История FIAT-SPA 38 R, самого массового итальянского грузовика, созданного специально для военных
Содержание:
Итальянская автомобильная промышленность в межвоенный период была весьма развитой. Естественно, на нее повлияло снижение финансирования со стороны итальянских военных, случившееся после окончания Первой мировой войны. Тем не менее, будет неправильно говорить о том, что в 20-е годы у итальянцев было болото. Развитие шло, в том числе и на ниве военных автомобилей. Одним из выводов стало создание отдельного предприятия, которое занималось исключительно военными заказами. Им оказалось Società Piemontese Automobili (SPA). В 1926 году завод в Турине оказался поглощен концерном FIAT. После этого SPA полностью перешло к военным заказам. Помимо производства тягачей Pavesi, в Турине стали производить грузовики SPA 25C. Выпускались они как для итальянской армии, так и на экспорт.
В 30-е годы производственная программа SPA постепенно расширялась. Особенно это стало заметно во второй половине 30-х годов, когда Италия начала активно вооружаться. Появление новых военных заказов означало и больше работы для завода в Турине. Приоритетными задачами стало создание грузовых автомобилей повышенной проходимости, а также артиллерийских тягачей. Тем не менее, самым массовым детищем SPA того периода стал вполне обычный грузовой автомобиль. SPA 38 R, так называлась эта машина, оказалась самым массовым итальянским грузовиком, изначально создававшимся для военного назначения.
Конкуренция по моторам
Созданный в 1924 году SPA 25C сменил в итальянской армии широко известный грузовик FIAT 15ter. Он использовался в двух вариантах исполнения — 25C/10 и 25C/12, отличавшихся друг от друга моторами. В зависимости от исполнения, грузоподъемность варьировалась от 1500 до 2500 кг. Машина получилась весьма удачной, изготавливалась в различных вариантах исполнения, включая радийные фургоны и санитарные машины. Кроме того, у SPA 25C/10 имелся зарубежный отпрыск — польский грузовик Ursus A. Тем не менее, в начале 30-х годов машина уже порядком устарела.
Задание на разработку сменщика SPA 25C/10 появилось в начале 1933 года. Первоначальное задание, полученное от C.S.M. (Centro Studi della Motorizzazione, главный надзорный орган итальянской армии по механизации), предполагало создание машины грузоподъемностью не менее 2 тонн. Как это часто бывало в случае со SPA, за ее разработками стоял FIAT, благо что оба предприятия находились в Турине. Касалось это и моторостроения. В целом ряде случаев под капотами машин марки SPA (FIAT-SPA) стояли моторы FIAT, причем в случае со сменщиком SPA 25C/10 образовались варианты.
В начале 1934 года комиссии C.S.M. было представлено два грузовика. Они оказались очень похожими по конструкции, оба имели грузоподъемность 2,5 тонны. Таким образом, вместо сменщика SPA 25C/10 получились машины, закрывавшие всю гамму SPA 25C. Надо сказать, что от «полуторок» итальянская армия постепенно отказывалась, считая, что для «нормального» грузовика этого маловато. Решение вполне разумное, поскольку задачи легких тягачей закрывали специальные машины, а более крупные грузовики предполагались как многоцелевые машины. Маленьким нельзя было назвать и SPA 25C, его длина составляла 5,7 метров.
Основным отличием двух представленных образцов стали моторы и капоты. В случае с моделью, получившей обозначение SPA 36 R (FIAT-SPA 36 R), стоял рядный 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения FIAT объемом 4,43 литра и мощностью 50 лошадиных сил при 2000 об/мин. Это оказалось равноценно мотору SPA R4, который ставился на грузовики SPA 25C/12. Машина получила обтекаемый капот «гражданского» типа, хотя то, что это военный грузовик, было видно сразу. FIAT-SPA 36 R получал специализированную кабину, открытую с боков, «кенгурятник», а также кузов, явно отличающийся от гражданских грузовиков. Выдавали в нем военную модель и ящики, размещавшиеся под кузовом, а также на подножках кабины.
Вторая машина, получившая обозначение SPA 38 R (FIAT-SPA 38 R), оказалась равноценной по исполнению. Она получилась почти на 5 см короче, прежде всего за счет капота и силовой установки, которая размещалась внутри него. Им оказался рядный 4-цилиндровый мотор FIAT 18T объемом 4,05 литра и мощностью 55 лошадиных сил при 2000 об/мин. Появление этого мотора связано с программой разработки армейского грузовика повышенной проходимости FIAT 612, более известного как FIAT-SPA Dovunque 33 (дословно Dovunque означало «вездеход»). Судя по всему, в FIAT решили унифицировать машины по моторам.
Сами итальянские военные (прежде всего, генерал Анджело Пуньяни, заведовавший моторизацией итальянской армией) скорее были за дигатель воздушного охлаждения. Такой мотор, в теории, должен был лучше себя вести в условиях Северной Африки и на высокогорье. Поэтому, после серии сравнительных испытаний, было решено принять на снабжение обе машины, провести войсковые испытания, и уже на их основании решить, кто будет победителем. Так в 1935 году у итальянской армии образовалось две почти одинаковые машины.
Вместе с тем, войсковые испытания, которые проходили в 1936-38 годах, показали, что первоначальные выводы генерала Пуньяни оказались ошибочными. В Ливии и Восточной Африке FIAT-SPA 36 R показали себя не лучшим образом, поломки, прежде всего мотора, были более частыми, чем у двигателя FIAT 18T водяного охлаждения. Кроме того, этот мотор постепенно вставал на новых моделях FIAT-SPA, включая и легкий артиллерийский тягач. Уже в мае 1937 года было понятно, что FIAT-SPA 38 R явно вырывается вперед. Окончательное решение о выборе победителя было принято в 1938 году, к тому времени «предсерийные» грузовики исчислялись сотнями. FIAT-SPA 38 R оказался и в Испании, где подтвердил свои характеристики. Итальянская армия окончательно определилась с легким грузовиком.
Универсал условно легкого класса
Официально данная машина именовалась как Autocarro Leggero Militare SPA 38 R, или легкий армейский грузовик. На самом деле слово «легкий» в отношении FIAT-SPA 38 R звучало слегка так так комично. При длине почти 5,8 метров и массе 3200 кг (плюс 2,5 тонны нагрузки) он был ближе к ЗИС-5 (точнее, к его предшественнику — АМО-3). Впрочем, на фоне Einheitsdiesel, который при снаряженной массе 4925 кг также числился в легких, это еще мелочи. У военных свои причуды.
Ближе всего к FIAT-SPA 38 R был грузовик FIAT 621, исходно гражданский, но вполне себе служивший в ряде армий мира. Был он, кстати, среднего класса, при том, что имел меньшую массу и схожую грузоподъемность. Армейский грузовик получился не таким шустрым, он развивал скорость около 50 км/ч. Другой вопрос, что создавался FIAT-SPA 38 R под более суровые условия эксплуатации. Назвать его внедорожником сложно, но по пересеченной местности машина передвигалась более уверенно, чем гражданские грузовики.
Собственно говоря, данному грузовику и не требовалось быть внедорожником. Для этого существовали машины вроде FIAT-SPA Dovunque 35 с колесной формулой 6Х4. Итальянским военным требовались не только внедорожники, но и вполне обычные грузовики. Считать итальянские военные умели, а у того же FIAT-SPA Dovunque 35 были не только преимущества. Он получался тяжелее, а расход топлива заметно выше. Кроме того, в той же Италии более выгодно было держать обычные грузовики, поскольку с дорогами в Европе дела обстояли куда лучше, чем в Африке. Одним словом, выбор итальянских военных был осознанным и прагматичным.
Еще до того, как было принято окончательное решение о выборе грузовика FIAT-SPA 38 R стал разрастаться с точки зрения вариантов исполнения. В 1937 году стали появляться опытные версии спецмашин, таких, как передвижные мастерские и санитарные автобусы. Собственно говоря, в этом и был смысл создавать военный грузовик специальной разработки. Условно военной разработки был и FIAT 626, его создавали и под требования военных. Вместе с тем, FIAT, в отличие от SPA, ориентировался и на гражданский рынок. Хотя кто был в приоритете, очевидно.
В случае со спецмашинами имелся еще и третий участник производства, также находившийся в Турине. Речь идет о кузовном ателье Viberti (Officine Viberti), основанном в 1928 году. Ателье называть его можно условно, на самом деле речь идет о кузовном заводе, который имел мощное производство и специализировался на широкой гамме изделий. В том числе и на бронемашинах, большой объем выпуска занимали прицепы. Выпускали тут и автобусы, причем носили они обычно марки FIAT или FIAT-SPA. По большому счету, Viberti имело примерно тот же статус, что и Fisher Body в империи General Motors. Разница была в том, что Viberty оставалась независимой.
Как раз на Viberti и свалился основной объем заказов по специальным кузовам. Одним из первых появился санитарный фургон. Он имел «смешанную» конструкцию, то есть не однообъемный кузов, а кабина, а за ней уже закрытый кузов фургон. Этот вариант стал первым в семействе FIAT-SPA 38 R, имевший полностью закрытую кабину. Внутри фургона размещались места для лежачих раненых. Кузов был нарочито обшит деревянными панелями, хотя на самом деле дерево массово применялось и в кабинах. Это снаружи они обшивались жестью, а под ним скрывалась деревянная рама. Вполне типовое решение для машин тех лет.
Самыми красивыми кузовами Viberti, впрочем, были автобусы. Выпускали они их в разных вариантах, самый интересный оказался у итальянских ВВС. Такое впечатление, что заказчиком был какой-то эстет, поскольку даже радийный фургон на базе FIAT-SPA Dovunque 35 выглядел, так сказать, богато. Автобус на базе FIAT-SPA 38 R выглядел еще более «богато», у него даже оформление капота оказалось другим. Обычные автобусы для армии получились не такими вычурными.
Имелись некоторые отличия и у базовой модели грузовика. Дело в том, что эксплуатация грузовиков в Африке имела свою специфику. Поэтому появился вариант Coloniale с дополнительным топливным баком объемом 100 литров, который размещался в задней части машины. В общей сложности запас топлива составлял 123 литра. Также «ливийская» версия машины получала соответствующие шины.
Уже в ходе боевых действий появилась необходимость в самоходных зенитных установках. Таковые стали строить и на базе FIAT-SPA 38 R. В кузове автомобиля монтировали 20-мм зенитную автоматическую пушку Breda 35, всего так переделали не менее 100 грузовиков. Что-то похожее далее монтировалось и на других грузовиках. 7 февраля 1942 года последовало указание о переделке еще 261 FIAT-SPA 38 R в ЗСУ. Также похожие переделки еще в 1941 году появились на советско-германском фронте.
Подобные импровизированные зенитные установки имели как плюсы, так и минусы. С одной стороны, делать их было довольно просто, а шасси FIAT-SPA 38 R вполне выдерживало дополнительную нагрузку. С другой стороны, особенности кузова снижали боевую эффективность. Дело в том, что откидывался только задний борт, а это означало, что сектор наведения, который и так частично перекрывался кабиной, получался меньше необходимого. Но тут лучше что-то, чем вообще ничего.
Использовались FIAT-SPA 38 R очень широко, встретить их можно было везде, где воевали итальянские войска. Она получилась вполне удачной и неприхотливой, а главное массовой. Вплоть до осени 1943 года было сдано около 16000 машин данного типа, причем выпускались они и головным заводом FIAT. Шли эти грузовики и на экспорт. 600 FIAT-SPA 38 R оказалось в Испании. Еще одной страной, которая заказала итальянские грузовики, стала Франция. В 1940 французская армия, испытывавшая острую потребность в грузовых машинах, заказала 500 FIAT-SPA 38 R. Из них 389 штук поставили к концу апреля 1940 года, а всего французы их получили около 400 штук. По злой иронии судьбы, в июне 1940 года FIAT-SPA 38 R оказались по обе стороны фронта — Италия объявила войну Франции.
Воевали условно легкие итальянские грузовики и на советско-германском фронте. Вероятнее всего, именно тут возникла острая потребность в полностью закрытых кабинах. Когда именно такая версия пошла в серию, вопрос, но некоторое время грузовики выпускались и для немцев — в период с конца 1943 по 1944 годы. Программа выпуска на 1944 год оказалась очень маленькой — всего 63 штуки. Как выглядели эти грузовики, неизвестно.
Уже в 1945 году FIAT-SPA 38 R вернулся на конвейер. Он стал именоваться как FIAT-SPA 38 R/45, отличался закрытой кабиной и общим баком ёмкостью 88 литров. Судя по скорости запуска, это были еще наработки военного времени. Выпускалась машина как для армии, так и для гражданского использования. Впрочем, армейское прошлое грузовику скорее вредило, как и в целом SPA. В 1948 году выпуск прекратился, как и закончилась история Società Piemontese Automobili.
В заключение стоит сказать, что выбор итальянской армии оказался верным. Да, ничем выдающимся этот грузовик похвастаться не мог. Но далеко не всегда нужны супер-машины. Требуются и рабочие лошадки, простые, неприхотливые, а главное массовые. Именно этим критериям FIAT-SPA 38 R вполне соответствовал.
Список источников
- Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
- italie1935-45.com
- caminhoesdomundotododetodososmodelos.blogspot.com
- Фотоархив автора
- РГАКФД
источник: https://dzen.ru/a/Y5mtvUT30VVjLmQ1
ох, вот сейчас придет вадим …
Ну, что касается строительства флота при Сталине, то тут Вадим как-бы один из самых рьяных флотофилов:)))
занятно ))
Что-то реально его давно его не было…
Все ли с ним в порядке?
А статья… как мин, некоторые фактологические ошибки есть.
увы, не знаю.
На всякий случай:
Очень толковые выводы. И разумное их обоснование.
Флотофилы в своём репертуаре… Начинаем с тезиса « Каких только мнений на этот счёт не приходится иногда выслушать. «Флот — самый дорогой способ производства пехоты» «, а потом… потом красноречиво объясняем, почему именно это так — того не хватало, сего не хватало… Т.е.с самим-то тезисом автор уже не спорит? Идём далее Стоит помнить, что СССР начала 1941-го года был технически отсталой страной. Только в ходе войны были созданы отдельные образцы оружия, по ряду параметров, превосходившие западное – но именно, что отдельные образцы, и именно, что по ряду параметров. Флоту в данном случае, не повезло. Т.е. вот флоту не повезло, а СА и ВВС, видимо, обладали новейшей техникой, да? Колоссальный контраст со сразу же потерявшей управление армией! В итоге те атаки, которые немцы проводили против советских военно-морских баз в тот день, закончились ничем. А сравнить наряд сил, которые немцы бросили в первый день войны на флот и на СА — не судьба? Аналогично армии, ВВС РККА оказались неспособны остановить люфтваффе, и все операции флота проходили при полном господстве противника в воздухе. Т.е. ВВС РККА оказались неспособны, но морская авиация, видимо, «зажгла неподетски»? Флот принято критиковать за исход обороны Севастополя. Но справедлива ли эта критика? Стоит задать вопрос – а у каких… Подробнее »
В результате в 1941 г. РККА имеет много артиллерийских тягачей, а артиллерия — много стальных снарядов.
А вот это вряд ли, скорее всего построят еще больше танков, которых у нас и без того больше, чем во всем мире, которых точно так же потеряют на маршах, не успев вступить в бой.
Вотъ-вотъ…
Хе-хе, коллега…
Скажу Вам, как флотофил флотофилу — а попробуйте порассуждать о том, что будет в войне у СССР без современного флота, ну или определите Ваш взгляд на требующийся для СССР военный флот.
Кстати, подкину Вам такой антифлотофильский тезис для Балтики — когда там СССР получил Прибалтику?
И таки еще да — раз флот не справился с задачей, то флот для СССР не нужен…
А армия справилась?
ну или определите Ваш взгляд на требующийся для СССР военный флот. На мой взгляд — на Балтике и ЧМ по 20-30 сторожевиков и тральщиков по 500-700 тонн и по 10-15 ПЛ. Если остались деньги — на Балтике 5-6 КЛ, а на ЧФ — 5-6 КЛ + 10-12 специализированных десантных судов Кстати, подкину Вам такой антифлотофильский тезис для Балтики — когда там СССР получил Прибалтику? Вот кстати — да. Строить «большой флот» с линкорами для обороны Маркизовой лужи? И таки еще да — раз флот не справился с задачей, то флот для СССР не нужен… А армия справилась? 1. Ну, армия таки справилась. Со скрипом, с скрежетом, на «морально-волевых» и используя ленд-лиз — но красное знамя над Рейхстагом таки подняли. Да, я помню про речные флотилии и их вклад, но это полностью укладывается в тезис — «самая дорогая пехота». Учить торпедистов и акустиков, что бы потом их использовать как пулемётчиков и разведку? Строить крейсера, что бы потом гордиться подвигами речных бронекатеров? Чудовищно неэффективное расходование крайне скудных ресурсов. Раз нет денег на колбасу, давайте купим чёрной икры. И пофиг, что нам её врач запретил из-за аллергии — понты дороже денег и здоровья. 2. Так тезис-то не тот. Флот не нужен не потому… Подробнее »
На мой взгляд — на Балтике и ЧМ по 20-30 сторожевиков и тральщиков Как я понимаю, если мы хотим попасть ? в какое там время (пусть 1930 г. или раньше?) и руководить процессом, то сначала мы должны определиться с возможными противниками, отсюда военной стратегией СССР и только потом начинать строить структуру вооруженных сил СССР. Без этого — получается разговор ни о чем. А флот является всего лишь составной частью вооруженных сил страны. И не более того. Если остались деньги — на Балтике 5-6 КЛ Что есть КЛ? Если тихоходная, то ее ценность крайне невелика, особенно под воздушной атакой, а если КЛ нужна быстроходная, то это уже будет малый крейсер… ? 2. Так тезис-то не тот. Флот не нужен не потому что не справился с задачей, а потому, что в дискурсе Великой Отечественной войны у него попросту не было вменяемых задач. Послезнание, не? Я же недаром спросил, а что было бы в ВОВ при отсутствии Советского ВМФ. Потом, принципиальный момент — давайте посмотрим на возможных противников СССР, к примеру — на 1930 г., и только тогда будет рассуждать о структуре его вооруженных сил. Конкретный пример. Незадолго до войны НКЧермет… Это, увы Тришкин кафтан… Извечный… Делаем танки — отбираем ресурсы у народнохозяйственных… Подробнее »
Как я понимаю, если мы хотим попасть ? в какое там время (пусть 1930 г. или раньше?) и руководить процессом, то сначала мы должны определиться с возможными противниками, отсюда военной стратегией СССР и только потом начинать строить структуру вооруженных сил СССР. А тут, по большому счёту, амбивалентно. Если мы собираемся воевать с лимитрофами — то против морских держав типа Эстонии, Финляндии и Румынии имеющегося старья — выше крыши. разве что «Гебен» может представлять угрозу, но тут должны работать ВВС и ПЛ. Ну и «Парижанка» модернизированная. А против великих держав вообще можно флот не строить — ПЛ и базовая авиация наше всё, ибо сколько ни пыжся — по числу капиталшипов с Англией или Францией не сравнишься. Что есть КЛ? Если тихоходная, то ее ценность крайне невелика, особенно под воздушной атакой, а если КЛ нужна быстроходная, то это уже будет малый крейсер Не-не, только тихоходный мелкосидящий утюжок для поддержки десанта. А воздушную атаку должна отбивать базовая авиация (в Маркизовой луже) Я же недаром спросил, а что было бы в ВОВ при отсутствии Советского ВМФ. Хм, и чего было бы? Я, если честно, пока не очень понял, на что Вы намекаете. Потом, принципиальный момент — давайте посмотрим на возможных противников СССР, к примеру… Подробнее »
Если мы собираемся воевать с лимитрофами Как я понимаю — лимитрофы на нас сами нападать не будут, а если соберутся, то только по наущению и поддержке (флота, в первую очередь) великих держав. То же самое будет и при нашем (гипотетическом?) нападении на них. Но, опять же, здесь определяющим фактором является политика СССР и именно он определяет структуру вооруженных сил. Не будем также и забывать, что достаточно важную роль играет о уровень обученности личного состава. Неумехи поломают и потеряют даже самое лучшее оружие. Не-не, только тихоходный мелкосидящий утюжок для поддержки десанта. А воздушную атаку должна отбивать базовая авиация (в Маркизовой луже) Итак, КЛ вышла в Маркизову лужу под прикрытием группы И-16, прилетели Ме-109, побили ишачков, прилетели Ю-87, побили КЛ. См. эту реальность — «Ударный», «Колхозник». Не будем забывать и о том, что мы так до конца ВОВ и не имели собственной МЗА калибра 20-30 мм. Т.е. технику будем совершенствовать? Хм, и чего было бы? Я, если честно, пока не очень понял, на что Вы намекаете. Я намекаю на то, что мы перестаем иметь fleet in being, хотя бы. Это означает, что мы сразу же отдаем врагу инициативу на Севере, Черном море и Тихом океане. Считаем, что все побережье (и приморские города)… Подробнее »
статья в целом разумная. не согласен с двумя утверждениями: 9 и 10 9 Использование противником минного оружия и агрессивные операции по постановке минных заграждений могут свести численность и силу флота к нолю. Полностью. При этом, противнику понадобятся для этого минимальные силы. Мины – один из самых главных по разрушительной силе видов морского оружия. Это подтверждает и американский опыт Второй Мировой. Скорее всего, в будущей большой войне, потери от мин будут превышать таковые от противокорабельных ракет, причём существенно. Необходимы как средства минирования и сами мины, так и проработанные меры противоминного обеспечения с моей точки зрения мины далеко не в числе главных видов оружия. Вероятно даже последние. При преимуществе в воздухе и на море, мины могут быть последовательно уничтожены, пусть и с потерей темпа. Балтийский флот в первые военные годы был блокирован не столько минами, сколько превосходством Люфтваффе в воздухе над Балтикой. Но мины конечно в Таллинском переходе сыграли важную роль. ни о каком ином примере «сведения флота к нулю» за счет мин я не знаю 10 Залогом успеха в морской войне являются предельно агрессивные, и очень хорошо подготовленные наступательные или контрнаступательные действия. Чисто оборонительные задачи для кораблей – оксюморон, они могут существовать лишь как отправная точка для перехвата инициативы и контратаки.… Подробнее »
Насчет набегов и успехов — не так очевидно. ЧФ в 1941 году уничтожил 8 транспортов ; например
— на мине, выставленной надводными кораблями ЧФ, подорвалось венгерское судно «Унгвар», которое перевозило в Николаев 916 тонн авиабомб , 141 тонну бензина и два румынских торпедных катера; погиб командир немецкой Дунайской флотилии.
— подводники утопили итальянский танкер «Суперга» , который перевозил 1800 т бензина и 2350 т нефти.
Конечно, хотелось бы большего , но для 1941 г. это были важные успехи и реальная помощь армии.
++++++++++
Некоторые наши теоретики в 30-х все таки верно оценивали будущею войну на море, хотя бы конкретно на Балтике — Ещё в 1937 году начальник штаба КБФ будущий адмирал И.С. Исаков предупреждал, что «сверхлинкоры и большие подводные лодки абсолютно не нужны для войны против нас», и что для обеспечения своих коммуникаций на Балтике «германский флот… будет стремиться заблокировать Красный флот в Финском заливе… уничтожить его атаками лёгких сил и авиации» — https://warspot.ru/13349-chyornoe-leto-41-go-baltiyskiy-flot-idyot-v-boy , https://warspot.ru/13389-chyornoe-leto-41-go-baltiyskiy-flot-protiv-nemetskih-konvoev , из всех альтернатив по предвоенному флоту на нашем сайте, лично мне больше всего понравилась альтернатива коллеги КосмонавтДмитрий — http://alternathistory.ru/flot-alternativnogo-ussr-1935-1945/ , хотя не со всеми его тезисами я согласен, но это «длинная» альтернатива. При «короткой» альтернативе — попаданец в конце 30-х, тоже можно успеть сделать не мало, перво наперво сделать перегруппировку сил, усилив Северный Флот за счет других флотов, в том числе за счет Тихоокеанского, держать на севере половину всех имеющихся эсминцев, крейсеров, и оба линкора, перебросить все все крейсерские подлодки типа К с Балтики на север, да и вообще подводный флот на севере должен быть самым многочисленным, перебрасываем на Балтику и Черное море все большие охотники проекта 122 с Каспия . По поводу того что надо и не надо строить за такой короткий срок, то тут… Подробнее »
Вотъ-вотъ…
Но опять же, надо разделить наши рассуждения на попаденца с послезнанием и попытку анализа на основе доступной информацией того времени.
Еще один из ключевых эпизодов морской войны — https://warspot.ru/13806-ladoga-1942-nesostoyavsheesya-nastuplenie-nemtsev .
Война — в первую очередь логистика.
История операций Черноморского флота в Великую Отечественную тут особенно характерана. По предвоенным планам немцы вообще не планировали операций по нейтрализации ЧФ. Уже через несколько недель после начала войны нейтрализация ЧФ и захват Крым становятся одной из приоритетных задач Вермахта, а после срыва планов 1941 г. немцы начинают создавать флотилию на Черном море.
А причина — логистика , маршрут снабжения Дунай — украинские порты — Днепр.
Немцы очень старались — осада Севастополя, переброска осадной артиллерии , использование элитных морских сил из Германии и Италии , 8-й авиакорпус Люфтваффе….К 1943 году немцы , фактически , нейтрализовали ЧФ и обезопасили комуникации , но … было поздно , были потеряны два важнейших года войны . Днепр оседлали советские танки.
Эти два года , в течении которых ЧФ давил немецкий транзит , окупают все расходы на флот.
Нарушение вражеской логистики безусловно имело место, но конкретно захват Крыма стал приоритетной задачей для Гитлера из за того что его сильно беспокоили бомбежки нефтяных объектов в Румынии нашей авиацией базирующейся в Крыму — https://www.youtube.com/watch?v=TUV8xQxVixs .
Добыча нефти в Румынии была , безусловно важна. Однако нефть ещё нужно было вывезти. Дешевле всего — морем. В 1941 г из пяти танкеров , снабжавших итальянский флот румынской нефтью было потоплено четыре — два британцами и два черноморцами , после чего поставки румынской нефти в Италию прекратились на четыре месяца . А защита коммуникаций Дунай-Николаев стоила только в 1941 г потери 8 паромов Зибеля , двух румынских тральщиков , плавбазы и т.д. Отнюдь не против налётов немцы в экстренном порядке развернули на Черном море 30-й флотилию подлодек , 16 ТК , полсотни сторожевиков , ок 100 БДБ . Итальянцы не отстали , перебросив 18-й дивизион из десяти торпедных катеров ( позднее ещё шесть) , 1-й дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ и знаменитую 10-ю флотилию морских диверсантов…
Удивляет. что советскому флоту так сильно ставят в вину гибель двух эсминцев и лидера в октябре 1943. В это же время немцы производили в восточном Средиземноморье свою наступательную операцию в районе Додеканесских островов, где британцы потеряли 6 эсминцев.
Или часть гарнизона Крыма немцы эвакуировать смогли. Так немцы и из Сицилии бОльшей частью эвакуироваться смогли. И вся миллионная группировка Союзников с весьма мощными флотами толком помешать не смогла.
Как всегда, начинаются нюансы… А нюансы поют романсы.
Последствия этого рейда были очень серьезными:
1. В результате этой операции было потеряно три ЭМ из семи оставшихся в составе ЧФ, из них «Бодрый» не в строю.
2. В ходе операции, увы, проявился полный непорядок в организации совместных действий авиации и флота, ошибки как высшего, так и непосредственного командования, вплоть до откровенно воинских преступлений Негоды. Напомню также, что корабли погибли в зоне прикрытия истребительной авиации.
Не стоит забывать и о том, что Негода был приговорен судом к расстрелу, который был отменен только по личному распоряжению Сталина.
2. Результатом этой операции стал непосредственный запрет на участие тяжелых кораблей в боевых действиях на ЧМ.