, который дополнительно переделали

Помимо башен БТ-2 в чистом виде, 22-й УР комплектовался и переработанными башенными установками. В основе лежали башни танка, переделанные для усиления бронезащиты. Такие башни сохраняли общую конфигурацию исходного изделия, а также орудийную установку. Минимум одна такая, пушечная башня, использовалась 22-м УР.

Пушечная башня в экспозиции музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда"

Пушечная башня в экспозиции музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

Сколько точно башен БТ-2 использовалось на укрепрайонах, теперь уже сказать сложно. При этом шли они далеко не на один 22-й УР, он упоминается по той причине, что там хотя бы велась систематизация бывших танковых башен. А так башни, в том числе и от БТ-2, ставились в самых разных местах. Там они оставались и после войны, уже заброшенные и никому не нужные. Постепенно башни уходили в землю.

Еще одна башня на днях заняла место в экспозиции Музея отечественной военной истории

Еще одна башня на днях заняла место в экспозиции Музея отечественной военной истории

Уже в наши дни некоторое число башен, включая и БТ-2, было поднято на местах, где их бросили. Постепенно эти башни стали появляться в музеях. Поначалу, разумеется, возникает мысль про танк, но пока что ни одного полноценного БТ-2 в музеях нет. Даже тот танк, что стоит в парке «Патриот», БТ-2 не является. Этой машине повезло, что она оказалась на площадке при НИБТ Полигоне, но не повезло далее. Во второй половине 40-х это действительно был БТ-2, но далее по непонятным причинам башню с куском погона оторвали от шасси и приделали к БТ-5. Такой вот мутант ныне в «Патриоте» и стоит. Зачем — тот же вопрос возникает по поводу целой массы изуродованных машин вроде Т-26 с конической башней. «Порезвились» военные изрядно, спасибо и на том, что в металлолом не сдали.

Наличие крюка намекает на ее происхождение

Наличие крюка намекает на ее происхождение

Что же касается башен с укрепрайонов, то они ныне представлены в нескольких музеях. Почти все эти башни ранее стояли на танках с пулеметным вооружением. С большой долей вероятности подавляющее большинство этих башен как раз и являются результатом модернизации ленинградских БТ-2. Таковая башня, например, есть в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда».

С внутренней стороны. Заплатка снаружи стоит не просто так

С внутренней стороны. Заплатка снаружи стоит не просто так

Довольно давно такая башня находилась в запаснике Музея отечественной военной истории. Судя по состоянию башни, повоевала она изрядно. Башня была повреждена артиллерийским огнем, до установки на оборонительную точку проводился ее ремонт. Руководством музея было принято решение поставить ее так, как есть, то есть восстановить в виде огневой точки. Башня встала на экспозицию, посвященную обороне Ленинграда.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАКФД СПб

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vtoraia-jizn-bystrohodnyh-bashen-na-lenfronte-616d107e2855453d8175ee7f

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account