Юрий Пашолок. Свердловский гусеничный первенец

14

Юрий Пашолок. Свердловский гусеничный первенец

Рассказ о малом танке Т-30, единственный сохранившийся образец которого находится в парке «Патриот»

Перед началом Великой Отечественной войны в Советском Союзе выпускался разведывательный танк-амфибия Т-40. Для своего времени машина была вполне неплохой, возможно, не лучшей в классе, зато плавающей. В основном танки-разведчики того времени были «сухопутными», у Т-40, с этой точки зрения, было преимущество. Еще перед началом войны возникали идеи снять танк с производства, но с альтернативой как-то не получалось. Мало кто тогда предполагал, что судьба танка очень скоро круто изменится.

Т-30 на МВСВ-2008

Т-30 на МВСВ-2008

В музейном секторе парка «Патриот» ныне сконцентрирована бронетанковая техника периода Великой Отечественной войны. Тут можно увидеть разные боевые машины, с разной судьбой. Есть и уникумы, которые сохранились в единственном экземпляре. Одним из них является малый танк Т-30. Эта боевая машина стала переходной между Т-40 и Т-60. Уникален представленный экземпляр и тем, что это самая старая боевая машина, выпущенная в Свердловске.

Т-30, как и многие другие экспонаты Кубинки, прибыли на парад. Из трех танков осталсяодин, и именно его не фотографировали. Так что оригинальный облик музейной машины пока неизвестен

Т-30, как и многие другие экспонаты Кубинки, прибыли на парад. Из трех танков осталсяодин, и именно его не фотографировали. Так что оригинальный облик музейной машины пока неизвестен

Сама по себе история Т-30 выглядит нетривиально. Дело в том, что она очень плотно переплелась с прародителем, танком-разведчиком Т-40, и более простым, с точки зрения корпуса, Т-60. Более того, часто Т-30 именовали как Т-60, при этом выглядел он как Т-40. Даже плавучесть сохранялась. Поэтому определить, что перед вами за танк, можно только по косвенным признакам — дате, части, откуда он, итд. Фактически Т-30 являются все танки выпуска завода №37, выпускавшиеся с конца августа 1941 года. Ну и да, лишний раз стоит отметить, что никакого Т-40с не было. Это уже Т-30, примерно 25 танков выпуска сентября 1941 года не получили водоходное оборудование. Но вплоть до октября 1941 года Т-30 делали плавающими.

Кубинка, 8 мая 2005 года

Кубинка, 8 мая 2005 года

Классический Т-30 сформировался не сразу. По планам, машина получала корпус с утолщенной до 20 мм лобовой броней, водоходное оборудование снималось, а в качестве вооружения ставилась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Первыми появились утолщенные корпуса, случилось это к началу октября 1941 года. Далее, где-то с десятых чисел октября, начали ставить ТНШ. Третий признак, литые опорные катки, также появился в октябре 1941 года. Но ставили их на танки московского выпуска — вопрос. Если только на самые последние.

День Танкиста-2005. Машину постоянно перекрашивали

День Танкиста-2005. Машину постоянно перекрашивали

В дальнейшем производство Т-30 было эвакуировано на два завода. В теории, завод №37, эвакуированный вместе с КИМ и Подольским заводом им. Орджоникидзе в Свердловск, должен был выпускать Т-60. И даже в сводках иногда проходят Т-60. Но на самом деле это Т-30. Подобно заводу №38, который эвакуировался из Коломны в Киров, на заводе №37 имелся задел корпусов. Причем задел приличный. Чтобы выпускать Т-60 (060), требовалось организовать выпуск корпусов и башен, а это время. Поэтому сначала завод №37 использовал старые корпуса и сваривал то, что имелось в заделе. И лишь в феврале 1942 года началось производство Т-60.

День рождения НИИ-38, июль 2006 года

День рождения НИИ-38, июль 2006 года

В общей сложности завод №37 изготовил в эвакуации 200 Т-30, это первые боевые машины, собранные в Свердловске. Из них первые 15 танков оснащались пулеметами ДШК, оставшимися в заделе, а 101 машина получила экранировку лобовой части корпуса. Несмотря на то, что объем выпуска оказался скромным, свердловские Т-30 вполне себе засветились в боевых действиях. Эти танки повоевали, например, подо Ржевом. В последний раз они ходили в бой летом 1944 года, можно сказать, последний случай их применения.

Начало работ по обдиру, 29 апреля 2007 года

Начало работ по обдиру, 29 апреля 2007 года

Так сложилось, что из всех Т-30, изготовленных в Москве, Свердловске и Кирове, до наших дней дожил всего один танк. Машина с серийным номером 3025 была изготовлена в январе 1942 года. Увы, ее боевой путь неизвестен, но танк однозначно воевавший. Весьма интересна история его появления в Кубинке. Дело в том, что ближе к концу 1945 года появилась идея проведения «парада танков». Требовалось «каждой твари по паре», точнее, по доброй русской традиции, по трое. Вот как раз для этого на НИБТ Полигон выписали три Т-30.

К концу дня, нанесли преобразователь ржавчины

К концу дня, нанесли преобразователь ржавчины

Наличие трех танков сыграло в истории именно этой машины несколько негативную роль. Дело в том, что фотографировали один танк, с башенным номером 174, а остался на полигоне другой. Поэтому как он выглядел, уже сказать невозможно. На этом полоса невезения не закончилась. В 60-е танк оказался одним из тех, кого «оходовали», выкинув родной мотор. А сильно позже сделали это еще раз, силами ремзавода. Поэтому желающим узнать, как выглядел Т-30 внутри, можно не беспокоиться.

Древние письмена высокоразвитой цивилизации. Не мелочились, керном работали

Древние письмена высокоразвитой цивилизации. Не мелочились, керном работали

Ныне Т-30, стоящий в парке «Патриот» — это не более чем коробка, внутри которой осталось не сильно много оригинальных деталей. Аутентичности там теперь не сильно больше, чем у новодельного Т-30 из Верхней Пышмы. Причем это не в упрек машине из Музея военной техники. Насчет музея в Верхней Пышме должен сказать, что вообще его наличие — это очень хорошо. Подавляющее большинство всё равно не отличит новодел от полностью оригинальной машины, зато на Урале есть отличный музей с большой коллекцией военной техники. Еще и ездящей. А вот что единственный оригинальный Т-30 превратился в ходовое чучело — вот это плохо. Но это всё уже дела давно минувших дней.

5 мая закончили, замотали целлофаном. Получилось... ну тут каждый думает в меру испорченности

5 мая закончили, замотали целлофаном. Получилось… ну тут каждый думает в меру испорченности

Судьба Т-30 — это отличный пример того, что бывает с исторической техникой, которая отправляется на ремзавод. Граждане, которые ратуют за такое, живут в каком-то нарисованном мире, где живут пони, питающиеся радугой и пукающие бабочками. Вылезайте из своего астрала и включайте мозг. Ремзавод — это не реставрация. Его задача — вернуть боевую единицу в ходовое состояние, не более того. Заставить ездить ее он может, вопрос, какой ценой. Полноценная реставрация — это долго, дорого и ограниченное число специалистов, которых снабдили документацией, а также запчастями.

Останки родного цвета

Останки родного цвета

Поскольку чучело Т-30 получило ходовой статус, машина являлась одним из «ударных» экспонатов танкового музея в Кубинке. Именно он частенько использовался в военно-исторических реконструкциях, на парадах и прочих активностях. Соответственно, и перекрашивался он регулярно. Как-то даже получился «двуликий Янус», когда с одной стороны было написано «1941», а с другой «1942». На новый год сдавали, не иначе.

Веселенький-зелененький

Веселенький-зелененький

Наслоения краски постепенно становились заметными, поэтому весной 2007 года от нас, «маляров», поступило предложение — а может сделать чего поинтереснее? Историческая окраска уже показа себя с положительной стороны. Кроме того, Андрей Карпов, который выступил с инициативой, предложил беспроигрышный вариант. Вместо рядов зеленых крокодильчиков в павильоне легких танков появлялись машины, которые выгодно отличались от монотонных соседей. Не говоря о том, что появлялась возможность показать советский трехцветный камуфляж.

Нанесение схемы камуфляжа

Нанесение схемы камуфляжа

В случае с Т-30 камуфляж имелся. Тогда его обозначали как «Карелия, 1941 год», уже сильно позже выяснилось, что это не совсем так. Да, Карелия, но июль-август 1944 года, 90-й танковый полк. Как раз он был последним оператором Т-30. Машины несли трехцветный камуфляж и двухзначные номера. То, что они повторялись еще и на лбу корпуса, известно стало потом, а в то время имелся боковик и плохонькая фотография танка сбоку.

Самая нарядная схема для Т-30

Самая нарядная схема для Т-30

Работы по танку начались в самом конце апреля 2007 года. На сей раз мы не красили уже готовую машину, а полностью ее обдирали, до металла. Такого обычно в Кубинке не делали, но тут без полного обдира можно было не начинать. Набросились мы на него всей малярной бригадой, результат налицо. Уже на второй выезд танк был полностью ободран, прошлись мы и по днищу, куда обычно никто не лезет. А гниет оно вполне себе бодро.

В таком виде машина эксплуатировалась довольно долго

В таком виде машина эксплуатировалась довольно долго

Чтобы машина не гнила дальше, после обдира Андрей нанес на нее преобразователь ржавчины. Поскольку по павильону летала пыль, решили танк прикрыть целлофаном. Замотали, ствол закрутили… и только после этого поняли, что получилось нечто, похожее на резиновое изделие №2. Мы без задней мысли это делали, так получилось. Как раз в это время в Кубинку собрался тогдашний министр обороны. Поэтому мы быстро свернулись и поехали. На следующий выезд В.О. Рыжов, тогдашний начальник музея, ходил немного загадочный. Ибо Сердюков это увидел. И воспринял однозначно.

"Покрасили". Рандомные кубинские маркировки

«Покрасили». Рандомные кубинские маркировки

За май машина была загрунтована двумя слоями, а также нанесено два слоя краски. Базовый цвет подбирали по образцам, найденным на танке. К началу июня можно было начинать наносить камуфляж. Сейчас, конечно, цвета камуфляжа выглядят не очень, но тогда никто про них не знал. Образцы появились сильно позже, поэтому пользовались тем, что имелось в наличии. На самом деле «песочный» цвет — это «желтовато-зеленый» 7К, а коричневый — «коричнево-черный 6К». Образцы цветов появились уже в 2009 году.

"Малярная бригада наносит ответный удар". Халтурная покраска долго не продержалась, наша работа начала проступать

«Малярная бригада наносит ответный удар». Халтурная покраска долго не продержалась, наша работа начала проступать

Схема нанесения пятен бралась с боковиков, фотографии, а также с инструкций. В итоге получилось вполне похоже на правду. Сначала нанесли мелом контуры, дальше, при помощи кистей, как это было по инструкции, нанесли камуфляжные пятна. Последним, белой краской, нанесли башенный номер 5. Как потом уже выяснилось, номер был двухзначным, просто танк обгорел, видна была только 5-ка. А так у него номер 65, на бортах башни, также лбу и корме корпуса.

Нынешнее состояние танка

Нынешнее состояние танка

В таком виде танк просуществовал долго. Красили на совесть, поэтому бурчание некоторых личностей на тему «ваша краска проживет год» не оправдалось. Уже потом его перекрасили, но сделали это как обычно. Поэтому из-под эмали ХВ-518 предательски вылезал наш трехцветный камуфляж. Даже после того, как танк переехал в музейный сектор парка «Патриот», кое-где можно было видеть нашу работу. Старались.

Маркировки за 300

Маркировки за 300

В 2021 году машину «отреставрировали», на сей раз всё-таки с обдиром краски. Теперь она несет башенный номер 30. Раньше у танков были номера по павильонам, поэтому машины из ангара легких танков имени номера 301, 302, 303 и так далее. Т-30 нес на боту номер 308. Ну а с 30 понятно, Т-30, часть «малышей» примерно по той же системе пронумеровано. Бывает хуже. Некоторое время Т-34-85 на входе в Центральный Музей Вооруженных Сил РФ нес башенный номер 113, потому что у прапорщика, который его красил, 11 марта родилась дочь. Армия — она такая, местами внезапная.

Аутентичные тактические знаки? Нет, не слышали

Аутентичные тактические знаки? Нет, не слышали

Надо сказать, что не надо всех военных под одну гребенку равнять. В той же Кубинке всегда были те, кто старался делать окраску не от балды. И сейчас такие есть в «Патриоте». Но Т-30 занимались не эти люди. И в целом ситуация такова, что приличная реставрация — это скорее к частникам. Причем это не только у нас, а во всём мире. Что же касается Т-30, то на оболочку музейной машины смотреть можно, на нынешний обвес лучше не стоит. Люди там так видели.

источник: https://dzen.ru/a/ZeGSVcYDo1EEt_yy

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account