Аэросани впервые использовались для военных целей еще в годы Первой мировой войны. Естественно, применялись они и в России, что неудивительно. У нас зимой снега много, так что и аэросани вполне необходимы. Впрочем, настоящий расцвет отечественных аэросаней начался в 30-е годы. Связан он с именами таких инденеров-конструкторов, как Н.М. Андреев и М.В. Веселовский. При их непосредственном участии создавались аэросани, носившие индекс сначала ОСГА (Опытное строительство глиссеров и аэросаней), а затем НКЛ (Наркомлес). Последний занимался серийным производством аэросаней.
К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе строились транспортные аэросани НКЛ-16. Также предполагалось строительство бронированных аэросаней для разведки. Но после начала войны планы пришлось менять. На свет появились аэросани НКЛ-26, разработанные под руководством Андреева и Веселовского. Они относились к разведывательно-ударному классу, аналогично броневику БА-64. Первые НКЛ-26 появились на фронте ближе к концу 1941 года, а пик их боевого применения пришелся на 1942-43 годы. Аэросани отличались простотой конструкции, но она же стала причиной их недолговечности.
ссылка на видео с яндекс-дзена — https://dzen.ru/video/watch/64d687e0b937b27842de94f0
На сегодняшний день единственный оригинальный образец аэросаней НКЛ-26 находится в экспозиции Музея отечественной военной истории. Машина восстановлена до ходового состояния из обломков, найденных на озере Ильмень. В настоящее время аэросани находятся в Танковом корпусе. Недавно проходила реэкспозиция, в ходе которой аэросани также перемещали. Зрелище весьма неординарное.
источники: