Юрий Пашолок. Шведский полугус на московском снегу

15

Юрий Пашолок. Шведский полугус на московском снегу

В годы Второй мировой войны некоторые государства строили вооружение и военную технику, но при этом сохраняли нейтральный статус. Таковой была Швеция, официально не воевавшая больше 200 лет. Этот статус не мешал активно сотрудничать с Германией и в годы Первой, и в годы Второй мировой войны. Достаточно сказать, что значительная часть шведской артиллерии имела немецкие корни. Шведские танки создавались компанией Landsverk, которая принадлежала той же немецкой промышленной группе G.H.H., что и MAN. Такой прагматичный подход позволял шведской армии меньше тратить на разработку собственной военной техники.

Как раз такая история приключилась с самым массовым шведским полугусеничным тягачом. В 1939 году шведы закупили партию немецких 105-мм гаубицы leFH 18. Это были хорошие гаубицы, но для них потребовались тягачи. У самих шведов имелись только грузовики, поэтому в 1940 году они снова обратились к немцам. Те согласились им продать партию из 12 полугусеничных тягачей Sd.Kfz.10. Быстро стало понятно, что обеспечить все гаубицы немецкими тягачами не получится. На 147 гаубиц удалось закупить всего 20 тягачей. Поэтому в 1942 году компания Вольво получила заказ на шведский аналог немецкого полугусеничного тягача.

Им стал Volvo HBT (HalvBandTraktor, то есть полугусеничный тягач), официально принятый на вооружение в начале 1944 года. Тягач был похож на прародителя, но получился длиннее и мощнее. Связано это оказалось с тем, грузоподъемность подняли до 2 тонн, то есть до массы гаубицы. Ходовая часть больше напоминала другой, 3-тонный немецкий тягач Sd.Kfz.11. Мотор, а также отчасти капот, позаимствовали у грузовика Volvo. В результате шведская армия получила удачный тягач. Всего с 1944 по 1945 годы сдали 108 таких тягачей. Они довольно долго служили в шведской, а также боливийской армии. Один ныне находится в Москве.

В субботу 17 декабря на выставке «Моторы Войны» прошел динамический показ шведского полугусеничного тягача Volvo HBT, он же Artilleritraktor m/43. Машина не так давно прошла ремонт двигателя, летом 2021 года ее можно было видеть на слёте «Моторы Войны». На сей раз шведский артиллерийский тягач уверенно штурмовал снежные преграды. Хотя в одном месте пришлось копать 🙂

Юрий Пашолок. Шведский полугус на московском снегу

Юрий Пашолок. Шведский полугус на московском снегу

Динамические показы проводятся на «Моторах Войны» каждую субботу, в 12:00.Попасть на выставку можно со вторника по воскресенье. Со вторника по субботу режим работы с 10:00 до 20:00, а в воскресенье с 10:00 до 19:00. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Телефон администратора музея: +7(919)784-06-96.

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/14054225.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account