Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50

15

Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50

Как гласит знаменитая поговорка, если хочешь рассмешить Бога, то расскажи ему о своих планах. Ей в полной мере соответствуют планы советского командования о выпуске бронетанковой техники на 1941-42 годы, прежде всего танков. Помимо увеличения объемов выпуска, также шла постоянная корректировка, какие именно танки будут производить. После 22 июня 1941 года про многое пришлось забыть, а также запускать в серию боевые машины, которые до того даже не рассматривались всерьёз.

Сегодня исполнилось 83 года с принятия на вооружение танка сопровождения Т-50. Его нередко величают чуть ли не лучшим легким танком, хотя это утверждение крайне спорно. Основная масса Т-50 «сточилась», не проявив себя от слова никак. Кроме того, масса вопросов есть с производственной точки зрения. К началу Великой Отечественной войны завод №174 оказался попросту не готов выпускать Т-50 в более-менее приличных объемах. Дальше началась эвакуация завода на восток. Тем не менее, предпринимались попытки перезапуска танка уже на новом месте.

Часто главной причиной того, что выпуск Т-50 не состоялся в необходимых объемах, указывают двигатель В-4. Правда жизни в том, что мотор — это только одна из составляющих. Даже при наличии моторов завод №174 кое-как начал выпускать танк в июле 1941 года. Он попросту завалил подготовку выпуска танков, не говоря уже о том, что еще весной 1941 года прекратил подготовку выпуска В-4 у себя.

Запуск в серию Т-30 и Т-60 совсем не означал, что на этом про Т-50 забыли. 4 октября 1941 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО №732сс «О программе производства танков в ноябре и декабре 1941 г. с доведением ежесуточного выпуска в декабре до 85 танков». Согласно ему, на Чкаловском паровозоремонтном заводе, куда эвакуировали завод №174, в декабре 1941 года выпускали первые 25 танков. Смежником по выпуску корпусов и башен становился завод №180 (г. Саратов). Впрочем, 14 ноября 1941 года было подписано постановление ГКО №899сс «Об увеличении выпуска танков до 140 машин в день». Заводу снизили планку: 10 Т-50 в декабре 1941 года и 22 танка в январе 1942 года. Прямой намёк на сложную ситуацию. Вместе с тем, план на 1942 год подразумевал выпуск 1500 Т-50, из них 600 радийных.

5 января 1942 года завод №174 сдал полагающиеся по плану 10 танков (реально их сдали в январе-феврале 1942 года). Но из сводки военной приёмки четко было видно, что дальше будет только хуже. На завод №75, эвакуированный в Челябинск, ложилась дополнительная нагрузка в виде мотора В-4. Обеспечение приборами наблюдения было еще хуже. Одним словом, с производства Т-50 сняли не просто так. Кроме того, если кто-то думает, что Т-50 был бы в крупной серии с комбашенкой, сильно ошибается.

В середине декабря 1941 года состоялось совещание, посвященное выпуску Т-50. На нем руководство НКТП утвердило заводу №180 чертежи упрощенной башни. Вместо гнутых бортов перешли на конструкцию из двух прямых листов, сваренных друг с другом. Башенный люк остался один, а командирскую башенку ликвидировали. Причиной стали чисто производственные проблемы, а также отсутствие смотровых приборов. По той же причине, кстати, упростили и смотровые приборы механика-водителя.

Поскольку завод №174 допечатывал Т-50, в начале февраля 1942 года пошла переписка. По ней становится понятно, что завод хотел перейти на двухместные башни, ибо командир ездил балластом и вообще мешал. Так что завод предлагал просто выкинуть сиденье командира. По этому поводу решения так и не последовало. А дальше непонятно, сдали такие танки, не сдали… Изготовленные в январе 1942 года 5 танков окончательно сдали в феврале (3) и марте (2). Еще 3 танка прошли капремонт, засчитали их как новые. Все они получили литые опорные катки.

Даже если бы завод №75 смог выпускать моторы, чкаловский (оренбургский) Т-50 получался как минимум слепым и трехместным. Отсюда закономерный вопрос — в чем его принципиальное отличие от Т-70? По защите лба корпуса они равнозначны, зато у Т-70 обзорность лучше, а его выпуск на затрагивает Т-34. Так что умер Т-50 не просто так.

Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50 Юрий Пашолок. Не пригодившееся упрощение Т-50

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Документы Советской эпохи

источник: https://dzen.ru/b/ZgBNuQA5Ugu8IenZ

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account