Юрий Пашолок. Шаротанк-агрессор от инженеров из исправительного трудового лагеря

15

Юрий Пашолок. Шаротанк-агрессор от инженеров из исправительного трудового лагеря

Проект сферической боевой машины-амфибии, предложенный в августе 1941 года военинженером Н.П. Новиковым и инженером-технологом Б.В. Смирновым

Рационализаторство и изобретательство в Советском Союзе было весьма развито. В этом начинании имелось своё разумное зерно. Даже с учетом того, что 95% присылаемых предложений уходило либо в корзину, либо в архив, оставшиеся, вполне реализуемые идеи отбивали все затраты. Сейчас, кстати, изобретательство никуда не делось. Разница в том, что значительная часть изобретателей уже не высылают свои предложения, а стараются реализовать их самостоятельно. Народные КБ — это как раз те самые люди, которые раньше не имели возможности делать подобное самостоятельно.

Шаротанк Новикова и Смирнова, не совсем верная реконструкция. ДШК тут явно лишний

Шаротанк Новикова и Смирнова, не совсем верная реконструкция. ДШК тут явно лишний

После начала Великой Отечественной войны поток различных изобретений и прочих рацпредложений резко вырос. В том числе появилось довольно много проектов боевых машин нетрадиционных схем. Среди них оказались и шаротанки, идеи создания которых периодически всплывали то в СССР, то за рубежом. Сколько таких проектов было создано за рубежом, еще предстоит узнать тамошним исследователям. В наших архивах таких наберется более полусотни только за 1941-45 годы. Основная их масса была довольно примитивной с точки зрения проработки, но встречались и интересные проекты. Одним из таких стала «сферическая боевая машина-амфибия», предложенная Н.П. Новиковым и Б.В. Смирновым.

Приложение к пояснительной записке, август 1941 года

Приложение к пояснительной записке, август 1941 года

История данного проекта началась 18 августа 1941 года. Заместителю Народного Комиссара Внутренних Дел СССР комиссара госбезопасности III ранга В.В. Чернышеву пришло письмо из поселка Железнодорожный, Коми АССР. В нем находилась пояснительная записка на 25 страниц, эскизы боевой машины, а также сопроводительное письмо капитана госбезопасности Ключкина. В нём он рассказывал о проекте сферической боевой машины, который предложили заключённые Северного железнодорожного исправительного трудового лагеря. По словам Клочкина, проект представлял большой интерес.

Военинженер 3-го ранга Н.П. Новиков

Военинженер 3-го ранга Н.П. Новиков

Надо сказать, что это были не простые з/к. Б.В. Смирнов являлся инженером-технологом, специалистом по автотракторостроению, который окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Впрочем, куда интереснее военинженер 3-го ранга Н.П. Новиков. Согласно записке, он закончил Военную Академию механизации и моторизации РККА. Так вот, под это описание подходит Никита Павлович Новиков, который с апреля 1942 года воевал в составе 1-й (позже 19-й гвардейской) механизированной бригады. Имеет награды, в апреле 1944 года был ранен. После войны находился в Группе Советских Войск в Германии, где, как и во время войны, служил в должности помощника командира по технической части.

Общие виды сферической боевой машины-амфибии

Общие виды сферической боевой машины-амфибии

Идея сферической боевой машины-амфибии во многом пересекалась с целым рядом похожих проектов. Согласно пояснительной записке, авторы проекта считали гусеницы крайне уязвимым элементом. Кроме того, шарообразная форма корпуса, по их мнению, являлась оптимальной. Как говорилось в описании, сферическая форма и большая скорость движения, а также отсутствие легко поражаемой гусеницы ставит шар в разряд почти непоражаемых боевых машин. Вероятность попадания по нормали в броню корпуса бесконечно мала, а попадание по любой хорде создает рикошетирование снаряда. Кроме того, как и многие похоже проект, данный шаротанк делался плавающим.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство

Предлагавшийся шаротанк представлял из сея аппарат, образованный из двух полусфер радиусом 1500 мм каждая. Полусферы жестко соединялись друг с другом стяжками, закрепленными в кольцах жесткости. Вершины полусфер образовывали люки для входа и выхода из боевой машины. В левой полусфере спереди находился люк механика-водителя, в который был встроен смотровой прибор, работающий по принципу стробоскопа. К полусферам на специальных кронштейнах с резиновыми амортизаторами крепились топливные баки.

Сферическая боевая машина-амфибия сверху

Сферическая боевая машина-амфибия сверху

Ходовая часть шаротанка по своему принципу мало отличалось от классического интроцикла. К кольцам жесткости крепились оси катков, на которых крепился движитель. На каждом кольце крепилось по 8 катков диаметром 400 мм. На катки опирался движитель, представляющий собой кольцо с максимальным диаметром 3300 мм. Движитель состоял из металлической основы и резинового бандажа. В профиль рабочая поверхность бандажа имела выпуклую форму для возможности шаротанку накреняться во время поворотов. Проблема поперечной устойчивости, свойственная интроциклам, решалась за счет установки по бортам колес, препятствующих опрокидыванию машины вбок.

Модель за авторством Алексея Ульянищева

Модель за авторством Алексея Ульянищева

Вооружение сферической боевой машины-амфибии состояло из пары 45-мм танковых пушек и 4 пулеметов. Нарисовано вооружение было условно, под пулеметами явно подразумевались ДТ. Главный калибр располагался в двух шаровых установках по бортам корпуса. Еще пара пулеметов располагалась в шаровых установках, ведя огонь либо вперед, либо назад. Боезапас к 45-мм пушке составлял 90 выстрелов, он находился в двух снарядных ящиках, закрепленных на каркасе с эластичной подвеской. Боезапас к пулеметам был куда более обширным – 20000 патронов.

Зимний вариант, с лыжами

Зимний вариант, с лыжами

Приводить в движение шаротанк должен был V-образный 12-циллиндровый бензиновый двигатель мощностью 200 лошадиных сил при 1800 об/мин. Воздух для охлаждения должен был поступать через жалюзи, предусмотренные в левой полусфере. По расчетам авторов, шаротанк должен был развивать скорость до 71 км/ч по полю и до 160 км/ч по шоссе, а также преодолевать брод глубиной 0,9 метров. Кроме того, боевая машина должна была и плавать, погружаясь в воду на четверть своего объема. Чтобы не усложнять конструкцию, на плаву шаротанк приводился в движение подвесным лодочным мотором. Герметичность должна была достигаться кольцевыми клапанами, изготовленными из резины и меди.

Благодаря моделизму шаротанк пошел в народ

Благодаря моделизму шаротанк пошел в народ

Самое интересное, что авторы продумывали не только сам шаротанк, но и то, как его производить. При крупносерийном производстве машин крайние сегменты полусфер, имеющие диаметр 1450 мм, и высотку 195 мм, предполагалось штамповать целиком. По мнению авторов, никаких затруднений не возникало, так как толщина материала всего 10 мм, а никелевая сталь прекрасно штампуется. Остальная часть полусфер делилась на два пояса одинаковой высоты – по 435 мм, с диаметром 1450 и 2400, 240 и 2800 мм. При изготовлении массово применялась штамповка, а основные агрегаты предполагалось брать серийные.

реконструкция интерьера

реконструкция интерьера

Естественно, серьёзно данный проект не рассматривался, тем не менее, среди себе подобных проект сферической боевой машины-амфибии вполне выделялся. Как минимум уровнем проработки, инженерное образование авторов вполне ощущается. Причем это вполне реальный проект, а не куча всевозможных вундерваффе, которые порождаются моделистами и прочими людьми. В этом смысле не стоит удивляться, что шаротанк Новикова и Смирнова популярен среди моделистов.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Память Народа
      3. www.renderosity.com

источник: https://dzen.ru/a/Z6sjLAT_lmQY8msX

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account