Юрий Пашолок. Скоростная яичная скорлупа из Детройта, вооруженная трехдюймовым молотком
Истребитель танков Gun Motor Carriage M18, золотая мечта генерала Эндрю Брюса, которую неоднозначно приняли в войсках
Первые истребители танков появились еще в 20-е годы, но тогда они больше были похожи на трактор с противотанковой пушкой. Ситуация изменилась в 30-е годы. В нескольких странах задумались о скоростных боевых машинах, больше напоминающих танки. То есть с башней кругового вращения. Проблема заключалась в том, что эти боевые машины так и не вышли за рамки опытных образцов. В результате в начале Второй мировой войны срочно понадобилось чего-то попроще. У тех же немцев планировалось что-то подобное, но в итоге перешли на рубочные боевые машины, мало чем напоминавшие «сухопутные шнелльботы». Фактически единственные, кто всё же не свернул с пути и додавил таки тему башенных истребителей танков, оказались американцы.
Первый американский истребитель танков с открытой сверху башней кругового вращения появился еще в 1937 году. Правда, на тот момент была проблема с шасси. Light Tank M2A1 оказался явно не совсем тем, что подходило для подобных задач. Далее, в 1941 году, начались работы с базой Light Tank M3, но и с ним как-то не срослось. Посему первые американские серийные истребители танков были на колесном и полугусеничном шасси. Тем не менее, генерал Эндрю Брюс, главный куратор от Истребительного командования, настойчиво продвигал концепцию боевой машины с башней кругового вращения. С 1942 года идею стали продвигать в жизнь. Сначала GMC T49, потом GMC T67, оба на специальном шасси. Наконец, в начале 1943 года началась работа по GMC T70, которая оказалась именно тем, что хотел генерал Брюс.
В июле 1943 года Buick начал серийное производство Gun Motor Carriage T70. Эта машина стала этапной для американского танкостроения. Помимо того, что это была первая серийная американская боевая машина на с торсионной подвеской, в случае с GMC T70 удалось довести до совершенства концепцию скоростного истребителя танков с вращающейся башней. Генерал Эндрю Брюс явно был поклонником идей Джона Уолтера Кристи, который примерно так же видел тактику применения своих танков. Они были очень быстрыми, но со слабой броневой защитой. Правда, поспешный запуск в серию привел к массе хлопот. GMC T70 выпуска вплоть до декабря 1943 года страдали проблемами, которые пришлось решать на ходу. В результате все GMC T70 с серийными номерами 685 и ниже позже пришлось отправлять на модернизацию. А хорошо известный индекс GMC M18 скоростной истребитель танков получил только в марте 1944 года. Между тем, и далее имелись проблемы, уже концептуального характера. Об этом всём и поговорим.
Для начала, следует уточнить один принципиальный момент. Связан он с тем, как именно надо именовать те машины, которые произвели до марта 1944 года. Их часто называют GMC T70, что слегка неверно с точки зрения индексов. Дело в том, что те GMC T70, которые не переделали далее в машины снабжения AUV M39, всё равно прошли модернизацию. Речь идет о машинах с серийными номерами 686–1096, построенных с декабря 1943 по февраль 1944 года. После нее они стали ровно теми же GMC M18, больше того, в дальнейшем часть этих машин долго служила в армиях других государств. Есть бывшие GMC T70 и среди машин, которые служили в югославской армии. Посему рассказы о всего одном эпизоде использовании GMC T70 слегка далеки от истины. Если машина доведена до ума, то было бы странно ее оставлять в резерве.
«Классические» GMC M18, выпуск которых шел с марта 1944 года, почти ничем не отличались о более ранних машин. Во-первых, немного доработали воздухозаборник с левой стороны крыши корпуса (правда, наличие задела привело к тому, что некоторые GMC M18 апрельского выпуска всё еще имели воздухозаборник старого типа). Во-вторых, установили более мощный мотор Continental R-975-C4. Его рабочая мощность составляла 400 л.с., а максимальная 460 л.с. В результате даже на рабочих режимах удельная мощность была выше 20 л.с. на тонну, это прямым образом повлияло на подвижность. Правда, возникает вопрос, когда именно ввели этот самый мотор. Он вполне мог появиться и до марта 1944 года.
Последние изменения конструкции машины внесли в июне 1944 года, связаны они оказались с орудием. Начиная с машины с серийным номером 1858 переработали стопор орудия по-походному. Тогда же началась установка 76-мм орудия M1A2. Его легко отличить по наличию дульного тормоза. Не лучшая добавка для истребителя танков: во время стрельбы пороховые газы, вылетающие из дульного тормоза, демаскировали позицию машины. Впрочем, как показала практика, задел по орудиям M1A1 был настолько большим, что часть САУ, выпущенных летом 1944 года, получили их. На фронте же САУ с орудиями M1A2 встречались редко.
Если технические проблемы весной 1944 года были преодолены окончательно, то к лету стали вылезать куда более серьёзные неприятности. Согласно концепции генерала Брюса, GMC M18 должны были заменить в самоходных противотанковых дивизионах более крупные и менее подвижные GMC M10. Между тем, нельзя сказать, что M10 были сильно недовольны. Да, имелась проблема с обзорностью и маневренностью огня (башня вращалась только вручную), но в целом машиной оказались довольны. Она была надежно защищена от огня крупнокалиберных пулеметов. В случае же с GMC M18 даже от огня пуль винтовочного калибра в упор защита была не всегда. Это наглядно показали испытания в Форт-Нокс. Кроме того, беспокоил финансовый вопрос. Стоимость GMC M10 составляла 47900 долларов США, M18 обходилась в 55230 долларов.
Надо сказать, что генерал Брюс искал для своего детища дополнительные тактические ниши. В конце июля 1943 года он выступил с инициативой использования GMC T70 как легкого танка. Определенный смысл в этом имелся, поскольку по огневой мощи и подвижности истребитель танков превосходил Light Tank M5A1, да и командир тут был отдельным членом экипажа. Этот вопрос изучался, в январе 1944 года последовал отказ. Во-первых, резкой критике подверглась броневая защита, во-вторых, у машины отсутствовал спаренный пулемет. К тому же уже вовсю шли работы по Light Tank T24, который был более совершенным с точки зрения ходовой части, дешевле и более защищенным.
Планы по поводу выпуска GMC M18 выглядели поистине грандиозно. Контракт T-6641 на 1000 машин был лишь первым этапом, далее, за 1944 год, предполагалось построить 3600 истребителей танков данного типа. Из них половину изготавливали по контракту T-9167, который начал выполняться с января 1944 года. Далее должен был действовать контракт T-13762. Наконец, в 1945 году сдавалось еще 4386 истребителей танков. В результате общий объем выпуска должен был составить 8986 машин, из них 1600 поставлялось по программе ленд-лиза. Но уже к весне 1944 года явно что-то пошло не так. Январь 1944 года стал пиковым месяцем по объемам выпуска, а далее Buick начал снижать планку. Начиная с апреля 1944 года ежемесячный объем производства составлял 150 машин.
Причины надо искать в том, как приняли машину в войсках. Уже одно то, что GMC T70 не обеспечивает защиты даже от ружейно-пулеметного огня в упор, вызвало волну скепсиса. Кроме того, с весны 1944 года началось производство Medium Tank M4 с 76-мм орудиями, а в апреле 1944 года сдали первые GMC M36 с 90-мм орудиями M3. Тем самым преимущество по вооружению над танками, один из главных козырей истребителей танков, исчез. Не говоря уже о том, что у M4(76) имелся вертикальный стабилизатор вооружения. Наконец, легкий истребитель танков получился заметно теснее GMC M10, а боекомплект немного меньше. Плюс M10 получал некоторое преимущества с точки зрения универсальности, не говоря уже о разнице в удобстве работы расчета.
В мае 1944 года состоялся боевой дебют GMC M18 (в войсках ее еще называли GMC T70). В Италии использовались два самоходных противотанковых дивизиона — 601-й (2 САУ) и 894-й (3 САУ). По иронии судьбы, эти машины использовались в качестве эрзац-легких танков. Видимо, генерал Брюс кое о чем начал догадываться еще в 1943 году. При этом из частей пришли отзывы, здорово напоминавшие вердикт НИБТ Полигона и американских учебных центров. Машина быстрая, низкая, но тесная и с никакой броней. Что наводчик, что заряжающий работали в крайне стесненных условиях. В результате речь шла о дополнении, но никак не замене GMC M10. Надо полагать, что вердикт этот был ожидаемым, поскольку снижение объемов выпуска случилось еще в начале 1944 года.
Пока в Италии шла обкатка первых GMC M18, в Англии готовились к высадке на территорию Нормандии. При этом командование пребывало в некоторых сомнениях насчет того, стоит ли вообще использовать эти машины. Там тоже «оценили» броневую защиту и удобство работы расчета. Тем не менее, в июне 1944 года всё же высадилось три дивизиона, оснащенные GMC M18. Дебютантами стали 603-й, 704-й и 705-й дивизионы, в общей сложности на территории Северной Франции оказалось 146 GMC M18. В дальнейшем их число отнюдь не росло (лишь в августе 1944 года их стало 175 штук), а первые безвозвратные потери (6 штук) отметили в августе. И это при том, что число GMC M10 неуклонно росло, да и потери они несли вполне заметные. Причины столь существенной разницы прозаичны. Доверия к GMC M18 оказалось не особо много, поэтому занимались они второстепенными задачами. Например, сопровождали колонны.
Фактически полноценное применение GMC M18 по прямому назначению началось только с осени 1944 года. Машина всё-таки доказала своё право на существование, особенно это касалось подвижности. Отчасти генерал Брюс оказался прав. За счет высокой подвижности GMC M18 порой могли прошмыгнуть там, где у более тяжелых машин имелись проблемы. Носились они и по тяжелому бездорожью. Примером удачного использования GMC M18 можно считать сражение за Люневиль. Здесь GMC M18 из 704-го дивизиона истребителей танков, без потерь для себя, уничтожили 8 немецких танков. Тем не менее, применение оставалось эпизодическим. За всю осень 1944 года безвозвратные потери GMC M18 составили всего 27 машин, в то время как GMC M10 потеряли 156 штук, а новейших GMC M36 — всего 7. В октябре 1944 года выпуск GMC M18 прекратился окончательно, одновременно началась конверсия ранее выпущенных GMC T70 в AUV M39. Вместо 1600 машин по ленд-лизу ушло всего 7, из них 5 GMC T70 в СССР и 2 GMC M18 в Англию. Вместо 1800 машин по контракту T-9167 сдали 1507 (машины с серийными номерами 1007-2513 и регистрационными номерами U.S.A.40144883-40146389). Итого 2507 серийных машин, плюс 7 пилотных, минус 650, переделанных в AUV 39.
Лишь в декабре 1944 года число GMC M18 на фронте превысило 300 штук. Тогда же случилось первое по-настоящему серьезное испытание — немецкое контрнаступление в Арденнах. Тут GMC M18 показали себя весьма специфично. С одной стороны, они оказались самыми шустрыми машинами среди имеющихся. С другой же, это помогало далеко не всегда. Тем более что 76-мм орудие M1A1 могло поражать уже далеко не все цели. В результате было безвозвратно потеряно 44 GMC M18. Ну а звездой Арденн стала GMC M36. Да, не такая шустрая, но с 90-мм орудием M3 и гидравлическим приводом башни. В январе 1945 года GMC M36 и M18 сравнялись по объемам в войсках, а затем M36 резко вырвалась вперед. Уже в феврале 1945 года их числилось 826 штук, а GMC M18 — всего 448. Пик применения GMC M18 пришелся на март 1945 года (520 машин в войсках), а далее их число не превышало даже 450.
Нельзя сказать, что в Истребительном командовании совсем махнули на GMC M18 рукой. Машина была самой подвижной среди парка американской бронетанковой техники. Проблему с недостаточным объемом боевого отделения теоретически можно было решить примерно тем же способом, как случился апгрейд GMC M10. А именно установкой более крупной башни, которая получала бы 90-мм орудие M3. Это орудие стало обязательным условием, с января 1945 года, распробовав GMC M36, американские самоходчики захотели его и на GMC M18. Правда, попытка переделать штатную башню под более мощное орудие, а заодно и поставить спаренный пулемет не получилось. Работы, начавшиеся в феврале 1945 года, быстро зашли в тупик. По этой причине далее работу возложили на Абердинский полигон, имевший богатый опыт «быстрых» конверсий.
Результатом стало появление немного необычной, но логичной конверсии. Весной 1945 года одну из бывших GMC T70 (это хорошо заметно по конфигурации воздухозаборника на крыше корпуса) переделали в то, что иногда называют Super-Hellcat. Естественно, так она никогда не называлась, но суть происходившего вполне отражается. Вместо штатной башни поставили «голову» от GMC M36. Большой проблемой это не являлось, ведь диаметр погона у башен был одинаковый — 1750 мм. Правда, никто не подумал, что у GMC M36 толщина брони слегка так побольше, а заодно и масса.
Конверсия у полигона получилась быстрая, но сразу со знаками вопроса. Для начала, боевая масса достигла 19,5 тонн, что было на полторы тонны больше серийной машины. Это самым прямым образом повлияло на надежность ходовой части. Также угол возвышения снизился на 3 градуса, поскольку шасси было более низким. При этом просто взять и сделать более тонкую башню не получилось бы. Дело в том, что значительная часть массы у башни GMC M36 приходилась на кормовой противовес. А он дополнительно нагрузил кормовую часть машины.
Итог испытаний оказался, увы, вполне ожидаемым. Более легкое шасси было более восприимчивым к лишней массе. Понимая, что масса растет, а значит и удельное давление на грунт вместе с ним, установили экспериментальные траки T82. Проблема в том, что спустя примерно 40 километров испытаний началось разрушение гусеничных лет. Поэтому в дальнейшем испытания шли на штатных траках. Впрочем, ничем хорошим они не закончились. Машина стала страдать ровно тем же самым, что и более тяжелые американские танки на торсионной подвеске. У них имелся крайне низкий запас по дополнительной нагрузке. Ситуация усугублялась тем, что GMC M18 была первой американской машиной на торсионной подвеске. В результате шасси оказалось еще более восприимчивым к нагрузке.
Весьма запущенной оказалась ситуация с огневой мощью. При стрельбе из 90-мм орудия M3 машину ощутимо отбрасывало назад. Эту проблему решили путем установки дульного тормоза, но всё очевиднее становилось отсутствие глубинного смысла в развитии GMC M18. Даже в случае доработки и доведения массы хотя бы до 18,5 тонн возникали сомнения в необходимости такой машины. Генерал Брюс в чем-то повторил «подвиг» английского адмирала Фишера. Тот отличился тем, что породил линейные крейсера, имевшие прозвище «Яичные скорлупки, вооруженные молотками». А тут получилось скоростная сухопутная скорлупка с молотком калибра 76 мм. Замена ее на 90-мм кувалду мало что решало. Работы по усилению вооружения еще накоторое время продолжались, но еще в 1946 году «совет Стилуэлла» постановил — лучшим истребителем танка является танк. С учетом того, что как раз примерно в это время начались первые шажки к будущему Light Tank T37 с еще более мощным 76-мм орудием, сложно не согласиться с «кислотным Джо».
По итогам боевых действий в Европе (исключая Италию) было безвозвратно потеряно 217 GMC M18. Последним местом, где они использовались непосредственно американскими войсками, стала Окинава, где действовал 306-я противотанковая батарея 306-й дивизиона полевой артиллерии. Она входила в состав 77-й пехотной дивизии. По иронии судьбы, командовал дивизией тот самый генерал Эндрю Брюс, сражавшийся на тихоокеанском ТВД еще с 1944 года. С какого момента батарея воевала на GMC M18, неизвестно, но есть снимки генерала Брюса, датированные еще 1944 годом. Первым же подразделением, которое применило GMC M18 на тихоокеанском ТВД, стал 637-й противотанковый дивизион. Еще одним дивизионом стал 671-й, воевавший на Филиппинах. 670-й дивизион был сформирован, но не успел в зону боевых действий. Для сравнения, в Европе воевало около 20 противотанковых дивизионов, вооруженных GMC M18.
Генерал Брюс, естественно, весь светился энтузиазмом по поводу применения своего детища. Только есть один маленький момент (а точнее, не один). Во-первых, «картонная» броня и тут была отнюдь не достоинством, а у 77-й пехотной дивизии имелись и GMC M10. Во-вторых, не просто так GMC M3 дожила на тихоокеанском ТВД аж до конца войны. Никаких «Тигр» и «Пантер» тут не было, а вот поддержка пехоты огнем являлась одной из ключевых задач. И вот тут 75-мм орудие M3 (а заодно и M1897A4) оказывалось полезнее. У 3-дюймового орудия мощь осколочно-фугасного снаряда была ниже. В результате часто самый обычный Medium Tank M4 с 75-мм орудием оказывался полезнее любого из истребителей танков. Комиссия «кислого Джо» не просто так сделала свои выводы, а уж генерал Джозеф Стилуэлл кое-что об этом знал.
По итогам сложилась комичная ситуация. GMC M10, а затем и GMC M36, изначально были скорее вынужденной мерой, но именно эти машины оказались оптимальными. Что же касается GMC M18, то, с одной стороны, Эндрю Брюс и Танко-Автомобильный центр довели концепцию «сухопутных шнелльботов» до совершенства. С другой стороны, война показала, что нужны другие, более универсальные боевые машины. Вины разработчиков тут нет, война часто показывает ошибочность некоторых идей. Но стоит лишний раз удостоить создателей GMC M18 похвалы. Концепцию они довели до совершенства. Так уж сложилось, что она оказалось не совсем чтобы верной. Из американской армии GMC M18 ушли в первую послевоенную пятилетку. В отличие от GMC M36, которая продолжала служить и в 50-е.
Список источников:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- M18 Hellcat Tank Destroyer 1943–97, Steven J Zaloga, Osprey Publishing Ltd, 2004
- Фотоархив автора
- usautoindustryworldwartwo.com