История Light Tank M5, ставшего первым легким танком с автомобильными моторами Cadillac
Начиная с середины 30-х годов американский Департамент Вооружений поставил на использование авиационных радиальных двигателей. Отчасти мера оказалась вынужденной. Дело в том, что изначально ставка была на автомобильные моторы, но опыт сначала Cunningham, а затем American LaFrance, дали скорее отрицательный результат. По итогам в 1933 году пришли к авиационному мотору Wright R-760 Whirlwind объемом 756 кубических дюймов (12,4 литров) и мощностью около 250 лошадиных сил. Мотор довольно простой, массовый, дешевый, кроме того, его лицензионное производство освоили силами Continental. В результате вместо авиационного мотора водяного охлаждения (Liberty L-12) у американцев прописались радиальные авиационные моторы воздушного охлаждения.
Не стоит думать, впрочем, что радиальные моторы Wright/Continental американских военных полностью устраивали. Да, они имели минимальную длину, зато диаметр получался большой, а относительная дешевизна имела обратную сторону. Ресурс у мотора был не самым высоким, а вот расход топлива и октановое число бензина неприятно удивляли. Но деваться было некуда, да и попытки создать дизельный мотор, как альтернативу, как-то не особо удались. Авиационный радиальный дизельный мотор Guiberson T-1020 давал ощутимую экономию, но эксплуатация этого двигателя была еще тем развлечением. Поэтому танкостроители продолжали есть кактус в виде Continental R-670. Этот мотор ставился в Light Tank M3, обеспечивая машине высокую подвижность. Вместе с тем, к 1941 году стало ясно — надо искать альтернативы.
Ситуация вокруг силовой установки для американских легких танков стала осложняться после того, как в крупную серию запустили Light Tank M3. Если Light Tank M2A4 выпускался сотнями, то тут речь шла уже о тысячах танков. Возникла ситуация, схожая с тем, как складывались события вокруг Medium Tank M3. Требовались моторы, много моторов, и Continental R-670 могло не хватить. Начались поиски альтернативы, и вот тут сработала ставка на автомобильные компоненты. 6 июня 1941 года Комитет по Вооружениям одобрил программу установки в Light Tank M3 спарки двигателей Cadillac с автоматическими коробками передач, известными как GM Hydra-Matic. Танк начались работы по танку, известному как Light Tank M5.
Для начала стоит понять, почему именно Cadillac. Не стоит забывать, что до лета 1940 года Уильям Кнудсен, глава главы Производственного управления, занимавшегося организацией производства продукции военного назначения, занимал должность президента General Motors. Было бы наивно ожидать, что GM не захочет свой кусок пирога. Кроме того, Cadillac не входил в пул тех заводов, которые выпускали чисто военную продукцию. Chevrolet точно никто бы не стал трогать, а GMC стал производить CCKW, основной американский грузовик. Перевод остальных заводов на военные рельсы шел уже по линии танкостроения. Oldsmobile, Buick, кузовной завод Fisher Body, Pontiac, эти заводы, так или иначе, вовлекли в производство танков, а также САУ. Кто-то танки строил, кто-то производил компоненты для них (например, Oldsmobile выпускал танковые орудия). Так что выбор Cadillac смотрелся логично.
Наконец, среди плеяды автомобильных марок General Motors именно Cadillac лучше всего подходил на роль поставщика танковых моторов. В 1936 году на свет появился V8 объемом 5,7 литров и мощностью 135 лошадиных сил. Он ставился на Cadillac 60-й серии, далее появилась 61-я серия, к 1941 году мотор достиг мощности 150 лошадиных сил. Во всё том же 1941 года появилась 4-скоростная коробка передач GM Hydra-Matic и 62-я серия. Мотор был довольно компактным, что навело на мысль об установке спарки двигателей. Для GM это не являлось чем-то новым: уже шли работы по спарке автобусных дизелей GM 6-71, что позже привело к появлению танкового мотора GM 6046. В случае же с мотором Cadillac ситуация выглядела еще интереснее. Наличие автоматической КПП GM Hydra-Matic несколько упрощало работу этой спарки.
К ноябрю 1941 года был готов опытный образец танка, получивший обозначение Light Tank M3E2. Для его постройки использовали серийный Light Tank M3. Машина №752 получила спарку моторов Cadillac с коробками передач Hydra-Matic. По факту компактнее моторное отделение отнюдь не стало, и даже скорее наоборот. Помимо того, что моторы были длиннее, требовалось разместить еще и радиаторы системы охлаждения. Поставили их над моторами, в связи с чем пришлось делать «горбик». Коробки передач отчасти оказались внутри боевого отделения. Вооружение танк не получил, но по бортам и на лобовой плите установили балласт для имитации боевой массы.
По результатам переделок боевая масса Light Tank T3E2 выросла на 1134 кг. С учетом того, что Continental R-670 стоял один и без системы охлаждения, вполне ожидаемый результат. Но испытания показали, что игра стоила свеч. Во-первых, суммарная мощность моторов Cadillac на максимальном режиме работы составила 296 лошадиных сил, что оказалось выше радиального мотора (262 л.с.). То есть рост массы оказался скомпенсирован ростом мощности. Во-вторых, по всем остальным параметрам спарка автомобильных параметров выигрывала у радиального мотора. Они были тише, запуск заметно проще, за счет коробок передач Hydra-Matic облегчалось управление, температурный режим ниже. Наконец, по факту моторы даже увеличили моторное отделение. Дело в том, что высота тоннеля (точнее тоннелей, теперь валов было два) стала значительно ниже.
Преимущества спарки моторов Cadillac оказались настолько очевидными, что 13 ноября 1941 Комитет по Вооружениям принял решение стандартизировать Light Tank T3E2. Он получил индекс Light Tank M4. Вместе с тем, это совсем не означало, что танк будет запущен в работу исключительно с новой силовой установкой. Дело в том, что 16 октября 1941 года Комитет по Вооружениям санкционировал работы по Light Tank M3A1E1 с измененной лобовой деталью корпуса. Дело в том, что старая схема, которую «подрезали» еще на Vickers Mk.E, имела ряд недостатков. Наличие больших люков являлось плюсом для обзорности, но с точки зрения стойкости к вражескому огню это уже не являлась удачным решением. Поэтому появилась идея поставить верхнюю лобовую деталь под рациональным углом наклона, одновременно снизив ее толщину до 25,4 мм. Точно такое же решение 21 ноября 1941 года Комитет по Вооружениям принял в отношении Light Tank M4. Было решено изготовить опытный танк Light Tank M3A3 с указанной лобовой деталью.
Новый танк строить снова не стали и просто примерили новую деталь к Light Tank M3E2. Старый лоб срезали, а на его месте изготовили макетные детали. ВЛД поставили под углом 48 градусов от вертикали. Поскольку люки с ВЛД исчезли, их перенесли на крышу отделения управления, заодно предусмотрев места для перископических приборов M6. Новая лобовая деталь явно пришлась по-душе Департаменту Вооружений. Да, в походном положении езда усложнилась (да и то над этим сразу стали работать), зато плюсов оказалось куда больше. Внутри стало просторнее, выиграли в массе, стойкость листов выросла. Больше проблем с трансмиссией не стало, поскольку нижнюю часть ВЛД сделали на болтах, то есть съемную. Самое интересное, что Light Tank M3A1E1 так и не построили, а вот танк с моторами Cadillac новое техническое решение получил первым.
После того, как в самом начале 1942 года новую лобовую часть примерили к M3E2, последовали работы по существенной переделке машины. От предшественника осталось только шасси, всё, что выше ходовой части, переделывалось. Примерно на этом этапе танк также получил сдвоенное управление, впервые отработанное на Light Tank T7. Так что «помощник механика-водителя» теперь стал называться так полноценно. В связи с изменением лобовой части корпуса места под пулеметы в спонсонах не нашлось, поэтому он остался один. Теперь курсовой пулемет торчал по центру лобового листа, как бинди. Слева и справа от него появились смотровые порты для механика-водителя и его помощника. Их использовали в случае, если перископы в люках вышли из строя. Что же касается езды в походном положении, то проблему решили как на Medium Tank M4. Сиденья сделали с регулировкой по высоте, так что имелась возможность ехать, высунув голову из люка.
Пока шли работы по доработке M3E3, началась подготовка к серийному производству. 4 февраля 1942 года на Cadillac полностью остановили выпуск легковых машин. Особого смысла дальше их выпускать не было и по той причине, что кузова поставлял Fisher Body, который превратился в Fisher Tank Arsenal. Танковая версия автомобильного мотора получила индекс Cadillac Series 42. На заводе началась подготовка к выпуску нового танка, причем речь шла не просто о сборке, но и производстве корпусов из поставляемых подрядчиками листов. Их, с самого начала изготовляли сварными, лишь днище сохранило болтовые соединения (да и то, те детали, которые откручивались). Это, кстати говоря, существенно отличало Cadillac от American Car & Foundry. Там даже на M3A3 заклепок хватало с запасом. Это явно намекало на то, что со сваркой у American Car & Foundry дела обстояли не самым лучшим образом.
В феврале 1942 года индекс танка изменился. Поскольку в серию пошел Medium Tank M4, возникли опасения, что случится путаница, посему Комитет по Вооружениям внес поправку. Вместо M4 новый танк переименовали в Light Tank M5. Та же ситуация была с истребителем танков M4, который переименовали в M6. Что же касается самого танка, то, он окончательно сформировался к марту 1942 года. На него поставили башню по типу D58133, с полуавтоматической пушкой M6, стабилизатором вертикальной наводки и приводом поворота башни. При этом башня, также оснащавшаяся подбашенной корзиной, получилась менее тесной. Во-первых, за счет более низкого тоннеля корзину удалось спустить немного вниз. Во-вторых, элементы привода повороты башни убрали под пол корзины, а не положили на него. В результате еще на старте Light Tank M5 имел существенное преимущество перед будущим Light Tank M3A1. Не говоря уже о том, что M3A1 появился существенно позже, а до того выпускались «гибриды».
В апреле 1942 года Cadillac начал исполнять контракт T-3159-1 по выпуску 2001 танка (головная машина плюс 2000 серийных). За первый месяц сдали 3 танка, за май 16, а за июнь 60. В июле завод сдал 123 танка, далее объем стал резко расти вверх. Между тем, Cadillac не стал единственным производителем танка. Второй производственной площадкой стал Southern California Division, завод General Motors в Саутгейт, штат Калифорния. С ним заключили контракт T-3159-2 на выпуск около тысячи танков. Первые танки там сдали в августе 1942 года. За август их произвели 21 штуку, за сентябрь уже 51, а за октябрь 78. Вторым заводом стал филиал канадской компании Massey-Harris в Расин, штат Висконсин. Во время войны его переименовали в US Racine Tank Division. Производитель тракторов получил контракт T-3347 на выпуск 500 танков. Из трех производителей танков US Racine Tank Division оказался наиболее «слабым». Несмотря на то, что первые танки там сдали в июле, темпы выпуска совсем не впечатляли. 4 в июле, 7 в августе, 16 в сентябре, в 50 в октябре… Производство в Расин никогда не превышало отметку даже в 90 танков, но дополнительная площадка лишней точно не была.
Следует отметить, что танки смежных производителей выпускались уже в доработанном виде. То есть уже с первым объемом изменений. Несмотря на то, что курсовой пулемет по центру ВЛД официально отменили еще 6 марта 1942 года, как минимум сотня танков точно их получила. Окончательно от курсового пулемета отказались после учений июня 1942 года. Тогда же и пошли первые отзывы по танку. Американским танкистам однозначно пришлась по душе новая машина, поскольку управлять ею оказалось куда проще. Положительно оценили и переделанный корпус, правда, тогда же впервые высказали мысль, что радиостанцию неплохо бы перенести в башню. Также выяснилось, что Light Tank M5 быстрее M3.
Одним из требований стало улучшение ситуации с вентиляцией отделения управления. В результате между люками механика-водителя и его помощника появился вытяжной вентилятор. Это стало последним крупным изменением конструкции машины. Дальнейшие работы пошли по теме башни, которая развивалась параллельно с Light Tank M3A3. В любом случае, Light Tank M5 стал той машиной, которую в войсках приняли с большим энтузиазмом. Постепенно начался процесс перевооружения на эти танки, они стали замещать там Light Tank M3. Параллельно выпускался и Light Tank M3A1, но эти машины шли в войска явно с меньшим приоритетом.
Впервые Light Tank M5 пошел в бой во время операции «Факел». Кампания в Северной Африке показала, что первые отзывы о танке оказались верными. Посему началось постепенно вытеснение M3 из частей. Уже к моменту высадки в Сицилии M5 стали типовым оснащением американских танкистов на приоритетных ТВД. Насколько приоритетным был этот танк, говорит тот факт, что M5 стал единственным из американских танков военного периода, официально не поставлявшихся по ленд-лизу. Позже они как-то попадали в другие страны, но не прямым путем.
Век Light Tank M5 на конвейере оказался недолог. Работы по башне привели к тому, что 24 октября 1942 года на вооружение был принят Light Tank M5A1. Его появление привело к тому, что оформленные ранее контракты переиграли. Cadillac сдал 1470 M5 с регистрационными номерами U.S.A. 3043436-3044904 и 3046702. Southern California Division сдал 354 танка с регистрационными номерами U.S.A. 3045702-3046055. Наконец, US Racine Tank Division сдал 250 танков с регистрационными номерами U.S.A. 3064984-3065233. Итого 2074 танка, последний из которых сдали в декабре 1942 года.
Переход на Light Tank M5A1, ставший более массовым явлением, отнюдь не означал, что M5 быстро уйдет из войск. По большому счету, существенной разницы между ними не имелось (за исключением удобства работы с радиостанцией), поэтому служили они долго. Американские M5 вполне можно было встретить и в Нормандии, и даже в Германии весной 1945 года. Для американцев явление скорее удивительное, особенно для легких танков. Ротация обычно шла быстро, а тут машины задержались. Лишнее доказательство того, что танк действительно получился.
Вполне дожили эти танки и до наших. Конечно, на фоне более поздних и массовых M5A1 они несколько теряются, но их уж точно не по одной штуке. Что же касается Cadillac, то для нее M5 стал, можно сказать, пробным шаром. Преимущества спарки автомобильных моторов и автоматических коробок передач GM Hydra-Matic оказались настолько очевидными, что далее развитие американских легких танков и САУ на их базе пошли по пути шасси M5. Именно такие танки американцы, по итогам, оставили для себя.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- Фотоархив автора
- usautoindustryworldwartwo.com
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stiuart-s-kadillakami-6214a890068085323f2b9070?&