То, что классификация военной техники, а также ее обозначение, могут меняться по ходу эксплуатации, не является секретом. Это, к слову, порой вызывает яростные споры, особенно у тех, кто себе чего-то вбил в голову и с проторенной дорожки сходить не желает. Между тем, опыт исследований показывает, что спустя лет пять надо свои же исследования проверять на предмет их соответствия имеющимся на текущий момент пласт документов и иных источников. Ибо он постоянно пополняется.
Отдельной песней в этом плане является система обозначений, которая практиковалась в немецкой армии. Там в принципе всё сложно, поскольку только в официальной документации некоторые боевые машины могли переименовывать раз по 5-10. Не говоря уже о том, что в войсках вполне действовали собственные обозначения. Последнее превращает работу исследователей в еще то минное поле. Именно такая история случилась с немецкими 4-осными тяжелыми бронемашинами Sd.Kfz.234, причем спор по их обозначению до сих пор не утих.
Сама по себе система обозначений гусеничной и колесной бронетехники, которую разработали в немецкой армии, была откровенно дурацкой. Судя по тому, что ее неоднократно меняли, она не то, чтобы устраивала само немецкое командование. Тут еще накладывалась особенность немецкого языка, где несколько слов может сливаться в одно. В иных случаях получалась редкостная мешанина, которая, возможно, солидно смотрится на бумаге, но когда вы пишете отчет о боевых действиях, и уж тем более срочно вызываете такую машину по связи…
Первыми о том, что «много букв» — это плохо, задумались англичане. В сентябре 1941 года они официально сменили обозначения танков на новую систему с именами собственными. В случае с немцами подобная система появилась позже — с весны 1942 года. При этом немцы вели себя довольно странно. Помимо того, что они давали обычно новым боевым машинам «звериные» имена, так еще их присваивали далеко не всем.
Среди тех, кого обделили, оказались и бронемашины. В их числе оказалось семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz.234. Машины крайне примечательные, как минимум двумя пунктами. Первый — их разрабатывали специально для действия в Северной Африке, это едва ли не единственная такая немецкая боевая машина. Второй — это самая массовая немецкая бронированная боевая машина с дизельным мотором. Поставили их по причине пункта №1 — необходимость большого радиуса действия. Правда, пока их проектировали, Африканский Корпус успешно сдался, в результате семейство Sd.Kfz.234 воевало преимущественно на Западном фронте.
Так вот, в случае с Sd.Kfz.234 не утихают яростные споры насчет их обозначения. Дело в том, что вариант Sd.Kfz.234/2, с двухместной башней, обозначают как Puma. Это уже «каноничный» индекс, но вот тут уже давно, и справедливо, указывают на один важный момент. В официальной переписке никакой «Пумы» нет. Вообще. На этом основании указывается, что такого имени вообще не было, якобы послевоенное творчество. Иногда даже это приписывают американским военным, но тоже нет. В американских описаниях немецкой техники индекса Puma нет.
Так был ли мальчик? Архивы четко говорят — был! Так обозначали данные бронемашины части, которые на них воевали. Но с одним важным нюансом. Из документов однозначно следует то, что Puma — это не Sd.Kfz.234/2. Так обозначали всё семейство, причем логика просматривается железобетонная. Sd.Kfz.234/1 обозначается как Puma 2 cm, Sd.Kfz.234/2 как Puma 5 cm, а Sd.Kfz.234/3 — как Puma 7,5 cm.
Одним словом, ситуация здорово напоминает ту, что сложилась вокруг Jagdpanzer 38, он же Hetzer. Индекс не официальный, но вполне реально применявшийся. Можно ли его использовать? Да, но с учетом, что это именно всё семейство, уточнять «использовался частями» и так далее. При этом есть люди, которые упорно не хотят принимать именно такую трактовку. Боюсь вас расстроить, но войскам было часто плевать на то, какой у машины заводской индекс. У той же СУ-76М заводской индекс — СУ-15М. Удачи вам в поиске такого индекса во фронтовой переписке.
Список источников
-
-
- US NARA
- Panzer Fakten
-
источник: https://dzen.ru/b/Znb4LGZx40e4ld8q