Юрий Пашолок. Повозка для десантной пушки. Мехтяга для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК
Авиадесантные части уже в годы Второй мировой войны стали оснащаться весьма специфичными образцами вооружения и военной техники. В начальный период войны особенно в этом преуспели немцы, при этом некоторые образцы специализированного вооружения оказывались в руках рядовых частей. Касалось это, например, тяжелого противотанкового ружья 2,8 cm schwere Panzerbüchse 41 (2,8 cm s.Pz.B.41), которое ружьем называлось с большой натяжкой. Скорее это было что-то больше похожее на легкую противотанковую пушку, причем обладавшую существенно большим бронепробитием, нежели 3,7 cm Pak, типовая немецкая противотанковая пушка 1939-41 годов. В результате специфичная система, изготовленная не самым большим тиражом, применялась не только теми частями, для которых она предназначалась, но и пехотными, а также механизированными частями. В последнем случае 2,8 cm s.Pz.B.41 ставилась на бронемашины Sd.Kfz.221, а также на легкие разведывательные полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250/11. Правда, по-настоящему массовыми эти конверсии не стали, поскольку 2,8 cm s.Pz.B.41 была специфичной системой. Да, бронепробитие было выше, но орудие с коническим стволом имело подкалиберный снаряд, который быстро терял свою мощь, так что эффективный огонь мог вестись на ближних и средних дистанциях.
В Советском Союзе орудиями с коническим стволом начали заниматься уже после того, как познакомились с 2,8 cm s.Pz.B.41. Вместе с тем, еще с 1937 года шли работы по 45-мм десантной пушке Ф-23, которая могла перевозиться на мотоцикле, разрабатывал ее завод №92. А в конце мая 1941 года маршалом Г.И.Куликом были подписаны тактико-технические требования на 37-мм авиадесантную пушку. Согласно требованиям, масса орудия ожидалась в районе 100-110 кг, при этом орудие могло разбираться и переноситься раздельно бойцами. Масса каждой из разборных частей не должна была превышать 25 кг. Аналогично Ф-23, которая продолжала находиться в плане на 1941 год, 37-мм авиадесантная пушка должна была перевозиться как силами расчета, так и на мотоцикле. Согласно требованиям, на ней должны были ставиться мотоциклетные колеса.
Данные требования были разработаны для противотанковой пушки ЧКШ, которую разрабатывали в ОКБЛ-46 (Особое Конструкторское Бюро-Лаборатория №46 НКВ) под руководством Е.В. Чарнко, И.А. Комарицкого и В.И. Шелкова. Создавалось орудие под баллистику 37-мм зенитного орудия 61-К, которое по пробитию брони было очень близко к 45-мм противотанковой пушке, но при этом система получалась заведомо легче. По этой причине, кстати говоря, В.Г. Грабин осенью 1941 года выбрал баллистику 61-К для пушки для Т-60 вместо требуемой баллистики 45-мм пушки. В требования мая 1941 года по массе ЧКШ не вписывалась — реально она весила 220 кг. Впрочем, 2,8 cm s.Pz.B.41 была даже чуть тяжелее, посему это не являлось большой проблемой. Главной изюминкой ЧКШ стало использование принципа разделения откатных масса. По этой причине у орудия получился характерный внешний вид с массивным кожухом, а ствол получил дульный тормоз. В результате удалось получить небольшое сопротивление отката. Стреляли из ЧКШ лежа, с использованием плечевого упора.
В августе 1941 года были проведены полигонные испытания двух опытных образцов — ЧКШ-1 и ЧКШ-2. Согласно проектным данным, скорострельность должна была составить 16-20 выстрелов в минуту, но на практике получилось 8. Также отмечались плохая кучность, сложность конструкции, ненадежность в работе и недостаточное бронепробитие. В виду начала войны в работах по ЧКШ наступило некоторое затишье, тем не менее, летом 1942 года появилась переработанная версия орудия, которая именовалась уже как ЧК. Боевая масса снизилась до 212 кг, была проведена существенная доработка системы. Орудие испытывалось на Гороховецком АНИОП с 7 августа по 17 сентября 1942 года, за это время было выполнено 590 выстрелов. Результаты испытаний оказались более успешными, хотя было выявлено около 20 дефектов, часть из которых было однозначно производственными. Максимальная скорострельность достигла 20-25 выстрелов в минуту, а практическая — 9-12.
В целом орудие признали перспективным, хотя испытания оно не выдержало. Технический Совет НКВ 26 сентября 1942 года дал указание о доработке орудия, что ОКБЛ-46 и сделало. С 5 декабря 1942 по по 12 января 1943 года прошли заводские испытания улучшенной версии ЧК. Конструкцию орудия весьма существенно доработали, в частности, появился более развитый дульный тормоз. Боевая масса в походном положении составила 213 кг, а в боевом — 204 кг. В третий раз на испытания ГАУ орудие вышло в феврале 1943 года, несмотря на некоторые дефекты, отмечался прогресс в работах. В ГАУ КА отмечали, что орудие хоть и чуть уступает 45-мм противотанковой пушке, но хорошо подходит для авиадесантных частей.
Согласно переписке за май 1943 года, в ГАУ КА было принято решение об изготовлении опытной серии из 30 орудий, которые предназначались для войсковых испытаний. Сразу следует сказать, что данные испытания выявили ряд недостатков, посему орудие продолжало видоизменяться. Поэтому серийная ЧК-37 (она же ЧК-М1) отличалась от орудия третьей итерации. Тем не менее, именно такие, более ранние системы, сохранились до наших дней. Иногда ЧК можно видеть на экспозиции Музея Победы на Поклонной Горе.
Как уже говорилось, изначально предполагалось, что перевозить орудие предполагалось либо силами расчета, либо на мотоцикле. Между тем, эти требования разрабатывались до того, как на вооружении Красной Армии появился новый тип автомобиля — полноприводной автомобиль-разведчик, он же «Пигмей», он же ГАЗ-64. Данная машина имела небольшую боевую массу, могла перевозиться силами военно-транспортной авиации и отлично подходила как легкий артиллерийский тягач. Правда, первое время было слегка не до нее, а к лету 1942 года, когда появилась вторая итерация ЧКШ (уже ЧК), ГАЗ-64 уже полгода как не выпускался. Точнее, летом 1942 года его выпуск возобновили, но в таких объемах, что скорее они являлись статистической погрешностью. Поэтому ОКБЛ-46 стало рассматривать другую машину — Bantam BRC40, данные командирские машины поставлялись по программе ленд-лиза с конца 1941 по весну 1942 года, всего прибыло около 500 таких автомобилей. Но и с ним как-то не очень задалось: пока в ОКБЛ-46 прорабатывали вопрос установки ЧК в «бантик», его поставки прекратились. Поэтому проект установки в него пушки так и остался проектом.
Тем не менее, отечественная база для орудия всё же нашлась. Летом 1943 года орудие установили на соответствующе доработанный автомобиль ГАЗ-64. Или не ГАЗ-64? В переписке представители ОКБЛ-46 называют машину ГАЗ-67. Правда жизни заключается в том, что «узкоколейный» ГАЗ-67 никто не видел, и как бы это не он. По крайней мере, до сих пор внешний вид машины загадка. Так или иначе, но концепция установки ЧК в ГАЗ-67 несколько отличалась от исходной идеи. До того предполагалась более существенная доработка машины с точки зрения установки креплений для частей лафета. Теперь же лафет крепился в носовой части машины, перед бампером, это позволяло оперативно привести орудие в походное положение. А вот установка непосредственно в машину была той же. Лобовое стекло переделывали: оно получало вырез, в котором торчало орудие. Огонь велся с заднего сиденья, причем это можно было делать практически с хода. Для десантных частей самое оно. Надо сказать, что еще в 1941 году что-то похожее разрабатывали американцы, сначала на базе Bantam BRC 40, а затем на базе Willys MB. Но получилась более несуразная конструкция, у ОКБЛ-46 та же концепция оказалась более удачной по исполнению.
Непосредственно на базе ГАЗ-67 (или ГАЗ-64, может артиллеристы и ошиблись) серийно «самоходный лафет» для ЧК не делали. В июне 1943 года ГАЗ им. Молотова разбомбили, пришлось почти заново восстанавливать производство, а ГАЗ-67Б выпускался в мизерных объемах. Посему для ЧК делали аналогичную базу уже с использованием автомобилей, поставлявшимся по ленд-лизу. Но это уже другая история.
Источники:
- ЦАМО РФ
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/povozka-dlia-desantnoi-pushki-5f78183e8d3ae5589bbf0eed