Юрий Пашолок. Рабочая лошадка итальянских автомобильных частей

15

Юрий Пашолок. Рабочая лошадка итальянских автомобильных частей

История FIAT-SPA 38 R, самого массового итальянского грузовика, созданного специально для военных

Содержание:

Итальянская автомобильная промышленность в межвоенный период была весьма развитой. Естественно, на нее повлияло снижение финансирования со стороны итальянских военных, случившееся после окончания Первой мировой войны. Тем не менее, будет неправильно говорить о том, что в 20-е годы у итальянцев было болото. Развитие шло, в том числе и на ниве военных автомобилей. Одним из выводов стало создание отдельного предприятия, которое занималось исключительно военными заказами. Им оказалось Società Piemontese Automobili (SPA). В 1926 году завод в Турине оказался поглощен концерном FIAT. После этого SPA полностью перешло к военным заказам. Помимо производства тягачей Pavesi, в Турине стали производить грузовики SPA 25C. Выпускались они как для итальянской армии, так и на экспорт.

SPA 38 R на параде в Турине, август 1939 года

SPA 38 R на параде в Турине, август 1939 года

В 30-е годы производственная программа SPA постепенно расширялась. Особенно это стало заметно во второй половине 30-х годов, когда Италия начала активно вооружаться. Появление новых военных заказов означало и больше работы для завода в Турине. Приоритетными задачами стало создание грузовых автомобилей повышенной проходимости, а также артиллерийских тягачей. Тем не менее, самым массовым детищем SPA того периода стал вполне обычный грузовой автомобиль. SPA 38 R, так называлась эта машина, оказалась самым массовым итальянским грузовиком, изначально создававшимся для военного назначения.

Конкуренция по моторам

Созданный в 1924 году SPA 25C сменил в итальянской армии широко известный грузовик FIAT 15ter. Он использовался в двух вариантах исполнения — 25C/10 и 25C/12, отличавшихся друг от друга моторами. В зависимости от исполнения, грузоподъемность варьировалась от 1500 до 2500 кг. Машина получилась весьма удачной, изготавливалась в различных вариантах исполнения, включая радийные фургоны и санитарные машины. Кроме того, у SPA 25C/10 имелся зарубежный отпрыск — польский грузовик Ursus A. Тем не менее, в начале 30-х годов машина уже порядком устарела.

FIAT-SPA 36 R, эта модель оснащалась мотором воздушного охлаждения

FIAT-SPA 36 R, эта модель оснащалась мотором воздушного охлаждения

Задание на разработку сменщика SPA 25C/10 появилось в начале 1933 года. Первоначальное задание, полученное от C.S.M. (Centro Studi della Motorizzazione, главный надзорный орган итальянской армии по механизации), предполагало создание машины грузоподъемностью не менее 2 тонн. Как это часто бывало в случае со SPA, за ее разработками стоял FIAT, благо что оба предприятия находились в Турине. Касалось это и моторостроения. В целом ряде случаев под капотами машин марки SPA (FIAT-SPA) стояли моторы FIAT, причем в случае со сменщиком SPA 25C/10 образовались варианты.

Ставка на мотор воздушного охлаждения не оправдалась

Ставка на мотор воздушного охлаждения не оправдалась

В начале 1934 года комиссии C.S.M. было представлено два грузовика. Они оказались очень похожими по конструкции, оба имели грузоподъемность 2,5 тонны. Таким образом, вместо сменщика SPA 25C/10 получились машины, закрывавшие всю гамму SPA 25C. Надо сказать, что от «полуторок» итальянская армия постепенно отказывалась, считая, что для «нормального» грузовика этого маловато. Решение вполне разумное, поскольку задачи легких тягачей закрывали специальные машины, а более крупные грузовики предполагались как многоцелевые машины. Маленьким нельзя было назвать и SPA 25C, его длина составляла 5,7 метров.

FIAT-SPA 38 R изначально рассматривался как резервный вариант

FIAT-SPA 38 R изначально рассматривался как резервный вариант

Основным отличием двух представленных образцов стали моторы и капоты. В случае с моделью, получившей обозначение SPA 36 R (FIAT-SPA 36 R), стоял рядный 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения FIAT объемом 4,43 литра и мощностью 50 лошадиных сил при 2000 об/мин. Это оказалось равноценно мотору SPA R4, который ставился на грузовики SPA 25C/12. Машина получила обтекаемый капот «гражданского» типа, хотя то, что это военный грузовик, было видно сразу. FIAT-SPA 36 R получал специализированную кабину, открытую с боков, «кенгурятник», а также кузов, явно отличающийся от гражданских грузовиков. Выдавали в нем военную модель и ящики, размещавшиеся под кузовом, а также на подножках кабины.

Как показали дальнейшие события, модель с мотором FIAT 18T оказалась более удачной

Как показали дальнейшие события, модель с мотором FIAT 18T оказалась более удачной

Вторая машина, получившая обозначение SPA 38 R (FIAT-SPA 38 R), оказалась равноценной по исполнению. Она получилась почти на 5 см короче, прежде всего за счет капота и силовой установки, которая размещалась внутри него. Им оказался рядный 4-цилиндровый мотор FIAT 18T объемом 4,05 литра и мощностью 55 лошадиных сил при 2000 об/мин. Появление этого мотора связано с программой разработки армейского грузовика повышенной проходимости FIAT 612, более известного как FIAT-SPA Dovunque 33 (дословно Dovunque означало «вездеход»). Судя по всему, в FIAT решили унифицировать машины по моторам.

Мотор FIAT 18T

Мотор FIAT 18T

Сами итальянские военные (прежде всего, генерал Анджело Пуньяни, заведовавший моторизацией итальянской армией) скорее были за дигатель воздушного охлаждения. Такой мотор, в теории, должен был лучше себя вести в условиях Северной Африки и на высокогорье. Поэтому, после серии сравнительных испытаний, было решено принять на снабжение обе машины, провести войсковые испытания, и уже на их основании решить, кто будет победителем. Так в 1935 году у итальянской армии образовалось две почти одинаковые машины.

Шасси FIAT-SPA 38 R. Как можно заметить, баков два

Шасси FIAT-SPA 38 R. Как можно заметить, баков два

Вместе с тем, войсковые испытания, которые проходили в 1936-38 годах, показали, что первоначальные выводы генерала Пуньяни оказались ошибочными. В Ливии и Восточной Африке FIAT-SPA 36 R показали себя не лучшим образом, поломки, прежде всего мотора, были более частыми, чем у двигателя FIAT 18T водяного охлаждения. Кроме того, этот мотор постепенно вставал на новых моделях FIAT-SPA, включая и легкий артиллерийский тягач. Уже в мае 1937 года было понятно, что FIAT-SPA 38 R явно вырывается вперед. Окончательное решение о выборе победителя было принято в 1938 году, к тому времени «предсерийные» грузовики исчислялись сотнями. FIAT-SPA 38 R оказался и в Испании, где подтвердил свои характеристики. Итальянская армия окончательно определилась с легким грузовиком.

Универсал условно легкого класса

Официально данная машина именовалась как Autocarro Leggero Militare SPA 38 R, или легкий армейский грузовик. На самом деле слово «легкий» в отношении FIAT-SPA 38 R звучало слегка так так комично. При длине почти 5,8 метров и массе 3200 кг (плюс 2,5 тонны нагрузки) он был ближе к ЗИС-5 (точнее, к его предшественнику — АМО-3). Впрочем, на фоне Einheitsdiesel, который при снаряженной массе 4925 кг также числился в легких, это еще мелочи. У военных свои причуды.

Специализированный кузов имел только один откидной борт - сзади

Специализированный кузов имел только один откидной борт — сзади

Ближе всего к FIAT-SPA 38 R был грузовик FIAT 621, исходно гражданский, но вполне себе служивший в ряде армий мира. Был он, кстати, среднего класса, при том, что имел меньшую массу и схожую грузоподъемность. Армейский грузовик получился не таким шустрым, он развивал скорость около 50 км/ч. Другой вопрос, что создавался FIAT-SPA 38 R под более суровые условия эксплуатации. Назвать его внедорожником сложно, но по пересеченной местности машина передвигалась более уверенно, чем гражданские грузовики.

Базовая версия SPA 38 R использовалась в разных вариациях, включая и санитарную

Базовая версия SPA 38 R использовалась в разных вариациях, включая и санитарную

Собственно говоря, данному грузовику и не требовалось быть внедорожником. Для этого существовали машины вроде FIAT-SPA Dovunque 35 с колесной формулой 6Х4. Итальянским военным требовались не только внедорожники, но и вполне обычные грузовики. Считать итальянские военные умели, а у того же FIAT-SPA Dovunque 35 были не только преимущества. Он получался тяжелее, а расход топлива заметно выше. Кроме того, в той же Италии более выгодно было держать обычные грузовики, поскольку с дорогами в Европе дела обстояли куда лучше, чем в Африке. Одним словом, выбор итальянских военных был осознанным и прагматичным.

Один из вариантов полевой мастерской

Один из вариантов полевой мастерской

Еще до того, как было принято окончательное решение о выборе грузовика FIAT-SPA 38 R стал разрастаться с точки зрения вариантов исполнения. В 1937 году стали появляться опытные версии спецмашин, таких, как передвижные мастерские и санитарные автобусы. Собственно говоря, в этом и был смысл создавать военный грузовик специальной разработки. Условно военной разработки был и FIAT 626, его создавали и под требования военных. Вместе с тем, FIAT, в отличие от SPA, ориентировался и на гражданский рынок. Хотя кто был в приоритете, очевидно.

Специальные кузова для FIAT-SPA 38 R стали появляться уже в 1937 году

Специальные кузова для FIAT-SPA 38 R стали появляться уже в 1937 году

В случае со спецмашинами имелся еще и третий участник производства, также находившийся в Турине. Речь идет о кузовном ателье Viberti (Officine Viberti), основанном в 1928 году. Ателье называть его можно условно, на самом деле речь идет о кузовном заводе, который имел мощное производство и специализировался на широкой гамме изделий. В том числе и на бронемашинах, большой объем выпуска занимали прицепы. Выпускали тут и автобусы, причем носили они обычно марки FIAT или FIAT-SPA. По большому счету, Viberti имело примерно тот же статус, что и Fisher Body в империи General Motors. Разница была в том, что Viberty оставалась независимой.

Опытный образец санитарного фургона

Опытный образец санитарного фургона

Как раз на Viberti и свалился основной объем заказов по специальным кузовам. Одним из первых появился санитарный фургон. Он имел «смешанную» конструкцию, то есть не однообъемный кузов, а кабина, а за ней уже закрытый кузов фургон. Этот вариант стал первым в семействе FIAT-SPA 38 R, имевший полностью закрытую кабину. Внутри фургона размещались места для лежачих раненых. Кузов был нарочито обшит деревянными панелями, хотя на самом деле дерево массово применялось и в кабинах. Это снаружи они обшивались жестью, а под ним скрывалась деревянная рама. Вполне типовое решение для машин тех лет.

Автобус для итальянских ВВС

Автобус для итальянских ВВС

Самыми красивыми кузовами Viberti, впрочем, были автобусы. Выпускали они их в разных вариантах, самый интересный оказался у итальянских ВВС. Такое впечатление, что заказчиком был какой-то эстет, поскольку даже радийный фургон на базе FIAT-SPA Dovunque 35 выглядел, так сказать, богато. Автобус на базе FIAT-SPA 38 R выглядел еще более «богато», у него даже оформление капота оказалось другим. Обычные автобусы для армии получились не такими вычурными.

Обычные автобусы были более скромными

Обычные автобусы были более скромными

Имелись некоторые отличия и у базовой модели грузовика. Дело в том, что эксплуатация грузовиков в Африке имела свою специфику. Поэтому появился вариант Coloniale с дополнительным топливным баком объемом 100 литров, который размещался в задней части машины. В общей сложности запас топлива составлял 123 литра. Также «ливийская» версия машины получала соответствующие шины.

Первые установки 20-мм автоматических пушек Breda 38 в кузове FIAT-SPA 38 R

Первые установки 20-мм автоматических пушек Breda 38 в кузове FIAT-SPA 38 R

Уже в ходе боевых действий появилась необходимость в самоходных зенитных установках. Таковые стали строить и на базе FIAT-SPA 38 R. В кузове автомобиля монтировали 20-мм зенитную автоматическую пушку Breda 35, всего так переделали не менее 100 грузовиков. Что-то похожее далее монтировалось и на других грузовиках. 7 февраля 1942 года последовало указание о переделке еще 261 FIAT-SPA 38 R в ЗСУ. Также похожие переделки еще в 1941 году появились на советско-германском фронте.

Аналогичные машины на советско-германском фронте

Аналогичные машины на советско-германском фронте

Подобные импровизированные зенитные установки имели как плюсы, так и минусы. С одной стороны, делать их было довольно просто, а шасси FIAT-SPA 38 R вполне выдерживало дополнительную нагрузку. С другой стороны, особенности кузова снижали боевую эффективность. Дело в том, что откидывался только задний борт, а это означало, что сектор наведения, который и так частично перекрывался кабиной, получался меньше необходимого. Но тут лучше что-то, чем вообще ничего.

Донбасс, лето 1942 года

Донбасс, лето 1942 года

Использовались FIAT-SPA 38 R очень широко, встретить их можно было везде, где воевали итальянские войска. Она получилась вполне удачной и неприхотливой, а главное массовой. Вплоть до осени 1943 года было сдано около 16000 машин данного типа, причем выпускались они и головным заводом FIAT. Шли эти грузовики и на экспорт. 600 FIAT-SPA 38 R оказалось в Испании. Еще одной страной, которая заказала итальянские грузовики, стала Франция. В 1940 французская армия, испытывавшая острую потребность в грузовых машинах, заказала 500 FIAT-SPA 38 R. Из них 389 штук поставили к концу апреля 1940 года, а всего французы их получили около 400 штук. По злой иронии судьбы, в июне 1940 года FIAT-SPA 38 R оказались по обе стороны фронта — Италия объявила войну Франции.

Разбитый санитарный фургон, итог операции "Малый Сатурн"

Разбитый санитарный фургон, итог операции «Малый Сатурн»

Воевали условно легкие итальянские грузовики и на советско-германском фронте. Вероятнее всего, именно тут возникла острая потребность в полностью закрытых кабинах. Когда именно такая версия пошла в серию, вопрос, но некоторое время грузовики выпускались и для немцев — в период с конца 1943 по 1944 годы. Программа выпуска на 1944 год оказалась очень маленькой — всего 63 штуки. Как выглядели эти грузовики, неизвестно.

FIAT-SPA 38 R/45 с закрытой кабиной

FIAT-SPA 38 R/45 с закрытой кабиной

Уже в 1945 году FIAT-SPA 38 R вернулся на конвейер. Он стал именоваться как FIAT-SPA 38 R/45, отличался закрытой кабиной и общим баком ёмкостью 88 литров. Судя по скорости запуска, это были еще наработки военного времени. Выпускалась машина как для армии, так и для гражданского использования. Впрочем, армейское прошлое грузовику скорее вредило, как и в целом SPA. В 1948 году выпуск прекратился, как и закончилась история Società Piemontese Automobili.

Экземпляр грузовика, находящийся в России

Экземпляр грузовика, находящийся в России

В заключение стоит сказать, что выбор итальянской армии оказался верным. Да, ничем выдающимся этот грузовик похвастаться не мог. Но далеко не всегда нужны супер-машины. Требуются и рабочие лошадки, простые, неприхотливые, а главное массовые. Именно этим критериям FIAT-SPA 38 R вполне соответствовал.

Список источников

      1. Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005
      2. italie1935-45.com
      3. caminhoesdomundotododetodososmodelos.blogspot.com
      4. Фотоархив автора
      5. РГАКФД

источник: https://dzen.ru/a/Y5mtvUT30VVjLmQ1

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account